Большое Голоустное — посёлок в Иркутском районе Иркутской области, на берегу Байкала. Входит в состав Голоустненского муниципального образования.
Население: около 600 человек.
Телефонный код: 664515.
Основано в XVII веке.
Название села происходит от мыса Голоустного, безлесной местности в устье реки, которая теперь также называется Голоустной. Дельта реки заболочена, до образования Прибайкальского национального парка здесь было место утиной охоты.
Населенный пункт на побережье Байкала возник изначально как зимовье. По некоторым данным, село было основано в 1673 году. Название свое населенный пункт получил, скорее всего, по имени мыса Голоустного. Река, около которой появилось село, также называется Голоустной. Н.В. Думитрашко, один из исследователей Байкала, писал:
«Очертания Голоустной на карте извbлисты и прихотливы. Ее верхний и нижний участки параллельны друг другу и пересекают Приморский хребет, но в низовьях река течет на юго–запад, а в верховьях на северо–запад. Средняя часть реки почти перпендикулярна к верховьям и низовьям. …И для нас, геоморфологов, она представляла собой загадку. Было непонятно, почему Голоустная, начинаясь недалеко от Байкала, делает потом большую петлю, чтобы снова вернуться к озеру и отдать ему свои воды».[1]
И еще об одной «странности» рассуждал автор: на высоких мысах и в устьях боковых притоков Голоустной путешественник обнаружил мелкую пеструю гальку. Галька это состояла из вулканической породы – порфирита. Как эта галька по– пала в долину Голоустной, ведь она, как правило, встречалась в конгломератах, которых по Голоустной не было?
Любопытные заметки о здешних местах оставил А. Мичи. Книга его называлась «Путешествие по Амуру и Восточной Сибири» и была издана в одновременно в Санкт–Петерубрге и Москве книгопродавцем и типографом М.О. Вольфом в 1868 году. Это был перевод с немецкого языка, богато иллюстрированный рисунками с натуры. Вот что, в частности, писал путешественник о деревне Голоустной и о том, что увидел во время своей поездки на Байкал исследователь Радде:
«На следующий день путешественник доехал до места у деревни Голоустной. Вода в озере была повсюду чрезвычайно прозрачна, так что на глубине шести сажень можно было различать мельчайшие камешки. Нитеобразная водоросли наклонялись туда и сюда, и каждая ниточка на означенной глубине была видна в отдельности. На более значительной глубине отчетливость предметов несколько ослабляется; впрочем, более крупные камни и особенно кварцевые валуны можно было различить еще на глубине 8 или 9 сажень, даже у устья ручьев в воде озера находится так мало посторонних веществ, что она не мутится ими заметно. Голоустная лежит в широкой долине и от озера защищена каменною плотиною вышиной от 3 до 5 фут. Деревня делится на две части, одну занимают буряты, а в другой поселились зажиточные русские…»[2]
Краевед Д.А. Бахаева так восстанавливает картину прошлого:
«А в 1673 году оказался здесь один бурят с территории сегодняшнего Усть–Ордынского округа. Ему места понравились: воду начал черпать, а там рыба. В лесу дров полно. Он сказал: «Мяса много» – и остался, привез семью. Сыновья этого человека расселились в разных местах, по их именам голоустненские буряты назвали улусы. Есть сведения о том, что раньше в районе Голоустного стояло три улуса – Подкаменная деревня, Харануты и Хэнсэ».
Валентина Пастухова, фольклористка, жительница Голоустного, расказывала:
«Род моего отца издревле назывался Уласы, а род матери – Або. Еще мои предки рассказывали, что однажды зимой с другой стороны Байкала приехали братья из чужого бурятского племени и один из них захотел взять в жены молодую девушку из местного рода. Отец ее отдал, но вместе с ней отправил коня и сказал, что если вдруг ей будет плохо у чужих людей, то конь вернется домой. Через год, когда Байкал покрылся льдом, конь вернулся к родителям девушки. Тогда отец и маять поехали искать свою дочь. Но нашли только ее могилу. Узнав, что дочь была убита свои мужем, родители прокляли весь его род. И этот род вымер. С тех пор буряты с берега Байкала про– должают жить родами, не желая ни с кем родниться. И обычай этот существует и сейчас. Мы помним о своих конях и семейных преданиях».
Возможно, так оно и было. С.П. Балдаев сoобщает более конкретные сведения: в улусе Голо– устное жили буряты ашаабагатского и харанутского родов, которые пришли сюда из долины реки Куда.
Падь Голоустная царским указом была закреплена за Посольским монастырем, но впоследствии по ходатайству бурят Кудинской долины земли были им возвращены. По другой легенде, объявившийся в этих местах Леонтий Срекаловский (поговаривали, что был он беглым с каторги) пришёл к монахам, которые первыми построили здесь зимовье. Он начал заниматься хозяйством, которое давало неплохой доход. Постепенно в этих местах появлялось все больше людей. Голоустнинцы были трудолюбивыми людьми: об их достатке знали по всему байкальскому побережью.
Голоустное, кроме того, играло важную транспортную роль в зимний период. Через село пролегал зимний тракт на Верхнеудинск и Баргузин.
«Много бежало пар с пассажирами, тянулись караваны обозов с купеческим и приискательским товаром, и село Голоустное превращалось в один сплошной постоялый двор».
Все изменилось с приходом железной дороги: пассажиры и грузопотоки пошли через Мысовую. Существуют легенды, что в долине реки Голоустной есть древние захоронения и будто бы могилам тем более 800 лет.
«Однажды, во время землетрясения, скалы раздвинулись и приоткрылся вход в одно из захоронений. На деревянном помосте лежал скелет женщины – он был одет в блестящее платье. Тело было накрыто старой тканью. У головы лежали костяной гребень и китайское медное зеркальце с изображением солнца и дракона, а рядом стоял глиняный кувшин».
В Голоустном останавливался Протопоп Аввакум, здесь были декабристы, по селу проезжали послы. По некоторым данным, именно Голоустное стало одним из центров байкальского судоходства. Здесь, кстати, был установлен один из первых байкальских маяков. В 1872 году в селении насчитывалось 500 душ, в 1901 году в Голоустном проживало 335 мужчин и 359 женщин.
К 1900 году в деревне насчитывалось около 40 дворов. В Голоустном находились миссионерский стан и школа при нем. В 1897 году стараниями купца И.А. Пятидесятникова и на его средства в селе была создана метеорологическая станция. Данные, полученные на ней, имели большое значение для изучения погодных условий на Байкале. Местное население занималось традиционны– ми видами жизнедеятельности – извозом, рыбным промыслом, предоставляли услуги на постоялых дворах, промышляли пушного зверя и нерпу.
С весны 1900 года в Голоустном была установлена сельская общественная почта. Раз в неделю из села уходила (и соответственно приходила из этих областей) корреспонденция в Тугутуйскую волость, Жердовку и Иркутск. О Большом Голоустном оставили свои воспоминания участники так называемого сибирского ледяного похода. К. Сахаров писал:
«Маленькая прибрежная деревушка. Всего несколько рыбачьих изб, больших, богатых, рубленных из столетних кедров – хоромы сибирских новоселов».[3]
Другой участник похода, А. Ефимов, писал, к удивлению, совсем обратное:
«К вечеру добрались до Голоустного. По количеству дворов – около 230 – село было достаточно большим, но крестьяне не были зажиточными: необходимых продуктов было мало и еще меньше фуража. Здесь удалось перековать еще многих лошадей».[4]
В 3–4 верстах от Большого Голоустного размещался таможенный пост, или, как его именовали местные, «рогатка». Первая часовня в Большом Голоустном появилась еще в 1701 году. Позднее монахи Посольского монастыря установили здесь крест, а в 1867 году был освящен Свято–Никольский приход. Главной достопримечательностью села являлась Свято– Никольская церковью, сооруженная рядом с приходом в честь покровителя мореплавателей – святого Николая. Вот что писали «Иркутские епархиальные ведомости» в 1867 г.:
«Селение Голоустное находится на берегу моря… Заключенное в неприступных скалах, оно в летнее время лишено всякого сухопут– ного сообщения. В этом–то селении с давних пор су– ществовала часовня, в которой находится явленный образ Николая Чудотворца. Предание народное гласит, что икона эта найдена в пустынном месте в трех верстах от Голоустного (на месте этом стоит ныне крест) еще до постройки часовни, которая по этому случаю перенесена сюда из Посольского Монастыря, имевшего здесь некогда свои земли».
Гольдфарб С.И. Мир Байкала. — Иркутск. 2011.
Основная достопримечательность – Свято–Никольская церковь. Первая часовня в Большом Голоустном построена в 1701 на берегу Байкала. На том же месте монахи Посольского монастыря в конце XVII века поставили крест. 5 февраля 1867 был освящен Свято–Никольский приход. Рядом была сооружена церковь святому Николаю – покровителю мореплавателей. В 1937 церковь была закрыта, колокола сняты, иконы сожжены (впрочем, две иконы сохранились), в помещении храма был открыт клуб с танцами. Как рассказывают местные жители, главу администрации, отдавшего распоряжение разрушить церковь, вскоре постигла кара – он ослеп. C 1988 начались работы по реставрации, а в 1995 проведены первые богослужения. Но вечером накануне Пасхи в 1998 церковь сгорела дотла. Позже храм снова восстановили, но он опять сгорел. К 2004 все отстроено заново, в церкви проводятся службы.
В селе есть школа, почта, библиотека, медпункт, Дом досуга, два лесничества – Прибайкальского национального парка и Голоустненского лесхоза Иркутского управления лесами, а также рыбзавод.
Поселок Большое Голоустное расположен невдалеке от устья речки Голоустная и является одним из старейших байкальских поселений. С начала 19–го и по середину 20–го века в селе и близ него наряду с бурятами жило немало эвенков, но различные перипетии свели численность этого аборигенного народа на нет. В свое время и деревня, расположенная в небольшой степи у озера, и сама степь назывались «подкамень», поскольку были окружены пусть небольшими, но горами Приморского хребта. Поселок длительное время был пунктом, откуда проезжающие перебирались на другой берег. В нем расположена церковь, с некоторыми атрибутами которой связано немало легенд. В 18 веке, когда вместо церкви в селении была часовня, основанная в 1709 году, в ней находилась икона святителя Николая. Со временем стало традицией доставлять ее в расположенный на другом берегу Байкала Посольский монастырь и отсюда торжественно носить ее по Забайкальскому краю вплоть до Нерчинска. В этих торжественных шествиях иконы активное участие принимали кочевавшие в тех местах буряты по причинам, о которых мы еще скажем ниже.
В не столь далекое время (2006 г.) в иркутских газетах промелькнула другая сенсация, теперь уже о скульптуре Николая Чудотворца. Основываясь на рассказах местных жителей, журналисты пишут, что эта скульптура появлялась в церкви четырежды. Впервые «деревянный» старец появился в церкви в XVII веке, затем скульптура дважды исчезала и вновь появлялась, оказывая на людей чудотворное влияние: исцеляла больных, спасала рыбаков, дарила бесплодным женщинам беременность. В 1930–е годы церковь была уничтожена, но в 2004 году скульптура вернулась в восстановленную церковь.
Б. Голоустное выделяется не только символическими иконами и скульптурами. Вблизи села в 2002 году была найдена мумия маленькой девочки, тело которой достигало в длину около 60 см. Мумия некоторое время находилась у иркутского художника В. Несынова, а затем была передана в музей Тальцы. Неплохо сохранившееся в течение нескольких десятилетий тельце девочки кое–кто даже называет «байкальской принцессой». Буряские шаманы предлагают общественности обязательно возвратить мумию на «свое» место, в грот близ Голоустного, соблюдая все обрядовые традиции и ритуалы, чтобы душа «принцессы» успокоилась, а то ее гнев может принести большие беды. Именно с этим гневом шаманы связывают ряд трагических событий, происшедших на иркутской земле.
В Голоустном была осуществлена попытка открыть первую на Байкале научно–исследовательскую станцию. Это было сделано в 1896 году на средства купца Пятидесятникова, сын которого вместе с товарищем по университету находился в Голоустном в политической ссылке. Попытка удалась, но уже через год, когда ссылка сына закончилась, Пятидесятников перестал финансировать станцию, передав ее Восточно–Сибирскому Географическому обществу, у которого не оказалось достаточных средств.
Современным «чудом» для Большого Голоустного могло выступить неожиданное перенесение в посёлок в 2007 году центра особой экономической зоны (ОЭЗ) из Листвянки. Этот «подарок судьбы» мог стать и для жителей, и для окрестных мест точкой отсчёта, которая во многом изменила бы образ жизни людей и ландшафты прибрежья священного моря. Но чуда не случилось. Трагедия 2009 года, унесшая в окрестных местах жизнь губернатора Иркутской области (как сначала официально утверждали, инспектировавшего на вертолете ОЭЗ), повлияла и на его инициативу. Центр ОЭЗ, сначала негласно, а потом и вполне законным путем, начал смещаться на юг Байкала – в город Байкальск и Слюдянский район. И это, по–моему, разумная тенденция. А Голоустное от этого выиграло по крайней мере более высокую сохранность окрестных мест.
Севернее посёлка Большое Голоустное расположены три мыса с объединяющим названием: Нижний, Средний и Верхний Хомуты. И опять вопреки желанию объяснить все по–русски, название их, скорее всего, связано с эвенкийским словом «хомоты» — медведь, медвежье. Для эвенков медведь всегда был наиболее чтимым священным животным.
Неординарным и, отчасти, таинственным явлением, встречающимся в этих местах, как и по всему Байкалу, выступают миражи, возникающие из–за особого состояния нижних слоев воздуха и их соотношения с водной поверхностью озера. Местные жители издавна называли такое явление голоменицей и поясняли, что оно «состоит в том, что далекие предметы становятся ближе и яснее. Они как бы приподнимаются. В голоменицу можно видеть то, что с данного места совершенно нельзя видеть при нормальных условиях. Так из Мысовой Голоустное вовсе не видно, но иногда там можно даже избы пересчитать... Гололедица – «очистка мороков» и бывает во время перемены ветра». Это описание со слов местного жителя сделано в 1905 году. Голоменицу — мираж описал известный байкаловед В.В.Ламакин, который в сентябре 1957 года ночью находился на катере близ села Голоустного.
«Выйдя в начале ночи на палубу, я увидел поразительное зрелище. Передо мной совсем близко на расстоянии как – будто не более одного километра, над озером как бы по воздуху проходил пассажирский поезд. В действительности поезд находился на противоположном берегу Байкала, т.е. на расстоянии 50 км. Призрачный поезд шел совершенно беззвучно. Никакого шума и стука колес, разумеется, нельзя было расслышать на таком большом расстоянии. Черная ночь и безмолвие подчеркивали таинственность явления. Собственно говоря, сам поезд, т.е. паровоз и вагоны, не были видны. Отчетливо различались только освещенные окна в виде больших прямоугольников. В некоторых окнах были заметны силуэты людей. Светящиеся окна распределялись на несколько групп. Они разделялись более широкими темными промежутками. Можно было сосчитать количество вагонов. Поезд, безмолвно шедший в черной темноте по воздуху, казался ночным привидением. На несколько минут он остановился. По–видимому, это была станция Боярская. Затем воздушный поезд отправился дальше – к Танхою».
При всей своей кажущейся приукрашенности данной картины, следует отметить, что видения подобного рода вполне закономерны. С ними автору этих строк удавалось встречаться на другом берегу Байкала в дельте Селенги. Когда ранними летними утрами приходилось отплывать от берега в заливе Провал, острова дельты, отстоящие от этого места на несколько километров, казалось, нависали совсем близко над утренней туманной дымкой. О подобной картине в районе Ушканьих островов рассказывает А.В.Тиваненко, который со спутниками увидел однажды, как участки суши оказались приподнятыми над морем фантастическими миражами на высоту нескольких сотен метров. Это удивительное явление природы позволило за короткие секунды увидеть то, чего нельзя было рассмотреть даже с помощью самого мощного бинокля.
Карнышев А. Д. Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий. — Иркутск, 2010. 3–е изд.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей