Казанский кафедральный собор (собор во имя Казанской иконы Божией Матери) — ныне утраченный православный храм в Иркутске. Выполнял функции кафедрального собора Иркутской и Ангарской епархии. Располагался на месте здания администрации Иркутской области. Взорван в августе 1932.
Казанский кафедральный собор величественно возвышался на главной площади Иркутска очень короткое время, неполные 40 лет, но, несмотря на это, он прочно вошел в память горожан. Монументальные и торжественный собор был своего рода символом культурного расцвета и богатства Иркутска в конце XIX — начала XX века. Расположенный в центре города, храм не только доминировал над окружающей застройкой, но и объединял в целостный комплекс отдельные приходские храмы, чьи выразительные объемы придавали городу неповторимый живописный силуэт.
Иркутский Казанский кафедральный собор входил в число крупнейших культовых сооружений России. Он вмещал в себя пять тысяч молящихся, а его высота достигала 60 метров. Для сравнения: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге вмещает 8 тысяч человек, храм Христа Спасителя в Москве был выше иркутского собора всего лишь на 13 метров. Летописец Нит Романов свидетельствовал, что собор "был четвертым провинциальным по величине и красоте внутри и снаружи".
В середине XIX века старый Богоявленский собор перестал удовлетворять потребностям растущего города. Его нельзя было назвать тесным, но при большом стечении народа многие не слышали пения хора, и ощущался недостаток воздуха при горении свеч. Поэтому не было ничего удивительного в том, что среди населения Иркутска стала постепенно зарождаться мысль о построении в городе нового кафедрального собора.
Почти полвека потребовалось на то, чтобы воплотить в жизнь замысел устройства в Иркутске кафедрального собора. В 1849 иркутский миллионер-золотопромышленник Евфимий Андреевич Кузнецов сделал крупное пожертвование в размере 250 тысяч рублей, которое и легло в основу капитала потраченного на сооружение кафедрального собора.
Первый проект кафедрального собора выполнил архитектор В.А. Кудельский. В соответствии с правилами строительного устава, предписывающего при проектировании храмов использование исторических стилей, архитектор составил проект в русском стиле с позакомарным покрытием с пятью главами и с шатровыми венчаниями. В 1867 проект собора был высочайше утвержден. Однако до начала строительства прошло еще несколько лет, посвященных организации работ и развертыванию производственной базы, наобходимой для успешного выполнения грандиозного замысла.
Наконец 17 апреля 1875, в день рождения правящего императора Александра II, кафедральный собор был торжественно заложен архиепископом Вениамином.
Сразу же, на первом этапе строительства, между архиепископом Вениамином и архитектором возникли разногласия, пришедшие к отстранению Кудельского от работ. Наблюдать за работами по возведению собора был приглашен инженер-капитан Митрофан Нилович Огонь-Догановский, который составил новый проект Казанского собора. Рассмотрение проекта в Святейшем Синоде затянулось на 6 лет. Фасад собора неоднократно корректировался, так как не удовлетворял столичные власти в художественном отношении. Так, на одном из вариантов проекта Александр III собственной рукой досадливо записал: “Согласен, немного лучше, но вообще безвкусие порядочное, но нечего делать”.
Между тем, несмотря на отсутствие утвержденного проекта, строительные работы уже велись полным ходом. К июню 1879 стены собора были возведены на высоту второго яруса окон, когда страшный пожар, уничтоживший половину города, приостановил строительство собора на шесть лет.
После пожара руководить работами был приглашен инженер-архитектор барон Генрих Владимирович Розен, который приехал в Иркутск в 1879 или 1880, будучи уже известным архитектором. Розен представил свой проект восстановление храма и переделки предыдущего проекта согласно высочайше указанным замечаниям, вследствие чего здание получало более нарядный облик, соответствующий русскому стилю. В процессе строительства возникли сомнения в прочности пилонов и арок, пострадавших во время пожара. Специально назначенная комиссия провела исследования несущих конструкций и установила, что конструкции достаточно надежны, но Розен в целях предосторожности решил переделать проект венчающих частей с уменьшением высоты постройки почти на десять метров.
Изменения, внесенные им в свой первоначальный проект в нижней, уже возведенной части, касались декоративной пластики фасадов. Верхняя же часть получило совершенно иное архитектурное обличье. Изменены были не только формы куполов, но и стилистика сооружения. Окончательный проект Г.В. Розена был выдержан в русско-византийском стиле и отличается более пышным декоративным убранством стен. Праздничность и нарядность нового проекта больше соответствовала требованием времени. Проект был одобрен Санкт-Петербургским техническим комитетом с резолюцией, что фасад собора в последней его форме получил “более изящный в художественном отношении вид”.
Возведение Казанского кафедрального собора и его внутреннее устройство продолжались 19 лет и были закончены в 1894. Всего на строительство и заведение церковной утвари было израсходовано 904 025 рублей 42 ½ копейки.
Освящение главного придела во имя иконы Казанской Божией Матери состоялось 25 января 1894. С конца января до конца августа 1894 архиепископом Тихоном последовательно были освящены остальные престолы: главный — во имя иконы Казанской Божией Матери, правый — Святителя и Чудотворца Николая, левый — св. Евфимия Новгородского и св. Евфимии, на правых хорах — св. Тихона Задонского и св. Митрофана Воронежского, на левых хорах — Святителя Иннокентия Иркутского и преподобного Вениамина Печерского и пещерный храм-усыпальница во имя Страшного Суда Господня.
Новый Казанский кафедральный собор представлял собой пятиглавый крестово-купольный храм. Объемная композиция собора довольно сложная. Симметричные боковые притворы1 и апсида2 превышают по высоте четвериковый ярус храма, их полукруглые закомары3 фланкируют аттиковое4 основание центральной главы, тогда как прясла5 под боковыми главками занижены. Все это создает насыщенную и динамичную композицию из разновысоких объемов, находящихся в сложной иерархии соподчинения друг другу и выделения главенствующего значения центрального купола.
Центричность композиции нарушалась длинной галереей, соединяющей храм и колокольню. Сам храм был строго симметричен. Средние повышенные прясла завершались полукруглыми закомарами, боковые — килевидными6. Над нижним двухсветным ярусом размещался еще один аттиковый ярус, соответствующий в интерьере сводам боковых приделов. Четыре малые главы, в виде беседок венчающие пределы, располагались по диагоналям планировочного креста. Главный полусферический купол был установлен на двенадцатигранном световом барабане.
Для фасадов характерно разномасштабное построение декора: в нижней части укрупненное, с подчеркнутое центральной осью, унаследованное от классицизма, а в верхней части — более дробное, равнозначное разных форм, обусловленное перипетиями строительства, храм воспринимался как единое целое с уравновешенной композицией объемов и сочной живописной пластикой деталей. Насыщение орнаментом нарастало к верху. Второй ярус окон храма был значительно более декорирован, чем первый, а в оформлении стен барабанов боковых главок и центрального купола вообще не оставалось пустого пространства: ступенчатые ярусы кокошников7, аркатурные пояски8, полуколонки арочных окон, архивольты9, фигурные кронштейны10 карнизов, зубчики — далеко не полный перечень использованных декоративных элементов. Нарядность декоративного оформления усиливалась орнаментацией куполов в косую корзинку, раскрашенную в шахматном порядке (графит и белила), и применением цвета в расколеровке фасадов. Оштукатуренные стены были окрашены предположительно в красно-коричневый цвет, цоколь — в темно-серый. Белым цветом были выделены декоративные элементы: колонны, аркатурные пояски, архивольты, ниши и арочки. Другим цветом акцентировать капители и базы колон, которые, вероятно, окрашивались бронзой, со временем темневшей, что зафиксировано на черно-белых фотографиях. Круглые ниши притворов имели вставки икон с изображением Казанской Божьей Матери. Собор венчало девять ажурных позолоченных крестов, десятый крест венчал колокольню.
Строительство колокольни было начато одновременно со строительством храма, и по первоначальному замуслу она должна была стоять отдельно и быть выше храма. Однако позже ее решили соединить с собором низкой галереей и выполнить в виде низкой звонницы, что было более свойственно византийской архитектуре. При возобновлении работ после пожара архитектор Г.В. Розен предложил разобрать колокольню, уже выстроенную на шесть саженей в высоту, как несоответствующую симметричной композиции собора, но натолкнулся на сопротивление церковных властей. К этому времени уже был отлит новый колокол весом около 1200 пудов, который не умещался в боковых куполах собора. Можно предположить, что строительство колокольни осуществлялось без участия архитектора, поскольку ее объемная композиция выполнена как чистая трансляция форм боковых главок храма, что едва ли могло быть спроектировано таким профессионалом, ка Розен. Возведение колокольни с механическим копированием отдельных форм храма и отсутствием от общего пропорционального строя, а также строительство галереи привело к нарушению равновесия и цельности композиции всего сооружения.
Интерьер собора был разработан Г.В. Розеном в соответствии со стилистикой фасадов. Обширное внутреннее помещение делилось четырьмя гранеными пилотами, на которые опирался полусферический купол. Общая высота собора в интерьере была 45 метров. Это открытое на всю высоту пространство освещалось двумя рядами окон, но основной свет струился сверху из арачных окон двенадцатигранного барабана. Создавался эффект воздушности и парения купола. Цветные стекла, вставленные в в окна барабана, придавали интерьеру необычное динамичное и эмоциональное великолепие. Солнечный свет, преломляясь в цветных стеклах, постоянно двигался и менялся, создавая иллюзию нерукотворности внутреннего пространства и небесного образа.
Трехъярусный шестнадцатиметровый, закругленный в плане иконостас главного придела был вырезан по рисункам Г.В. Розена молодым иркутским мастером Н.П. Поповым. Им же были выполнены иконостасы боковых приделов, но уже по собственным рисункам. Боковые иконостасы по художественному оформлению соответствовали главному иконостасу, но были меньших размеров, в два става. Все иконы для иконостаса главного храма были писаны на полотне петербургским академиком Марковым, для иконостасов боковых приделов - иркутским иконописцем М.А. Кронбергом. Богатый, кованный из серебра престол был привезен из центральной России.
После Октябрьской революции, в условиях гонения и террора против церкви, жизнь кафедрального собора начала замирать. В 1920-е в ограде собора горожане устроили спортивную площадку, на которой ежедневно молодежь играла в футбол. При этом была выбита значительная часть стекол, особенно пострадала усыпальница. В местных органах печати велась активная компания за ликвидацию собора.
В этот период Казанский кафедральный собор содержала немногочисленная община верующих, которая на свои скудные средства пыталась как-то исправить наносимый храму ущерб. В 1930 году собор закрыли. В январе 1932 отдел охраны памятников подписал приговор собору, отказавшись от предложения приспособить его под музей. Собор отнесли к разряду зданий, не представляющих исторической и художественной ценности, и поэтому решили снести.
Попытка разобрать здание на строительный материал не увенчалась успехом. Тогда решили взорвать. Первый взрыв прозвучал в августе 1932, но чтобы окончательно его обрушить, потребовалось еще несколько зарядов (по разным сведениям, от трех до пяти). Бригады рабочих вручную разбирали обломки собора, сгружая их в вагонетки, которые увозили мусор по временным рельсам. После выравнивания остатков собора на Тихвинской площади уровень ее поднялся почти на метр.
В начале 1936 объявляется всесоюзный конкурс на проектирование Дома Советов в Иркутске. Здание проектировалось на месте разрушенной православной святыни, и новая власть поставила перед архитекторами и строителями задачу — возвести грандиозное сооружение, которое по красоте и размерам не уступало бы Казанскому кафедральному собору.В конкурсе победил проект, выполненный архитекторами из Новосибирска А.Д. Крячковым и В.С. Масленниковым. Дом Советов представлял собой здание в виде раскрытого к площади полукружия фасада, с парадным вестибюлем, с конными скульптурными группами при входе и на парапете, со светлым объемом конференц-зала, обращенного в сторону парка на набережной Ангары. На площади перед Домом Советов предполагалось устроить фонтан. Проект этого здания даже по современным меркам наиболее всего отвечал бы требованиям общественно-делового центра в Иркутске и вряд ли получил бы в народе название "серого дома".
27 октября 1936 в Москве был утвержден проект иркутского Дома Советов объемом 55 545 кубических метров и смета строительства в размере 5 миллионов 251 тысячи рублей. Через два года строители приступили к закладке нулевого цикла сооружения. О первом начальнике строительства Дома Советов сохранились скупые сведения. Звали его Дмитрий Белик, и в этой должности он проработал недолго. В том же 1938 его арестовали сотрудники НКВД и 22 июня расстреляли.
Возведение Дома Советов, прерванное войной, возобновилось в начале 1949. К сожалению, первоначальный проект не нашел своего воплощения в натуре. За основу строительства были взяты чертежи архитектора К.И. Гурьева, который, выполняя указания сверху, подготовил довольно примитивный по конструкции проект. В советском градостроительстве тогда шла кампания по борьбе с архитектурными излишествами, и областная власть, чтобы не раздражать московское начальство, согласилась довольствоваться менее дорогостоящим зданием.
Дальнейшее строительство Дома Советов затянулось на две пятилетки. И только в 1959 в здание въехали аппарат и архив Иркутского обкома КПСС, обком ВЛКСМ и областной исполнительный комитет депутатов трудящихся.
17 мая 2011 в Государственном историческом музее (Москва) в рамках Научно-практической конференции, посвященной 350-летию Иркутска, руководителем общегородского проекта «Наследие иркутских меценатов» Мариной Кондрашовой был презентован проект «Дорога к храму», главным героем которого стал иркутский Казанский кафедральный собор, который и по сей день не вошел в список восстановленных.
Идея о воссоздании в Иркутске кафедрального собора была впервые озвучена в сентябре 2010 и сразу нашла отклик в умах и сердцах горожан, стала своеобразной объединяющей идеей. Как когда-то возрождение храма Христа Спасителя в Москве, это событие может стать главнейшим, дать совершенно новую ступень в истории развития города и всего региона.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей