Этот небольшой и сравнительно молодой город находится в самой южной части Иркутской области, на берегу Байкала (отсюда его название), возле Транссибирской магистрали, в 161 км (по железной дороге) от областного центра и в 35 км от районного. Входит в состав Слюдянского района и относится к городским поселениям районного уровня. Вместе с промышленными площадками и садово-огородными участками он занимает площадь 52 км2 (5,2 тыс. га).
Город и промплощадка Байкальского ЦБК расположены на равнинном плато юго-восточного побережья озера Байкал, у подножия горного массива Хамар-Дабан, в приустьевой части небольших горных речек Солзан и Харлахта, на высоте 460 м над уровнем моря.
Прибрежное равнинное плато протянулось вдоль берега Байкала на 20 км (между поселками Утулик и Солзан). Оно покрыто лесом и имеет небольшой уклон в сторону озера. Его наибольшая ширина (от берега до подножия гор) достигает 4 км, именно в этой его части размещены микрорайоны города.
В городе и его окрестностях из-за близости Байкала климат более мягкий, чем в отдаленных от озера районах. Зимы здесь менее морозные, а летние месяцы не очень жаркие, с обилием осадков. Осень и весна наступают позже. Первые заморозки фиксируются только в конце сентября, последние — в третьей декаде мая.
Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода в Байкальске одна из самых больших в Иркутской области — 135 дней (больше только в бухте Песчаной на Байкале — 136 дней). Среднемесячная температура января -17,9 °С (абс. -38 °С, июля +15,9 °С (абс. +30 °С). Среднегодовая температура -0,8 °С.
Из-за близости горного массива Хамар-Дабан величина выпадающих за год осадков в районе Байкальска вдвое превышает среднеобластной уровень и составляет 770 мм, из этого количества на май-август приходится около 65 %.
Байкальск расположен по обе стороны железнодорожной и автомобильной магистралей, идущих параллельно на небольшом расстоянии друг от друга. Застроен преимущественно панельными и кирпичными жилыми и общественными зданиями. Имеется застройка деревянными домами и коттеджами. Промышленная зона отделена от жилой лесным массивом. С южной стороны к городу подступают отроги горного массива Хамар-Дабан. У их подножия расчищены от леса садово-дачные участки.
Необходимость применения антисейсмических мер (в районе Байкальска возможны землетрясения силой в 9-10 баллов) накладывает отпечаток на архитектурный облик города. Дома здесь пониженной этажности (не более четырех-пяти этажей). Застройка не сплошная, а «очаговая», учитывающая наличие сейсмоактивных зон и разломов земной коры, определивших разделение города на несколько отдельно расположенных микрорайонов.
Со дня основания Байкальска и до 1995 г. численность его жителей постоянно росла. Первые десять лет рост был очень высоким, прежде всего за счет притока рабочей силы и специалистов из других регионов страны. В дальнейшем население увеличивалось в основном за счет естественного прироста (рождаемость в Байкальскс вдвое превышала среднереспубликанский уровень, а смертность была ниже). Намечалось создание на данной территории мощного индустриального центра и города с населением до 200 тыс. чел. (уже был построен хлебозавод, способный обеспечить хлебопродукцией 100 тыс. жителей). Но эти грандиозные планы так и не были реализованы.
Начиная с 1980-х гг. прирост населения стал более умеренным (в среднем 0,7 % в год), даже несмотря на сохранившийся высокий естественный прирост. Однако из-за оттока населения, в основном молодежи, абсолютный прирост не превышал умеренного уровня.
В кризисные 1990-е годы естественный прирост сократился, зато количество приезжавших в город превышало число уезжавших (в среднем на 330 чел. в год).
Таблица 12. Динамика численности населения Байкальска, тыс. чел.
Год | 1960 | 1970 | 1980 | 1985 | 1990 | 1995 | 2000 | 2005 | 2010 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Население | 1,2 | 13,3 | 15,5 | 15,8 | 16,4 | 17,3 | 17,1 | 15,6 | 14,4 |
С начала 2000-х гг. численность жителей Байкальска стала снижаться, главным образом по причине оттока наиболее активной части населения из-за неопределенности в судьбе градообразующего предприятия. Эта отрицательная демографическая тенденция сохраняется до сих пор.
Сейчас в Байкальске проживают 14,4 тыс. чел. (по состоянию на 2010 г.), или 0,6 % жителей Иркутской области. Динамика численности населения города показана в табл. 12.
Несмотря на постоянный отток населения, Байкальск по-прежнему остается молодым городом. Жителей до 40 лет здесь около 60 % (по области — 40 %).
Основная часть трудоспособного населения Байкальска всегда была занята в промышленности, в первую очередь на БЦБК и обслуживающих его производствах (табл. 13). Много байкальчан имеет высшее образование. В городе работал Институт экологической токсикологии Минприроды РФ. И хотя в абсолютном выражении научный потенциал его был невелик, в структуре занятых он был достаточно заметен: число его научных сотрудников составляло 0,6 % численности всех работающих в городе. По этому показателю Байкальск уступал лишь областному центру (в Иркутске — 0,7 %).
Таблица 13. Структура занятости населения Байкальска в 2007 г., %
Отрасль, сфера деятельности | Доля в общей занятости |
---|---|
Промышленность | 60,3 |
БЦБК | 53,6 |
Бюджетная сфера | 15,0 |
Торговля | 9,6 |
Строительство | 9,4 |
Транспорт | 4,8 |
Прочие | 0,9 |
Таблица 14. Некоторые события истории Байкальска
Год | Событие |
---|---|
1954 | Правительство СССР приняло решение наладить производство отечественного корда, аналогичного производимому в США |
1958 | Гипробум (Ленинград) разработал проект строительства завода по производству 100 тыс. т. сульфатной кордной целлюлозы |
1959 | Совмин СССР утвердил байкальскую площадку для размещения целлюлозного завода. Иркутский совнархоз приступил к его строительству силами организованного для этого Байкальского СМУ. |
Июнь 1960 | В составе Байкальского СМУ сформирован участок жилищного строительства (9 бригад, 172 человека). С этого момента началось возведение города. |
1961 | Постановлением ЦК КПСС И СМ СССР от 6 декабря 1961 г. № 1083-471 мощность строящегося завода увеличена до 200 тыс.т. в год. Строительство завода и города передано Минсредмашу СССР. Посёлок строителей получил статус рабочего посёлка. |
1962 | Байкальское СМУ перешло в ведение ангарского предприятия "п/я 91" Минсредмаша СССР. Сформирован трест "Байкалстрой", в состав которого вошли четыре строительно-монтажных управления: СМУ-12 – строительство завода, СМУ-13 – строительство инженерных сооружений, СМУ-14 – строительство города, СМУ-15 – строительство ТЭЦ и очистных сооружений. |
1964 | Открыто профессионально-техническое училище, готовящее квалифицированные рабочие кадры для строящегося целлюлозного завода. |
1966 | Выпущена первая товарная целлюлоза. Введена в эксплуатацию первая очередь завода (проектной мощностью 121 тыс.т. в год). Рабочий посёлок получил статус города и название Байкальск. |
1967 | На базе Байкальского бетонорастворного узла сформирован Байкальский производственный участок Комбината производственных предприятий треста "Иркутсклесстрой", ставший в 1976 г. самостоятельным предприятием. |
1968 | С завершением строительства основных объектов инфраструктуры города трест "Байкалстрой" реорганизован в СМУ-10 (около 600 человек) Ангарского управления строительства. |
1969 | Введён в эксплуатацию Байкальский хлебозавод. Строился он с учётом роста населения до 200 тыс. человек (проектная мощность – 25 тыс.т. хлебобулочных изделий в год). Часть площадей завода передали цеху Иркутского молококомбината с уменьшением мощности хлебовыпечки до 10 тыс.т. в год. |
1973 | Введена в эксплуатацию вторая очередь целлюлозного завода (проектной мощностью 121 тыс.т. в год). С её пуском общая проектная мощностьпредприятия составила 242 тыс.т. в год. Фактическая максимальная мощность БЦБК бвла достигнута в 1986 году – 224 тыс.т. целлюлозы. |
1976 | Завод преобразован в Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. |
1987 | Выход постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 13 апреля 1987 г. № 434. Начало публичных выступлений против БЦБК, продолжающихся до сих пор. |
1992-1993 | Акционирование градообразующих предприятий Байкальска. |
18 июня 2010 | Президент России Д.А. Медведев исключил БЦБК из списка стратегически важных. |
Своим появлением на берегу Байкала город обязан целлюлозному комбинату, к строительству которого приступили в 1959 г. Через год в составе строительно-монтажного управления сформировали участок жилищного строительства. С этого момента началось целенаправленное возведение Байкальска.
Почему вдруг южное побережье Байкала стало местом для размещения целлюлозного производства? В начале 1950-х гг. с развитием реактивной авиации возникла необходимость в высококачественных сортах целлюлозы для производства сверхпрочного авиационного корда. В то время такая продукция вырабатывалась только в США, где доля вискозного корда достигала 75 % (для сравнения: в СССР в этот период свыше 90 % корда получали на хлопчатобумажной основе).
Продукция, выпускаемая в США, сразу попала в список стратегических товаров, запрещенных к продаже в СССР. Поэтому советское правительство в 1954 г. приняло решение наладить аналогичное отечественное производство. Для этого требовалась вода особого качества (с минерализацией не выше 20 мг/л и содержанием двуокиси кремния не более 2 мг/л). Будущий завод необходимо было разместить на одном из крупных пресноводных озер страны — Байкале, Ладожском, Онежском или Телецком. Выбрали Байкал. Специальная комиссия изучила здесь 15 площадок. Наиболее подходящая располагалась на юго-восточном побережье озера, недалеко от железнодорожной станции Солзан.
Строительство завода мощностью 100 тыс. т целлюлозы в год началось Иркутским совнархозом в 1959 г. Чуть позже, в 1961 г., было решено увеличить его мощность до 200 тыс. т, а строительство поручить Минсредмашу СССР.
Сегодня можно часто слышать, что место для БЦБК выбрано случайно, а его строительство было ошибкой. Но это не так. Создание целлюлозного производства на Байкале явилось в тот период объективной необходимостью и было обусловлено логикой всего предшествующего экономического развития. Варианты его размещения выбирались на альтернативной основе, при жестких ограничениях. Ошибок здесь было даже меньше, чем при принятии аналогичных решений по размещению других объектов.
Строительство началось в период развернувшейся гонки вооружений, в условиях приоритетности оборонных задач и совпало с активным промышленным освоением региона. А вот случаев, когда требовали остановить возведение промышленного объекта по экологическим соображениям, в те годы еще не было.
Тем не менее сооружение на Байкале целлюлозного завода вызвало протесты. Впервые в стране задачи промышленного развития столкнулись с необходимостью сохранения уникального природного объекта. При этом вопросы охраны Байкала рассматривались на самых высоких уровнях, с участием крупных специалистов. Уточнения и корректировки вносились даже во время строительства, вплоть до пуска первой очереди завода в 1966 г. Например, расходы на возведение очистных сооружений были удвоены — с 6,2 млн. р. до 14,9 млн. р. (в ценах 1960 г.). На антисейсмические мероприятия планировалось затратить 2,6 млн. р., но в результате корректировок сумму увеличили почти в три раза — до 7,1 млн. р.
Приведем лишь некоторые ключевые этапы решения судьбы комбината: заседания Государственной экспертной комиссии Госплана СССР (1959, 1962, 1964, 1966), Минлесбумпрома СССР (1965), совместное заседание коллегии Госплана СССР, Госкомитета СССР по науке и технике и Президиума АН СССР с участием академиков Н.К. Байбакова, В.А. Кириллина и М.В. Келдыша (1966). На всех заседаниях была признана целесообразность размещения комбината с проработкой мер по охране Байкала. Кстати, участие видных ученых, а также официальное заключение Президиума АН СССР опровергают укоренившееся мнение, что большая наука всегда выступала против строительства Байкальского ЦБК.
Последующими постановлениями ЦК КПСС и Совмина СССР для охраны Байкала выделялись дополнительные ресурсы, а комбинату устанавливались специальные задания по модернизации оборудования и очистке стоков целлюлозного производства. В результате принятия таких мер в Байкальске удалось создать лучшие в мире очистные сооружения.
Самым драматичным в судьбе комбината стало Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 13 апреля 1987 г. № 434. Этот документ начала перестройки поставил перед предприятием одновременно четыре цели:
Такие разноплановые, нескоординированные и взаимоисключающие цели (в духе перестройки) одновременно достигнуты быть не могли. Они дезориентировали администрацию региона и руководство предприятия, лишили их возможности проводить в Байкальске долгосрочную и последовательную инвестиционную политику. Неопределенность ситуации усугублялась настойчивыми требованиями депутатов всех уровней о немедленном закрытии комбината. В результате в течение длительного времени не осуществлялись серьезные капиталовложения в модернизацию производства, предприятие работало на износ, практически не выполнялись работы по экологизации производства.
Борьба за снижение экологического воздействия на Байкал свелась лишь к «борьбе с комбинатом». При этом не учитывался другой важный фактор — социально-экономические интересы Байкальска и его жителей. Ведь город, возникший вместе с комбинатом, имеет право на численные митинги с требованиями немедленно существование и должен расчитывать на долгосрочные устойчивые перспективы своего развития вне зависимости от судьбы породившего его предприятия. Охрана природы должна рассматриваться в общем контексте сохранения и развития всей среды обитания человека: экологической, социально-культурной, производственно-технологической.
С середины 1990-х гг. Байкальский ЦБК перестал работать на оборонную промышленность, а его продукция почти полностью стала продаваться за рубеж.
Предприятие было остановлено в 2008 г. после того, как ему запретили сбрасывать в озеро очищенные промышленные стоки и использовать хлор при отбеливании целлюлозы.
В июне 2010 г. Президент России Дмитрий Медведев исключил Байкальский ЦБК из списка стратегических предприятий (гриф «стратегический» снят с принадлежащих Росимуществу 49 % акций БЦБК, остальными акциями владеют администрация города Байкальска, лесопромышленная компания «Континенталь менеджмент» и частные лица).
Господствующее положение в экономике Байкальска и Слюдянского района в целом занимает предприятие, которое и вызвало появление этого города, - целлюлозный комбинат. До его остановки в 2008 г. Байкальск входил в число городов Иркутской области с наиболее крупным промышленным потенциалом. Отдача производственных фондов здесь была выше, чем в среднем по стране. Город занимал лидирующие позиции по производительности труда в промышленности. Высок был уровень выработки товарной продукции на одного работающего. По всем этим показателям Байкальск входил в первую пятерку наиболее промышленно развитых и устойчиво работающих городов Иркутской области.
Доля действующих промышленно-производственных фондов города составляла 1,8 % в областном показателе. При удельном весе работающих в промышленности города менее 1 % выпуск промышленной продукции в Байкальске превышал 2 % областного объема.
Байкальский ЦБК был одним из самых современных целлюлозных предприятий отрасли. Целлюлоза производилась здесь на двух равновеликих потоках (по 100 тыс. т в год каждый). На первом потоке вырабатывалась кордная целлюлоза, на втором — вискозная. Технологические возможности предприятия позволяли вырабатывать беленую, полубеленую и небеленую целлюлозу для производства химических волокон и любых видов бумаги и картона.
Кроме того, Байкальский ЦБК производил оберточную бумагу, используемую для технических целей (12 тыс. т в год), сырое таловое масло (10 тыс. т), скипидар-сырец (3 тыс. т), а также до 1987 г. кормовые дрожжи (10 тыс. т).
Обширна география поставок продукции. Основными ее потребителями являлись предприятия химической промышленности, расположенные в Светлогорске, Красноярске, Твери, Барнауле, Рязани и ряде других городов. В начале 1990-х гг. Байкальский комбинат приступил к самостоятельному экспорту и поставлял свою продукцию на рынки СНГ, в Японию, Республику Корея, Китай, Турцию, страны Западной Европы.
Кроме Байкальского ЦБК в городе действуют еще несколько промышленных предприятий, но они играют скорее градообслуживающую роль, хотя раньше некоторые из них, прежде всего АО «Байкалстрой-конструкция», АО «Байкалхлеб», а также цех Ангарской швейной фабрики, основную часть своей продукции вывозили за пределы Байкальска и Слюдянского района.
Среди промышленных предприятий Байкальска выделяется Комбинат производственных предприятий (КПП). Его история началась в 1967 г., когда на базе Байкальского бетонорастворного узла был сформирован Байкальский производственный участок Комбината производственных предприятий треста «Иркутсклесстрой». В то время трест наращивал объемы промышленного и гражданского строительства, прокладывал сотни километров лесовозных дорог. Требовалось увеличить его производственную базу. Поэтому в 1976 г. Байкальский производственный участок расширили и на его основе создали самостоятельное промышленное предприятие по выпуску строительных материалов и конструкций. На КПП работали 600 чел. Здесь были созданы мощности по выпуску 30 тыс. м3 в год железобетонных конструкций и деталей, 20 тыс. м3 пиломатериалов и столярных изделий, 30 тыс. м3 фиброплиты (30 % областного производства), которая помимо строек Восточной Сибири поставлялась в Монголию и Казахстан. Железобетонные блоки использовались для укрепления русел рек байкальского побережья вдоль Транссибирской железной дороги от порта Байкал до Мысовой, а также для строительства селезащитных сооружений. В начале 1990-х гг. КПП был акционирован и преобразован в АО «Байкалстройконструкция». Оно имело производственный участок в соседнем поселке Выдрино, поставляло сборные железобетонные строительные конструкции и пиломатериалы предприятиям региона.
Достаточно крупным предприятием является Байкальский хлебозавод (АО «Байкалхлеб»). Предприятие введено в эксплуатацию в 1969 г. (до этого хлебобулочная продукция завозилась из Слюдянки). Хлебозавод строился с учетом увеличения населения Байкальска до 200 тыс. чел. Исходя из этого утвердили типовой проект предприятия с годовой мощностью 25 тыс. т хлебобулочной продукции в год. Но в ходе строительства выяснилось, что численность населения города окажется значительно меньшей. Было принято решение передать часть производственных площадей цеху Иркутского молококомбината с уменьшением мощности хлебозавода до 10 тыс. т в год.
На предприятии работает около 50 чел., ежегодно выпекается свыше 1,5 тыс. т хлебобулочной продукции, производится 2 тыс. т макаронных изделий и другой продукции, действует сеть фирменных торговых точек.
Важную роль в экономике города играло строительство. Становление этой отрасли началось в апреле 1960 г., когда трест «Иркутскпромстрой» сформировал Байкальское СМУ в районе возведения завода. В декабре 1961 г. строительство завода поручили Минсредмашу СССР и Байкальское СМУ передали ангарскому предприятию «п/я 91», создавшему на его основе трест «Байкалстрой», в составе которого действовали четыре специализированных строительно-монтажных управления: СМУ-12 — возведение главного корпуса целлюлозного завода; СМУ-13 — строительство инженерных сооружений и емкостей осадконакопителей; СМУ-14 — строительство города; СМУ-15 — строительство ТЭЦ и очистных сооружений.
С пуском первой очереди комбината и возведением основных объектов инфраструктуры города, объемы строительства резко снизились, и в январе 1968 г. трест «Байкалстрой» был реорганизован в СМУ-10, в котором работало около 600 чел. Данное СМУ являлось самостоятельным подразделением Ангарского управления строительства, имело в Байкальске три строительных участка, бетонорастворный узел (на 10 тыс. м3 в год) и выполняло строительно-монтажные работы на всей территории Слюдянского района и даже за его пределами.
Помимо перечисленных крупных и средних промышленных предприятий в городе действует несколько небольших производств, организованных частными лицами. Однако их доля в общем объеме всей промышленной продукции Байкальска не превышает 0,3 % при стоимости основных производственных фондов 0,2 % и численности занятых 0,4 % от всех занятых в промышленности города. Такой низкий удельный вес альтернативного сектора в общегородском промышленном производстве сохраняется в течение последних нескольких лет без заметной тенденции к увеличению. В ближайшее время за счет него невозможно будет решить проблему занятости высвобождаемых после закрытия БЦБК работников.
В городе действует достаточно крупная ТЭЦ, входящая в состав Байкальского целлюлозного комбината. Она вырабатывает электроэнергию и тепло в виде пара. Электрическая мощность ее турбоагрегатов составляет около 100 МВт, годовой отпуск пара и тепла — 2,2 млн. Гкал. ТЭЦ связана с магистральной ЛЭП-220, проходящей по территории района.
Около 70 % электроэнергии и более 80 % тепла, вырабатываемых ТЭЦ, потребляет Байкальский ЦБК, остальная их часть приходится на город, его предприятия и организации.
На ТЭЦ используется три основных вида топлива: уголь (около 430 тыс. т в год), древесные отходы (200 тыс. м3), черный щелок (400 тыс. т в год). Ежегодно образуется порядка 110 тыс. т золы, которая отводится с пульпой в золоотвал. На территории БЦБК имеется открытый склад угля на 30—50 тыс. т.
ТЭЦ является главным загрязнителем воздушного бассейна города и южной части акватории озера окислами серы, азота и твердыми частицами. Объем ее выбросов в атмосферу составляет около 40 % общего объема выбросов целлюлозного производства.
Через город проходят Транссибирская железнодорожная магистраль и федеральная автодорога М-55 «Байкал» (Иркутск-Чита). Эти магистрали связывают Байкальск с другими городами и районами страны. По ним осуществляется большой объем транзитных перевозок. Железная дорога играет основную роль в транспортном обеспечении хозяйства и населения города (70 % грузооборота и 20 % пассажироперевозок). В самом городе нет железнодорожной станции, имеется лишь небольшой остановочный пункт Байкальск-Пассажирский, где останавливаются местные пассажирские и пригородные поезда. Грузовая же станция расположена в соседнем поселке Солзан, в нескольких километрах к востоку от БЦБК. Это одна из наиболее крупных железнодорожных станций на побережье озера. В период работы БЦБК и других градообразующих предприятий ее среднегодовой грузооборот составлял 2,3 млн. т в год. В среднем в год прибывало 2,0 млн. т грузов, а отправлялось 0,3 млн. т. В структуре поступающих грузов преобладали лес, уголь, строительные материалы. Среди отправлявшихся грузов основное место занимала целлюлозная продукция БЦБК и строительные материалы, производимые АО «Байкалстройконструкция». С остановкой комбината объем грузооборота железнодорожным транспортом существенно снизился.
Объем среднегодовых пассажирских перевозок железнодорожным транспортом оценивается в 150—200 тыс. чел., в том числе дальнего следования — 4 %, местным — 35 %, пригородным — 61 %.
Таблица 15. Расстояние от Байкальска до некоторых городов, км
Город | Расстояние | |
по железной дороге | по автодороге | |
Байкальск | — | — |
Слюдянка | 35 | 39 |
Иркутск | 161 | 151 |
Ангарск | 200 | 195 |
Усолье-Сибирское | 228 | 229 |
Черемхово | 291 | 299 |
Улан-Удэ | 295 | 299 |
Зима | 411 | 416 |
Тулун | 550 | 549 |
Нижнеудинск | 667 | 672 |
Алзамай | 759 | 762 |
Тайшет | 830 | 829 |
Вихоревка | 1099 | 753 |
Братск | 1123* | 774 |
Красноярск | 1248 | 1198 |
Усть-Кут | 1553** | 1143 |
Усть-Илимск | 1620 | 1043 |
*До станции Анзёби.
**До станции Лена.
В последние годы, в связи с ростом стоимости проезда на автобусах и маршрутных такси, пассажиропоток на пригородном железнодорожном транспорте имеет тенденцию к увеличению.
Связь населения пригородной зоны с Байкальском обеспечивается поездами пригородного сообщения по маршрутам Слюдянка-Мысовая, Иркутск-Мысовая и др.
Объем перевозок во всех направлениях подвержен сезонным колебаниям: максимум приходится на сентябрь (в среднем 18 тыс. чел.), минимум — на февраль (около 10 тыс. чел.).
В городе до сих пор нет железнодорожного вокзала. Здание для обслуживания пассажиров на остановочном пункте Байкальск-Пассажирский старое и малоприспособленное. Еще в апреле 1989 г. был утвержден индивидуальный проект строительства совмещенного авто- и железнодорожного вокзала на 200 мест, но, в связи с возникшими экономическими трудностями, он так и не был реализован.
Автомобильный транспорт выполняет до 30 % грузовых и около 80 % пассажирских перевозок. Внутригородские пассажирские перевозки осуществляются по четырем маршрутам: № 2 «Южный-Промбаза» (9 км), № 3 «Сангородок-Хлебозавод» (8 км), № 5 «Микрорайон Гагарина-Сангородок» (8,5 км), № 102 «Байкальск-Утулик» (11,5 км). Для обслуживания рабочих БЦБК и некоторых других предприятий города организованы специальные маршруты.
Междугородными автобусными маршрутами Байкальск связан со Слюдянкой, Шелеховым, Иркутском, Селенгинском, Улан-Удэ, курортами «Аршан» и «Нилова Пустынь». По маршруту Иркутск-Байкальск в прямом и обратном сообщении ежегодно перевозится около 50 тыс. пассажиров, по маршруту Слюдянка-Байкальск — до 150 тыс.
Организованных грузовых и пассажирских перевозок водным транспортом в Байкальске нет. Однако имеется специально оборудованный причал, способный принимать почти все виды судов, в том числе глубокосидящие. В перспективе, при дальнейшем развитии туризма на Байкале, потребуется его расширение и обустройство.
В окрестностях Байкальска имеется несколько садоводческих хозяйств, объединяющих 3,5 тыс. земельных участков горожан общей площадью более 250 га. Из этой площади на дороги и строения приходится 25 %, садово-огородными культурами занято 75 % (порядка 150 га).
Под картофель и овощи отведено примерно 70-90 га. При средней урожайности картофеля 103-121 ц/га его предполагаемый сбор со всех участков оценивается в 5,6-7,8 тыс. ц в год (38-53 кг на каждого жителя города).
Благоприятный микроклимат в районе Байкальска позволяет получать сравнительно высокий по региональным меркам урожай садовой земляники (клубники). Байкальская клубника — очень крупная, сочная и красивая ягода, ценный пищевой и диетический продукт. Предполагаемый сбор этой ягоды (со всех участков) оценивается в 800-1 500 т в год, а общий доход от ее реализации — в 1,5 млн. дол. Такие объемы позволяют рассматривать выращивание клубники как одно из возможных направлений специализации города Байкальска. Но для этого необходимо решить вопрос с ее реализацией и переработкой. В настоящее время сбыт ягоды происходит стихийно: ее продают вдоль федеральной дороги, возят в Иркутск, Улан-Удэ и даже Читу. Оптовой реализацией занимаются преимущественно мелкие перекупщики.
Представляется, что закупка и переработка ягоды могут быть эффективно организованы в рамках предприятия по разливу байкальской питьевой воды и напитков. Здесь может быть налажено производство клубничных диетических и целебных витаминных соков, джемов, варенья, ликеров и другой «брэндовой» для региона экологически чистой продукции. Свежезамороженная ягода также может предлагаться как экзотический байкальский продукт туристам и гостям города, в том числе отдыхающим на горнолыжной базе. Ягода может широко использоваться в кондитерском производстве.
Уже в период строительства целлюлозного завода в Байкальске появились любители горнолыжного спорта. Они расчистили первую горнолыжную трассу и в 1973 г. оснастили ее тросовым подъемником. В это же время была организована детская горнолыжная спортивная группа.
В начале 1990-х гг. при акционировании БЦБК в его составе создали горнолыжную базу. С этого времени Байкальск стал приобретать известность как горнолыжный центр региона.
Байкальская горнолыжная база «Гора Соболиная» действует с ноября по май и способна ежедневно принимать до тысячи отдыхающих и туристов, которые могут остановиться в комфортабельных гостиницах или в прекрасно оборудованном профилактории, расположенном у подножия горы. Рядом находится стоянка для автомобилей. Имеется пункт проката лыж и камера хранения.
Особенно большой наплыв отдыхающих наблюдается в так называемый бархатный сезон (с 1 марта по 15 апреля), когда в Байкальске устанавливаются ясные солнечные дни, а температура на солнце в горах достигает +20 °С. При этом кататься на горных лыжах можно даже в купальном костюме. В этот период город «живет» горнолыжниками. Все рестораны и кафе работают круглосуточно.
Горнолыжная база имеет несколько сертифицированных трасс: две широкие (по 40 м) спортивные трассы длиной 1 870 и 2 100 м, две слаломные — 500 и 800 м, ночную освещенную трассу — 1 000 м, три специально подготовленных склона для начинающих — по 200 м каждый. Имеются также трассы для беговых лыж по 5 и 10 км, тюбинговая трасса, сноупарк (два трамплина с уклоном 30°).
Отметка над уровнем моря у подножия склона составляет 516 м, высшая точка горнолыжной трассы расположена на высоте 1 005 м. Таким образом, максимальный перепад высот на горнолыжных трассах — около 490 м.
На вершину отдыхающих доставляют четыре буксировочно-канатные дороги длиной от 400 до 1 000 м и три детских подъемника — для обучения катанию на склонах длиной 200 м. На базе имеется кафе и бар, есть прокат горнолыжного инвентаря, в котором более 200 пар горных лыж.
Популярность байкальской горнолыжной трассы растет. Сюда в выходные дни приезжает много отдыхающих из Иркутска, Шелехова, Ангарска, Улан-Удэ и других городов и районов Байкальского региона.
В городе 360 домов, 5,8 тыс. квартир общей площадью 267 тыс. м2. Водопроводом, канализацией и центральным отоплением оснащено 95 % жилищного фонда. До начала кризиса 1990-х гг. в Байкальске активно строилось жилье (ежегодно сдавалось более 50 квартир общей площадью около 5 тыс. м2). Обеспеченность жильем за период с 1970 по 1995 г. выросла с 9 до 16 м2 на человека. Перед приватизацией 97 % общегородского жилищного фонда находилось на балансе БЦБК, а его обслуживанием и ремонтом занимался ЖКО комбината.
В городе несколько средних общеобразовательных школ. Имеются две городские библиотеки, Дом культуры, детская школа искусств, музей. Действуют два больничных учреждения на 475 коек, одна станция скорой помощи, восемь поликлиник. Работают шесть спортзалов, два бассейна и один стадион. Почтовые услуги предоставляет несколько почтовых отделений.
Проблемы Байкальска в первую очередь обусловлены тем, что это город одного предприятия. Байкальский ЦБК обеспечивает основные бюджетные поступления, дает работу большинству байкальчан, содержит почти всю непроизводственную сферу. В этой связи закрытие комбината становится весьма болезненным актом. Город теряет единственный градообразующий стержень, не имеет возможности перераспределить всю градообразующую нагрузку на другие предприятия.
Поэтому непременным этапом на пути решения проблемы БЦБК является диверсификация в рамках как самого комбината, так и городской производственной инфраструктуры. Без создания в Байкальске группы разноплановых производств, способных взять на себя расходы по содержанию города, решить эту проблему не удастся.
Даже неспециалисту понятно, что необходимо сокращать градообразующее влияние целлюлозного производства, одновременно увеличивая удельный вес прочих предприятий в общегородской экономике и тем самым создавая своеобразный плацдарм, способный принять на себя градообразующую нагрузку. Лишь после этого можно переходить к реальным шагам по закрытию комбината. Это первое и важнейшее условие.
Вторым условием успешного решения проблемы комбината является поэтапное разъединение городских и производственных коммуникаций. Что это означает?
Известно, что Байкальск возник и вырос при целлюлозном комбинате. Сначала это был поселок, который в 1966 г. приобрел статус города. С развитием регионального самоуправления у города стал формироваться собственный бюджет. Однако Байкальск полностью зависит от БЦБК и похож на младенца, тесно связанного пуповиной с породившим его предприятием. Чтобы перед городом открылись перспективы самостоятельного развития, необходимо его отделение от коммуникаций БЦБК, создание собственных (общегородских) автономных систем жизнеобеспечения, работающих независимо от комбината. В первую очередь это относится к системам теплоснабжения и очистки сточных вод.
К сожалению, низкая инвестиционная активность и неясность перспектив развития прибайкальской территории сдерживают процесс диверсификации. Преждевременный вывод из эксплуатации градообразующего предприятия неизбежно дестабилизирует социально-экономическую ситуацию в Байкальске и Слюдянском районе в целом, потребует предоставления муниципальному образованию значительных дотаций из бюджетов вышестоящих уровней.
Тем не менее на сегодняшний день четко просматривается три альтернативных целлюлозному производству направления диверсификации существующей производственной инфраструктуры города: развитие туристско-рекреационной сферы; создание производств по разливу глубинной питьевой воды и изготовление напитков на ее основе; выращивание экологически чистой садовой клубники и сбор в окрестностях города дикорастущих ягод (брусники, черники).
Город, рожденный комбинатом, сегодня реальность, с которой необходимо считаться. Как и всякий город, Байкальск имеет право на существование и развитие. Конечно, за долгие годы «борьбы с БЦБК» он приобрел дурную славу «вредного» города. Но нельзя не замечать и положительных предпосылок для его развития: выгодное географическое положение на берегу Байкала и на транспортных магистралях; близость к Иркутску — научному и культурному центру Восточной Сибири; особое внимание к Байкальску со стороны российской и международной общественности, стремление помочь ему; развитая инфраструктура; наконец, желание перемен, осознание необходимости бережного отношения к природе.
После успешного решения проблемы БЦБК главной идеей, на основе которой город сможет развиваться дальше, может стать идея «экополиса» на берегу Байкала. Идея города, который преодолел эколого-экономические противоречия и больше не наносит вреда Байкалу, является центром формирования и распространения нового, экологического мышления.
Байкальск имеет основу, чтобы стать своего рода экологической столицей Байкальского региона. Название города в этой связи символично.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей