Новости

Классицизм в иркутской архитектуре

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Архитектурный классицизм в Иркутске

«Желтый» классицизм в камне – дворец купцов Сибиряковых, позже – дом генерал-губернатора Восточной Сибири (т.н. Белый дом). Иркутск, бул. Гагарина, 24
«Желтый» классицизм в камне – дворец купцов Сибиряковых, позже – дом генерал-губернатора Восточной Сибири (т.н. Белый дом). Иркутск, бул. Гагарина, 24
Автор: Валерий Панфилов
Источник: Иркипедия
Автор: Сергей Игнатенко
Источник: Иркипедия
Автор: Не известен
Источник: russian-church.ru
Автор: Не известен
Источник: temples.ru
Автор: Не известен
Источник: russian-church.ru
Автор: Борис Слепнёв
Источник: Иркипедия
Источник: Оldirkfotocolor.narod.ru

В начале XIX века в архитектуре Иркутской губернии происходит стилистический перелом, и на смену барокко приходит классицизм. Переход от одного стилистического течения к другому, в отличие от центральных областей России, проходил в Сибири очень медленно. Теперь в строительстве вводится довольно жесткая регламентация, а проектирование храмов и руководство по их возведению переходит к квалифицированным архитекторам. Местные школы прекращают свое существование и вливаются в общее русло развития русской архитектуры. В Иркутске в первой половине XIX века в проектировании церковных зданий участвуют архитекторы А. И. Лосев, А. В. Васильев, А. П. Деев, Я. А. Кругликов.

Становление классицизма в архитектуре Иркутска

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Становление классицизма в крае совпадает с регламентирующим указом от 29 декабря 1800 года, запрещающим повсеместно по России строить деревянные церкви. В результате, в отдаленных сибирских епархиях, где основным строительным материалом было дерево, происходит заметный спад строительства храмов. Новые каменные церкви возводятся в основном в крупных населенных пунктах области. В Иркутске строительство первых храмов классицистического направления связано с именем архитектора А. И. Лосева. По его проектам были построены церкви Григория Неокесарийского и Борисоглебская тюремная. Кроме того, есть основание предполагать, что он являлся автором Иркутской Преображенской и Кудинской Троицкой церквей. В целом классицизм не нашел широкого применения в культовой архитектуре Иркутской епархии, и в подавляющем большинстве построек этого направления ощущалась консервативная приверженность к барокко. Наиболее яркой постройкой в стиле классицизма является Казанская церковь в с. Тельма — она выделяется среди провинциальных построек столичным уровнем архитектуры.

Классицизм в архитектуре жилых домов Иркутска

В полном смысле классических особняков в Иркутске мало. Однако деталей, выполненных в соответствии с классическими ордерными профилями - можно и сейчас в изобилии видеть на домиках старого Иркутска. На том же доме "хамелеоне", на особняках Кузнецова, Сперанского. Глаз не оторвёшь от классических наличников!

Белый дом

В конце XVIII — начале XIX вв. в постройках Иркутска утверждается русский классицизм. Наиболее ярким образцом этого стиля является Сибиряковский дворец (1799—1804 гг.), известный в городе как «Белый дом». Но в основном город застраивается домами, в которых сочетаются старые формы классики с народными приемами. Архитектура этого периода отличается наибольшей выразительностью. Есть предположение, что к проекту имеет прямое отношение знаменитый итальянец, ставший питерским зодчим, – Джакомо Кваренги. Это, пожалуй, самый чистый, самый яркий представитель этого величественного стиля, и не только в Иркутске. Изначально в его покраске использовались те самые классические цвета: детали – белые, фон плоскостей – желтая охра.

Классицизм в культовой архитектуре

Проникновение классицизма. Преображенская церковь

Примером переходного этапа от барокко к классицизму является Преображенская церковь. Преображенская церковь, 1795—1798, 1811 гг. (ул. Тимирязева, 58), как и все предшествующие церковные постройки, возводится на средства иркутских купцов — Игнатьева С. Я. и Сухих.

Композиционная схема памятника варьирует сформировавшуюся барочную систему ярусного храма — четырехчастного в плане, с двумя яру­сами восьмериков на четверике (широким ниж­ним и малым венчающим на куполе). Обширная трапезная, включающая в себя приделы, соеди­няет храм и высокую трехъярусную колокольню, увенчанную стройным шпилем. В плане здание имеет пластичную форму за счет скругления за­падных стен приделов, а также полукруглых апсид. Оригинальной особенностью интерьера является связь между трапезной и храмом, осу­ществленная посредством конусовидной «горло­вины», расширяющейся в сторону храма и пере­крытой коробовым сводом. Этим приемом дос­тигнута обособленность алтарей в приделах тра­пезной.

В очень скромном фасадном декоре барочные мотивы сочетаются с элементами классицизма. Плоские рамочные наличники полуциркульных окон имеют криволинейные очертания. Поверхности стен оставлены гладкими. Прежде они были окрашены и контрастировали с белыми пилястрами и наличниками. В целом постройка знаменует угасание барокко и переход к новому стилю.

Церковь Григория Неокесарийского

Церковь 1802 г. (пер. Краснофлотский, 5) заложена в ограде Троицкой церкви и стоит от нее только в четырех саженях. Это первая в Иркутске церковь с ротондальной основой. В настоящее время здание сильно перестроено, но сохранился проект А. Ло­сева, по которому можно восстановить памятник в его первоначальных формах. На протяжении всего XIX в. церковь подвергалась значительным перестройкам. Так, в 1829 и 1830 гг. ее повре­дили большие наводнения, обрушившиеся на го­род. В 1836 г. в связи с ветхим ее состоянием из церкви выносится вся утварь, и она запечаты­вается до 1845 г. В 1879 г. церковь попала в зону знаменитого иркутского пожара, уничтожившего всю центральную часть города. Сохранился не­датированный рисунок церкви, уже значительно перестроенной и утратившей четкую ротондальную композицию, характерную для проекта Ло­сева.

В настоящее время это одноэтажный камен­ный компактно-центрический храм с ротондой ядра и четырьмя примыкающими к ней равновысокими объемами. Построенный по проекту, первоначально храм завершался полусферичес­ким куполом с небольшой главкой. После пе­ределок ядро было увенчано восьмилотковым основное помещение, всегда доминирующее в объемах. Вероятно, такой необычный облик по­стройка получила в результате приспособления жилого дома под церковь. На расположение хра­ма в данном случае скромно указывает лишь не­большой четверик, врезанный в двускатную кров­лю и увенчанный барочным куполом с главкой.

Декоративное оформление церкви решено в формах провинциального классицизма с отзвука­ми барокко. По углам четверика установлены одноэтажные портики на колоннах тосканского ор­дера.

В архитектуре этой постройки отразился пе­реходный период от барокко к классицизму, и поэтому в ней сочетаются приемы и формы двух стилистических направлений — барокко и клас­сицизма. Вместе с тем в венчающих частях ко­локольни и храма мы видим еще последние от­звуки местных традиционных мотивов иркутско­го культового зодчества. В 1988 г. производствен­ной группой по охране памятников при Иркут­ском управлении культуры предложено принять храм под государственную охрану как памятник архитектуры республиканского значения.

Классицизм в середине XIX века

В начале XIX в. классицизм в Иркутске на­чинает занимать более прочное положение. Кроме церкви Григория-Неокесарийского по проекту А. Лосева возводится Борисо-Глебская церковь тюремного замка (утрачена). Следующей по­стройкой этого стиля явилась Входо-Иерусалимская церковь, построенная по проекту томского губернского архитектора Деева.

Входо-Иерусалимская церковь

Первая каменная церковь на Иерусалимском кладбище построена на средства купца М. Сибирякова в 1793—1795 гг. В настоящее время церковь представляет со­бой одноэтажную постройку, перекрытую одной общей для всех объемов кровлей. Утрата венчаю­щих частей храма и колокольни изменили ее об­лик до неузнаваемости.

Первоначальная объемно-пространственная композиция была очень выразительна благодаря контрастному сочетанию массивного храма, увен­чанного восьмилотковым куполом, и стройной ярусной колокольни. Построение церкви и ее отдельных частей было необычно для культовой архитектуры Иркутска предшествующих этапов и явилось отголоском общерусского развития клас­сицизма. Архитектура Входо-Иерусалимской церк­ви резко выделяется своей профессиональностью и связью с постройками столичных зодчих.

Фасадный декор постройки строг и лакони­чен. Оконные проемы, лишенные наличников и украшенные только сандриками, простой антаб­лемент, колонные портики с трех сторон — все это характерно для зрелого классицизма, дошед­шего в Иркутск лишь к 30-м гг. XIX в.

Поздний классицизм

Просуществовав почти полстолетия, класси­цизм в Иркутске сдает свои позиции стилизатор­ству. Последней постройкой этого периода явля­ется Николо-Иннокентьевская церковь, в которой под воздействием новых стилистических тенден­ций уже прослеживается отход от приемов и форм классицизма.

Николо-Иннокентьевская церковь (она же Глазковская)

Церковь возведена в Глазковском предместье, рас­положенном на левом берегу Ангары.

Все предшествующие культовые постройки эпохи классицизма имели в завершении ротон­ду. Композиция Николо-Иннокентьевской церкви имеет другое построение, в ее основе лежит со­четание ярусной четвериковой колокольни под колпаком с кубическим объемом храма под дву­скатной кровлей с малым венчающим восьмери­ком. В плане продольная осевая композиция по­лучила асимметричное решение с пристроем северного придела. Постройка имеет скупой фа­садный декор. Плоскости стен расчленены ло­патками с прямоугольными филенками, простые рамочные наличники обрамляют оконные проемы.

Михаило-Архангельская церковь Вознесенско­го монастыря

Постройка выполнена в формах запоздалого классицизма в сочетании с традиционными прие­мами деревянного зодчества. Ярусная четвери­ковая колокольня и ярусный же храм типа вось­мерик на четверике с крупной главой представ­ляют объемно-пространственную композицию, ти­пичную для деревянного церковного зодчества Иркутской епархии. В то же время она несет элементы, характерные для второй половины XIX в., — эклектичное обращение к формам древ­нерусского зодчества. Об этом свидетельствует форма утрированно увеличенной главы храма.

Драматический театр (Городской театр)

Говоря о памятниках архитектуры конца XIX — начала XX в., невозможно обойти внима­нием одну из самых примечательных построек Иркутска — здание драмтеатра (бывший Город­ской театр], построенного в 1894—1897 гг. по кон­курсному проекту академика архитектуры Шретера. Это истинно общественное здание — оно возведено на средства горожан — до сих пор ук­рашает одну из главных улиц города. Кроме то­го, оно и в настоящее время прекрасно соответствует своему первоначальному назначению, яв­ляясь удобным в эксплуатации, приятным для обозрения.

Празднично и торжественно оформле­ны интерьеры театра. Несмотря на относительно малые размеры зала, кулуаров и фойе, они соз­дают обстановку торжественности и поражают многообразием пространственного решения. Уме­ло расставленные архитектурные акценты от­личают друг от друга отдельные фойе и служат прекрасными ориентирами в бесконечной вере­нице небольших кулуаров и пространства, окру­жающих зрительный зал по каждому ярусу. Де­коративное убранство интерьеров и фасадов ре­шено в духе эклектики с применением форм и приемов классицизма. Прямоугольный в плане, дополненный вынесенным вперед объемом вестибюля, театр имеет четырехъярусный зрительный зал, окруженный коридором с расположенным по внешнему периметру кольцом различных фойе и лестниц. Передний объем с вестибюлем украшен четырехколонным портиком «в антах» и свершен корытообразным куполом. Для здания характерно ощущение монументальности и массивности, что достигается слабым расчлене­нием первого этажа, покрытого дощатым рустом. Свободная постановка театра на участке опреде­лила равную загруженность декором всех фаса­дов, но особое насыщение его заметно на перед­нем объеме. В пластику фасадов включены русто­ванные углы и пилястры, тянутые межъярусные и венчающие карнизы, украшенные модульонами, картуши и медальоны с лепными деталями, разнообразные наличники оконных проемов. Полихромная окраска стен увеличивает впечатление праздничности здания.

Читайте в Иркипедии:

  1. Деревянное строительство в Иркутске
  2. Резьба по дереву в архитектуре Иркутска
  3. Архитектура Иркутска
  4. Деревянная гражданская и административная архитектура Иркутска...
  5. Деревянная русская архитектура Иркутска
  6. Православная архитектура Иркутска
  7. Каменная архитектура Иркутска
  8. Культовая архитектура Иркутска
  9. Православные храмы Иркутска
  10. Триумфальное зодчество Иркутска
  11. Советская архитектура Иркутска
  12. Первый Дом специалистов историческое здание
  13. Дома специалистов в СССР — серия зданий нового типа
  14. Советская архитектура Иркутска. Гостиница "Интурист"
  15. Советская архитектура Иркутска. Здание обкома КПСС
  16. Советская архитектура Иркутска. Здание управления ВСЖД
  17. Советская архитектура Иркутска. Дом науки и техники
  18. Советская архитектура Иркутска. Иркутская ГЭС
  19. Иркутские хрущёвки
  20. Дом на ногах — здание в Иркутске
  21. Дом-корабль: правда и мифы
  22. Тридцатка — дом длиной в квартал
  23. Современная архитектура Иркутска
  24. Архитектура Иркутской области

Литература

  1. Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии XVII - начала XX века. Научно-справочное издание. — М.: Галарт, 2000.
  2. Иркутск: события, люди, памятники: Сб. статей по материалам журнала "Земля Иркутская"/ Сост. А.Н. Гаращенко. — Иркутск: Оттиск, 2005.

Ссылки

  1. Калинина И.В. Культовое православное зодчество
  2. О цвете и свете в историческом Иркутске. Интервью с Алексеем Чертиловым // Проект Байкал : журнал. №19. 2009. С. 148-154
  3. Общественные здания Иркутска конца XVIII - начала XX вв. 2.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркутск