Новости

Свято-Никольский храм в селе Голуметь

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Одна из самых величественных церквей Иркутской области
Приход построили всем миром - из списанного магазина
Икона Святителя Николая Чудотворца вернулась в Голуметь два года назад
Храм восстанавливают божьи люди - упорно и безвозмездно
Елена Бутская кормит бедных сельских ребятишек

На въезде в Голуметь, на взгорке, стоит Свято-Никольский храм. Он виден из любого конца большого села — монументальный, каменный, величественный. Возводили его в начале прошлого века из камня и кирпича, кладку стен для прочности скрепляли яичными желтками. Храм вырос небывалой красы — в пять куполов и три престола: белоснежный, теплый, уютный, с прекрасной акустикой. Освящен был 20 января 1914 года. Но недолго радовались прихожане. Большевистские антирелигиозные убеждения не обошли Голуметь стороной. В 1935 году постановлением Черемховского городского совета церковь Святителя Николая Чудотворца закрыли. Сначала в ней устроили склад Заготзерна, потом решили снести все венчающие части и устроить кинотеатр. Документы уже оформили, но какая-то случайность спасла храм от гибели. В последние годы он служил загоном для скота. И только пять лет назад начались восстановительные работы.

Судьба иконы

Рядом с громадой каменного пустующего храма расположились два деревянных дома — здешний приход. В одном идут службы, в другом живут божьи люди. Каждое воскресенье рано утром здесь ставят на печь большие кастрюли — готовят обед для малообеспеченных сельских ребятишек. По извечной русской традиции у прихода и огород в 70 соток есть, и столярка, и банька, и животина своя. Народу много, поэтому огурцы солят флягами, горлодер меряют ваннами.

Отсюда рукой подать до дома батюшки — отца Дмитрия. С большой семьей, женой и пятью сыновьями в Голумети он уже пять лет живет. С его-то легкой руки и началась эпопея восстановления храма. Узнав об этом, в село стали съезжаться верующие люди из Среднего, Аларска, Верхней Ирети. Откликнулись и сами голуметцы. Начали с того, что старый изношенный магазин превратили в приход. Сварили систему отопления, сняли штукатурку и покрыли стены заново. Гнилые бревна по всему периметру сменили на свежий лиственничник — получился этакий дом на плоту. Только-только поставили окна. Станет тепло — обобьют здание вагонкой: циркулярка во дворе уже вовсю верещит, гоняя горбыль. А батюшка подвозит доски на стареньком газике.

Все облачение, инвентарь, богослужебные книги, иконы для прихода по крупицам собирали по Иркутской епархии. Главным, переломным моментом стало возвращение в 2004 году старинной, в человеческий рост, иконы святителя Николая Чудотворца. В 1914 году она украшала иконостас храма. В 1934-м в Голуметь прибыла группа коммунистов. Всем жителям объявили, что в течение нескольких дней люди могут забрать иконы из храма, а все, что останется, будет сожжено. Три дня вывозили церковное имущество.

Услышав об этом, жительница Нижней Ирети Марфа Тимофеева поехала в Голуметь. Спасла от новой власти серебряный венок и несколько икон, в том числе и "Николая Чудотворца". До 1973 года они пылились у нее в амбаре, пока младший сын не решил: нечего добру зазря пропадать. И приспособил икону вместо порога у входа в сенцы, а сверху тряпками забросал. Только весной, когда стаял снег, Марфа поняла, обо что всю зиму вытирала ноги. Женщина была потрясена — протерла святой лик и снова понесла икону в амбар. Летом к ней в гости заехала сестра (мать известного певца Леонида Харитонова) и уговорила отдать "Чудотворца" ей.

Икона была в ужасном состоянии: много потеков, потертостей, левая рука, державшая святую книгу, стерта совсем. Святой иконописный лик привезли в Москву, где он "прожил" тридцать лет. Пока Леонид Харитонов не разыскал художника-реставратора Андрея Вохмятина, который согласился восстановить икону. Работал больше двух месяцев. За свой труд категорически отказался брать деньги, а взял лишь за кисти, краски, лаки. И вот в сентябре 2004 года, после 70-летнего скитания, икона вернулась на родину. По этому случаю больше часа звенели колокола церкви, а батюшка тогда сказал, что храм снова обрел душу.

История каменной святыни

История строительства Свято-Никольского храма заслуживает особого внимания и уважения. Не ясно, когда в Голумети появилась первая церковь. Доподлинно известно, что деревянную Никольскую строили в 1779 году, но вскоре она сгорела. Не пожалел огонь и две другие церкви в 1886 году. Пламя съело деревянную Троицкую и каменную Николаевскую. Тогда отец Фортунат Румянцев, служивший при голуметской церкви с 1876 года, начал сбор средств на строительство каменного храма. Зажиточные местные купцы (а их было более сорока) священника поддержали: какое же село без святыни? Но за словами действий не последовало. Народ оказался прижимистый, прихожане не внесли заметных пожертвований — факт редкий и непонятный, если учесть обеспеченность крестьян Голуметского селения и богатство местных купцов.

Первым сделал взнос председатель церковно-приходского совета Гавриил Николаевич Невидимов. Сбор денег продвигался медленно. Только благодаря энергии отца Фортуната за 20 лет церковная казна увеличилась более чем в десять раз — с 3 до 40 тысяч рублей. Когда была собрана достаточная сумма, Румянцев занялся поиском подходящего проекта и архитектора. Но судьба-злодейка сыграла с ним злую шутку. В 1904 году началась Русско-японская война — инфляция обесценила деньги. Строительство опять отложили. И лишь в 1909 году епархия приняла решение о строительстве каменного храма в селе Голуметь по проекту иркутского архитектора Н.И. Дудицкого — выпускника Санкт-Петербургского института гражданских инженеров.

Возводили храм три года, с 1910-го по 1914-й. Подготовительные работы вели местные крестьяне. Бутовой камень брали в окрестностях Голумети, кирпич делали тоже на месте, из своего сырья. От дедов и прадедов взяли рецепт — кладку стен скрепляли яичными желтками, яйца собирали со всех дворов. Желтки работали как клей БФ: склеивали то, что невозможно склеить. Храм получился одновременно массивным и строгим, как лаконичная гравюра. Мастера выполнили его в русско-византийском стиле — пять глав с широкой объединяющей ротондой под полусферой. Низкая трапезная соединяла храм с колокольней. В центральной части церковь перекрыли куполом на парусах. Габариты получились внушительные: высота барабанного купола — 21 метр, колокольни — 27, длина — 20 саженей.

С чем сравнить Свято-Никольский храм? По красоте он под стать Иркутскому кафедральному собору. Три престола — Николы-угодника, Покрова и Троицы, — пять куполов, колокольня отделена от алтарной части. Писал иконы и устроил иконостас иркутский мастер Ф.Г.Долгов. Ко дню освящения, 20 января 1914 года, в приходе было 4540(!) человек. Благолепие украшало богатое село недолго — двадцать с небольшим лет. Отец Фортунат продолжал служение в голуметской церкви до своей кончины в начале 20-х годов.

Как голуметцы храм солили

С матушкой Анной мы входим внутрь храма. От прежнего великолепия остались колонны — они скрадывают пустоту и, как титаны, подпирают центральный купол. Около них — девятиэтажные леса из струганных досок. Они похожи на спичечные домики и упираются ввысь. Под ногами, как снег, хрустит песок. Ветер треплет пленку на многочисленных узких, почти готических окнах.

Матушка Анна показывает на углубления в стенах:

— Они остались от шести печей, которыми отапливался храм. Их давно уже жители разобрали на кирпичи. Но это была удивительная конструкция! Дым шел по стенам, вверху даже видна отдушина. И в храме всегда было тепло. Но мы не можем найти схемы, которые описывают устройство печей. Поэтому отопление для нас проблема номер один.

Памятником областного значения храм объявили в 1987 году, поставили в очередь на реставрацию. И только недавно появились сдвиги. Летом 2002 года комиссия из Центра наследия вынесла вердикт — храму осталось жить не больше трех лет. Вода внутри стала рвать его на части, свирепствовал грибок, который отлично чувствовал себя в штукатурке, замешенной на яйцах. На глазах у голуметцев Свято-Никольский храм превращался в труху. И если бы не старания прихожан, инициатива батюшки, — кто знает, встречал бы он каждого на въезде в село?

Леса помог установить депутат Юрий Тен — прислал бригаду. Сами прихожане начали с большого: чистили храм от метрового слоя навоза, смешанного с зерном. Много лет церковь служила загоном для скота: коровы отдыхали здесь в летнюю жару и нагуливали аппетит. Заново нужно было сформировать контруклон, чтобы отходила вода. Два года тракторами ровняли землю, убирали почти вековой слой почвы. Потом взялись за купола — с пяти главок сняли тонны голубиного помета. Одиннадцать телег увозили эти нечистоты. Подошла очередь штукатурки, которую доедал грибок. Вручную целое лето снимали ее. Храм мгновенно наполнялся едкой белой пылью. Это был нечеловеческий труд. Все световые дни делали расшовку — филигранно вычищали кирпичные швы. Потом на полтора метра откапывали фундамент и рыли траншеи (их нужно засыпать гравием). А в разгар дачного сезона, когда огородники солили огурцы и помидоры, прихожане проводили засолку... храма. По периметру фундамента делали углубления, в которые насыпали соль. Со временем она растворит глину вокруг основания храма, и здание постепенно "сложится" — трещины станут меньше. Храм хорошенько просушили, а осенью сделали деревянные рамы для окон и затянули их пленкой, поставили двери, чтобы спасти святыню от вандалов. Так сейчас выглядит храм внутри.

Глядя на колоссальную работу, которую проделали люди, бесконечно преклоняешься перед ними. Ну и пусть в храме пока гуляет ветер, стоят леса-скелеты, а о том, что на втором этаже когда-то был клирос, можешь только рисовать в воображении картинку, — он все равно завораживает. Все, кто сейчас восстанавливает Свято-Никольский храм, ни разу не усомнились в правильности того, что делают. Вера — главный двигатель всего. Да и образ Николая Чудотворца не зря вернулся в Голуметь. Ждет своего часа.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Мухина Елена | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2006 | Дата последней редакции в Иркипедии: 03 января 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.