Новости

Глазковский мост

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Глазковский мост на фотоснимках

Глазковский мост. Современный вид. Фото Бориса Слепнёва
Глазковский мост. Современный вид. Фото Бориса Слепнёва
Автор: Борис Слепнёв
Строительство железобетонного моста им. В.И. Ленина (1932-1936)
Строительство железобетонного моста им. В.И. Ленина (1932-1936)
Мост им. В.И. Ленина в Иркутске. Ноябрь 1936
Мост им. В.И. Ленина в Иркутске. Ноябрь 1936
Мост им. В.И. Ленина в Иркутске. Ноябрь 1936. Вид на временный памятник В.И. Ленину, установленный к открытию моста
Мост им. В.И. Ленина в Иркутске. Ноябрь 1936. Вид на временный памятник В.И. Ленину, установленный к открытию моста
Глазковский мост
Глазковский мост
Автор: Не установлен

Глазковский мост через реку Ангару — самый старый действующий мост в Иркутске, памятник истории техники. Связывает центр города с Глазковским предместьем. Время строительства 1934-1936. Прежние названия — Железобетонный мост им. В.И. Ленина, Старый мост, Ангарский мост, Старый Ангарский мост.

Глазковский (Ангарский) мост: общие сведения

Мост опирается на 5 речных и 32 береговые опоры. Его общая длина – 1245 м. Из 4 пролетов центральные имеют длину 80 м, а крайние – 70. Кроме арочной части в комплекс сооружений моста входит путепровод через рельсы железной дороги, 2 эстакады и 4 съезда. Мост сооружен в расчете на четырехполосное движение, в том числе – двухпутное трамвайное, а также на пропуск пешеходов. Ширина моста между перилами – 18 м.

Будучи для своего времени одним из крупнейших мостов в стране, он обладает несомненными архитектурными достоинствами: сочетание полукруглых арок с отходящими от них вертикальными пилястрами и гранями придает конструкции моста легкость и стройность.

История

Сооружение моста началось в 1931 и было продиктовано необходимостью прочно связать центр города с железнодорожным вокзалом, быстро развивавшейся левобережной частью Иркутска. Условия строительства оказались трудными: быстрое течение реки, большая глубина, низкие зимние температуры. Первые годы работы велись вяло из-за недостатка материальных ресурсов, кадров, перебоев в разработке проектной документации. Лишь в 1935, добившись улучшения финансового и материального снабжения, строители значительно ускорили темпы работ. Начальником строительства в этот период назначили Н. А. Холина, главным инженером – Э. И. Краснопольского, численность рабочих временами превышали 1300 человек. Руководители организовали обучение необходимым для стройки рабочим профессиям. На улице 2-й Железнодорожной возник целый городок строителей с клубом, магазинами, жилыми домами. Гранит, которым облицовывали опоры моста, привозили из окрестностей посёлка Маритуй, гравий и песок – с берега Иркута.

Авторы проекта – инженер П. Н. Поликарпов и Ключарев, архитектор И. А. Француз.

В постоянную эксплуатацию мост сдали в декабре 1936.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь, 2011.

Глазковский мост. Очерк

Он работает больше полувека и за все эти годы ни разу не был в отпуске. А его "больничные" можно пересчитать по пальцам. Но, несмотря ни на что, в свои 70 лет этот трудоголик выглядит прекрасно. 16 ноября 1936 года на Глазковском мосту было открыто пешеходное движение и проезд легкового транспорта, а 16 декабря того же года по новой переправе разрешили перевозить грузы. О том, как жилось имениннику все эти годы, рассказал директор МУП "Служба эксплуатации мостов" города Иркутска Анатолий Ткач.

Царская переправа

Для молодых иркутян мост через Ангару — нечто само собой разумеющееся. Они даже не представляют себе, как добирались горожане с одного берега на другой в начале XIX века, когда переправы еще не было. Эти воспоминания хранятся в исторических летописях.

В те годы пересечь Ангару можно было на весельных лодках, да и то только в хорошую погоду. Попасть на противоположный берег в бурю и шторм было невозможно. Чуть позже, в 1857 году, в Иркутске появились новые скоростные лодки. Если на обычной весельной приходилось переправляться с полчаса, то на новой всего пять минут. За это иркутяне прозвали их "самолетами".

А всего через четыре года наконец-то появилась первая настоящая переправа — понтонный мост. Его построили к приезду цесаревича Николая — будущего российского императора Николая II. Кстати, именно он перерезал ленточку на торжественном открытии нового моста. Поэтому понтонную переправу стали называть николаевской. Но в непогоду понтоны срывало и уносило по течению. Иногда их вылавливали аж в районе Усолья-Сибирского.

Помешала война

Между тем Иркутск рос, развивалась торговля, и такие перебои на переправе были ни к чему. Поэтому городские власти стали всерьез задумываться о необходимости построить капитальный мост через Ангару. Впервые этот вопрос обсуждался на заседании Иркутской думы в 1906 году. Тогда подсчитали, что строительство моста обойдется городской казне в 1,8 миллиона рублей. Но, когда через несколько лет был готов проект, оказалось, что этих денег не хватит — на строительство арочно-консольного моста требовалось 2,3 миллиона рублей. Интересно, что архитекторы разработали 10 вариантов мостов, и все они были арочными — тогда это было самое современное направление мостостроения.

Начать строительство помешала Первая мировая война — государственные деньги тратились на военные нужды. Поэтому несколько лет проекты пылились на полках, дожидаясь своего часа. Возводить фундамент начали только в сентябре 1931 года.

Эту работу выполняли московские специалисты. Им было очень сложно. По рассказам очевидцев, Ангара в тот год вела себя очень агрессивно: волны, ледяные заторы — река никак не хотела подчиняться воле человека. И тем не менее основу моста построили — возвели четыре русловые опоры.

Параллельно с этим городские власти решали, какой ширины будет Ангарский мост. Сначала предлагали остановиться на 11 метрах, потом увеличили ширину на 1 метр, а затем пришли к мнению, что и этого будет недостаточно, и прибавили еще почти 2 метра. В окончательном варианте оставили 13,8 метра.

Строительство моста включили в план второй пятилетки. На его возведение отвели всего два года, а построили и того быстрее — за полтора года (для сравнения: новый мост через Ангару строят уже больше пяти лет, и до окончания работ пока далеко. — Авт.).

У моста тоже есть характер

Строили переправу около двух тысяч человек. Сегодня можно точно сказать, что выполнили они свою работу на совесть — за 70 лет существования на капитальный ремонт мост не закрывали ни разу. "Все потому, что характер у него спокойный, терпеливый", — объясняет Анатолий Ткач. Это, конечно, шутка. На самом деле капитальный ремонт старому Ангарскому мосту требуется — уже сейчас он выдерживает нагрузки в 6—7 раз выше нормы. Но закрыть его нельзя до тех пор, пока не построят новый мост, иначе с берега на берег придется добираться по старинке — на веслах.

"В целом его состояние удовлетворительное, он может прослужить еще несколько десятилетий. Средняя продолжительность службы моста — 100—150 лет. Но металлический каркас моста требует более частого ремонта. Сейчас обсуждается вариант замены металлических пролетных строений. Но в любом случае этот ремонт будет производиться поэтапно, так как полная реконструкция по стоимости составит почти половину от затрат на строительство мостового перехода", — пояснил Анатолий Ткач.

На свой 70-летний юбилей мост получил подарок в 36 миллионов рублей. Кстати, благодаря тому, что мост две недели был закрыт, в Иркутске  появилось несколько новых семей. Марина и Евгений Казанцевы говорят, что их первая встреча произошла именно здесь. Девушка попала под сильный дождь и промокла до нитки, а парень предложил ей зонтик. Скоро у молодых людей свадьба. Когда они узнали про юбилей моста, решили, что обязательно придут сюда выпить по бокалу шампанского, ведь переправа стала для них символом семейного счастья. Думаю, 16 декабря таких гостей на мосту будет немало — ведь столько романтических встреч и признаний в любви, наверное, больше не слышал никто.

Ольга Мирошниченко, Иркипедия.

Читайте в Иркипедии:

  1. Фотографии Глазковского моста разных лет, включая период его постройки
  2. Мосты в Иркутске
  3. Иннокентьевский мост
  4. Ангарский (Жилкинский) мост

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 28 июля 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркипедия | Иркутск | Транспортный комплекс