Иркутск // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Города Иркутской области

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Геральдика

Фотоальбом

Автор: Не известен
Источник: www.panoramio.com
Автор: блоггер Friedens
Автор: Валерий Панфилов
Автор: Не известен
Автор: Дмитрий Афонин
Автор: Не известен
Автор: Д.С.Романов
Автор: А. К. Гофман
Автор: Неизвестен
Автор: zyalt
Автор: Не установлен
Автор: Не установлен
Автор: блоггер Friedens
Автор: Не известен
Автор: блоггер Friedens
Автор: блоггер Friedens
Автор: Ольга Майорова
Автор: Борис Слепнёв
Источник: Иркипедия
Автор: Борис Слепнёв

Иркутск один из старейших (основан в 1661 г.) и наиболее крупных (около 600 тыс. жителей) городов на востоке России. Находится город в южной, наиболее освоенной и густозаселенной части Приангарья, у Транссибирской магистрали. Является административным, экономическим, культурным и научно-образовательным центром Иркутской области и всей Восточной Сибири. Занимает площадь 301 км2 (30,1 тыс. га).

Рельеф

Город расположен на Иркутско-Черемховской равнине по обоим берегам Ангары при впадении в нее рек Иркута и Ушаковки, в 65 км от озера Байкал, на высоте 440 м над уровнем моря.

В окрестностях Иркутска Ангара имеет широкие пойменные долины (террасы) с возвышенностями. Большая часть жилых массивов, в основном в центре города, располагается на одной из таких террас. Ряд жилых районов, например поселки Кирова Горького, находятся в низменной части пойм Ангары и Иркута с обширными заболоченными участками и небольшими озерами (где гнездятся водоплавающие). Город расположен в месте впадения в Ангару реки Иркут (отсюда его название)

На возвышенности располагаются такие микрорайоны, как Байкальский, Академгородок, Глазково, Синюшина гора и др.

Окрестности Иркутска также равнинные с небольшимими возвышенностями, абсолютные высоты которых достигают 580 м над уровнем моря.

С северо-запада к городу подступают отроги Восточного Саяна. Их пики видные самолета при приближении к Иркутску, а также в ясную погоду с высотных зданий города.

Иркутск окружен сосновыми и сосново-лиственными лесами. Часть окрестных земель отведена под многочисленные садово-дачные участки горожан и коттеджное строительство, а также используется для сельскохозяйственного производства.

Климат

Иркутск расположен на широте 52°. Примерно на этой же широте находятся такие города, как Оренбург, Саратов, Воронеж, Варшава, Берлин, Амстердам, имеющие достаточно умеренный и мягкий климат.

Однако Иркутск размещается почти в центре Азиатского материка, вдали от морей и океанов. Его окружают огромные пространства Сибири, выстужаемые длительной морозной зимой и разогреваемые знойным, но коротким летом. Поэтому климат в этом районе резко континентальный.

Тем не менее в Иркутске он не настолько суров. Коэффициент континентальности (по Ценкеру) для Иркутска составляет 73-75, в то время как для Владивостока — 76. Это связано с тем, что зимние морозы и летняя жара в Иркутске смягчаются благодаря близости огромной водной массы озера Байкал и крупных водохранилищ Ангарского каскада ГЭС, а также незамерзающей в черте города могучей Ангары.

По количеству солнечных дней Иркутск не уступает Крыму и Северному Кавказу. Среднегодовое количество часов солнечного сияния здесь составляет 2099 (максимум приходится на летние месяцы). Для сравнения: в Кисловодске — 2007, на южном берегу Крыма — 2300.

Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода в Иркутске — около 100 дней. Первые устойчивые заморозки наступают во второй половине сентября, последние завершаются к началу июня.

Средняя температура января -20,9°С (абс.-50°С), июля +17,6°С (абс. +37 °С). Среднегодовая температура -1,1 °С.

В среднем за год выпадает 489 мм осадков, из этого количества на май-август приходится 62 %.

Население

По численности населения Иркутск занимает первое место среди городов Иркутской области и всей Восточной Сибири и 23-е место среди городов России.

В начале 2010 г. в городе проживало 580,7 тыс. чел., или 23,2 % населения Иркутской области. Динамика численности жителей показана в табл. 40.

Таблица 40. Динамика численности населения Иркутска, тыс. чел.

Год 1730 1850 1900 1910 1940 1950 1960 1970 1980 1989 2000 2010
Население 6,5 23,8 52,4 127,0 243,4 262,0 372,9 450,9 558,6 626,2 589,7 580,7

Средний возраст жителей областного центра составляет всего 34 года. Это связано с тем, что Иркутск является студенческим и молодежным городом, здесь 10 вузов, около 30 специальных средних заведений и 11 профессионально-технических училищ.

Структура населения Иркутска по основным возрастным группам также отличается от среднеобластной в сторону чуть большей доли жителей трудоспособного возраста (в Иркутске — 60 %, в среднем по области — 45 %).

Иркутск — многонациональный и поликультурный город. Здесь проживают представители почти 100 национальностей, среди которых 87 % русских, 3 % украинцев, 2 % бурят и т.д., в городе есть также сообщества поляков, немцев, белорусов и ряда других национальностей.

История

Свое летоисчисление город ведет с закладки в 1661 г. Иркутского острога казаками отряда Якова Похабова на правом берегу Ангары против впадения в нее реки Иркут (отсюда название города).

Месторасположение острога и возникшего при нем поселения оказалось очень удачным. Спустя всего 25 лет после своего основания Иркутск получает статус города. Он очень быстро развивается и вскоре становится главным административным и торговым центром обширной территории, оттесняя на второй план поселения, возникшие раньше него (Братск, Верхоленск, Илимск и др.).

Город имел в то время важнейшее для государства значение опорного пункта по освоению восточных территорий. Отсюда начинались многочисленные экспедиции в Забайкалье и Приамурье.

Через Иркутск проходил русско-китайский торговый путь, и город долгое время был центром русско-китайской торговли. Достаточно сказать, что на Иркутскую таможню в XIX в. приходилось 73 % таможенных платежей Азиатской России и 8 % таможенных сборов всей Российской империи. Торговля стала важной градообразующей основой Иркутска.

Выгодное  географическое  положение сделало город административным центром Восточной Сибири и стратегическим плацдармом освоения восточных территорий России. Выполнение этих государственных задач являлось также градообразующей основой Иркутска.

Приведем лишь некоторые ключевые этапы развития города. В 1682 г. он становится центром самостоятельного Иркутского воеводства, которое в 1719 г., при разделении единой Сибирской губернии на пять провинций, преобразовали в Иркутскую провинцию.

В 1764 г. на основе Иркутской провинции образовали Иркутскую губернию с административным центром в Иркутске. Еще через некоторое время, в 1783 г., в Сибири создали три наместничества (Тобольское, Колыванское, Иркутское), и город превратился в столицу Иркутского наместничества. Однако такое административно-территориальное деление вскоре вновь заменили на губернское, и в 1803 г. в Сибири образовали две губернии (Иркутскую и Тобольскую), при этом Иркутск стал центром Сибирского генерал-губернаторства, в юрисдикцию которого входило управление всеми сибирскими территориями от Урала до Тихого океана, включая земли Русской Америки. По своей территории оно равнялось всем заморским владениям тогдашней Испании.

В 1822 г. проведена очередная реформа. Теперь Сибирь разделили на два генерал-губернаторства (Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское). Иркутск стал центром Восточно-Сибирского генерал-губернаторства.

В 1887 г., во время очередного административно-территориального преобразования, вместо Восточно-Сибирского утвердили Иркутское генерал-губернаторство, в состав которого вошли Енисейская и Иркутская губернии, Якутская и Забайкальская области.

Первый регулярный план перспективного развития города был разработан в 1791 г. Первые органы городского управления появились в Иркутске в начале XVIII в. Это были ратуша и магистрат, самостоятельность которых сильно ограничивалась губернскими властями.

В начале 1787 г. в Иркутске была торжественно открыта городская дума.  Иркутским городским головой избрали купца первой гильдии Михаила Васильевича Сибирякова (за большой вклад в развитие Иркутска его четырежды переизбирали городским головой).

Большое влияние на развитие города оказали генерал-губернаторы М.М. Сперанский (находившийся в Иркутске в 1819-1821 гг.) и Н.Н.Муравьев-Амурский (1846-1861).

Герб Иркутску высочайше пожалован в 1690 г. Повторно он утвержден Екатериной II в 1790 г. (вместе с новыми гербами городов Иркутского наместничества) со следующим описанием: "В серебряном поле щита бегущий бабр, а во рту у него соболь. Сей герб старый...". Как видим, первым символом города был бабр (тинр) - красивый и сильный зверь, обитавший в то время на восточных окраинах России. Он олицетворял ее мощь и величие. Соболь в зубах тигра говорил о богатствах края, простирающегося от Енисея до Тихого океана. Фигура бабра (тигра) была неотъемлемой составной частью гербов городов, подчиненных Иркутску на обширной территории от берегов Ангары до Великого океана.

Второе изображение герба появилось в 1878 г. при очередном переутверждении и украшении российских гербов обрамлением в виде царской короны, листьев и лент. При этом с городского символа исчез тигр. Почему?

Произошло, видимо, следующее. Столичные чиновники, встретив непонятное слово "бабр" (через "а"), усмотрели в нем ошибку и исправили на "бобр" (через "о"). Заменили и рисунок. Вместо полосатого сибирского зверя изобразили бобра, хорошо известного в Европейской России. Так в серебряном щите с обрамлением оказался черный бобр.

Путаница усугубилась после революции. Интеллигенции, которая всегда хранила историю, было не до символики, а власть планомерно боролась с царским наследием. О городской эмблеме вспомнили лишь в начале 1960-х гг., накануне 300-летия Иркутска. Герб "очистили" от царской короны и, не вдаваясь в исторические тонкости, назвали непонятного зверя "мифическим животным". Так ошибочное изображение (второй раз за историю города) стало "официальным".

Но самое интересное произошло с иркутским гербом а начале 1990-х гг., когда, исправляя историческую ошибку, изображению вернули прежнее название "бабр" (через "а"), развернули его на восток (так осваивалась Сибирь) и поместили на зеленое поле (как было на первоначальном гербе), но при этом не заменили бобра на тигра.

Таким образом, современный герб Иркутска сохранил ошибочное изображение бобра, которое теперь официально называется бабром (тигром), что еще больше запутывает иркутян и гостей города.

Таблица 41. Некоторые события истории Иркутска

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11115","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"772","style":"width: 450px; height: 848px;","typeof":"foaf:Image","width":"455"}}]]

Графу М..М. Сперанскому в 1819 г. было поручено провести ревизию Сибирского края, одновременно он был назначен генерал-губернатором Сибири. По итогам ревизии он провел ряд административных реформ, имевших важное значение для последующего развития края. «Его образ жизни и манеры обращаться, — вспоминал современник, — его мнение — все было наблюдаемо, пересказываемо и служило образцом для многих».

Граф Н.Н. Муравьев-Амурский сумел отстоять перед центром и реализовать самостоятельную азиатско-тихоокеанскую региональную программу, в которой за Иркутском закреплялась ключевая роль форпоста восточных владений России. К его выдающимся заслугам перед Отечеством относят разрешение амурского вопроса и активное заселение Восточной Сибири. При его личном участии проводились экспедиции на Амур и закладка новых городов. Он стал одним из инициаторов издания первой в Восточной Сибири газеты «Иркутские губернские ведомости», открыл в Иркутске Сибирский отдел Русского географического общества, ставший центром изучения края. При нем Иркутск превратился в настоящую столицу Восточной Сибири.

Через Иркутск проходили партии ссыльных, отправляемых в Забайкалье. Здесь по нескольку месяцев ждали разрешения на поездку к мужьям-декабристам их жены. Некоторые декабристы были поселены в близлежащих к Иркутску деревнях. Впоследствии Трубецкие и Волконские жили в самом городе, оказав большое влияние на его культурное развитие.

Уже в то время Иркутск получил славу научного центра востока России. Здесь работал и основал стекольный завод ученик М.В.Ломоносова Э.Г. Лаксман. В городе и губернии проводили научные исследования, сосланные в Сибирь участники революционных событий в Польше Б. И. Дыбовский, А. Л. Чекановский, И.Д.Черский, которые занимались изучением Байкала и Лены. Здесь работал выдающийся исследователь Сибири В.А. Обручев. В Иркутске в 1909 г. впервые на востоке России появился большой телескоп, выписанный из Германии на деньги, собранные по подписке.

Иркутск с самого основания отличался от других городов не только своей административной и экономической ролью, но и культурным и духовным потенциалом. Здесь сформировалась самобытная и яркая культурная среда, уважающая прошлое и традиции города. Капиталы именитых и состоятельных горожан направлялись на развитие социально-культурных учреждений Иркутска, становление образования и музейного дела, строительство храмов.

Административно-территориальное деление

Современный Иркутск поделен на четыре городских округа (табл. 42). Из них самым старым и крупным по площади является Правобережный, самым густонаселенным — Свердловский, самым маленьким по площади — Октябрьский, самым отдаленным от исторического центра — Ленинский.

Таблица 42. Площадь и численность населения административных округов Иркутска

Городской округ Входящие в состав округа микрорайоны Площадь Население
тыс. га % тыс. чел. %
Правобережный Центр; предместья Марата и Рабочее; Радищево; м-ны Топкинский и Зелёный; посёлки Искра и Лесной 12,5 41,5 108,0 18,6
Октябрьский Аэропорт; м-ны Байкальский, Лисиха и Солнечный; 130-й, 131-й и 132-й кварталы 2,3 7,6 138,4 23,8
Свердловский Академгородок; посёлки ГЭС, Глазково, Ершовский, Кузьмиха, Мельниково, Первомайский, Радужный, Синюшина гора, Университетский, Энергетиков, Юбилейный, Южный 4,9 16,3 195,1 33,6
Ленинский Батарейная, Боково, Вересовка, Ермаковский, Жилкино, Иркутск II, Ново-Ленино, посёлки Кирова и Горького (Селиваниха) 10,4 34,6 139,2 24,0
Всего по городу Иркутску (по состоянию на 2010 г.) 30,1 100,0 580,7 100,0

Ископаемые ресурсы

В городе и его окрестностях имеются месторождения торфа, цеолитов, глины, песчано-гравийной смеси, минеральных вод и др.

Иннокентьевское месторождение торфа. Известно с начала XX в. и имеет второе название — Иркутско-Жилкинское. Расположено в пойменной части Иркута, вблизи железнодорожной станции Иркутск-Сортировочный (бывшая Иннокентьевская — отсюда название месторождения). Месторождение разделено железнодорожной магистралью на две части: юго-западную и северо-восточную. Промышленная добыча торфа на нем не ведется ввиду наличия больших запасов каменного угля и древесных ресурсов. В небольших объемах торф добывали вблизи станции Иннокентьевская только в годы Гражданской войны, когда Иркутск испытывал перебои в поставках топлива (угля и дров).

В окрестностях Иркутска выявлено несколько месторождений цеолитов — Кудинское (в 5-10 км к северо-востоку от Иркутска с прогнозными ресурсами около 400 млн. т), Ушаковское (в 5-10 км к юго-востоку от Иркутска, ресурсы — 304 млн. т), Малоеланское (в 3-5 км к северо-западу от Иркутска, ресурсы цеолитовых руд — 82 млн. т). Цеолиты представляют собой группу водных алюмосиликатов. Они стали изучаться сравнительно недавно. Сейчас установлено, что цеолиты могут широко применяться в промышленности и сельском хозяйстве. В частности, при очистке и осушке природного газа перед его транспортировкой по газопроводу; для производства строительных материалов и высококачественных сортов цемента; при изготовлении искусственных кож, бумаги и картона, а также наполнителей для пластмасс; как инертный носитель взрывчатых веществ с целью более безопасного обращения с ними и др. Опыт Японии и ряда европейских стран подтвердил, что цеолиты повышают продуктивность животноводства (активизируя физиологические функции организма животных), повышают урожайность сельскохозяйственных культур, улучшают качество искусственных грунтов (задерживая в своих порах водорастворимые удобрения и препятствуя их вымыванию из почвы). Исследования сибирских ученых подтвердили возможность использования цеолитов в медико-биологических целях (на их основе созданы опытные образцы высокоэффективных энтеросорбентов — препаратов, очищающих организм и выводящих из него радионуклиды). Имеется положительный мировой опыт применения цеолитовых фильтров для очистки промышленных газов и сточных вод (очищенная таким способом вода может возвращаться в производство для повторного использования).

Максимовское месторождение суглинка и глин. Расположено в 9 км к западу от Иркутска и в 2-3 км от поселка Максимовщина. Разведано в 1948 г. Является одним из крупнейших в области. Его балансовые запасы ограничены площадью и составляют примерно 40 млн. м3 сырья. Месторождение эксплуатируется Новоленинским кирпичным заводом.

В пределах города и в его окрестностях имеются запасы песчано-гравийной смеси, в основном руслового (аллювиального) происхождения. На Ангаре русловые карьеры находятся между Иркутском и Ангарском (шесть карьеров). Данное сырье широко используется местными строительными организациями в качестве наполнителя строительных растворов, для отсыпки дорог и др.

В центральной части Иркутска, на Кайской горе, в живописной реликтовой роще курорта «Ангара», имеется две скважины, дающие питьевую лечебно-столовую воду каспийского типа (с минерализацией 7,4 г/л) и высокоминерализованную (59 г/л) сульфидно-хлоридно-натриевую рассольную воду иркутского типа для лечебных процедур. Эти воды наряду с сапропелевыми грязями и сосновым воздухом являются основными лечебными факторами курорта «Ангара» (его профиль — профилактика и лечение заболеваний сердечно-сосудистой и нервной системы, опорно-двигательного аппарата, кожных, урогенитальных и ряда других заболеваний).

Экономика

Иркутск является крупным экономическим и промышленным центром региона. В настоящее время он дает около 18 % общеобластного объема промышленной продукции и услуг, занимая по этому показателю второе место среди городов Иркутской области (первое место принадлежит городу Братску).

Накануне перестройки, когда работал целый ряд не существующих ныне предприятий приборо- и машиностроения, пищевой и легкой промышленности, вклад Иркутска в экономику региона и страны был более весомым.

За годы реформ в экономике областного центра произошли структурные изменения, характерные и для других городов, являющихся областными и краевыми центрами. Удельный вес промышленности в городской экономике снизился с 65 до 24 % при одновременном росте доли торговли и сферы услуг. В настоящее время Иркутск является главным торговым центром области, здесь сосредоточена почти половина областного товарооборота и около 60 % объема платных услуг.

В областном центре расположены структурные подразделения системообразующих предприятий области (ВСЖД, «Иркутскэнерго», «Сибтелеком» и др.), а также представительства наиболее крупных вертикально интегрированных компаний, осуществляющих производственную деятельность на территории области (ОАО «Газпром», ОАО «РУСАЛ», ЗАО «Илим Пали Энтерпрайз», «СУАЛ-Холдинг», ОАО «Лензолото» и др.).

Основными отраслями промышленности являются машиностроение, пищевая и легкая промышленность, электроэнергетика, промышленность строительных материалов (табл. 43).

Машиностроение представлено крупнейшим в России Иркутским авиационным заводом. В городе работают также завод тяжелого машиностроения (первенец тяжелого машиностроения Восточной Сибири) и релейный завод (объемы производства которого значительно снизились).

В советское время в Иркутске действовали также радиозавод, завод «Радиан», завод карданных валов, завод «Эталон» и ряд других предприятий машиностроения и приборостроения. Этим предприятиям не удалось пережить кризисные 1990-е годы.

Второе место по численности работников и стоимости промышленной продукции среди промышленных отраслей занимает пищевая и легкая промышленность.

Таблица 43. Структура промышленного производства Иркутска в среднем за период 2005-2008 гг., %

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11117","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"116","style":"width: 450px; height: 129px;","typeof":"foaf:Image","width":"450"}}]]

Пищевая промышленность представлена рядом крупных и известных далеко за пределами региона предприятиями — мясокомбинатом и масложиркомбинатом. Кроме того, в городе работают молокозавод, хлебозаводы, сеть мини-пекарен и кондитерских цехов, ряд других предприятий.

С 1935 г. и до перестройки действовала крупная чаеразвесочная фабрика,  на которой расфасовывалось привозное сырье из Индии,  Китая,  Шри-Ланки,  Закавказья. Фабрика покрывала потребность в чае Сибири, Дальнего Востока, Монголии и Казахстана (это предприятие обанкротилось в 1990-х гг.). Не смогла пережить реформы известная в регионе Иркутская кондитерская фабрика.

Легкая промышленность была представлена кожевенной, обувной, трикотажной и швейной фабриками, также обеспечивавшими своей продукцией обширный регион. В настоящее время сохранилась только швейная фабрика «Вид», объем продукции которой существенно уменьшился по сравнению с советским периодом.

В областном центре имеются также предприятия лесной и деревообрабатывающей, полиграфической, мукомольно-крупяной промышленности, а также промышленности стройматериалов.

Торговля и сфера услуг. С момента своего основания Иркутск развивался как торговый город. Занимая выгодное географическое положение, он был торговым посредником между Европейской Россией и Дальним Востоком. Через Иркутск шли торговые пути на Камчатку, в Якутию, Забайкалье и Приамурье, Монголию, Китай и даже на Аляску.

Иркутск всегда славился самыми многолюдными на востоке России ярмарками и базарами. Иркутские купцы, известные своей предприимчивостью, занимались благотворительностью. И сейчас город является торгово-промышленным центром Восточной Сибири. Обширна география его внешнеэкономических связей (партнеры Иркутска находятся в 70 странах мира).

В городе действует около 1 тыс. магазинов и 1,4 тыс. объектов мелкорозничной торговли, примерно столько же киосков и павильонов, 32 торговых центра, 6 оптовых рынков, 45 торговых площадок. В сфере торговли занято около 50 тыс. чел.

Общественное питание представлено 850 предприятиями различной формы собственности. Численность работающих в сфере общественного питания составляет порядка 6 тыс. чел.

В Иркутске действуют 895 предприятий бытового обслуживания, численность занятых в этой сфере — более 5,5 тыс. чел.

Малый бизнес. По количеству действующих предприятий малого бизнеса Иркутск лидирует среди муниципальных образований области. Здесь работает более 7 тыс. малых предприятий (в торговле — 54 %, сферах финансов и недвижимости — 15 %, строительстве — 11 %, производстве – около 10 %). На малых предприятиях заняты 45 тыс. чел. (19 % среднесписочной численности работающих).

Энергетика

Данная отрасль представлена в Иркутске тремя энергетическими предприятиями, принадлежащими «Иркутскэнерго», — ТЭЦ-2, Иркутской ГЭС и Новоиркутской ТЭЦ (табл. 44).

Таблица 44. Характеристики ГЭС и ТЭЦ города Иркутска

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11118","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"131","style":"width: 450px; height: 144px;","typeof":"foaf:Image","width":"455"}}]]

ТЭЦ-2 . Это старейшая станция Иркутска, созданная на базе первой тепловой электростанции города. После ввода в эксплуатацию Новоиркутской ТЭЦ и прокладки от нее магистральной теплотрассы в правобережную часть города нагрузка на ТЭЦ-2 снизилась и она стала использоваться как резервная.

Проектом планировки Иркутска, реализующим идею постиндустриального развития, предусмотрена очистка Нижней набережной от энергопромышленных объектов (ТЭЦ-2, дрожжевого завода и хлебозавода). Работавшая здесь чаеразвесочная фабрика уже демонтирована. В этой связи «Иркутскэнерго», собственник ТЭЦ, прорабатывает проект, исключающий станцию из теплоснабжения города. Рассматривается возможность перестройки здания станции в общественный центр.

Иркутская ГЭС. Это самая первая гидроэлектростанция Ангарского каскада ГЭС. Ее строительство было обусловлено задачами ускоренного развития Верхнего Приангарья и наличием значительных гидроэнергетических ресурсов Ангары.

Возведение ГЭС началось в послевоенный период в тяжелых условиях. Не хватало опытных специалистов, рабочих, механизмов, жилья. Не было опыта сооружения гидроузлов, и особенно грунтовых плотин, на таких крупных реках, как Ангара, в суровых климатических условиях, при высокой сейсмичности.

Гидроузел находится в 55 км от истока Ангары. Гравийно-песчаная плотина и здание ГЭС имеют общую длину 2,7 км. Они подняли уровень Ангары почти на 30 м (максимально допустимый уровень — 31 м). Образовавшееся при этом Иркутское водохранилище с объемом воды 2,5 км3 имеет площадь около 200 км2.

Подпор воды, созданный Иркутской ГЭС, распространился на все озеро Байкал и повысил его средний естественный уровень на 1,4 м. При этом полезный объем дополнительной толщи воды составил 46,4 км3 (на долю Байкала приходится 46 км3, на долю Иркутского водохранилища — 0,4 км3). Появление столь значительного дополнительного объема воды позволило довести коэффициент использования стока Ангары на Иркутской ГЭС до 99,5 %.

На гидроузле не предусмотрена сливная плотина, обязательная для многих ГЭС, поскольку Ангара в своем истоке зарегулирована Байкалом и имеет постоянный расход воды (около 1,9 тыс. м3/с). Для сброса паводковых вод в здании гидроэлектростанции устроили особые регулируемые отверстия с возможной пропускной способностью 6 тыс. м3/с.

Пуск первого энергоагрегата мощностью 82,5 МВт состоялся в конце 1957 г. В сентябре 1958 г. досрочно пустили последний, восьмой агрегат. В постоянную эксплуатацию Иркутская ГЭС сдана в 1959 г. Ее проектная мощность составляет 660 МВт (половина мощности всех электростанций плана ГОЭЛРО).

В настоящее время восемь агрегатов станции ежегодно вырабатывают 4,1 млрд. кВт-ч электроэнергии (при проектном значении 4,0 млрд.). С начала эксплуатации Иркутская ГЭС дала народному хозяйству более 200 млрд. кВт-ч дешевой электроэнергии.

Новоиркутская ТЭЦ. Станцию начали строить в 1969 г. как основной централизованный источник теплоснабжения города Иркутска и его промышленных предприятий. Первый котлоагрегат введен в эксплуатацию в 1975 г., восьмой — в 2003 г.

Силами «Иркутскэнерго» при участии администрации области в 2005 г. реализован крупный проект объединения Новоиркутской ТЭЦ с ТЭЦ-5 (Шелехов) и Иркутскими тепловыми сетями. Формирование такого крупного теплоэнергоузла (в состав которого вошли 11 теплоисточников Иркутска и Шелехова) повысило надежность теплоснабжения всей Иркутско-Шелеховской городской агломерации.

В настоящее время электрическая мощность Новоиркутской ТЭЦ составляет 655 МВт, тепловая — 1 850 Гкал в час. Суммарная протяженность магистральных тепловых сетей — 414 км. На станции имеется техническая возможность для увеличения электрической и тепловой мощности.

Транспорт

С момента основания Иркутск стал быстро развиваться благодаря своему выгодному транспортно-географическому положению. Он и сейчас является крупнейшим транспортным узлом Восточной Сибири, где представлены все виды транспорта (кроме магистральных нефте- и газопроводов). Объем услуг транспортных предприятий Иркутска составляет более 80 % областного (главным образом за счет железнодорожного и авиационного транспорта).

Транспортный комплекс областного центра представлен водным, железнодорожным, автомобильным, авиационным, а также городским электрическим видами транспорта.

Водный транспорт. Он сыграл важную роль на начальных этапах развития Иркутска, Приангарья и Прибайкалья в целом. В то время значительный объем грузов шел водным путем.

В советский период водный транспорт продолжал успешно конкурировать с другими видами транспорта в перевозках грузов и пассажиров. В Иркутске было создано и успешно работало управление Восточно-Сибирского речного пароходства.

Пассажирские перевозки скоростными комфортабельными судами осуществлялись по маршрутам Иркутск-Братск, Иркутск-Улан-Удэ, Иркутск-Северобайкальск (водный путь из Иркутска в Братск, Улан-Удэ и Северобайкальск короче, чем по железной дороге). В самом Иркутске действовало несколько грузовых причалов и пассажирских пристаней. В летнее время между районами города курсировали речные трамваи, осуществлялись перевозки туристов и отдыхающих на Байкал (в Листвянку и бухту Песчаную).

Сейчас значение водного транспорта в грузо- и пассажироперевозках сильно уменьшилось, но не утрачено. Сохранен ряд грузовых причалов и пристаней. Имеются все условия для возрождения водного транспорта, в том числе в целях туристско-рекреационного обслуживания.

Железнодорожный транспорт. Через город проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. Здесь же находится управление Восточно-Сибирской железной дороги.

В пределах города расположено пять железнодорожных станций ВСЖД- Батарейная (расстояние до Москвы — 5169,3км), Иркутск-Сортировочный (5178,2км), Военный городок (5180,7км), Иркутск-Пассажирский (5 184,5 км), Кая (5 191,6 км). Имеется несколько платформ и остановочных пунктов для электропоездов пригородного сообщения. Кроме того, практически все крупные предприятия левобережья Ангары имеют железнодорожные подъездные пути и свои товарные терминалы.

В городе на двух железнодорожных станциях — Иркутск-Пассажирский и Иркутск-Сортировочный — есть вокзалы. На этих станциях останавливаются все поезда дальнего следования. В черте города имеются остановочные платформы и станции для пригородных электропоездов.

Пригородным поездом из Иркутска можно доехать до близлежащих городов и населенных пунктов. Многие иркутяне пользуются электричками как городским транспортом.

Автотранспорт. В областном центре сходятся четыре автомобильных тракта. Кроме того, сам город имеет значительную протяженность, а эксплуатационная длина городских дорог составляет около 700 км. Это создает предпосылки для развития городского, пригородного и междугородного автомобильного транспорта.

Регулярные автобусные рейсы по городу начались в 1926 г. Ныне внутригородские пассажирские перевозки осуществляют муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие (протяженность автобусных маршрутов — более 800 км) и индивидуальные предприниматели (маршрутные такси).

Для города одной из основных проблем является отставание развития транспортной инфраструктуры от требований времени. Улично-дорожная сеть как по плотности, так и по пропускной способности не соответствует резко возросшему уровню автомобилизации. Велик поток транзитного транспорта (до 10 тыс. автомобилей в сутки), проходящего через центральные жилые районы (строительство объездной автодороги, соединяющей федеральные тракты М-53 и М-55 за пределами Иркутска, избавит улицы города от транзитного транспорта).

Таблица 45. Расстояние от Иркутска до других городов Иркутской области, а также до Красноярска и Улан-Удэ, км

Город по железной дороге по автодороге водным путём по прямой
Иркутск
Шелехов 20* 18 15
Ангарск 38 44 58 39
Усолье-Сибирское 67 75 84 67
Слюдянка 126** 112 135 80
Черемхово 130 148 124
Свирск 150 158 134 108
Байкальск 161*** 151 114 87
Зима 250 265 235
Саянск 285 246
Тулун 389 398 352
Улан-Удэ 456 450 315 232
Нижнеудинск 506 521 452
Алзамай 598 611 516
Тайшет 669 678 575
Бирюсинск 682 691 586
Вихоревка 938 602 470
Братск 962**** 623 594 465
Красноярск 1087 1047 850
Железногорск-Илимский 1224 884 480
Усть-Кут 1392***** 992 510
Усть-Илимск 1459 883 640
Киренск 920 660
Бодайбо 1444 885

* До станции Гончарово.

** До станции Слюдянка I.

*** До остановочного пункта Байкальск-Пассажирский.

****До станции Анзёби.

*****До станции Лена.

Городской электротранспорт. Этот вид транспорта представлен в Иркутске трамваем (53 км линий) и троллейбусом (97 км). Горожан перевозит около 70 трамвайных вагонов и 80 единиц троллейбусов.

Авиатранспорт. Первую почтовую авиалинию Иркутск-Москва (5 тыс. км) открыли в 1929 г. В то время это была одна из самых длинных авиатрасс мира. Чуть позже были открыты постоянные почтовые авиалинии на трассах Иркутск-Бодайбо, Иркутск-Якутск и др. В конце 1930-х гг. начались регулярные пассажирские авиаперевозки.

Ныне Иркутск связан постоянными авиалиниями с Москвой, Санкт-Петербургом, Екатеринбургом, Новосибирском, Красноярском, Улан-Удэ, Читой, Благовещенском, Хабаровском, Владивостоком и рядом других городов России и дальнего зарубежья.

Аэропорт Иркутска имеет статус международного. Расположен он в пределах городской черты, всего в 8 км к востоку от центра города, на высоте 491 м над уровнем моря. Взлетно-посадочная полоса выполнена из цементобетона, имеет длину 3160 м и ширину 60 м (полоса реконструирована в 1995 г.). Аэропорт способен принимать самолеты многих типов (Ту-154, -204 и-214, Ил-76и-96, А-310и-320, В-737, -747 и -757 и др.). В аэропорту в 2009 г. закончена модернизация терминала для внутренних пассажирских линий (его площадь увеличена вдвое, что позволяет обслуживать 800 пассажиров в час).

ЖКХ

Общая площадь жилищного фонда в Иркутске составляет 11 484 тыс. м2 (по состоянию на 2008 г.), или 22,8 % жилищного фонда всей Иркутской области.

Оборудовано водопроводом, канализацией и центральным отоплением около 90 % жилья, горячей водой снабжается около 80 %, электроплитами оснащено 74 %, газифицировано 15 % жилищного фонда.

Социальная сфера

В муниципальной системе образования города действует более 250 учреждений, в которых обучается и воспитывается свыше 80 тыс. детей и подростков. Кроме общеобразовательных школ имеются школы-интернаты, специальные (коррекционные) школы, более 50 учреждений дополнительного образования, 3 детских дома и ряд других учреждений. Более 20 тыс. юных иркутян посещают кружки художественного творчества, почти такое же количество ребят занимаются в спортивных секциях.

Иркутск — студенческий город. Здесь действует более 20 вузов (включая филиалы), в которых обучается около 100 тыс. чел. (по состоянию на 2009 г.). В вузах работает несколько сот докторов наук и более 2 тыс. кандидатов наук, осуществляющих подготовку студентов по 150 направлениям и 260 специальностям.

В 1949 г. образован Восточно-Сибирский филиал АН СССР, первый на востоке страны. Сейчас в городе работают девять академических институтов Иркутского научного центра СО РАН, пять институтов Восточно-Сибирского НЦ СО РАМН. Иркутский научно-образовательный комплекс считается одним из самых крупных на востоке России.

Иркутск — культурный центр региона. Здесь функционируют 6 театров, 3 концертных зала, несколько кинотеатров, цирк, более десятка музеев и филиалов, около 40 массовых библиотек, 5 музыкальных школ, 6 школ искусств, 4 художественные школы, творческие организации (писательская, Союз художников, Союз журналистов и др.).

Иркутск — спортивный город. Здесь действуют 7 стадионов, 121 спортивный зал, 9 физкультурно-оздоровительных комплексов, Дворец спорта, легкоатлетический манеж, несколько плавательных бассейнов, 16 лыжных баз, 130 спортивных площадок. В секциях и группах по 40 видам спорта занимается около 52 тыс. горожан. Детско-юношеские спортивные школы (более 20) посещают 12 тыс. детей.

Иркутск является одним из крупнейших медицинских центров Сибири. Здесь работает более 60 лечебно-профилактических учреждений различного подчинения. В структуре муниципального здравоохранения функционирует более 30 учреждений, в том числе детская молочная кухня, муниципальное учреждение санитарного автотранспорта, реабилитационный центр «Сибирь», городская станция скорой медицинской помощи, 29 лечебных учреждений, 13 муниципальных стационаров (4 самостоятельных, 7 в составе больнично-поликлинических комплексов, перинатальный центр, психотерапевтический центр), 16 амбулаторно-поликлинических учреждений на 13,2 тыс. посещений в смену и др.

Перечисленные объекты социальной сферы обслуживают не только иркутян, но и жителей всей Иркутской области, а научно-образовательный потенциал города имеет общефедеральное значение.

Религия

Иркутск является многонациональным и поликультурным городом. Здесь представлены основные религиозные конфессии. В городе сохранилось большое количество православных церквей, католическая церковь XIX в. (в которой сейчас располагается органный зал Иркутской филармонии), построен новый католический кафедральный собор, имеются синагога, соборная мечеть, буддийские храмы. До революции в Иркутске располагался православный Казанский кафедральный собор (один из самых больших в Российской империи, вмещавший до 5 тыс. верующих), а также лютеранская кирха (разрушены в 1930-х гг.).

Международные отношения

В Иркутске размещены генеральные консульства Китая, Литвы, Монголии, Польши, Республики Корея.

Городами-побратимами Иркутска являются Канадзава (Япония) с 1967 г., Улан-Батор (Монголия) с середины 1970-х гг., Юджин (США) с 1988 г., Шэньян (Китай) с 1992 г.

Иркутск также активно сотрудничает со следующими зарубежными городами-партнерами — Пфорцхайм (Германия) с 1999 г., Эвиан, Ля-Рош, Тонон-Лебен, Анси (Верхняя Савойя, Франция) с 2000 г., Стремсунд (Швеция) с 2001 г., провинция Порденоне (Италия), Гренобль и Дижон (Франция).

Дружественные и побратимские связи с указанными городами поддерживаются с использованием различных форм сотрудничества в целях продвижения на международную арену положительного имиджа города Иркутска как крупного туристского, исторического и культурного центра.

Перспективы

Город имеет очень хорошие перспективы развития. Он по-прежнему будет выполнять функции административно-хозяйственного, научного и культурного центра Иркутской области.

Кроме того, со второй половины XX в. город все больше становился центром Иркутско-Черемховской полицентрической агломерации с населением более 1 млн. чел. К настоящему времени в связи с укреплением и расширением инфраструктурных связей между городами юга области встал вопрос об организационном оформлении агломерационного образования, в состав которого войдут Иркутск, Ангарск, Шелехов, ряд поселков городского типа, сельских населенных пунктов и прилегающие территории.

Формирование же реального городского мегаполиса («большого Иркутска») будет происходить в результате целенаправленного развития Иркутской агломерации, а также по мере социально-экономического развития Прибайкалья и всей Иркутской области. Потребуется также модернизация существующей и развитие новой жилищно-коммунальной, торгово-промышленной и дорожно-транспортной инфраструктуры, формирование единой транспортной системы и сопряженных городских и межгородских коммуникаций, эффективное освоение прилегающих территорий, создание единого социально-экономического пространства.

Не менее значимым для Иркутска и его агломерации является развитие туристско-рекреационного комплекса, расширение гостиничной сети и повышение качества обслуживания.

Для Иркутска с его высоким научно-образовательным потенциалом очень важен также переход на инновационный путь развития.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Винокуров М. А. Суходолов А. П. | Источник(и): Города Иркутской области, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 02 апреля 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Города Иркутской области | Иркутск