Гайдай, Леонид Иович

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Автор: Не известен
Источник: k1no.ru
Леонид Гайдай. Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
Леонид Гайдай. Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
Автор: Не известен
Источник: kocby.ru
Жена Леонида Гайдая, Нина Гребешкова, родилась 29 ноября 1930 года
Жена Леонида Гайдая, Нина Гребешкова, родилась 29 ноября 1930 года
Автор: Не известен
Источник: rus-media.org
Леонид Гайдай на съёмках
Леонид Гайдай на съёмках
Автор: Не известен
Источник: spletnik.ru
На съемках фильма "Кавказская пленница"
На съемках фильма "Кавказская пленница"
Автор: Не известен
Источник: youtube.com
Источник: moscow-tombs.narod.ru

Леонид Иович Гайдай (30 января 1923, г. Свободный Амурской области РСФСР, СССР – 19 ноября 1993, г. Москва, РФ) — кинорежиссёр, сценарист, актёр. Народный артист СССР (1989).

Биография

Родился в семье железнодорожного служащего. Практически сразу после появления Леонида на свет семья переехала в Читу и вскоре оказалась в Иркутске. Семья поселилась в предместье Глазково, в деревянной усадьбе по адресу: ул. Касьянова, 35. Леонид Гайдай учился в железнодорожной школе. Ещё в детстве во время театральных школьных репетиций он проявлял себя как яркий комедиант. Из Иркутска он ушёл на фронт, где получил серьёзное ранение. В 1947 окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре. После двух лет работы поступил на режиссерский факультет ВГИКа, который окончил в 1955 и пришёл работать на киностудию "Мосфильм". Творческую биографию начал как ассистент режиссера и актер в комедии Б. Барнета "Ляна". В 1958 поставил свою первую кинокомедию, сатирический памфлет "Жених с того света". Самые популярные герои Гайдая — комическое трио Балбес, Трус и Бывалый впервые появились в 1961 в поставленной им по собственному сценарию новелле "Пес Барбос и необычный кросс" в комедийном киноальманахе "Совершенно серьёзно".

Благодаря тому, что в комедиях Гайдая задача "высмеять" (сатира) стала явно уступать задаче "рассмешить" (эксцентрика, пародия), его герои приобрели определенное позитивное обаяние и стали чрезвычайно популярны у зрителя. Персонажи Никулина, Вицина и Моргунова стали переходить из фильма в фильм, обретая статус фольклорных комических масок. Вместе с тем попытки использования этих же персонажей другими режиссерами ("Дайте жалобную книгу" Э. Рязанова, "Семь стариков и одна девушка" Е. Карелова) заметно снижали их комедийный потенциал. Что касается фильмов Гайдая, то "Операция Ы..." и "Кавказская пленница" предлагали зрителю не просто удачно найденные комические маски, но целый пародийный микромир, где смешным было всё, от главных положительных героев до мимолетных реплик и мельчайших деталей реквизита (примечательно, что и сам Гайдай весьма удачно исполнял эпизодические комедийные роли). Именно поэтому его фильмы стали чемпионами проката и частью народной смеховой культуры. Рискнув отказаться от излюбленных героев и снять Юрия Никулина в главной положительной роли в фильме "Бриллиантовая рука", Гайдай, однако, добился ещё большего успеха и упрочил свою славу одного из корифеев советской кинокомедии. Ряд комедий-экранизаций, поставленных по произведениям И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, М. Зощенко, также были успешным творческим переосмыслением литературного оригинала с помощью комических трюков и эксцентрики.

В те годы Леонид Гайдай встретил женщину, с которой прожил всю жизнь. Вспоминает актриса Нина Гребешкова:

"Мы учились во ВГИКе на одном курсе. Он пришел после фронта -— раненый, длинный, худой. Не могу сказать, что сразу в него влюбилась... Вот репетируем. Сижу спиной к двери. Ребята заходят (у нас учились и Кулиджанов, и Ордынский) — один, второй... Вроде ничего не происходит. А входит Гайдай — я чувствую его просто кожей. Вообще, я его стеснялась. Боялась сказать глупость. Он ведь старше на восемь лет, прошел фронт. А мне было 17 лет... Свадьба была скромная, дома, у нас в коммунальной квартире. Пришли родственники, знакомые, студенты. Мы сняли комнату. Леня был сталинский стипендиат, получал 800 рублей. А я уже снималась, у меня были свои деньги. Как актриса уже была востребована. Кстати, Леня очень обиделся, когда я отказалась взять его фамилию. Потому что стать Гайдай... Не то мужчина, не то женщина".

У супругов родилась дочь Оксана.

После относительных неудач фильмов "Инкогнито из Петербурга", "За спичками", "Спортлото-82" у Гайдая наступила полоса творческого простоя. Довольно долгое время (1983-1989) он снимал в основном сюжеты для киножурнала "Фитиль". В конце 1980-х на экран вышли две новые комедии Гайдая: "Частный детектив, или Операция «Кооперация»" и "На Дерибасовской хорошая погода". Во втором фильме вновь проявились лучшие черты гайдаевской комедии (сочетание эксцентрики и злободневной пародии), его герои вновь "пошли в народ". Однако этот фильм оказался последней работой Гайдая.

10 октября 2012 в Иркутске открыт памятник Леониду Гайдаю и героям его фильмов — Трусу, Балбесу и Бывалому. Изданы книги «Гайдай Советского Союза» и «Леонид Гайдай. Иркутские страницы» иркутского кинематографиста и журналиста Владимира Ефимовича Березина. На доме в предместье Глазково, где жил Л.И. Гайдай, установлена мемориальная табличка.

Фильмография:

  1. "Ляна" актер (1955);
  2. "Ветер" актер (1958);
  3. "Долгий путь" режиссер (1956);
  4. "Жених с того света" режиссер (1958);
  5. "Трижды воскресший" режиссер (1960);
  6. "Пес Барбос и необычный кросс" (новелла в к/а "Совершенно серьезно") автор сценария, режиссер (1961);
  7. "Самогонщики" режиссер, автор сценария (1961);
  8. "Деловые люди" автор сценария, режиссер (1962);
  9. "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (к/а) режиссер, автор сценария (1965);
  10. "Кавказская пленница, или новые приключения Шурика" автор сценария, режиссер (1966);
  11. "Бриллиантовая рука" режиссер, автор сценария (1968);
  12. "12 стульев" автор сценария, режиссер, актер (1971);
  13. "Иван Васильевич меняет профессию" режиссер, автор сценария (1973);
  14. "Не может быть!" режиссер, автор сценария (1975);
  15. "Инкогнито из Петербурга" режиссер, автор сценария (1977);
  16. "По улицам комод водили..." худ. рук. (1978);
  17. "За спичками" режиссер, автор сценария (1980);
  18. "Спортлото-82" автор сценария, режиссер (1982);
  19. "Опасно для жизни!" автор сценария, режиссер (1985);
  20. "Частный детектив, или операция «Кооперация»" режиссер, автор сценария (1989);
  21. "На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-бич опять идут дожди" режиссер, автор сценария (1992).

Иркутский период

Иркутский период Леонида Гайдая — с 1931 по 1949 год. Здесь он окончил театр-студию при драмтеатре, работал там два года, сыграл около тридцати ролей и уехал учиться во ВГИК, на курс иркутянина Михаила Ромма.

В Иркутске он учился актёрскому мастерству, отсюда ушёл в армию, попал на фронт, сюда вернулся с ранением, занимался в театральной самодеятельности при клубе железнодорожников (теперь этого клуба уже нет). Поступил во ВГИК и после второго курса приехал домой делать первую курсовую работу как начинающий режиссёр вместе с другом-оператором. Иркутская студия кинохроники размещалась тогда в костёле, там они и работали над двумя сюжетами (иркутяне смогут увидеть эти работы начинающего кинорежиссёра на юбилейных торжествах в КДЦ «Художественный»).

А знаменитое подворье на Сухэ-Батора? В этой своеобразной творческой коммуне жили будущие писатели, актёры, режиссёры, художники. Молодёжь, приехавшая учиться в Иркутск издалека, конечно, голодала. Иркутянин Леонид Гайдай, у которого здесь был дом с садом, находился по другую сторону материальной обеспеченности. Он часто навещал своих друзей в этом подворье и приносил им домашние овощи, фрукты. Об этом хорошо рассказывал Виктор Егунов, учившийся вместе с Гайдаем в театре-студии. Витамины от Леонида Гайдая многим запомнились на всю жизнь.

Связей с Иркутском, родственниками, друзьями Леонид Иович не терял. Именно в Иркутске родилась идея и сценарий фильма «Пес Барбос и необычный кросс», фильма, который был закуплен 80 странами мира. Как отмечает Лариса Васильевна Гайдай,

«Иркутск, отчий дом в Глазково были дороги ему всегда. Из Москвы, со съемок, которые шли в то время то в Крыму, то в Баку, то в Америке, постоянно шли письма домой. А после сдачи очередной картины стало традицией навещать родных… И вот в Иркутске (а лето выдалось дождливое, на глазковских улицах развезло грязь и не хотелось бродить, как обычно, по городу) он одним пальцем начал выстукивать на старенькой пишущей машинке сценарий фильма «Пес Барбос и необычный кросс». Так и остались в футляре его машинки наброски кадров и черновики титульного листа, с которого вошла в историю кино знаменитая троица – Трус, Балбес и бывалый (Вост.-Сиб. правда. —1998. — 31 янв. — С.10). 

Жена Гайдая, актриса Нина Павловна Гребешкова, отмечает:

«Иркутск для Лени – это было святое. Все, начиная от мальчишеских воспоминаний о том, как он ездил в школу от родительского дома на одном коньке…В Иркутск Леня ехал при любой возможности. Он был влюблен в этот город, в свой первый и единственный театр. Это было для него удовольствием, настоящим праздником» (Господин Смех – иркутское начало // Зеленая лампа. – 2000. – № 10. –   С. 20).

Забавные истории с Леонидом Гайдаем

История первая. Изюминка

Для отработки эпизода драки Шурика с Балбесом на рапирах пригласили даже преподавателя фехтования. Он учил их драться профессионально. Но Гайдай смотрел скучающим взглядом:

— Деретесь вы, конечно, хорошо, но все это тоскливо. У нас же комедия, надо искать изюминку.

Нашли. Гайдай предложил Шурику проткнуть Балбеса шпагой, и когда тот полезет за пазуху, то рука окажется в крови. Играет похоронная музыка. Балбес опечален. Оказывается, Шурик попал шпагой в бутылку, которую тот спрятал за пазуху. Бутылка разбилась, красное вино разлилось.

История вторая. Скелет

В ходе погони на складе Балбес натыкается на скелет. Было отыграно восемь вариантов. Победил один. Никулин сделал жест, непредусмотренный сценарием: сунул палец между челюстями, скелета, те щелкнули... Первые зрители - это обычно киномеханики студии, народ поднаторевший в кино- хохотали. Значит, получилось...

История третья. Гайдай ложится под собаку

В новелле "Наваждение" в сцене, где Шурик и Лида, обалдевшие от экзаменов, идут вместе, читая один учебник, режиссер добавил новые кадры. Помните, собака-боксер, мимо которой движется парочка, удивленно смотрит ей вслед. Смешно. Но Гайдаю мало. Он ложится под собаку, командует оператору: "Снимай!" — а сам поднимает ей передние лапы, отчего плечи ее шевелятся. Получилось, что она как бы пожимает от удивления плечами, мол, ну и ну!

История четвертая. "Я всегда знаю, с кем я, где и когда..."

Леонид Гайдай очень любил стихотворение Ярослава Смелякова "Хорошая девочка Лида", читал его на вступительных экзаменах. Проходит двадцать лет, и идет это стихотворение в "Операцию "Ы" — Шурику, очкарику, студенту. Сочинял Гайдай сценарий с товарищами, мучился. Позвал из кухни жену, у которой там что-то жарилось. И все хором спросили: "Нина Павловна, а с вами бывает, что вы куда-то приходите и будто вы когда-то с кем-то здесь уже были?" Понятно, что ответила жена, переживавшая как бы на кухне, что не подгорело. Что ответила, то и вошло... в роль Наташи Селезневой: "Нет, у меня никогда так не бывает. Я всегда знаю, с кем я, где, и когда..."

Крылатые слова

  1. Огласите весь список, пожалуйста!
  2. Пробка — подарок из Африки.
  3. Убью, студент!
  4. Граждане тунеядцы, алкоголики! Кто из вас хочет поработать?
  5. Надо, Федя, надо!
  6. Влип, очкарик.
  7. Где этот чертов инвалид?
  8. Вы не скажете, как пройти в библиотеку?
  9. Бабуля, закурить не найдется?
  10. Я на русалках больше заработаю.
  11. Граждане новоселы! Внедряйте культурку: вешайте кубики на сухую штукатурку! Никакого абстракционизма, никакого модернизма. Сохраняет стены от сырости — вас от ревматизма. Налетай, торопись, покупай, живопись!
  12. Так ведь кражи не будет — все уже украдено до нас.

Читайте в Иркипедии: Памятник Леониду Гайдаю

Литература

  1. Богатых А. Гайдай никогда не болел звездной болезнью // СМ Номер один. – 2003. – № 3, 23 янв.
  2. В Иркутске появятся Трус, Бывалый и Балбес // Ирк. губерния. – 2002. – № 3. – С. 7.
  3. Гаврилова Е. Братья Александр и Леонид Гайдай [реферат ученицы 11 “г” кл.,  лицея № 42 ВСЖД; научн. рук-ль  Томилова Т. П.]
  4. Гайдай Л. «Лично я за комедию смешную…» // Вост.-Сиб правда. – 1998. – 31 янв. – С. 10.
  5. Господин смех – иркутское начало // Зеленая лампа. – 2000. – № 10. – С. 20.
  6. Славицкая А. Леониду Гайдаю в Иркутске откроют мемориальную доску // Комс. правда. – 2003. – 15 янв.
  7. Слепнев Б. С помощью фильмов Леонид Гайдай разыскивал школьных друзей // СМ – Номер один. – 2001. – № 206, 1 нояб. – С. 6 – 7. 
  8. «За  спичками» // Сов. экран. – 1980. – № 17.
  9. Зак М. Человек в целом // Зак М.  Кино: личность и личное. – М., 1980. – С. 132 – 138.
  10. «Иван Васильевич меняет профессию» // Моск. рабочий. – 1973. – 22 сент.
  11. Колганов А. Балбес, Трус и Бывалый родились в Иркутске // Говорит и показывает Иркутск. – 2000. – № 50, 8 дек. – С. 3.
  12. Леонид Гайдай // Ирк. экран. – 1985. – авг.
  13. Лунькова О. «Леонид Гайдай, которого я всю жизнь терпела» //Огонек. – 1998. – №5, февр. – С. 46 – 49.
  14. Семенов А. Гайдай – известный и неизвестный // Вост.-Сиб. правда. – 1993. – 30 янв.
  15. Семенов А. Его призвание – комедия // Вост.-Сиб правда. – 1983. – 29 янв.
  16. Слепнев Б. Большое  «ху» и другие приключения Шурика // Копейка. – 2002. – № 45, 15 нояб. – С. 4.
  17. Станиславчик М. «Народных» много, а Гайдай – один» // Ирк. губерния. – 2002. – № 2. – С. 51 – 53.
  18. Ханютин Ю. Воскрешение «Комической» // Сов. кино. – 1965. – 31 июля.
  19. Харитонов А. Смешить людей – дело невеселое // Честное слово. – 2000. – № 4 (17 – 24 нояб.).
  20. Гайдай А. Расстояния. – Иркутск. – 1985. – 96 с., ил 
  21. Гайдай Л. Киноэнциклопедический словарь. – М, 1986. – С. 87.
  22. Зеленина М. Е. Советское киноискусство. Библиогр. указ. – М., 1980. Книга имеется в б/ф. № 1, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 13, 14.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 апреля 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.