Хронология и краткое описание крупнейших пожаров на территории Иркутской области с 1971 по 2018. По данным Главного управления МЧС России по Иркутской области.
27 июня 1971 в 17:50 на территории нефтебазы АНХК произошло возгорание двух подземных резервуаров. Из-за нарушения при взрыве газо-уравнительной системы в 20 часов 35 минут произошел взрыв в третьем по счету резервуаре, а до 2 часов 40 минут ночи один за другим взорвались еще три резервуара. В огне оказалось шесть резервуаров емкостью десять тысяч метров кубических каждый и насосная станция по перекачки нефти. Общая площадь пожара достигла более двенадцати тысяч квадратных метров. Создалась угроза уничтожения всего сырьевого парка и перехода огня на соседние наземные резервуары. Тревогу вызывал катастрофически ограниченный запас пенообразователя. К утру пенообразователь начал поступать из Улан-Удэ, Красноярска, готовилась отправка из Омска. На пожаре были сосредоточены подразделения Ангарского гарнизона по вызову № 3, боевые расчеты из Иркутска и Усолья-Сибирского, две учебные группы курсантов пожарно-технического училища. В 17 часов 12 минут, на вторые сутки после взрыва пожар был ликвидирован.
6 августа 1971 в восьми километрах восточнее районного центра пос. Ербогачен возник лесной пожар. Сильный ветер делал свое дело, и распространяясь в сторону Ербогачена, через час пожар охватил территорию площадью в 100 га. Огонь наступал, угрожая взять поселок в кольцо. Сухой ветер достигал 10-12 метров в секунду. На тушение лесного пожара были привлечены курсанты пожарно-технического училища во главе с офицерами в количестве 120 человек, солдаты конвойного полка в количестве 100 человек, а также пожарные парашютисты прибывшие на помощь из Уральской, Новосибирской, Забайкальской, Амурской, Иркутской авиационных баз по охране лесов. В состав группы входили начальник УВД, начальник управления лесного хозяйства, начальник Иркутской авиабазы охраны лесов, работники службы питания, следственные органы и другие службы. Усилия всех привлеченных сил и населения поселка за вечер 7 августа и ночь посредством создания рубежей и встречного огня позволили удержать позиции на исходных рубежах. Люди стояли на кромке огня на протяжении 12 километров. Еще несколько суток шла борьба с огненной стихией. Мужество и отвага всего населения, курсантов, солдат, пожарных-парашютистов встали на пути огня. Хорошо в эти дни поработали работники авиации. Пилоты и технические работники с честью выполнили свой гражданский долг, проявляя образцы мужества и летного мастерства. Мужество людей победило стихию. Всего на тушение пожара привлекались 80 единиц техники, 500 личного состава.
15 августа 1977 в 19 часов 26 минут на реке Уват, протекающей через город Нижнеудинск загорелась нефть. Возникла угроза промышленным предприятиям, складским помещениям, жилым и общественным зданиям, автомобильным и железнодорожным мостам, станционным сооружениям. «Река горела» на протяжении более 6 километров. В огненной стихии оказалась окраина города с населением около 5 тысяч жителей. Площадь горения составляла более 12 га. На месте аварии работали подразделения противопожарной службы, аварийные бригады нефтепровода. Навстречу огненному потоку вышел боевой расчет пожарного поезда ст. Нижнеудинск. Также к месту пожара дополнительно были привлечены с ближайших станций пожарные поезда, задействованы опорные пункты тушения пожаров городов Тайшета и Тулуна, из Иркутска приехала оперативная группа с опытными специалистами.
24 декабря 1992 около 4 часов утра произошел пожар в цехе сборки кабельных барабанов завода «Иркутсккабель», г. Шелехов. К моменту прибытия пожарных подразделений пожар распространился на площадь более 20 тыс. кв. метров, произошло обрушение покрытия общей площадью 16 тыс. кв. метров. Интенсивное горение происходило под обрушившимся покрытием в складе пластмасс, канифоли, бумаги. Сложная обстановка сложилась в сушильно-пропиточном отделении, где находилось около 600 куб. метров пропиточной массы. В ходе горения из данных веществ происходило интенсивное выделение хлороводорода, окиси углерода и ряда других сопутствующих газов. На момент прибытия первых подразделений пожарной охраны общая площадь пожара составляла около 15 000 м2, отмечались неоднократные взрывы бочек в складе красок. К тушению пожара привлекались силы и средства Шелеховского, Иркутского, Ангарского и Усольского гарнизонов пожарной охраны, курсанты и слушатели ИПТУ МВД РФ и Иркутского факультета ВИПТШ МВД РФ, а так же работники объекта. Общая численность участников тушения пожара составляет порядка 600 человек и 40 единиц пожарной, инженерной и приспособленной техники.
15 апреля 1993 произошел пожар на объектах лесобиржи ОИТК-25 У-235 ГУЛИТУ МВД РФ пос. Ново-Бирюсинск Тайшетского района Иркутской области. В результате пожара огнём уничтожено 26331 куб.м. древесины и готовой продукции, 8312 штук шпалы, здание котельной, здание гаража для кранов, здание столовой и профтехучилища, служебное здание, электроцех, цех ширпотреба, лесозавод, 3 шпалозавода, общежитие учебного пункта в/ч, 3 склада стройучастка, сооружения 1и 2 очереди по раскряжевки древесины, 8 кранов ККС, 37 ед. котельнотопливного оборудования, 2 понижающих электростанции, сучкорезная линия 2 очереди, 3 ведомственных и 20 поселковых жилых дома, железнодорожные и подкрановые пути, 1200 м. ограждения промзоны. Участники тушения: ВПК – 33 человека, нач. состав ОИТК – 100.
3 января 1994 в районе аэродрома Иркутск потерпел катастрофу самолет Ту-154М RA 85656 авиакомпании «Байкал», который выполнял регулярный пассажирский рейс по маршруту Иркутск - Москва. На борту воздушного судна находились 115 пассажиров, 9 членов экипажа и 619 кг багажа и ручной клади. Через 3 мин. 45 сек. после взлета, в наборе высоты, произошло нелокализованное разрушение воздушного стартера среднего двигателя с возникновением пожара в отсеке второй силовой установки. Экипаж выключил двигатель № 2 и применил все очереди системы пожаротушения. Эти действия не привели к ликвидации пожара, после чего командир воздушного судна принял решение произвести вынужденную посадку на аэродроме вылета с курсом взлета. В процессе захода на посадку произошел полный отказ бустерного управления самолетом вследствие разгерметизации проложенных в отсеке среднего двигателя магистралей всех трех гидросистем, вызванной нелокализованным разрушением воздушного стартера и пожаром. Воздушное судно, потеряв управляемость на скорости порядка 500 км/ч, по скользящей траектории, врезался в молочную ферму в поселке Мамоны, который находится в 3 километрах от Иркутска. В октябре 2007 состоялось освящение храма во имя святителя Софрония, возведенного в поселке Мамоны на месте падения самолета Ту-154. Инициатором строительства храма стал житель села Владимир Горбатов.
13 марта 1995 произошел пожар в гостинице «Сибирь». В результате пожара погибло 7 чел., получили травмы 9 чел., спасено 45 чел. повреждено здание гостиницы на площади 3550 кв.м. Ущерб от пожара составил 2292,621 млн. руб. На тушение пожара было задействовано 19 ед. техники, 183 человек, работало 18 стволов.
28 апреля 1996 произошел пожар в стояночном боксе АТЦ Туманского КЛПХ АООТ «Братсккомплексхолдинг» Департамента лесной промышленности, расположенного в п. Турма Братского района Иркутской области. Условия способствовавшие развитию пожара: непринятие мер по тушению пожара в первоначальный момент его возникновения, несвоевременное сообщение о пожаре, отсутствие связи между поселком и райцентром, ветер до 15 м/с. Пожар был полностью ликвидирован в 8.00 час. В результате пожара уничтожено 17 ед. автотехники, кровля и покрытие стояночного бокса на площади 1200 кв.м. Материальный ущерб от пожара составил около 1 млрд. рублей. Спасено 8 ед. техники, 2 бокса РММ площадью 1600 кв.м.
3 мая 1996 произошел пожар нижнего склада Алзамайского лесокомбината ООО «АЛЗЛЕС» в г. Алзамай Нижнеудинского района Иркутской области. Общая площадь склада 4000 кв.м. Пожар возник в штабеле необрезной доски. Условия способствовавшие развитию пожара: отсутствие противопожарных разрывов, захламленность территории, неисправность противопожарного водопровода, сильный ветер (22 и более м/с). Спустя 4 часа с момента возникновения пожара он был локализован на площади 22250 кв.м. Для тушения пожара было задействовано: 8 водовозок, 1 трактор, 1 пожарный поезд, 6 АЦ. Задействовано 96 человек. Тушение производилось водой, 5 ств. «А» и 9 ств «Б». В результате пожара уничтожено 29 ед. оборудования, 5655 куб.м. лесоматериала, повреждено 3 строения. Ущерб от пожара составил 1482278916 руб. Спасено: материальных ценностей на 640 млн.р., 6 строений.
6 декабря 1997 в результате падения военно-транспортного самолета АН-124 «Руслан» на жилой дом № 45 по ул. Гражданская произошел пожар, от которого пострадало ряд общественный и жилых зданий: детский дом № 1, средняя школа № 37, жилые дома по ул. Мира № 120, 124, по ул. Гражданская № 45. . В результате падения самолета произошло частичное обрушение перекрытия жилого дома № 124 по ул. Мира и разрушение жилого дома № 45 по ул. Гражданской. Площадь горения обломков самолетов, топлива и конструкций зданий составила около 10990 кв. м. На месте катастрофы был создан оперативный штаб по ликвидации последствий, в состав которого вошли главы администраций области, горо¬да, руководство УВД, представители АО «ИАПО», ГО и МЧС и руково¬дители других служб жизнеобеспечения. Штабом были организовано оцеп¬ление места катастрофы, бесперебойная заправка горюче-смазочными ма¬териалами пожарной техники, обогрев и питание участников ликвидации последствий, размещение эвакуируемых жильцов, оказание медицинской помощи пострадавшим и работа по извлечению из-под обломков и опозна¬нию тел погибших. Пожарными в ходе тушения спасено 44 человека, защищены от огня здание школы № 37, жилые дома по ул. Мира № 126, 128. Всего в тушении пожара принимали участие 497 человек личного состава ГПС, 32 единицы техники. На тушении пожара было подано 5200 куб. м воды и 7 тонн пенообразователя.
9 июня 1999. На территории ОАО «БМПЗ» общей площадью 1038 га, произошел пожар площадь которого составила 120 га. На промышленной площадке холдинга размещалось 29 основных производств. В 18.10 рабочие цеха подготовки сырья (ЦПС) увидели горение , рабочие сообщили в 18.20 диспетчеру ЦПС о пожаре. В это время все подразделения ОГПС-4 работали на ликвидации трех пожаров: по тушению отходов лесопиления, опилок и шпал в районе воднотранспортного предприятия, цеха благоустройства и хлорного завода. Спустя 11 часов с момента возникновения пожара он был локализован на площади 3650 кв.м. Причиной возникновения пожара на откосе открытого склада щепы № 1,2 послужило загорание скопления древесной щепы вследствие занесения открытого источника огня в виде малокалорийного источника зажигания. Порывами ветра, достигавшего 28 метров в секунду, горящая щепа разбрасывалась по территории ОАО «Братсккомплексхолдинг», вызывая новые очаги горения. Погибло 2 чел., получили травмы 2 чел. Всего на тушение пожара привлекались 8 единиц техники, 32 личного состава.
26 июля 1999. Авиакатастрофа грузового самолёта Ил-76ТД авиакомпании «Эльф-эйр», аэропорт Иркутск.
11 ноября 1999 в 20:45 ч. 400 км западнее п. Куйтун (312 км. от Иркутска) на магистральном нефтепроводе Омск-Красноярск-Иркутск при проведении строительно-монтажных работ произошел разрыв трубы нефтепровода диаметром 720 мм. и возгорание нефти. К моменту прибытия подразделений площадь пожара составляла 210 кв.м., горела нефть Пожар был ликвидирован подразделениями Куйтунского, Зиминского, Тулунского районов. На пожаре работали 37 чел., 10 АЦ, ПНС, АР, 4 бульдозера. Ущерб пожара: 3083076,79 руб. (сгоревший трубоукладчик Д-155 С-1 «Камацу»). Тушение пожара продолжалось более 30 часов.
4 июля 2001 ночью на подлете к Иркутску разбился авиалайнер Ту-154 авиакомпании «Владивосток-авиа». Рейс следовал из Екатеринбурга во Владивосток с промежуточной посадкой в Иркутске. На борту авиалайнера находились 144 пассажира и члена экипажа. Пилоты выполняли маневр разворота и захода на посадку, когда авиалайнер неожиданно развернуло на 180 градусов, самолет начал падать. По предварительному анализу траектории падения он должен был упасть на поселок Бурдаковка в 34 километрах от Иркутска. Пилотам удалось увести машину в сторону. Ту-154 рухнул на лесную поляну в нескольких километрах от села. На место происшествия из Иркутска немедленно вылетели на вертолете спасатели МЧС, из ближайших населенных пунктов прибыли пожарные расчеты. Но спасать было уже некого. Ту-154 от удара разлетелся на множество мелких обломков, сохранилась лишь хвостовая часть лайнера. На месте катастрофы работали более двухсот спасателей, 50 единиц техники.
9 июля 2006. Самолет Airbus-310, выполнявший рейс № 778 Москва-Иркутск, приземлившись на взлётно-посадочной полосе (длина 3165 м.) Иркутского аэропорта в 07.42 час. не остановился после её прохождения и съехал на поле. Продолжая движение, самолет совершил столкновение со стояночными боксами гаражного кооператива, расположенного на расстоянии 280 м. от посадочной полосы. В результате столкновения произошла частичная разгерметизация топливных баков и возгорание топлива под левой плоскостью крыла и центральной частью фюзеляжа на площади около 200 кв.м. На борту А-310 находились 193 пассажира и 8 членов экипажа. Из них 14 детей, 12 иностранных граждан: Благодаря мерам, принятым личным составом пожарной охраны аэропорта и подразделений ГПС МЧС России по Иркутской области удалось защитить от распространения пламени заднюю часть фюзеляжа самолета, и эвакуировать 79 человек, не допустить загорания 13 тонн топлива, находившегося в баках самолета. Личным составом спасено 15 человек. Для проведения работ на месте авиакатастрофы привлекались:
Для оцеплении привлечены подразделения ГУВД, УВД на транспорте, войсковой части № 68801 общей численностью 383 человека.
14 августа 2007 в 10.27 местного времени произошел пожар в корпусе 202 цеха 30 ОАО «Саянскхимпласт». На тушение пожара оказывали влияние такие конструктивные особенности здания как: технологические проемы, легкосбрасываемые конструкции, противопожарные преграды (тамбур-шлюзы), наружные пожарные лестницы, незадымляемые лестничные клетки типа Н3. В результате пожара на площади 540 кв.м повреждено производственное оборудование: теплообменник печи пиролиза, уничтожено 25 тонн материалов (дихлорэтана, винилхлорида, соляная кислота), технологическое оборудование (трубопроводы, ректификационная колонна), приборы КиП, кабельные трассы, оконные рамы и остеклении. В результате пожара погибло 4 человека. Всего на тушение пожара привлекались 78 человек личного состава, 19 единиц техники (2 АЛ-30, 1 АП-5, 1 АР-2, 1 ПНС-110, 12 АЦ),. На тушение подано 2 ствола ГПС-600, 5 стволов «А», 5 стволов «Б», 4 стационарных и 4 переносных лафетных ствола.
2 февраля 2010 в 10 часов 09 минут от охранника ООО «СУАЛ-ПМ» поступило сообщение о пожаре по адресу: г. Шелехов, ул. Южная, 2. На момент прибытия первого подразделения пожарной охраны, 10.15 час. в отделении № 2 цеха порошковой металлургии ООО «СУАЛ-ПМ». произошел взрыв, в здании цеха сильное задымление, в помещениях находится 3 человека, происходит горение кровли на площади 700 кв. метров. В тушении пожара принимали участие: 2 АЦ, 1 АЛ ПЧ-6 12 чел, 1АЦ, 1 АБР МАУ «ПМАСФ» г. Шелехов 7 чел, 1 АЦ в/ч 31643 п. Чистые Ключи, 5 человек, 1 АЦ, 1АЛ ПЧ-4, 1 АГДЗС, 1 АЦ СЧ, 1 ПНС, 1 АР ПЧ-5, 1 АКПТ «АНХК», 1 АКП ОАО «СУАЛ – ИркАЗ» 1 чел., 1 АШ СПТ, 3 чел., 1 АБР АСС Иркутской области, ДПС 2 ед. техн., 4 чел., ОВД 4 экипажа, СМП 2 ед. техники, 6 чел., Использовалось 3 звена ГДЗС: 2 звена ПЧ-6, 1 звено СЧ в течение 60 минут. В результате пожара повреждена кровля отделений № 1,2 на площади 2500 кв.м., повреждены строительные конструкции 2 отделения на площади 700 кв.м.
21 августа 2013 на территории ЗАО «Дитэко» произошел взрыв в резервуаре РВС-5000 для хранения нефти № 10. РВС-5000 № 10 находится в паре с резервуаром РВС-5000 № 11 для хранения нефти, расположенном на расстоянии 15 метров, который находится в зоне теплового воздействия и подлежит охлаждению. На расстоянии 20 метров находится резервуар РВС-3000 № 1, который также находится в зоне теплового воздействия и подлежит охлаждению. На момент возникновения пожара в РВС-5000 № 10 находилось 3000 куб м нефти с газоконденсатном. В результате пожара получили незначительные ожоги открытых участков тела, не повлиявшие на трудоспособность, 9 человек, в том числе 2 сотрудника и 2 работника федеральной противопожарной службы, 4 работника ведомственной пожарной охраны, 1 работник предприятия. Личный состав, работавший на позициях, не пострадал. В результате пожара поврежден резервуар РВС-5000 № 10, на площади 408 кв. м. Ущерб от пожара составил 67 млн. 180 тыс. рублей. Всего для тушения пожара и обеспечение работы пожарных подразделений привлекалось 462 человека , 87 единиц техники, тушение пожара продолжалось более 30 часов.
26 декабря 2013. Военно-транспортный самолет Ан-12 потерпел крушение в районе станции Батарейная при заходе на посадку в аэропорту Иркутск-2. Все девять человек, находившиеся на борту, погибли. Трагедия произошла в 21.39 по местному времени. По предварительным данным, самолет шел на посадку на низкой высоте и в 10 километрах от взлетно-посадочной полосы задел выпущенными шасси здания военных складов, после чего упал. Сам Ан-12 остался целым, незначительные повреждения получила лишь его передняя часть. Пожар, который возник на месте падения самолета, был ликвидирован в кратчайшие сроки. На месте работали службы экстренного реагирования и оперативная группа ГУ МЧС России по Иркутской области. Привлечено 95 человек и 24 единицы техники. Из них от МЧС 53 человека и 12 единиц техники.
21 июня 2015. Пожар в Авалон-Сити
Около 9 часов вечера от очевидца поступило сообщение о возгорании склада за торговым центром «Авалон-Сити» в городе Иркутске. Диспетчером для тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ были направлены на улицу Трактовую две автоцистерны и боевой расчет из 8 человек. Горело складское помещение, в котором производилась приемка товара. Существовала угроза перехода огня на само здание торгового центра, наблюдалось сильное задымление. Руководитель тушения пожара, оценив обстановку, объявил ранг «1 БИС» и запросил к месту дополнительные силы, включая технику для подвоза воды - ближайший гидрант был завален строительным мусором, огнеборцам пришлось проводить работу по его расчистке. Было сформировано звено газодымозащитной службы и подана вода для охлаждения путей эвакуации и спасения людей…
Посетителей в «Авалон-Сити» было немало. Кто-то совершал покупки, кто-то ужинал в кафе на первом этаже центра – привычная картина даже в будние дни. Из здания эвакуировали порядка 60 человек.
В 21 час 17 минут в здании склада произошел взрыв газовых баллонов, после чего пламя перекинулось на другие склады и на само здание «Авалон-Сити». Огонь моментально распространился по горючему утеплителю кровли торгового центра, подгоняемый еще и сильным ветром. Давление в магистральной водопроводной сети на улице Трактовой было низким, и на запрос, переданный в МУП «Водоканал», был получен ответ, что поднять его не представляется возможным ввиду изношенности сетей. Было отдано указание через диспетчера территориального гарнизона пожарной охраны Иркутской области привлечь на тушение пожарный поезд Восточно-Сибирской железной дороги. Штаб пожаротушения дополнительно запросил к месту пожара технику муниципального образования для подвоза воды.
Всего в ликвидации пожара было задействовано более 50 сотрудников различных аварийно-спасательных формирований города и области. 64 огнеборца в течение нескольких часов сдерживали наступление огня. В 22 часа 31 минуту в связи с угрозой обрушения строительных конструкций торгового центра звено газодымозащитной службы было выведено из здания. Несколькими минутами позже произошло частичное обрушение кровли «Авалон-Сити». Локализовать пожар удалось лишь к полуночи, а около 4 часов утра штаб пожаротушения передал информация о ликвидации открытого горения. Общая площадь пожара составила 2,5 тысячи квадратных метров.
2 августа 2015. Пожар на «Баргузине»
Воскресным вечером 2 августа 2015 «Баргузин-2», направлявшийся по озеру Байкал из бухты Песчаной в город Иркутск, загорелся в районе мыса Нижние Хомуты. На его борту находились 138 человек – пассажиры и члены экипажа. В машинном отделении из-за разрушения привода нагнетателя теплохода, за которым последовало разрушение расходной топливной емкости, розлив и разбрызгивание дизельного топлива, произошло воспламенение. О пожаре в 17 часов 11 минут сообщил диспетчеру единой дежурно-диспетчерской службы один из туристов. Он же уточнил, что теплоход находится в районе населенного пункта Большое Голоустное в 1,5 километрах от берега.
Позже пассажиры рассказывали, что как только почувствовали запах гари, сразу сообщили об этом капитану. На предупреждения он не отреагировал и продолжал еще 15 минут плыть на полном ходу. Только когда появились сильное задымление и открытый огонь, была предпринята попытка автоматического тушения очага возгорания, но это уже не дало результатов. К тому же, на теплоходе не работала рация - туристам пришлось самим по сотовым телефонам звонить в экстренные службы.
Яхтсмен Александр Арсентьевич Ляховчук, находившийся неподалеку и заметивший теплоход, терпящий бедствие, развернул свою «Принцессу Лео» в его сторону. По палубе «Баргузина» бегали люди в спасжилетах - к тому моменту пассажиры уже поняли, что спасательных плотов на всех не хватает. Пассажиры на теплоходе паниковали. Корма уже занялась, поэтому все переместились в носовую часть теплохода. Три плота, закрепленные на корме, были отсечены огнем. Уцелели всего четыре, вместимостью до 20 человек каждый. Александр Ляховчук взял дрейфовавшие плоты на буксир и доставил людей к берегу. И уже третьим рейсом вернулся за командой теплохода: капитаном, его старпомом, матросом. После того как последний член команды перебрался на яхту, пламя полностью охватило теплоход. К месту происшествия начали прибывать суда. В 18 часов 10 минут пассажиры сгоревшего «Баргузина-2» были подняты на борт теплохода «Александр Великий». В районе населенного пункта Большие Коты их пересадили на теплоход «Баргузин-1» и доставили в Листвянку. За отвагу, смелость и решительность, проявленные при исполнении гражданского долга и спасении людей в экстремальных условиях житель Усолья-Сибирского яхтсмен Александр Арсентьевич Ляховчук был награжден государственной наградой Российской Федерации – медалью «За спасение погибавших».
На пожаре работали многоцелевые пожарно-спасательные катера «Мангуст» - «Василий Ильяшенко», где находились спасатели Байкальского поисково-спасательного отряда, а также «Дмитрий Кормилин», на борту которого была сформированная группа пожаротушения, оснащенная средствами индивидуальной защиты органов дыхания. «Баргузин-2» к моменту их прибытия был полностью охвачен пламенем. Площадь пожара составляла 75 квадратных метров. В 19 часов 18 минут открытое горение было ликвидировано. Судно удалось пришвартовать к берегу в 3 километрах от поселка Большое Голоустное.
1 октября 2018. Пожар в «Мебель-Сити»
1 октября 2018 в Правобережном административном округе города Иркутска на улице Рабочего Штаба загорелся крупный магазин - «Мебель – Сити», общая площадь которого – более 13 тысяч квадратных метров. На расстоянии 5 метров от объекта находилось административное здание, на расстоянии 15 и 25 метров - два жилых многоквартирных дома 5 степени огнестойкости, в противопожарном разрыве с жилыми домами - надворные постройки. Сигнал о срабатывании автоматической охранно-пожарной сигнализации поступил в 1 час 30 минут на пульт охранного агентства. Группа быстрого реагирования, направленная для проверки, обнаружила дым, идущий из-под кровли здания, и передала информацию в пожарную охрану.
К моменту прибытия первых пожарных подразделений часть здания с восточной стороны была в густом черном дыму, он также выходил из-под кровли и из-за запертых дверей. Автоматически был объявлен повышенный номер сложности пожара. Диспетчером были организованы оповещение и сбор личного состава подразделений Иркутского пожарно-спасательного гарнизона, свободного от несения службы. На месте был создан штаб пожаротушения. После открытия центральных защитных жалюзи и дверей, звенья газодымозащитной службы вошли внутрь. Горение было обнаружено на втором этаже, определить его площадь не представлялось возможным. Из-за образовавшейся тяги во внутренней части торгового центра возникла реальная угроза жизни работающих звеньев ГДЗС. Командиры передали информацию об ухудшении обстановки на своих участках тушения и повышении температуры. Пожар распространялся по торговым залам с высокой скоростью из-за большой пожарной нагрузки – плотно стоящей выставочной деревянной мебели в торговых залах и обилия горючего материала. Было развёрнуто четыре боевых участка, один из которых – по защите расположенных рядом жилых домов и административного здания. Но продолжать тушить пожар внутри мебельного центра оказалось невозможным. В связи с потерей несущей способности металло-каркасной части и угрозой обрушения перекрытий, второго, третьего этажей и кровли было отдано распоряжение о выводе всех работающих звеньев ГДЗС из здания.
Около трех часов ночи произошло обрушение кровли с юго-западной стороны здания. Открытое горение происходило на 2 и 3 этажах на площади более 2 тысяч квадратных метров. Железобетонные плиты, опирающиеся на железные несущие балки и колонны, также могли обрушиться по всей площади мебельного центра. Начальники боевых участков определили позиции ствольщиков на безопасном расстоянии вдоль капитальных стен, организовав наблюдательный контроль за состоянием строительных конструкций. В начале шестого утра пожар был локализован на площади 4800 квадратных метров, произошло обрушение строительных конструкций на площади 2 тысячи квадратных метров. В 7 часов 29 минут на Центральный пункт пожарной связи была передана информация о локализации открытого горения. В тушении пожара участвовало 64 человека личного состава, 14 единиц основной техники, 7 специальной.
Статьи по теме:
Большой сибирский пожар 1915 г.
Пожар в Иркутске 13 мая 1759 г.
Пожар 1879 г. в печати и литературе
Пожар в Иркутске в 22 июня 1879 г.
Пожар 1879 — крупнейший в истории Иркутска
Пожары в Иркутске в мае 1873 г.
Пожар в Иркутске 22 апреля 1877 г.
Пожар в Городском театре. Поиски нового здания
Пожар в Иркутске 3 августа 1716 г.
Пожар в Иркутске 26 декабря 1679 г.
Пожар в Иркутске в июне 1775 г.
Пожар в Иркутске 3 августа 1716
Пожары в Иркутске в апреле 1878 г.
Пожар 1879 // Берестенёв Р.Г. Фотообразы времени
Иркутск. Факторы риска чрезвычайных ситуаций
Случаи паники из-за пожаров в Иркутске до 1917 г.
Сохранение леса от пожаров до 1917 г.
Ущерб Губернскому архиву от пожара 1879 г.
Иркутский пожар 1879 г. глазами английского путешественника
«Губернский город Иркутск. Пожары 22 и 24 июня 1879 г.», книга
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей