Спасская церковь

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Начало строительства на территории Иркутского острога деревянной Спасской церкви относится к 1672 г. Грамота на постройку Спасского храма от сибирского митрополита Корнилия была дана намного ранее начала строительства. Хотя таковая грамота не сохранилась, но известно, что она была писана в 1670 г. В описи острога за 1682 г. упоминается деревянная Спасская церковь: «среди острога...колокольня новая рубленая».

Первые годы существования Спасской церкви были тяжёлыми: не было средст: приобрести церковную литературу, ризы, колокола и другие церковные принад­лежности. В 1686 г. была получена царская грамота, в которой было написано сле­дующее: «От царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия и Малыя России самодержцев окольничему нашему боярину воеводе Фёдору Алексеевичу Головину. В нынешнем в 7194 (1686) г., апреля 27 день били челом нам, великим государям, иркутские дети боярские Остафий Перфильев и пятидесятники, и десятники, и рядовые казаки. В прошлых годах по указу отца нашего государства, блаженной памяти великого государя царя и великого князя Алек­сея Михайловича всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержца и по благословению богомольца нашего преосвященного Корнилия, митрополита Сибирс­кого и Тобольского, построена в Иркутском по их челобитию церковь во имя нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, дав придел Нико­лая Чудотворца, а книгами и причетниками скудно, потому что ако люди скудны и селиться вновь за малолюдством церковных причетников пропитаться нечем, и нам, бы, великим государям, пожаловать их, иркутских детей боярских и служивых людей, велеть им дать к той церкви всемилостивого Спаса Николая Чудотворца…книги и ризы, колокола, церковные потребы и церковным причетникам для их скудности учинить против иных сибирских городов руги...» И далее для церковный служителей определяется как денежное, так и натуральное содержание.

Просуществовала деревянная Спасская церковь до 1716 г., когда в Иркутске «учинился» сильный пожар. Этим пожаром уничтожены не только Спасская церковь, но и острожная стена между двумя каменными строениями: приказной избой и каменным зданием Спасской церкви. Колокола сгоревшей церкви перенесены на Сергиевскую башню острога. Каменная церковь начинает строиться в 1706 г. Сразу же после пожара воевода А. С. Синявин при содействии состоятельных граждан-иркутян способствует сбору достаточного количества денег для постройки каменного здания Спасской церкви. В 1706 г. в восточной острожной стене начато строительство двухэтажной церкви без колокольни. Изготовление изразцов и украшение им построений церкви выполнил иркутский посадский человек, мастеровой Иван Кир­пичник. Первым был торжественно освящён 1 августа 1710 г. верхний престол Спасителя нерукотворного образа. В этот день из деревянного здания Спасской церк­ви торжественно при сопровождении причта церкви переносили хоругвь с образом Спаса и пожалованную царём Петром икону в дорогой ризе. Хоругвь считали за реликвию, с которой в Прииркутье пришли первопроходцы, построившие здесь первое жильё и казённые постройки.

Нижний же престол Святителя Николая Чудотворца освящается 3 декабря 1713 г. А через четыре года, в 1717 г., освящён нижний тёплый придел во имя Святого Николая Чудотворца «с подписью на кресте, стоящем над жертвенником, что оная создана воеводою Ларионом Ракитиным».

В 1758 г. при Спасской церкви начала строиться каменная колокольня. Через два года было возведено два яруса колокольни. В дальнейшем строительство шло очень медленными темпами. Некоторые источники предполагают, что колокольня была готова в 1762 г. Из книги «К 200-летнему юбилею со времени основания каменного здания Градо-Иркутской Спасской церкви» известно, что 21 сентябре 1769 г. в паперти верхнего этажа под колокольней освящён храм во имя Святого Дмитрия, митрополита Ростовского Чудотворца. По заказу прихожан Спасской церкви в 1762 г. были отлиты колокола для новой колокольни. Из девяти изготов­ленных колоколов самый большой весил 270 пудов.

С северной стороны фасада пристраивается и 21 ноября 1778 г. освящается при­дел Входа в Храм Пресвятой Богородицы. В архитектурном отношении этот придел нарушал симметрию здания и не вписывался в общий силуэт церкви.

14 июля 1784 г. иркутский епископ Михаил освящает новый верхний придел Спасской церкви в честь «Абалацкия иконы Божия Матери». В паперти нижнего этажа Спасской церкви размещался храм во имя святых Петра Александрийского и Климента, папы Римского, устроенный на средства купца П. В. Солдатова. Престол этот был освящён 25 ноября 1808 г. Вследствие многолетних повреждений и разрушений от постоянной сырости этот придел 22 марта 1835 г. иркутским епис­копом Мелетием упраздняется.

На звоннице Спасской церкви 3 июля 1719 г. устанавливаются часы с боем. До этого времени городские башенные часы отслужили иркутянам около ста лет. Спас­ская церковь имела ещё одну оригинальность: какой-то круглый водоём, выложен­ный в старину против алтаря каменными плитами. Следы этого водоёма наблюда­лись ещё в 1899 г.

Строители Спасской церкви, до того, видимо, построившие в России не одну церковь, внесли в архитектурный облик иркутского храма элементы приёмов возведения старинных русских храмов. Это подчёркивается в сочетании строгости и простоты внешней отделки стен со сложностью художественных элементов отдел­ки обрамлений окон и дверей. Но уже в архитектуре Спасской церкви проглядыва­ются и барочные мотивы. Одно из таких проявлений замечается в различии отдель­ных элементов орнаментов каждого яруса храма при единой идее отделки здания. Характерно, что уже в архитектуре Спасской церкви стало проявляться влияние специфики климата на характеристику «сибирского барокко», учитывающую принцип наибольшего декорирования южных фасадов, освещенных в большей степе­ни. В противоположность этому декор северного фасада значительно скромнее. Это также нашло отражение и в композиционном построении храма: северный фасад имеет меньшее число оконных проёмов, да и площадь их меньше, чем у окон юж­ного фасада. Такая тенденция просматривалась и в деревянных сибирских постройках, особенно в жилых.

В своей многолетней истории Спасская церковь часто перестраивалась. Причи­нами были стихийные силы природы — землетрясения, наводнения, пожары и время, неуловимое время, разрушающее даже камень. В мае 1742 г. по всему Прибай­калью, включая и город Иркутск, совершилось «великое трясение». Этим земле­трясением был уронен крест, а своды получили сквозные трещины. Ещё одно мощ­ное землетрясение 30 и 31 декабря 1861г. нанесло большие повреждения Спасской церкви: «В верхнем этаже в самом замке лопнула арка, отделяющая трапезу; в двух простенках на южную сторону оказались сквозные трещины, одна горизонталь­ная, другая косвенная, охватившая значительное пространство, в главном своде об­разовалась трещина, а свод в алтаре весь исщелился до необходимости переложить его снова.

Придельный храм Абалацкия Божия Матери, несмотря на сделанное в минувшее лето прикрепление его, как не в одно время с главным храмом строенного, железными обручами к главному алтарю, отошёл от него; все перемычки в окнах как в верхнем, так и в нижнем этажах, лопнули. Городовой архитектор и чиновники от полиции 31 декабря сделали осмотр храма и объявили воспрещение отправлять службу». Несмотря на такие повреждения, граждане Иркутска довольно быстро собрали достаточное количество денег на исправления повреждений. Летом 1862 г. под присмотром архитектора Владислава Андреевича Кудельского и Александра  Евграфовича Разгильдеева производился капитальный ремонт Спасской церкви. Северный придел был притянут железными обручами к главному зданию. Таким же обручами была опоясана и стена апсиды, имевшая к тому времени несколько трещин. Укрепили и колокольню. Её стены стянули болтами. Кроме того, заложили кирпичом дополнительно ранее устроенный проём в толще стены и ослабив­ший её вход на хоры первого яруса. Во время капитального ремонта разобрали как обветшавшую деревянную галерею.

Во время пожара 1879 г. вал огня долго не мог добраться до Спасской церкви. И только 24 июня около часа пополудни произошло возгорание её. После тушения пожара архиерейского дома к церковной ограде подошла противопожарная маши­на, доставленная из Вознесенского монастыря. При участии военного инженера М. Н. Огонь-Догоновского пожар был быстро потушен. Ущерб, причинённый Спасской церкви пожаром, составил около 1500 рублей. Практически церковь с частью городского сада, примыкающего к ней, уцелели. В 1880 г. основные работы по восстановлению сгоревшей части церкви были произведены. А в следующем году вместо сгоревшей церковной ограды строится новая.

Спасская церковь с течением времени неоднократно перестраивалась, достраивалась, а также подвергалась ремонтам, при которых часто изменялись строительные конструкции, и не всегда квалифицированно. О некоторых ремонтах выше уже говорилось. В 1846 г. подвергался исправительному ремонту нижний тёплый придел, после окончания которого он и был освящён 15 сентября. А в 1860 г. с благословения епископа Евсевия по предложению архитектора А. Е. Разгильдеева подвергся реконструкции весь нижний этаж церкви, который был расширен за счет разделки арок, отделявших главный Никольский храм от придела «Введения во храм Пресвятыя Богородицы». В приделе был устроен новый иконостас. Затраты на реконструкцию в сумме 2150 рублей взяла на себя супруга старосты Спасской церкви О. Ф. Мыльникова.

В 1901 г. на собственной территории вблизи западной стороны церковного зда­ния строится красивый большой каменный дом для причта. И стоимость дома со всеми службами была довольно высока — 9750 рублей. Первое электрическое осве­щение Спасской церкви состоялось 3 декабря 1909 г.

Все ремонты и перестройки часто наносили большой вред художественной и исторической ценности церкви. В середине шестидесятых годов XIX в., когда идея постройки в Иркутске большого нового собора приобрела практические очерта­ния, встал вопрос о существовании Спасской церкви. Дело в том, что место Спас­ской церкви некоторыми деятелями предлагалось отдать под строительство нового собора. Такое предложение поддерживал иркутский архиепископ Парфений, ко­торый обосновал, кроме всего прочего, своё мнение и тем, что в этом районе горо­да вблизи располагалось много церквей и что Спасская церковь ценности не пред­ставляет. Но Иркутская Городская дума под влиянием общественного мнения вы­несла своё решение: сохранить церковь как памятник иркутской старины, как первое каменное строение города из всех существующих на тот период времени.

В 1906 г. должно было состояться празднование двухсотлетнего юбилея Спас­ской церкви. Но празднование было перенесено на целый год, так как к празднику хотели отремонтировать всё здание церкви, построить новую ограду и обновить внутреннее убранство церкви. 29 апреля 1907 г. начались юбилейные празднества. Здание Спасской церкви было украшено гирляндами из цветов и зелени, на коло­кольне был укреплён вензель «200», а на фасадах установлено несколько десятков фонариков, плашек, горящих шкаликов и больших фонарей. Вся эта иллюмина­ция была зажжена. Зрелище было весьма великолепно.

В этом месте уместно упомянуть об одном иркутском ремесленнике. Его звали Александр Бобинов. Это был весьма смелый человек, отваживавшийся подниматься на верхушки церковных шпилей для снимания и воздвижения крестов. Он скон­чался в Борисо-Глебском приходе 4 июля 1867 г. Он был долгое время единствен­ным в своём роде специалистом.

Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1. 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Загрузка...