Железногорск-Илимский находится в Среднем Приангарье, в 1224 км к северу от областного центра по железной дороге и в 480 км по прямой. Через него проходит железнодорожная магистраль Тайшет – Лена. Является административным центром Нижнеилимского района Иркутской области. Относится к городским поселениям районного уровня. Занимает площадь 27 км2 (2,7 тыс. га).
Город расположен в северной оконечности Лено-Ангарского плато, на высоте 430 м над уровнем моря, в 16 км от правого притока Ангары — реки Илим (отсюда название — Илимский).
Окружен холмистой, покрытой лесом местностью. Абсолютная высота окрестных возвышенностей достигает 610 м над уровнем моря. Перепад высот в пределах города — около 100 м. Одна из гор преграждает въезд в Железногорск-Илимский по железной дороге из Братска, сквозь нее проложен тоннель протяженностью 950 м.
Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода в Железногорске-Илимском составляет около 90 дней. Первые заморозки фиксируются 10 сентября, последние — 29 мая.
Абсолютные значения температур в январе опускаются до -46 °С, а в июле поднимаются до +34 °С. Среднегодовая температура составляет -2,6 °С.
В среднем за год выпадает 470 мм осадков, из этого количества на май-август приходится 53 %.
Железногорск-Илимский расположен на склонах возвышенностей наподобие амфитеатра. Застроен он преимущественно пяти- и девятиэтажными благоустроенными каменными домами. Сохранились микрорайоны с деревянной застройкой периода, когда Железногорск был еще рабочим поселком.
Город является центром железорудной промышленности на востоке страны. На его южной окраине расположено Коршуновское железорудное месторождение, карьер которого почти примыкает к жилым кварталам. Рядом находится Коршуновский горно-обогатительный комбинат — основное градообразующее предприятие Железногорска-Илимского. Он добывает руду и производит железорудный концентрат.
В северо-западной части города располагаются садово-огородные и дачные участки горожан.
Железногорск расположен у Коршуновского железорудного месторождения. Карьер, в котором добывается руда, примыкает к жилой застройке с юга. Рядом находится Коршуновский ГОК.
До строительства горно-обогатительного комбината численность населения рабочего поселка Железногорск была небольшой. С середины 1960-х гг., после пуска Коршуновского ГОКа и получения Железногорском статуса города, она стала быстро расти. Положительная демографическая динамика сохранялась и в 1970-х гг. — за счет большого притока населения из других регионов страны на строительство БАМа.
Своей максимальной численности (33,5 тыс. чел.) город достиг к началу 1990-х гг. Затем население Железногорска стало сокращаться в результате как естественной убыли, так и отрицательной миграции.
В настоящее время в Железногорске-Илимском проживают 26,2 тыс. чел. (по состоянию на 2010 г.), или около 1 % населения Иркутской области. Основное занятие жителей — работа на Коршуновском ГОКе, железной дороге, в бюджетных учреждениях города.
Таблица 32. Динамика численности населения Железногорска-Илимского, тыс. чел.
1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 | 2005 | 2010 |
---|---|---|---|---|---|---|
2,1 | 22,2 | 29,3 | 32,5 | 32,3 | 27,8 | 26,2 |
Своим появлением и развитием Железногорск обязан Коршуновскому железорудному месторождению, железной дороге Тайшет-Лена и Коршуновскому ГОКу.
Железную руду в Приангарье обнаружили в XVII в. Ее изысканием в то время занимался русский рудознатец Шестак Коршунов. Его именем назван поселок Шестаково на берегу Илима (в 27 км от Железногорска-Илимского), где в 1647г. была основана первая в Сибири «государева домница». Производимые ею железные изделия поступали в Илимск, Усть-Кут и Верхоленск. Всего до революции в бассейне средней Ангары были открыты магнетиты Ермаковского, Кежемского, Долоновского, Краснояровского, Коршуновского месторождений, которые стали рудной базой для основанных вблизи Ангары Николаевского (построен в 1847г.) и Лучихинского (1895) железоделательных заводов, успешно работавших в Иркутской губернии до 1924 г.
Уже в советское время, с началом строительства магистрали Тайшет-Лена, в примагистральной полосе были развернуты геологические изыскания с целью расширения минерально-сырьевой базы данной территории и скорейшего вовлечения в народнохозяйственный оборот дополнительных высокоэффективных ресурсов.
В те годы ставилась задача возобновить металлургическое производство в Приангарье, разрушенное в послереволюционный период, сформировать здесь основу для создания третьей металлургической базы СССР.
Возможность развития в Приангарье крупного металлургического производства широко обсуждалась на Конференции по изучению производительных сил Иркутской области в 1947г. (данной теме посвятили одну из секций конференции). Было решено ускорить геолого-поисковые работы по формированию соответствующей минерально-сырьевой базы, обратив особое внимание на уже известные крупные проявления железосодержащих руд в Нижнеилимском районе.
Детальная доразведка подтвердила наличие здесь очень крупных запасов, и в 1948 г., во исполнение решений конференции, было объявлено об открытии крупного Коршуновского железорудного месторождения (месторождение, как и протекающая здесь речка, названо в память о Ш. Коршунове, который первым обнаружил в этом районе железную руду).
Вблизи месторождения был основан поселок геологов и строителей, также названный Коршуниха. Вскоре здесь проложили железную дорогу и открыли станцию Коршуниха-Ангарская. Для добычи и обогащения железной руды начали строить крупный ГОК, который должен был стать поставщиком сырья для будущего Восточно-Сибирского металлургического комбината, возвести который планировали в Тайшете.
В январе 1957 г. на станцию Коршуниха-Ангарская прибыл первый десант строителей. Началось возведение ГОКа. Вскоре поселок Коршуниха получил статус рабочего и был переименован в Железногорск.
С началом добычи руды и пуском ГОКа, в 1965 г., поселок преобразовали в город. К его прежнему названию добавили еще одно слово — «Илимский», указывающее на его местонахождение вблизи реки Илим (для отличия от другого города с таким названием, находящегося в Курской области).
Железногорск быстро рос и вскоре стал центром железорудной ленности Сибири. При этом Коршуновский ГОК по-прежнему рассматривался как начальное звено будущего металлургического комбината (который планировалось возвести в Тайшете). Экспертный совет Госплана СССР предлагал начать его строительство в 1971 г. с пуском первой очереди в 1978 г. и завершением всех работ в 1980 г.
На комбинате предполагалось создать коксохимическое производство, наладить выпуск листового проката и стальных труб специальных сортов для быстро развивающегося в те годы нефтегазового комплекса Сибири, а также стальных конструкций для новостроек.
Таким образом, планируемый в Иркутской области металлургический комплекс предусматривал полный производственный цикл — от добычи руды и ее обогащения (в Железногорске-Илимском) до выплавки высококачественной стали и изготовления различных металлоконструкций (в Тайшете). Планировалось также наладить производство ферросплавов и электросталей, легированных ниобием. Выпуск подобной продукции мог бы существенно снизить металлоемкость стальных изделий и улучшить качество отечественной машиностроительной продукции. Тем самым закладывалась инновационная основа для развития в Иркутской области мощного машиностроительного комплекса. К сожалению, эти грандиозные планы так и не были реализованы.
Тем не менее город продолжал развиваться. Устойчивая работа градообразующего предприятия, а также строительство БАМа позволяли быстро возводить жилье, сооружать уникальные даже по нынешним временам социально-культурные объекты, такие как кинотеатр «Илим» — первый широкоформатный кинотеатр в Иркутской области, плавательный бассейн «Дельфин» — один из крупнейших в Восточной Сибири, крытый ледовый корт, горнолыжную трассу и др. Для повышения надежности железнодорожных перевозок в 1973г. вблизи города был построен тоннель. Развивались и международные связи, были установлены побратимские отношения с японским городом Саката.
Являясь монопромышленным городом, Железногорск в полной мере ощутил на себе последствия экономических реформ 1990-х гг. Были приватизированы, а затем оказались в кризисе почти все промышленные предприятия города. Некогда успешно работавший ГОК сам стал нуждаться в помощи.
В 2003 г. на комбинат пришла группа «Мечел», и у градообразующего предприятия появились новые перспективы развития в составе крупной корпорации. Началось масштабное обновление техники и запуск новых производств. Со стабилизацией работы ГОКа у города тоже появились перспективы.
Таблица 33. Некоторые события истории Железногорска-Илимского
XVII в. | Русский рудознатец Шестак Коршунов обнаружил в Приилимье "железный камень" |
1647 г. | По берегу Илима, в 27 км от современного Железногорска-Илимского, основана "государева домница" (ныне здесь расположен посёлок Шестаково). Производимые ею железные изделя поступали в Илимск, Усть-Кут и Верхоленск. |
XIX в. | Открыты залежи железной руды в районах современных Ермаковского, Кежемского, Долоновского и Краснояровского месторождений. |
1847 г. | Построен Николаевский железоделательный завод. |
1895 г. | Построен Лучихинский железоделательный завод. |
1924 г. | Николаевский и Лучихинский железоделательные заводы прекратили своё существование. |
1930-е г.г. | Рассматривается идея возрождения металлургического производства в Приангарье и создания на этой основе третьей металлургической базы страны. Данная идея одобрена на XVIII съезде ВКП(б), в постановлении которого отмечалась необходимость строительства Восточно-Сибирского металлургического комбината и развития в Приангарье других отраслей промышленности. |
1947 г. | Возможность создания в Приангарье крупного металлургического производства широко обсуждается на Конференции по изучению производительных сил Иркутской области. |
1948 г. | В Нижнеилимском районе подтверждено наличие крупного железорудного месторождения. При месторождении основан посёлок геологов и строителей, названный Коршуниха. |
1950-е г.г. | Сдана в эксплуатацию железнодорожная магистраль Тайшет-Лена. Открыта железнодорожная станция Коршуниха. |
1957 г. | На станцию Коршуниха-Ангарская прибыл первый десант для строительства горно-обогатительного комбината. |
1958 г. | Посёлок строителей получил статус рабочего посёлка и новое название — Железногороск. |
1965 г. | Введён в эксплуатацию Коршуновский ГОК. Рабочий посёлок Железногорск получил статус города. К его названию добавлено слово "Илимский". |
1970-1980-е годы | Построены плавательный бассейн, широкоформатный кинотеатр, ледовый корт, лыжная трасса, новые современные жилые кварталы, железнодорожный тоннель (950 м.) и др. |
2002 г. | С мая по октябрь Коршуновский ГОК находился в кризисе, производство и отгрузка продукции были остановлены. За год произведено всего 1 354 тыс. т концентрата (наименьшее количество с момента пуска ГОКа). |
2005 г. | При финансовой помощи группы "Мечел" и Коршуновского ГОКа в городе возведён православный храм. |
2008 г. | Построен второй Коршуновский железнодорожный тоннель (950 м). |
Рядом с городом находится Коршуновское железорудное месторождение. Оно приурочено к Ангарской железорудной провинции (к Ангаро-Илимской группе). Рудопроявление здесь связано с интрузией траппов. Рудные тела имеют форму неправильных жил и доступны для разработки открытым способом. Руда содержит около 25 % железа и легко обогащается. Ее балансовые запасы на Коршуновском месторождении сейчас оцениваются примерно в 100 млн. т, забалансовые — в 454 млн. т. Месторождение эксплуатируется Коршуновским ГОКом с 1965 г. Основная и наиболее доступная часть залежей руды в разрабатываемом карьере уже выбрана, а горно-технические и экономические условия ее добычи несколько снизились.
Основой экономики Железногорска-Илимского является промышленность, представленная крупнейшим на востоке России предприятием горно-металлургического комплекса — ОАО «Коршуновский ГОК».
Комбинат добывает железную руду, обогащает ее и выпускает железорудный концентрат (основное сырье для выплавки стали). Проектная мощность ГОКа — около 6 млн. т концентрата в год. Он создавался для обеспечения сырьем Восточно-Сибирского металлургического комбината (ВСМК), размещение которого планировали в Тайшете. Но ВСМК так и не построили. Поэтому в качестве временной меры, учитывая, что действовавшие в то время металлургические предприятия в Новокузнецке не имели достаточной рудной базы, их стали снабжать Коршуновским концентратом (около 5 млн. т в год, расстояние перевозки — 1,6 тыс. км). После распада СССР, когда западносибирские металлургические предприятия утратили сырьевую базу в Казахстане, значение Коршуновского ГОКа в их сырьевом обеспечении еще более возросло.
Рудной базой для самого ГОКа является Коршуновское железорудное месторождение.
Для расширения сырьевой базы Коршуновского ГОКа в 1982 г. ввели в эксплуатацию Рудногорское, а затем и Татьянинское месторождения. В перспективе возможно еще большее увеличение рудной базы за счет освоения других месторождений Ангарской железорудной провинции.
В настоящее время Коршуновский ГОК занимает устойчивое положение на сибирском рынке железорудного сырья. На востоке России у него пока нет конкурентов. Сопоставимые по мощности производители железорудного сырья (Лебединский, Михайловский и Стойленский ГОКи) находятся далеко — в Центральном округе (в районе Курской магнитной аномалии), и они «завязаны» на металлургические комбинаты Европейской части России и Урала. Имеются также горнообогатительные производства в Северо-Западном округе (Ковдорский и Оленегорский ГОКи, предприятие «Карельский окатыш»), которые поставляют сырье для ОАО «Северсталь».
В городе расположена ТЭЦ-16, входящая в систему «Иркутскэнерго». Ее установленная электрическая мощность — 18 МВт, тепловая — 255 Гкал в час. В качестве топлива используются как азейский, так и жеронский угли. Электрическая мощность ТЭЦ сравнительно небольшая (в рамках региональной энергосистемы), а вот тепловая достаточно высокая, позволяющая надежно обеспечивать теплом и технологическим паром предприятия промышленности (67 % суммарного отпуска тепла) и объекты ЖКХ города (33 % отпуска тепла).
Через город проходит железная дорога Тайшет-Лена с ответвлением Хребтовая-Усть-Илимск. Действуют железнодорожная станция Коршуниха-Ангарская и депо (все они входят в состав Восточно-Сибирской железной дороги).
С началом промышленной добычи железной руды к разрезу Коршуновского месторождения и Коршуновскому ГОКу проложены железнодорожные линии. Со станции осуществляется отправка железорудного концентрата.
Вблизи города в 1973 г. был построен железнодорожный тоннель. В июле 2008 г. параллельно ему проложен второй тоннель, взявший часть нагрузки и повысивший надежность железнодорожного сообщения на этом участке магистрали. Оба подземных железнодорожных коридора проходят под одной из вершин Лено-Ангарского плато и имеют протяженность по 950 м.
Автомагистраль областного значения Братск — Усть-Кут проходит севернее Железногорска. Город соединен с ней автодорогой Железногорск-Хребтовая (15 км). Имеется также автодорога, соединяющая город с поселками Коршуновским и Шестаково, а также с аэропортом.
Аэропорт Железногорска расположен в 12 км к югу от города. В советский период через него осуществлялось регулярное авиасообщение с областным центром и рядом других городов области. В середине 1990-х гг. авиаперевозки были прекращены, а аэропорт законсервирован. Попытки возобновить его работу в начале 2000-х гг. не увенчались успехом. Сейчас регулярных авиасообщений с Нижнеилимским районом нет. Авиаперевозки осуществляются из аэропортов соседних городов — Братска и Усть-Кута.
Таблица 34. Расстояние от Железногорска-Илимского до некоторых городов, км
Город | Расстояние | |
по железной дороге | по автодороге | |
Железногорск-Илимский | —* | — |
Усть-Кут | 168* | 138 |
Усть-Илимск | 235 | 521 |
Братск | 262*** | 261 |
Вихоревка | 286 | 304 |
Тайшет | 555 | 766 |
Нижнеудинск | 718 | 609 |
Тулун | 835 | 486 |
Красноярск | 973 | 1135 |
Зима | 974 | 619 |
Черемхово | 1094 | 736 |
Усолье-Сибирское | 1157 | 809 |
Ангарск | 1185 | 840 |
Иркутск | 1224 | 884 |
Шелехов | 1244 | 902 |
Слюдянка | 1350 | 996 |
Байкальск | 1385 | 1035 |
Улан-Удэ | 1680 | 1334 |
*От станции Коршуниха-Ангарская.
**До станции Лена.
***До станции Анзёби.
Общая площадь жилищного фонда в Железногорске-Илимском составляет 612 тыс. м2 (1,2 % жилищного фонда Иркутской области). Центральным отоплением, горячим водоснабжением, водопроводом и канализацией оснащено 96 % жилищного фонда. Газификации в городе нет. В квартирах установлены напольные электроплиты.
В городе имеется несколько общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и дошкольного воспитания. Действует филиал Братского индустриального института.
Учреждения культуры представлены библиотечной системой, Историко-художественным музеем им. М.К. Янгеля (конструктора ракетно-космических комплексов, уроженца деревни Зыряновка Нижнеилимского района), а также Историко-литературным музеем им. А.Н. Радищева (отбывал ссылку в Илимском остроге).
Железногорск известен своими уникальными спортивными сооружениями. Здесь построен плавательный бассейн «Дельфин» — один из крупнейших в Восточной Сибири, имеющий 50-метровые плавательные дорожки и вышки для ныряния высотой три, пять, семь и десять метров. Проложена освещенная горнолыжная трасса с электрическим подъемником. Сооружен крытый ледовый корт. Действуют также два стадиона и спортивный зал.
Городское здравоохранение представлено центральной районной больницей, обслуживающей не только городское, но и сельское население.
Перспективы города могут быть связаны с возрождением идеи (забытой в период распада Союза и в последующие экономические кризисы) создания в Восточной Сибири крупной металлургической промышленности. Возможность налаживания в регионе крупного производства по выпуску высококачественной стали очень интересует быстро развивающийся Китай.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей