Оглавление
Иркутск Сортировочный (ранее станция Иннокентьевская) — один из двух железнодорожных вокзалов города Иркутска, крупная станция ВСЖД (филиала РЖД). Находится в Ленинском округе.
Общие сведения
Код станции: 93000.
Является крупным железнодорожным узлом ВСЖД и главной грузовой станцией Иркутска. От Иркутска Сортировочного идёт множество подъездных путей к предприятиям Ленинского округа Иркутска.
Локомотивное депо Иркутск Сортировочный – одно из крупнейших предприятий ВСЖД. В депо внедрены механизированные поточные линии по ремонту узлов и деталей локомотивов, а также создан цех, где производят средний и капитальный ремонт путевых дорожных машин тяжелого типа.
История
Свое название — Иннокентьевская — станция получила по имени святого Иннокентия Кульчицкого. В 1727 при открытии Иркутской епархии Иннокентий (Иоанн Кульчицкий) был назначен ее первым епископом. После смерти Иннокентия его нетленные останки сохранялись в Вознесенском мужском монастыре. Христианская православная деятельность монастыря занимала видное место в просветительской миссии на востоке. При нем в 1726 была открыта русско-монгольская школа. 17 июня 1873 его посетил Великий князь Алексей Александрович, а 24 июня 1891 – Великий князь Николай Александрович, будущий император Николай II, возвращавшийся из поездки на Дальний Восток.
Иннокентьевская была первой станцией Кругобайкальской железной дороги. В 1894 сформировался одноименный станционный поселок, давший начало двум крупным районам Иркутска, Иркутску II и Ново-Ленино (Ленинский округ). При станции построили паровозное депо «на 6 стойл» (паровозов), мастерские по ремонту вагонов, склады, 30 жилых домов для служащих и рабочих дороги. В 1898 в поселке рядом со станцией находилось 47 частных домов и проживало 996 человек. Почти две сотни из них работали на железной дороге.
В начале ХХ по другую сторону железнодорожных путей возник поселок «Порт-Артур» или Новоиннокентьевская, включенный вскоре в состав Иркутска. В 1917 в обоих поселках насчитывалось 8215 чел.; Иннокентьевский был присоединен к Иркутску в 1908. В 1910–1920-х около депо строились кооперативные дома для машинистов и слесарей. В 1927 здесь построен Дом культуры железнодорожников, в 1928 – баня. В 1926 Иннокентьевский имел 1134 владения; в них находилось 1476 нежилых строений и 1430 жилых. На 1 января 1930 население Иннокентьевской составляло около 10 тыс. чел. Железнодорожные мастерские и депо обслуживали 487 рабочих. Здесь было 8 школ (в т. ч. одна семилетняя), библиотек, лечебница. В 1929 началось строительство крупного авиационного завода. В 1930 поселок вошел в состав Ленинского района Иркутска.
На станции Иннокентьевской в 1898 в семье отставного офицера русской армии родился будущий писатель и морской офицер Леонид Сергеевич Соболев (ум. в 1971). Л.С. Соболев учился в Петербургском кадетском корпусе, по окончании которого в 1916 поступил в морское училище. В октябре 1917 Л.С. Соболев принял первое боевое крещение в морском бою в Моондзунском проливе. В 1918 он досрочно выпустился из морского училища и вступил добровольцем в ряды Красного флота. В 1926 вышел первый сборник его рассказов «Капитальный ремонт». В годы Великой Отечественной войны Соболев служил в Ленинграде, Одессе, Севастополе и под Новороссийском. За сборник рассказов «Морская душа», вышедший в 1943, был удостоен Сталинской премии, которую передал в фонд Обороны страны. После войны продолжился творческий путь Л. Соболева как писателя. Л.С. Соболев – Герой Социалистического труда, Председатель правления Союза писателей РСФСР, член Президиума Верховного Совета СССР.
Контакты
Адрес: г. Иркутск, ул. Вокзальная, 9а; г. Иркутск, ул. Воинская Площадка, д. 36.
Телефон: (3952)63-80-20 (секретарь, т/ф).
Железные дороги в Иркутской области
- Восточно-Сибирская железная дорога
- Транссиб
- Великий Сибирский путь (о строительстве Транссибирской магистрали)
- Транссибирская магистраль в 1904 году
- Кругобайкальская железная дорога
- Кругобайкальская железная дорога — отрывок из путеводителя 1908-1909 годов
- Кругобайкальская железная дорога в начале ХХ века
- Кругобайкальская железная дорога до 1917 года. Часть I
- Кругобайкальская железная дорога до 1917 года. Часть II
- Кругобайкальская железная дорога (КБЖД). Фотоальбом Алексея Шевелева
- Железная дорога по льду Байкала
- Железная дорога на Байкале
- Железная дорога Абакан-Тайшет
- Байкало-Амурская магистраль
- Железная дорога в Приленский край // Тульчинский К.Н. (1912)
- Бодайбинская железная дорога
- Детская Восточно-Сибирская железная дорога
Читайте в Иркипедии:
- Колмаков Ю. От станции Иннокентьевская до Ленинского района города Иркутска (1899–1935) (исторический очерк)
- Иркутск Пассажирский
Литература
- Колмаков Ю. От станции Иннокентьевская до Ленинского района города Иркутска (1899–1935) (исторический очерк) // Земля Иркутская. 2006. № 1(29). С. 44–51.
- Пролегли пути вокруг Байкала. Станции Восточно-Сибирской железной дороги. История и современность: Путеводитель / Сост. А.Н. Гаращенко. Изд. второе, испр. и доп. — Иркутск, 2009.