Истекшее столетие было ознаменовано бурным ростом городов. Городской образ жизни захватил все страны и континенты. В городах сейчас проживает две трети населения планеты. Количество городов неуклонно растет, и они становятся все более крупными. Если в начале прошлого века только 12 городов мира имели население свыше миллиона человек, то в начале текущего столетия их стало 410. Более 20 городов мира имеют численность населения свыше 10 млн. чел. Такая динамика роста связана с бурным развитием цивилизации в целом.
«Город» — понятие достаточно емкое, применяемое для характеристики различных по облику и размерам поселений. Город является своеобразной точкой социально-экономического роста территории. Он организует окружающее пространство в единый взаимосвязанный комплекс. Производственная и социальная инфраструктура делает город самостоятельным звеном в географическом разделении труда, создает среду компактного проживания населения. В больших городах сконцентрированы разнообразные производства, интеграция которых позволяет эффективно решать сложные производственные и научно-технические задачи, обеспечивать их инновационное развитие.
Рис. 1. Динамика изменения доли городского и сельского населения в Иркутской области в течение XX в., %. Как видим, мировая, и общероссийская в частности, тенденция роста доли городского населения в XX в. отмечалась и в Иркутской области
В Российской Федерации городом считается населенный пункт с численностью населения свыше 12 тыс. чел., основная масса которого (не менее 85%) занята несельскохозяйственным трудом.
Сейчас в России более 1 тыс. городов, в том числе около 70 на территории Восточной Сибири. В городах проживает более 95 млн. чел. (около 70% населения страны).
Все города условно разделены на малые (до 50 тыс. жителей), средние (от 50 до 100 тыс.), большие (от 100 до 250 тыс.), крупные (от 250 до 500 тыс.), крупнейшие (от 500 тыс. до 1 млн.) и города-миллионники (более 1 млн. жителей) (табл. 1).
Таблица 1. Распределение российских городов по численности населения*
Классификация городов | Количество городов, ед. | Общая численность населения | ||
Тип города | Население, тыс. чел. | тыс. чел. | % | |
Миллионник | Свыше 1000 | 11 | 25568 | 26,9 |
Крупнейший | От 500 до 1000 | 23 | 14903 | 15,6 |
Крупный | От 250 до 500 | 41 | 13953 | 17,7 |
Большой | От 100 до 250 | 93 | 14061 | 14,8 |
Средний | От 50 до 100 | 160 | 11143 | 11,7 |
Малый | Менее 50 | 732 | 15563 | 16,3 |
Всего | 1060 | 100,0 |
*По данным Федеральной службы государственной статистики за 2007 г.
История городов уходит в глубокую древность. Их рождение, процветание и упадок связаны с хозяйственным освоением конкретной территории, с развитием экономики страны в целом. Новые города образуются и растут там, где для этого появляются определенные экономико-географические условия, возникают соответствующие предпосылки.
Город — это обособившаяся часть региональной социально-экономической системы. Его невозможно рассматривать в отрыве от окружения. Он не может возникнуть и устойчиво развиваться без соответствующей социально-экономической и исторической необходимости, при отсутствии градообразующей идеи и материальной основы для ее реализации. Если город уже возник, то утрата этих факторов неизбежно обречет его на стагнацию.
Весьма показательна в этой связи история первых сибирских городов-острогов. В период освоения Сибири они располагались главным образом вдоль рек (служивших в те годы основными путями сообщения) и выполняли функцию опорных баз при продвижении на восток. С расширением границ Российского государства до Тихого океана появилась необходимость хозяйственного освоения новой огромной территории. Это привело к появлению новых градообразующих идей и упадку целого ряда ранее процветавших городов. Так, бесследно исчезла знаменитая Мангазея, потеряли свое прежнее значение Нарым, Туруханск, Киренск и некоторые другие некогда крупные поселения. Зато возникли такие города, как Омск, Акмолинск, Кустанай, Красноярск, Барнаул, Хабаровск, Благовещенск, Владивосток.
Благодаря прокладке Транссибирской железнодорожной магистрали неузнаваемо изменился облик края. Например, Омск из тихого чиновничьего города превратился в крупный торговый центр Западной Сибири. Заметно вырос Красноярск. Преобразились Иркутск и Чита. Стали быстро расти Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Хабаровск и Владивосток. Поселок Гусевка, расположенный в районе строительства железнодорожного моста через Обь, превратился в большой город Новониколаевск, переименованный в 1925 г. в Новосибирск.
В течение десяти лет с начала строительства Транссибирской магистрали население сибирских городов выросло в 3 раза, а в таких новых городах, как Новониколаевск, — в 12 раз. Подобного бурного роста не переживали города даже Европейской России, где население за это же десятилетие увеличилось всего в 1,5 раза. Все города, расположенные на пересечении железной дороги с основными сибирскими реками, быстро превратились в крупные торгово-промышленные центры. При этом города, оставшиеся в стороне от железной дороги, переживали экономический упадок.
Новая волна градостроительства пришла в Сибирь только в 1950—1960-е гг. — в период ее широкомасштабного индустриального освоения. Наличие богатейших природных ресурсов предопределило появление здесь промышленных производств, ставших основой для становления ряда сибирских городов. Именно тогда в Иркутской области появились такие города, как Байкальск, Братск, Саянск и др.
В каждом городе есть предприятия и организации, составляющие его градообразующую основу, позволяющие ему существовать и развиваться. Именно эти предприятия обусловливают значимость и масштабы города, его вклад в народное хозяйство страны.
Градообразующая основа связана с выполнением городом некоторых функций (одной или нескольких), определенных его экономико-географическим положением. Например, город может играть роль промышленного, туристского, обслуживающего, торгового, административного или культурного центра в зависимости от конкретных исторических, географических и социально-экономических условий.
Как правило, градообразующую основу небольших сибирских городов составляет промышленное производство. Именно оно создает материальные предпосылки градообразования, влияет на численность городского населения, формирует сеть градообслуживающих объектов.
В многофункциональных городах всегда можно выделить доминирующую градообразующую основу, определяющую судьбу города. Анализ ее структуры и динамики позволяет оценить перспективы его дальнейшего развития.
Если у города разрушается градообразующая основа и отсутствуют новые идеи развития или их реализация не подкреплена материальными и финансовыми ресурсами, то он не имеет перспектив. Такая ситуация сегодня характерна для некоторых городов Сибири, в том числе Иркутской области, судьба которых пока целиком зависит от породивших их предприятий.
Чтобы подобные города развивались более устойчиво, особенно в условиях ограниченной государственной поддержки, необходимо расширение их функций и формирование разноплановой градообразующей основы. Этот процесс получил название диверсификации. Его суть заключается в одновременном развитии многих не связанных друг с другом видов производства, расширением ассортимента выпускаемой продукции и оказываемых услуг.
Таблица 2. Классификация городов Иркутской области
Город | Население, тыс. чел. | Доля в областной численности, % |
---|---|---|
Крупнейшие города (от 500 тыс. до 1 млн. чел.) | ||
Иркутск | 580,7 | 23,2 |
Крупные города (от 100 до 500 тыс. чел.) | ||
Братск | 249,7 | 10,0 |
Ангарск | 240,6 | 9,6 |
Средние города (от 50 до 100 тыс. чел.) | ||
Усть-Илимск | 96,3 | 3,8 |
Усолье-Сибирское | 85,6 | 3,4 |
Черемхово | 53,6 | 2,1 |
Малые города (менее 50 тыс. чел.) | ||
Шелехов | 49,9 | 2,0 |
Тулун | 46,8 | 1,9 |
Усть-Кут | 44,5 | 1,8 |
Саянск | 43,9 | 1,8 |
Нижнеудинск | 36,7 | 1,5 |
Тайшет | 36,3 | 1,5 |
Зима | 34,1 | 1,4 |
Железногорск-Илимский | 26,2 | 1,0 |
Вихоревка | 24,4 | 1,0 |
Слюдянка | 18,9 | 0,8 |
Бодайбо | 14,5 | 0,6 |
Байкальск | 14,4 | 0,6 |
Свирск | 14,2 | 0,6 |
Киренск | 12,3 | 0,5 |
Бирюсинск | 9,3 | 0,4 |
Алзамай | 7,1 | 0,3 |
Итого в городах | 1740,0 | 69,5 |
Всего в Иркутской области | 2502,7 | 100,0 |
Город — это сконцентрированная социальная среда, часть пространства, где созданы определенные условия для проживания людей. Любому городу для нормального функционирования необходима соответствующая градообслуживающая база, обеспечивающая жизнедеятельность горожан. Она представлена предприятиями коммунального хозяйства, общественного транспорта и торговли, учреждениями образования, здравоохранения, культуры и др., а кроме того, соответствующими коммуникациями и объектами социальной инфраструктуры.
Город отличается от других типов населенных пунктов, а также от прилегающей территории более высокой численностью и плотностью проживающего населения, компактностью жилой застройки. Он притягивает все коммуникации и как бы уплотняет вокруг себя социально-экономическое пространство. Город по праву называют интегралом человеческой деятельности, центром культурного и научно-технического развития.
Каждый город живет своей жизнью, имеет собственное лицо, историю и память. Облик города формируют конкретные объекты производственной и социальной инфраструктуры, комплекс социальных благ, доступных его жителям, планировка и архитектура.
Градообслуживающая база вторична по отношению к градообразующей основе. Увеличивать комфортность жилья и повышать уровень социальной сферы можно лишь до тех пор, пока это позволяет его градообразующая основа. Город не может предоставить своему населению больше благ, чем имеет благодаря выполнению возложенных на него градообразующих функций.
Производственная и коммунальная инфраструктура города инертна и по мере развития и усложнения инженерных и транспортных сетей, реализации своей архитектурно-планировочной концепции приобретает устойчивость к внешним воздействиям и новым импульсам развития. Поэтому смена градообразующей ориентации города всегда связана с проведением большого комплекса подготовительных работ, с модернизацией его инфраструктуры.
Таблица 3. Структура населения Иркутской области в 2010 г.
Категория населения | Численность населения | |
тыс. чел. | % | |
Городское | 1972,2 | 78,8 |
проживающее в городах |
1740,0 | 69,5 |
в поселках городского типа |
232,2 | 9,3 |
Сельское | 530,5 | 21,2 |
Всего | 2502,7 | 100,0 |
Отличительными особенностями города являются четко выраженная территориальная очерченность и своеобразный архитектурный облик. Благодаря этому каждый город выделяется на данной территории как самостоятельное поселение, и не случайно слово «город» составляет основу слов «отгораживать», «городить».
Однако город — это не только определенная территория со случайным множеством строений. Он представляет собой единую совокупность частей, каждая из которых имеет свое функциональное назначение.
При этом экономико-географические особенности города, его градообразующие и градообслуживающие функции всегда подспудно влияют на все основополагающие архитектурно-планировочные решения, определяющие архитектурное лицо и специфические черты города.
Функциональная необходимость формирует своеобразный скелет городского организма, состоящий из системы транспортных магистралей и коммуникаций, а также узлов и сооружений городского назначения. Именно эти объекты определяют дальнейшую пространственную организацию города, формируют его ткань — жилые дома, различные постройки, зеленые зоны и парки. Плазмой городского организма можно назвать гибкие и легко заменяемые элементы — транспортные средства, детали благоустройства территории, декоративное убранство.
Город — это не застывшее образование, а живой и динамично развивающийся организм, единое социально-экономическое и планировочное целое, в котором органично сосуществуют наследие прошлого и современность. Возникнув как воплощение градообразующей идеи и выполняя свою градообразующую миссию, город может постепенно менять облик, формировать новые идеи своего дальнейшего развития, опираясь на имеющийся экономико-географический потенциал.
Границы города служат лишь внешними условными рамками его некой архитектурной целостности. Любой город тесно взаимосвязан с прилегающей территорией, и его влияние простирается значительно дальше городской черты. При этом, с одной стороны, в облике города неизбежно отражается природная специфика его месторасположения, а с другой — город делает более выразительным пригородный ландшафт.
Город — сложный и противоречивый организм. Он устремлен в будущее и одновременно тесно связан с прошлым. Долгосрочные цели развития переплетаются здесь с каждодневными текущими заботами. В любом городе существует противоречие между задачами его роста и возможностями коммунального хозяйства. Необходимость придавать городу более совершенный облик и модернизировать его градообразующую основу требует огромных вложений. Дефицит ресурсов порождает противоречия, социальные проблемы.
Развитие города — это постоянное и неизбежное преодоление противоречий, непрерывное решение одних проблем и порождение других, что накладывает отпечаток на процесс городского управления. Ни одно решение, пусть даже ключевое и судьбоносное, не способно полностью удовлетворить все стороны.
Одной из наиболее заметных проблем является противоречие между городом как целостной системой и его градообразующей основой. Иногда интересы градообразующих предприятий не совпадают с интересами комплексного городского развития, что приводит к нежелательным для городского хозяйства последствиям. Поэтому городская власть обречена выполнять функции своеобразного противовеса отраслевой и ведомственной структурам (не всегда располагая возможностью эффективно воздействовать па них), имеющим собственную территориальную организацию и органы управления, зачастую неподвластные городской администрации.
Даже если речь идет о небольшом, узкоспециализированном и функционально однородном городе (какими на территории Иркутской области являются Байкальск, Бирюсинск и ряд других), все равно городская администрация будет в силу объективных причин обеспечивать важнейшую для общества сбалансированность задач развития производства, экологических ограничений и социальной стабильности. И в этом своем качестве сложная и многогранная система с названием «город» стоит выше систем, именуемых «отрасль» и «ведомство».
Управление городом требует обязательного учета тенденций развития градообразующей и обслуживающей основ, внимания к социальной сфере и экологии. Город всегда нуждается в дальновидных и согласованных решениях, учитывающих всю совокупность долгосрочных последствий.
В это понятие включается обобщенное представление о будущем города и оценка с этих позиций имеющихся у него возможностей и ресурсов.
Говоря о будущем города, необходимо, с одной стороны, объективно проанализировать уже существующий социально-экономический и экологический потенциал и иметь четкое видение проблем и тенденций городского развития, с другой — определить процессы и тенденции, которые должны быть активизированы для достижения городом желаемого состояния.
При этом важно оценить особенности экономико-географического положения города и предпосылки его возникновения и роста в единстве с прилегающей к нему экономической территорией. Следует представлять структуру и динамику градообразующей и градообслуживающей основ. Требуется найти новые идеи городского развития и определить ресурсы, при помощи которых их можно реализовать. Кроме того, необходимо установить факторы, способствующие продвижению в заданном направлении и сдерживающие его.
В последние годы сугубо технический термин «агломерация» находит все большее употребление среди географов, экономистов и специалистов, занимающихся развитием городов. Этим термином обозначают компактное скопление преимущественно городских поселений, объединенных в многокомпонентную поселенческую систему благодаря имеющимся между ними общим производственным, хозяйственным и культурно-бытовым связям.
Городские агломерации представляют собой более развитую и сложную (по сравнению с обычными городами) форму существования и развития населенных пунктов. Как правило, они формируются вокруг города-ядра, а также в промышленно развитых и густонаселенных районах, где могут возникать многоядсрныс агломерации. Среди поселений, входящих в агломерацию, всегда присутствуют города-спутники.
По существующей в России методике, группа поселений выделяется в качестве городской агломерации, если население наибольшего из образующих ее городов составляет более 100 тыс. чел. и от него в полуторачасовой транспортной доступности расположено еще, как минимум, два города-спутника.
Различают моноцентрические и полицентрические агломерации. Во всем мире, и в России в том числе, преобладают моноцентрические агломерации с одним городом-ядром, который подчиняет своему влиянию все населенные пункты своей пригородной зоны. Лишь небольшая часть агломераций имеет полицентрическую структуру (к их числу относится Иркутская агломерация).
Как правило, агломерации характеризуются высокой степенью индустриализации, концентрацией градообслуживающей инфраструктуры (транспортной, коммунальной и др.), наличием научных и учебных заведений, а также высокой плотностью населения.
Наибольшее влияние на экономическое развитие конкретных территорий оказывают миллионные агломерации. В России их насчитывается более 20. Среди них выделяются Московская (14,5 млн. чел.), Санкт-Петербургская (5,4), Самарско-Тольяттинская (2,5), Екатеринбургская (более 2), Нижегородская (2), Ростовская (1,8), Новосибирская (1,7), Челябинская (1,6), Волгоградская (1,5), Казанская (1,4), Омская (1,2), Пермская (1,2), Саратовская (1,2), Красноярская (1,2), Краснодарская (1,1), Новокузнецкая (1,1), Уфимская (1,1), Иркутская (1), Владивостокская (1) и некоторые другие агломерации.
Мировой опыт свидетельствует, что крупные городские агломерации ускоряют экономический рост в стране, способствуют переходу национальной экономики к инновационному развитию и повышают ее конкурентоспособность в глобальной экономике. Агломерации являются сосредоточением этих процессов, кроме того, они расширяют административные границы городов и позволяют использовать пригороды как дополнительный фактор городского развития, что стимулирует там масштабное жилищное строительство (в том числе коттеджного типа) и разгружает центр (избавляя его в том числе от автомобильных пробок).
Интерес к агломерациям начал расти и в России. Министерство регионального развития РФ в 2007 г. объявило, что агломерации должны стать основой стратегии экономического роста. Именно в тот период по инициативе администрации Иркутской области был подготовлен проект развития Иркутской агломерации.
Полицентрическая Иркутская агломерация сформировалась во второй половине XX в. благодаря индустриальному развитию Верхнего Приангарья. Она состоит из нескольких городов-спутников и является одной из немногих миллионных агломераций при городах, не имеющих миллионного населения.
По численности жителей Иркутская агломерация является второй на востоке России. Она немного уступает Красноярской агломерации и превосходит Владивостокскую. Ее юридическое оформление и целенаправленное развитие дадут дополнительную основу для социально-экономического роста региона, позволят привлечь для этого крупные инвестиции.
Проект оформления фактически существующей агломерации в город с миллионным населением рассматривался на IV Байкальском экономическом форуме. Он предусматривал включение в состав «большого Иркутска» трех городов — Иркутска, Ангарска и Шелехова, а также их пригородных территорий с рядом населенных пунктов.
К Иркутской агломерации тяготеют также не вошедшие в проект «большого Иркутска» Усолье-Сибирское, Черемхово, Свирск, Слюдянка и Байкальск, жители которых имеют реальную возможность более или менее регулярно посещать Иркутск и пользоваться его социальными благами.
Цель проекта развития Иркутской агломерации — путем формирования мегаполиса ускорить социально-экономическое развитие региона, привлечь для этого крупных зарубежных инвесторов (на карте бизнес-интересов которых городов с численностью менее 1 млн. чел. попросту не существует).
Особое внимание в проекте уделялось формированию транспортной инфраструктуры — каркасу агломерации. Она должна обеспечивать 60-минутную доступность основных зон «большого Иркутска» (включая аэропорт, вокзалы, культурно-образовательные и производственные комплексы), а также бесперебойно обслуживать растущий поток туристов.
Общий объем инвестиций в создание транспортной инфраструктуры оценивается примерно в 1 млрд. долл. Предусматривается строительство двух скоростных автомагистралей (Ангарск-Иркутск-Листвянка, Шелехов-Иркутск), а также создание скоростного рельсового транспорта, соединяющего города агломерации.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей