Александр Иович Гайдай (22 апреля 1919 – 27 октября 1994, г. Иркутск, РФ) — журналист, поэт. Старший брат кинорежиссера Л.И. Гайдая.
В 1939 поступил на физико-математический факультет ИГУ, совмещал учебу с работой в иркутских газетах «Восточно-Сибирская правда», «За здоровую смену». «Советская молодежь». Участник ВОВ, военкор газеты 36-й армии «Вперед к победе». Участвовал в советско-японской войне. В послевоенные годы – собкор ТАСС по Иркутской области. Автор многочисленных публицистических и стихотворных произведений.
Заслуженный работник культуры РФ. Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями.
Иркутск. Историко-краеведческий словарь. Иркутск, 2011.
«До Иркутска – восемь километров.
Чемоданы сложены давно.
Подставляя грудь порывам ветра,
Я смотрю в раскрытое окно.
Возникают в утреннем тумане
Заводские сизые дымки,
Стройный мост и силуэты зданий,
Старый парк на берегу реки.
Всё как будто прежнее, такое,
Как и было в прошлые года.
Только больше стало новостроек,
Гуще нависают провода,
Только будто улицы прямее,
Выше зданья, скверы зеленей…
А в окно речной прохладой веет
Запахом весенних тополей…
– Здравствуй, город на реке хрустальной,
Город светлой юности моей!
Как я рад опять к тебе вернуться
И, еще не сделав двух шагов,
На знакомых улицах Иркутска
Повстречать друзей и земляков…»
Александр Гайдай
Иркутск поэта и журналиста Александра Гайдая в его стихах, напечатанных в сборнике «Здравствуй, Иркутск» в 1986 году, предстаёт перед нами как город сегодняшний, развивающийся и строящийся, город новостроек, фонтанов, красивых площадей и скверов. С Иркутском связана вся жизнь семейства Гайдай.
В предместье Глазково (ныне ул. Касьянова, 35) стоит их отчий дом. Добротный деревянный дом Гайдаи строили всей семьёй. Большие окна, высокие потолки, настоящая русская печь, просторное подполье и приусадебный участок. Иов Гайдай в свободное время занимается садоводством, читает труды Мичурина. Мария Ивановна сажает на грядках не только овощи, но и цветы.
В январе 2003 года здесь была открыта мемориальная доска в честь знаменитого брата поэта – кинорежиссера, народного артиста РСФСР, участника Великой Отечественной войны Леонида Гайдая. В этом отчем доме родился сюжет фильма «Пёс Барбос и необычный кросс». Иркутяне мечтают об открытии в доме музея имени всенародно известного кинорежиссёра.
Детей в семье Гайдай было трое: по старшинству – Александр (Шурик), Августа (Гутя) и Леонид (Люля). Отец – Гайдай Иов Исидорович, выходец из потомственных крепостных Полтавской губернии, бывший каторжник, пострадавший за идеи справедливости. После тюрем Дубны и Александровского централа был послан на строительство Амурской железной дороги в посёлок Алексеевск (ныне пос. Свободный). По окончании срока каторги Иов Исидорович работает здесь в должности старшего рабочего, в дальнейшем – ревизором-инструктором, экономистом. В 1934 году семья переезжает в Иркутск, где отца назначают начальником Иркутского дорожного филиала Читинской фабрики механизированного учёта на строящейся ВСЖД.
Со своей супругой Марией Ивановной, урождённой Любимовой, Иов Исидорович познакомился через своего друга Егора Любимова – каторжного ссыльного, который познакомил, сначала заочно, Иова со своей сестрой Марией.
В своей публикации в газете «Копейка» за 24 мая 2005 года, Вера Гайдай (дочь Александра Гайдай) пишет о своих близких:
«Маленький Иов работал на свекловичных плантациях с 11 лет. И образование у него было трёхклассное. С 1900 по 1906-й он вкалывает на мукомольных мельницах в хуторе Ореховщина и городе Миргороде. Любит читать. С заработков откладывает деньги на покупки книг. С годами эта страсть к знаниям выльется в книгособирательство. Личные библиотеки появятся и у его сыновей: старшего, Александра Гайдая, и младшего – Леонида Гайдая… Всем близким и дальним Иов Исидорович запомнится как человек обстоятельный, справедливый… Рязанская женщина Мария Ивановна Любимова (после замужества возьмёт фамилию мужа)… не из породы квелых дев. Она энергична, весела. Даже в весьма преклонные годы Мария Ивановна Гайдай будет поражать домашних своими выходками: то споёт уморительный куплет, то откомментирует телевизионную передачу так, что все за животы похватаются…Молодые друг другу понравились. И стали жить вместе в любви и согласии. Он называл её до старости Манечка, она его – Ивочка. Никогда не изменяли друг другу и не бранились».
Неудивительно, что в семье, где царили народный дух, взаимное уважение, высокая нравственная культура и любовь к книге, выросли два талантливых человека – поэт и кинорежиссёр.
Старший, Шурик, пошел в отца – серьёзный, много читает, любит Блока. Пробует сам сочинять. В 1937 году в журнале «Пионер» было напечатано его стихотворение «Байкал». Будучи старшеклассником, Александр Гайдай является внештатным сотрудником иркутской газеты «Советская молодёжь». Поступив в 1939 году на физико-математический факультет ИГУ, он совмещает учёбу с работой в газетах «За здоровую смену», «Восточно-Сибирская правда».
В суровом 1941 году Александр Гайдай после кратковременной учёбы в военно-полковом училище служит военным корреспондентом в газете «Вперёд, к победе!». В грозные дни войны журналист оказался не менее нужным армии, чем сапер.
В его военных стихотворениях лирическое описание природы пронизано тревогой, заботой о близких, болью за свою страну.
«Ни выстрелов, ни криков, ни разрывов…
По небу тихо облако плывёт,
Да на берёзе около обрыва
Малиновка мечтательно поёт.
Затихнет, и тогда услышать можно:
Растёт трава, пчела, жужжа, летит,
Шумит листва деревьев осторожно,
И вновь и вновь малиновка звенит…
Она не знает, глупая пичужка,
Что на войне не прочна тишина,
Что под берёзой спрятанная пушка
Вот-вот ударить по врагу должна».
(«Затишье»)
Из воспоминаний Ларисы Гайдай, жены поэта:
«С первых дней войны Александр Гайдай проходил службу на восточных рубежах. Забайкальский фронт – страница особая в истории Великой Отечественной войны. Когда на западе шли грандиозные сражения, здесь не было ни выстрелов, ни взрывов, ни бомбежек. Но ожидание грозной опасности внезапного удара со стороны Японии наполняло эту тишину обостренной, чуткой тревогой». Об этом Александр писал в своих «Военных тетрадях».
В стихах времён Великой Отечественной войны поэт воспевает и Забайкалье, даурские степи, где формировались и проходили суровую воинскую выучку прославленные забайкальские дивизии, завоевавшие впоследствии звание гвардейских:
«Даурская степная сторона.
Стык трёх границ у выжженных высот.
Вода в озёрах синих солона,
Но солонее наш солдатский пот…»
Младший брат поэта – Леонид Гайдай на фронте с 1942 года. Будучи тяжело раненным, Леонид, получив инвалидность, в 1944 году возвращается домой в Иркутск. Дальнейшая его жизнь связана с театром и кино.
В годы войны с милитаристской Японией вместе с передовой моторизованной группой Александр Гайдай проходит остроги Большого Хингана.
В 1947 году в Читинском книжном издательстве выходит первый сборник стихов поэта А. И. Гайдая «Стихи». В этом же году Александр знакомится со своей будущей супругой. Лариса Васильевна Гайдай, известная в Иркутской области журналистка, вспоминала позднее:
«Мы были неразлучны без малого полвека. Общность профессии по-особому сближала нас, приучив делиться впечатлениями каждого прожитого дня, советоваться, иногда не сходиться во взглядах и спорить, но всегда и во всем главном сопереживать друг другу. Саша во многом помог моему журналистскому становлению. Мы встретились в «Восточно-Сибирской правде» осенью 1947 года: я только что окончила факультет журналистики Уральского университета и приехала в Иркутск по распределению. Он же был в военной шинели с капитанскими звездочками на погонах… Он вообще, не только по отношению ко мне, был человеком деликатным, участливым, готовым от души ободрить, поддержать своих многочисленных товарищей, друзей и просто знакомых. Я дивилась удивительному свойству его поэтической памяти: сколько же стихов можно знать наизусть?! Любимые его Блок и Есенин, совсем почти не известные тогда Гумилев, Хлебников, Мандельштам, громкоголосый Маяковский, Твардовский, Симонов, наши земляки Луговской, Седых, Ольхон, Молчанов-Сибирский...».
Из армии Александр демобилизовался в 1953 году в звании майора. С этого времени он работает корреспондентом ТАСС по Иркутской области, пишет о Братской ГЭС, БАМе, культурных и научных событиях в области.
«Туманное утро. От стужи
У всех седина на лице.
Но что там дымится и кружит
В железобетонном кольце?
У здания ГЭС поединок
Стихии и воли людской.
Закрыты затворы, плотина
Стоит неприступной стеной.
Тогда, закипая в разбеге,
Как лёд, холодна и чиста,
Вода заливает навеки
Знакомые с детства места.
Мне даже взгрустнулось немножко,
Что станут таинственным дном
Заветные стёжки-дорожки,
Где мы проходили вдвоём.
Но, с чувством нахлынувшим споря,
Я вижу иную красу:
Просторы Иркутского моря
И чаек, летящих в грозу.
Я слышу,
Как в мощных турбинах
Бурлит и клокочет вода,
И в лад ей на дальних вершинах
Под током гудят провода».
(«Рождение моря»)
Александр пишет статьи о своих соратниках по перу – поэтах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Из воспоминаний поэта Ростислава Смирнова, служившего в 40-х годах в частях Забайкальского военного округа, куда частенько приезжали поэты-иркутяне Иннокентий Луговской и Александр Гайдай:
«Помнится встреча осенью 1943 года с Александром Гайдаем, приезжавшим в нашу дивизию, его взволнованный, горький рассказ о гибели на далёком западе иркутского поэта Моисея Рыбакова – офицера-сапёра, талантливого молодого учёного… Затем, уже после войны, в конце 1945 года – новый приезд Александра Гайдая к нам, уже в другую дивизию, его беседы с начинающими авторами (преимущественно – поэтами), его дружеская помощь в организации литературного объединения при редакции дивизии…».
О Моисее Рыбакове Александр напишет статью «За словом – подвиг».
В 40-е годы Александр Гайдай печатается в альманахе «Новая Сибирь». Здесь печатались такие известные в дальнейшем писатели и поэты, как И. Молчанов-Сибирский, К. Седых, Г. Марков, Г. Кунгуров, И. Луговской, Е. Жилкина и другие. Поэтический раздел альманаха охватывал вопросы борьбы за мир, о новостройках, о героизме русского народа на войне и в мирное время. С 1958 года альманах стал издаваться под названием «Сибирь».
Ещё в годы учёбы в университете Александр Гайдай увлёкся журналистикой, которая стала вторым призванием и главным делом всей его жизни. Работает в редакциях «Восточно-Сибирской правды», «Советской молодёжи», «Литературной газеты».
Армейская тема звучит уже в 1940-м, когда в составе литературной бригады, возглавляемой И. Молчановым-Сибирским и Г. Марковым, Александр вместе с Моисеем Рыбаковым выезжают в подшефные воинские части. Они не только читают свои стихи, но и готовят литературные страницы для дивизионной газеты, оказывают помощь в обработке материалов военных корреспондентов, пишут о военных учениях. В годы войны поэт-журналист Александр Гайдай как военкор пишет очерки и зарисовки, ведёт сатирический отдел «Короткой очередью», в котором едко высмеивает фашистских вояк и их «союзников». В то же время он пишет и стихи о воинах, тружениках тыла, о верности родине, о любви и чувстве разлуки. Вот что вспоминал о журналистской работе и поэтическом творчестве А. Гайдая его соратник по перу Ростислав Смирнов:
«Непросты отношения поэта с газетой… Константин Федин писал как-то о том, что газета освобождает от «побрякушек», что работа в газете из-за своей оперативности, из-за необходимости уложиться в определённое скупое количество строк на полосе формирует языковую точность, строгость. В то же время преимущественно публицистический характер газетной работы невольно влияет на автора, сосредоточивая его внимание на определенном круге тем, подсказывая ему порой излишне прямолинейный, «лобовой» ход их решения. Это так, и всё же открытая публицистичность многих стихотворений Александра Гайдая воспринимается прежде всего как выражение прямоты, чёткости и открытости позиции автора, о чём бы он ни писал – о подвиге героя-воина или о родном предместье».
За образцовое выполнение заданий редакции в боевой обстановке военкор Гайдай А. И. был награждён орденом Отечественной войны II степени.
Когда война кончилась, началась служба в должности спецкора, затем – начальника отдела культуры и быта газеты Восточно-Сибирского военного округа «Советский боец».
Вспоминает Лариса Гайдай:
«Трудно передать словами, сколько он написал материалов на посту собкора ТАСС. Он успел написать интересный очерк «Подарок для Кекконена», оставил набросок о встрече с Н. С. Хрущевым на зональном совещании работников сельского хозяйства Сибири, рассказал о визите наследного принца Йемена Мохаммеда Эль-Бадра. Слово «успеть!» было, наверное, рефреном всей жизни А. Гайдая.
При постоянной плотной занятости он успевал не только писать стихи, но на общественных началах участвовал в деятельности Иркутского отделения Фонда мира, редактировал брошюры и книги о работе Общества дружбы, беседовал о газетных жанрах со студентами отделения журналистики, выступал со стихами перед читателями-книголюбами. Он удостоен звания Заслуженный работник культуры».
В 1985 году выходит книга А. Гайдая «Расстояния: стихи разных лет». В предисловии к ней Р. Смирнов пишет:
«В настоящий сборник, выходящий в год сорокалетия Победы, поэт по праву включил и стихи тревожной военной молодости, и те, что написаны… в 70 – 80-е годы… Поэт-воин, ветеран советской печати сегодня, как и прежде, утверждает светлые, оптимистические начала нашей жизни…».
В этом же году иркутянину А. Гайдаю Москва поручает ответственное задание – написать статью о знаменитом художнике Илье Глазунове. На альбоме, подаренном впоследствии художником поэту, появится надпись:
«Замечательному человеку, писателю, журналисту Сибири Александру Иовичу Гайдаю. Ваш Илья Глазунов. Дек. 1986 год».
Он и сейчас в строю! Поэт, военный корреспондент, журналист, человек широкой души, Александр Иович Гайдай живёт в памяти близких, в строчках стихов, в которых отражается жизнь целого поколения наших земляков.
Елена Кустова. Централизованная библиотечная система города Иркутска
Читайте в Иркипедии: "За снежными далекими хребтами..." Стихотворение Александра Гайдая
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей