Сибирское барокко — самое общее обозначение храмовой архитектуры Сибири XVIII века. По состоянию на 1803 год в Сибири насчитывалось 115 каменных храмов. Подавляющее их большинство принадлежало к провинциальному варианту русского барокко, испытавшему влияние барокко украинского и (в отдельных случаях) ламаистского декора. Наибольшее число памятников сохранилось в Иркутске, Тобольске и Томске. Первоначальные интерьеры уцелели только в Крестовой церкви Иркутска.
Сибирские церкви XVIII века, подобно большинству памятников московского узорочья и барокко, — бесстолпные. С западной стороны к ним примыкают трапезные с колокольнями. Для барочных памятников Сибири характерно стремление к живописному нагромождению последовательно уменьшающихся объёмов. Декоративная система отмечена оригинальными привнесениями, предположительно восточного происхождения (стрельчатые сандрики в виде пламени, ступообразные формы, колесо Дхармы).
В сибирских памятниках переплелись несколько локальных ветвей барокко: прежде всего московского или "нарышкинского", северного, отчасти уральского и, наконец, украинского. Искусство сибирских народов и сопредельных азиатских стран активно включилось в формирование своеобразного архитектурного языка, сообщив ему особый "восточный" привкус.
В Спасской церкви (1706-1710), Богоявленском соборе (1718-1746) представлены стилевые особенности московского "нарышкинского" барокко при сохранении еще древнерусских мотивов. Харлампиевская церковь навеяна храмовым зодчеством Тотьмы; особняком стояла Спасо-Преображенская церковь, выполненная в позднебарочных, скупых формах. А такие церкви, как Крестовоздвиженская церковь (1747-1758), Чудотворская (1748-1765), Вознесенская (1749-1759), Тихвинская (1754-1759), Знаменский монастырь (1757-1762), Троицкая церковь (1763-1775), Владимирская (1777-1780) - полностью принадлежали сибирской барочной школе. Из этих семи церквей три - Чудотворская, Вознесенская, Тихвинская — снесены в 1930-е годы; Владимирская сохранилась, но с очень большими утратами, она стоит в начале ул. Декабрьских событий.
Поразительно, что семь церквей, довольно значительных по объему, выстроены в общей сложности за тридцать лет в период с 1747 по 1780 г. Такой концентрации барочных культовых построек нет ни в одном сибирской городе. Уже по одному этому можно судить, насколько могущественным и богатым стал Иркутск в ту пору, по праву оспаривая у Тобольска звание сибирской столицы.В традициях Сибирского барокко в Иркутске были построены церкви:
Знаменская церковь
Единственный женский монастырь в Восточной Сибири, построенный в традициях иркутской школы сибирского барокко, был основан в 1689 году на месте впадения реки Ушаковки в Ангару. Жители города особенно почитают Знаменский монастырь, так как в его ограде находится могила Е.И. Трубецкой, жены декабриста С. П. Трубецкого, здесь же были похоронены и их дети, один из первых исследователей Курильских островов и Аляски Г. И. Шелихов, декабристы В. А. Бечаснов, П. А. Муханов, Н. А. Панов.
Свято-Троицкий храм
Храм был построен в 1778 году и сегодня является, пожалуй, самым ярким образцом «сибирского барокко» в Иркутске. Церковь отличается необычным объемно-пространственным построением. В композиции здания прослеживается связь с деревянными ярусными храмами, которые были распространены на территории Иркутской области в середине XVIII в.
Крестовоздвиженская церковь
Венцом, непревзойденным шедевром сибирского барокко стала Крестовоздвиженская церковь в Иркутске - одна из лучших церквей Сибири. Первая деревянная церковь на этом месте была сооружена в 1718 году. Храм освящал сибирский митрополит Филофей Лещинский. Каменная Крестовоздвиженская церковь строилась 11 лет. В 1747-1758 годах было сооружено основное здание храма, в 1774 – 1779 годах к нему пристроили северный придел. Спустя 100 лет, в 1860 году, к храму пристроили папетрь, несколько исказившую его первоначальный вид. Прежде на этом месте стояло высокое каменное крыльцо . до 1950 года в церкви сохранялись уникальные слюдяные оконницы, но их заменили на обычное стекло. Церковь окружает изящная ограда, оформленная в стиле барокко. Особенно поражает каменное кружево, покрывающее стены Крестовоздвиженского храма. Известный русский исскуствовед Г К. Лукомский восхищенно писал: «Плетение, как кружево, стелящееся по карнизу, вдоль столбов, между окнами, составляющее обрамление этих окон, у цоколя — покрывает всю церковь, перекрытую барочными, очень странного силуэта куполами. Лишь церкви Соликамски да Сольвычегодска могут сравняться с этим храмом по богатству фантазии и прелести выполнения узорчатых деталей». В каменном убранстве Крестовоздвиженской церкви присутствуют монгольские мотивы.
Владимирская церковь
Владимирская церковь 1775 г. первоначально была возведена из дерева и лишь спустя почти 60 лет заменена на каменную. Она строилась на средства иркутского купца Якова Протасова.
В основе объемно-пространственной композиции лежит крупный, с четырьмя рядами окон четверик под четырехскатной кровлей. Венчает храм двухъярусный малый восьмерик, завершенный восьмилотковым покрытием, и более мелкие восьмерики, расположенные над углами четверика. Покрытие четырехскатной кровлей настолько необычно для иркутских построек этого периода, что дает право говорить о возможной перестройке венчающей части памятника.
Декоративное решение выполнено под влиянием местных художественных традиций. В фасадной композиции в основном преобладают вертикальные членения, что значительно отличает пластическое решение данной постройки от убранства других храмов «сибирского барокко». Вертикальная направленность подчеркнута рисунком ступенчатых наличников, рядами узких лопаток, расположенных в межоконных пространствах стены. Впервые в Иркутске применяются наличники, вытянутые на два яруса окон (третий и четвертый). Углы храма и трапезной имеют лопатки, заполненные исконно сибирскими вдавленными рельефными панно крестообразной формы.
Постройка, несомненно, является выдающимся памятником «сибирского барокко». Градоформирующее значение церкви привело к новым решениям этого стилевого направления, выразившемся в необычном построении пятиглавого храма и оригинальной трактовке пластического решения.
В настоящее время церковь утратила свои первоначальные формы в результате значительных перестроек и представляет собой невыразительный четырехэтажный объем под шиферной кровлей. Сильно пострадал и декор храма, лишь на плоскости стен апсиды частично сохранились рельефные лопатки. Важное градостроительное положение церкви, а также несомненные архитектурные достоинства требуют скорейшего воссоздания ее первоначального облика.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей