Немцы

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

В 1762 и 1763 гг. Екатерина II издает два манифеста, приглашающих иностранцев и гарантирующих им значительные льготы при переселении: они получили казенные земли и деньги на переезд и обзаведение хозяйством, на 30 лет освобождались от всех налогов и податей, в том числе от воинской службы. С началом процесса присоединения Сибири к России в конце XVI в. находившиеся в стране иностранцы стали активно привлекаться на службу для освоения новых земель. Среди них были выходцы из Прибалтики, Германии, Нидерландов, скандинавских стран. В России они обобщенно назывались «немцами». Были немцы и в Иркутске.

Немцы в Иркутске и Сибири

Исследователи и ученые в Иркутске В 1733-1743 гг. поездку по Сибири совершает Герхард Фридрих Миллер вместе с Иоганном Гмелиным. Историк, географ, картограф, путешественник, журналист, исследователь Сибири. Главный его труд – первая многотомная академическая “История Сибири” (Описание Сибирского царства и всех произошедших в нём дел от начала, а особливо от покорения его Российской державой по сии времена). Под его руководством в 1734—1735 сделаны чертежи, даны географические характеристики Якутии, Иртыша, Лены, Ангары и др. рек Сибири. Г.Ф. Миллер является основателем «сибирского направления» в российской исторической науке.

Иоганн-Георг-Старший Гмелин - первый ботаник Сибири, крупный знаток флоры и фауны. Ученый-энциклопедист, великолепный художник за 10 лет проехал по Сибири около 34 тыс. км, положив начало ее научному исследованию. Гмелин «один открыл столько растений, сколько другие ботаники открыли их вместе». Он собрал также ценные этнографические материалы о коренных жителях Сибири. Ученый впервые разделил Сибирь на Западный и Восточный физико-географические регионы, выделил Алтай и Саянский хр. (Западный и Восточный Саян). Созданная им первая орографическая схема Сибири продержалась примерно до сер. XX века.

В 1718 г. в Сибирь прибыл немецкий ученый, путешественник, натуралист, географ, лингвист из Данцига Даниил Готлиб Мессершмидт, приглашенный в Россию Петром I для изыскания раритетов, аптекарских вещей: трав, цветов, корений. За семь лет Д.Г. Мессершмидт посетил практически все города Сибири.

Губернаторы

Губернатор Иркутска 1764 – 1767 гг. Карл Львович фон Фрауендорф – первый губернатор Иркутской губернии. «Крепкою рукою принялся за устройство города, что жителям поначалу было в тягость, а после сами признали все это за полезное». При нем же построен и первый губернаторский дом возле Спасской церкви, где в то время находились и другие казенные здания. Губернатор фон Фрауендорф оказывал содействие и научным исследованиям Сибири, ее описаниям. Ему принадлежит заслуга и в создании первой карты Байкала, снятой в 1766 г.

1768 по 1776 гг. – Адам Иванович Бриль занимал пост губернатора (власть его простиралась не только на район Иркутска и Забайкалья, но и на Охотск, Камчатку и Командорские острова). Уделял немало внимания освоению Нового Света. Адам Иванович Бриль выдвинул проект объединения различных купеческих компаний в единую монопольную организацию в 1772 г. в инструкции командиру Камчатки премьер-майору Магнусу Карловичу фон Бему. Впоследствии этот проект был реализован при создании Российско-Американской компании (РАК).

1783-1788 гг. - генерал-поручик Иван Варфоломеевич Якоби был назначен Иркутским и Колыванским генерал-губернатором. Во время управления И.В. Якобия была открыта Иркутская городская дума (1 января 1787), основана Тальцинская стекольная фабрика (1784), сделана попытка устройства типографии в Иркутске (1785). Иван Варфоломеевич Якоби всячески поддерживал известного купца Г.И. Шелихова в его деятельности по освоению Аляски.

1821-1835 гг. - Иван Богданович Цейдлер был назначен комендантом города Иркутска, а в следующем году произведён в генерал-майоры и за отличное устройство Военно-сиротского отделения награждён бриллиантовым перстнем. В 1821 году, по особому ходатайству М.М. Сперанского, он был назначен Иркутским гражданским губернатором, с переименованием в действительные статские советники. Цейдлер быстро завоевал симпатии иркутян своим гуманным обращением, добродушием, гостеприимством и широким хлебосольством. Последовавшее вскоре назначение его губернатором было встречено иркутянами с большим удовольствием.

Штубендорф Юлий Иванович, гражданский губернатор Якутской области в 1856-1864 гг. Юлий Иванович Штубендорф имел хорошее гуманитарное образование, занимался научной деятельностью. В 1851-1855 гг. Первый правитель дел Сибирского отдела Русского Географического общества (СОРГО) в Иркутске. Интересный факт: в 1869 году из 26 действительных членов СОРГО 13 были немцами.

В 1835 г. вышел на поселение около Иркутска декабрист доктор Фердинанд Богданович Вольф. Находясь в ссылке под Иркутском, кроме медицинской помощи населению, он занимался изучением лечебного эффекта минеральных источников, которыми так богата Сибирь. Доктор Ф.Б. Вольф пользовался широкой известностью среди сибирских жителей. Искуснейший врач, специалист во многих отраслях медицинской науки, он к тому же известен был добротой, глубокой порядочностью, отзывчивостью, бескорыстием. Ф.Б. Вольф постоянно следил за новинками медицинской науки, выписывал медицинские журналы, изучал их и таким образом всегда был в курсе новейших открытий медицины. Его научные познания касались не только медицины: он занимался и гидрографией озера Байкал, и минералогией, и ботаникой.

Архитекторы

Приглашенный в начале 1880-х гг. барон Генрих Владимирович Розен – инженер-архитектор, внес существенные изменения в проект строительства Кафедрального собора имени Казанской иконы Божией матери. Среди зданий, построенных в Иркутске по его проектам, также лютеранская церковь во имя Вознесения Господня, ранее находившаяся на месте памятника Ленину, здание уникального учебного заведения «Детский сад», здание музея ВСОИРГО (здание краеведческого музея на ул. Карла Маркса), Базановский детский приют (глазная клиника на ул. Ленина). Все эти образцы его творений и сейчас украшение и гордость Иркутска, кроме снесенной в 1952 г. немецкой кирхи.

В 1897 г. возведено каменное здание Иркутского городского театра по проекту главного архитектора дирекции Императорских театров – Виктора Александровича Шретера. Закладка совершена 18 мая 1894 года, а 30 августа 1897 года новый театр был освящен и открыт. Первым спектаклем, сыгранным на сцене театра 31 августа 1897 года был “Ревизор” Н.В.Гоголя

В 1941 – 1945 гг. депортация и переселение немцев Поволжья, города Ленинграда и его окрестностей, и расселение их в районах Красноярского края, на Нижней Ангаре. И сегодня значительная часть спецпереселенцев и их потомки живут на этой территории, которая в ближайшем будущем попадет в зону затопления Богучанской ГЭС, что неизбежно приведет к утрате большинства памятников материальной и духовной культуры ангарцев, в том числе и немецкой национальности.

Наши дни

С 1989 г. и по настоящее время города Иркутск и Пфорцхайм поддерживают и развивают дружественные отношения. 21 ноября 1999 г. мэр г. Иркутска Владимир Викторович Якубовский и мэр г. Пфорцхайма Иоахим Беккер подписали соглашение о расширении дружбы и сотрудничества между городами Иркутск и Пфорцхайм, а 18 сентября 2007 г. – соглашение о партнерстве между городами Иркутск и Пфорцхайм подписали мэр г. Иркутска Владимир Викторович Якубовский и мэр г. Пфорцхайма Кристель Аугенштайн.

Немцы в России

На протяжении минувшего века слово «немец» в России и некоторых других европейских странах вызывало реакцию от весьма положительной (самое начало и конец XX века) до крайне отрицательной (середина века). Но никто в Европе, наверное, так не соединен общностью судьбы, как россияне и немцы, часто даже не подозревая об этом. Эта парадоксальным образом проявилась даже в наиболее драматические для нас годы, когда русские и немцы готовились к войне и воевали друг с другом.

Истоки

Вопрос о немецких колонистах в Сибири нельзя рассматривать в отрыве от общего процесса заселения и освоения российских территорий немцами со времен императора Петра I. Массовая немецкая крестьянская колонизация России началась с манифеста императрицы Екатерины Второй (1762 г.) о разрешении иностранцам селиться в России. В Сибири этот процесс имеет некоторые особенности, среди которых хотелось бы выделить следующее. Прежде всего, важно учитывать, что переселение немцев в Сибирь явилось продолжением и завершающим этапом движения немецких групп на восток. Постоянный приток иностранцев в Россию, особенно усилившийся в Петровскую эпоху, получил новое направление в царствование Екатерины II. Для освоения земель Поволжья и районов на юге России, необходимо было земледельческое население.

В 1762 и 1763 гг. Екатерина II издает два манифеста, приглашающих иностранцев и гарантирующих им значительные льготы при переселении: они получили казенные земли и деньги на переезд и обзаведение хозяйством, на 30 лет освобождались от всех нало- гов и податей, в том числе от воинской службы. Колонисты сохраняли свое самоуправление и свободу вероисповедания.

В результате были основаны крупные колонии, получившие название „материнских“, в Поволжье, Новороссии, в Бессарабии, в Закавказье, вблизи Петербурга, на Волыни. Число колоний за счет высокой рождаемо- сти росло быстро. Очень скоро появляется масса колонистов, не имеющих наделов или владеющих небольшими наделами. Это под- талкивало колонистов к более интенсивному поиску свободных земель, а значит – дальнейшему продвижению на восток.

Кроме того, с развитием капитализма появляется слой немцев-предпринимателей, желающих приобрести новые земли для расширения производства.

Неурожай и последовавший за ним голод в Поволжье (1891-1892 гг.) заметно усилили массовую миграцию немцев в Сибирь.

Декабристы

Отдельной страницей в истории сибирских немцев сегодня является история немцев-декабристов, оказавшихся по воле императора Николая I и по приговору Верховного уголовного суда в Сибири. Все чаще в научных публикациях звучат такие сложные вопросы как: кем были немцы, попавшие в Сибирь в 20-е гг. XIX? Какого они происхождения, как складывались их отношения между собою, с русскими собратьями по несчастью, с окружавшим их русским сибирским населением? Каков их вклад в культурное, социально-экономическое, политическое развитие Сибири? Эти и многие другие вопросы предстоит разрешить современному исследователю сибирской ссылки декабристов. Пока исчерпывающих ответов на них нет.

Бесспорно то, что ссыльные декабристы немецкого происхождения, как и их товарищи по изгнанию, принесли немалую пользу Сибири и ее жителям. Они сделались лекарями и правозащитниками, ходатаями за обиженных и притесняемых. Они способствовали изучению истории и природных богатств края, занимались просвещением, распространением новых сельскохозяйственных культур. Кто-то из них завел здесь семью, выбрав жену среди простых сибирячек, воспитывал детей. Сибирь, где прошла значительная часть их молодости, их жизни, стала для них второй родиной. И, несмотря на все пережитые здесь тяготы, нужду, преследования, покидая ее, они отдавали ей дань благодарности и предрекали светлое будущее.

Особенности немецкой колонизации Сибири

Следующим толчком к переселению послужила столыпинская реформа с ее благоприятной переселенческой политикой. Наиболее притягательным районом для переселенцев оставался Омский уезд, где к 1914 г. проживало 20198 немцев. Перед Первой мировой войной здесь концентрировалось больше немцев, чем где бы то ни было в азиатской части Российской империи.

Необходимо отметить, что немцы селились компактными группами, изолированно от окружающего населения. Немецкие села обособлены были и между собой, причем чаще всего по конфессиональному признаку. Именно потому, что переселения немцев имели лучшую внутреннюю организацию, нежели переселения крестьян других нацио- нальностей, стали возможны успешная адаптация немецких колонистов к условиям Си- бири, их зажиточность. Прибывали в Сибирь в среднем более зажиточные семьи. Мате- ринские колонии оказывали переселенцам материальную помощь. Практиковались раз- личные формы внутринациональной кооперации, имевшие широкое распространение

Примечателен и такой ряд фактов: в списках представителей Сибирской и Иркутской администрации в разные времена преобладают нерусские фамилии. Достаточно перечислить некоторые из них: первый губернатор Иркутска генерал-майор К.Л. фон Фрауендорф, губернаторы генерал-поручик А.И. Бриль, генерал-майор И.В. Ламб, действительный статский советник И.Б. Цейдлер, генерал-майор И.Т. Нагель, генерал-лейтенант К.К. Венцель, действительный статский советник И.П. Моллериус, военный губернатор Иркутска генерал от инфантерии Х.А. Фон-Трейден, генерал-лейтенант барон П.А. Фредерикс и другие. Немало немцев и среди других сибирских чинов по всем пунктам табели о рангах. С этой точки зрения Сибирь можно рассматривать как отражение структуры российской государственности и степени представительства в этой структуре немцев.

Уникален и вклад в развитие Сибири целой плеяды «ученых немцев», приглашаемых в Россию академией наук и государями. Достаточно сказать, что с 1725 года до конца XVIII века из 111 академиков российской академии наук для 71 немецкий язык был родным. Они тоже находились на службе государству Российскому: Паллас, Миллер, Георги, Меллер, Миддендорф, Шперк, Ланганс... Академики, профессора и начинающие, но подающие надежды исследователи, оставляли родину для того что бы посвятить себя изучению далекой и суровой Сибири. Многие из них тесно сотрудничали с Восточно-Сибирским отделом императорского Русского Географического (ВСОИРГО), центр которого находился в городе Иркутске. Благодаря ВСОИРГО постоянно организовывались и проводились научные экспедиции по исследованию Якутии, Камчатки, Чукотки, Дальнего Востока.

С точки зрения религиозной принадлежности наиболее распространенными конфессиями среди немцев Сибири (и особенно – Восточной) являлись лютеранство и католичество. Так, в Иркутске еще в 1720 шведскими военнопленными была основана Лютеранская община. К ней принадлежали немецкие, латышские, эстонские, финские и др. ссыльные и переселенцы. В 1767 в Иркутске появился полевой проповедник, который обслуживал лютеран-военнослужащих. Иркутский евангелическо-лютеранский приход существовал с 1768 по 1930. В начале XX в. к приходу принадлежали общины в 14 городах Иркутской губернии, в 7 городах и 26 селах Забайкалья, в нескольких селениях Якутии. Пастор мог посещать свои далеко разбросанные общины, в лучшем случае, раз в год. Каждая такая поездка была нелегкой и продолжалась по несколько месяцев, что требовало от про- поведника особой самоотверженности и вы- носливости. Например, пастор Г.В. Сиббуль в 1902 г. во время очередного ежегодного посещения прихода проехал 8587 верст. Правой рукой пасторов в их нелегком служении были кюстеры, без которых замерла бы деятельность общин.

Религия

Стоит обратить внимание на то, что в Российской империи не принято было делить население по национальной принадлежности, поскольку главным показателем и для общества, и для государства был маркер вероисповедания. Так, к примеру, в Иркутске сложилась следующая картина. Количество протестантов в процентном отношении было невелико: во второй половине XIX в. – 0,4-0,6% населения. По данным справочных изданий в 1860 г. в городе проживало 90 протестантов, имелась деревянная церковь. В 1861 г. в Иркутской губернии проживало 189 протестантов (130 мужчин и 59 женщин), в т. ч. в городах и заводах – 164. В 1863 г. среди 28 тысяч населения Иркутска – 145 представителей протестантской веры (из них две трети – мужчины). В 1880 г. в губернии проживало 212 протестантов, в т. ч. в Иркутске - 156 лютеран. В 1889 г. в приходе иркутского пастора насчитывалось 602 лютеранина, в т. ч. 339 немцев, 124 латыша, 139 эстонцев и финнов. В Иркутске проживало 347 лютеран (в т.ч. 222 немца). По данным переписи 1897 г. в Иркутске проживало уже 323 лютеранина, а в Иркутской губернии в целом 824 человека.

С 1826 г. в Иркутске действовала немецкая кирха, в начале XX в. открываются две национальные школы, в промышленном училище наряду с православным законоучителем преподавали пастор и ксендз. В 1907 в Иркутском приходе было 900 прихожан, в т. ч. 475 немцев. За время существования приход возглавляли 17 пасторов. Наиболее извест- ные среди них – К. Ф. Бутцке (1849-52; позднее был пастором в Тобольске и пробстом в Поволжье) и К. Ф. В. фон Косман (1856-62); впоследствии пастор в Москве и Саратове, а затем генерал-суперинтендант Московской консистории.

Деревянная евангелическо-лютеранская церковь в Иркутске, построенная в 1864, сгорела в 1879. вместо нее в 1884 возвели каменную церковь на 150 мест, которая была разрушена в 1950-х гг. В 1906 г. при ней была открыта 3-классная церковно-приходская школа. При общине имелась касса для бедняков, помогавшая неимущим прихожанам.

Енисейская губерния также обслуживалась первоначально из Иркутска. Однако пастор К.Ф.В. фон Косман основал в 1858 самостоятельный приход в Нижней Буланке, а в 1861 и в Верхней Буланке. В этих селениях к югу от Минусинска жили ссыльные латыши, эстонцы, финны; позднее к ним добавились немцы, создавшие неподалеку свои Минусинские колонии. Приход в Н. и В. Буланке обслуживал городские евангелическо-люте- ранские общины в Красноярске, Минусинске, Ачинске, Канске и общины в немецких селах. В 1904 в приходе насчитывалось 5041 прихо- жанин, в т. ч. 685 немцев.

С 1884 по 1923 приход обслуживали 4 пастора. Последний из них, Ф. В. Рейхвальд (в должности в 1913-23 гг.), был выслан в Ташкент, осужден и умер в ссылке. Церков- ная жизнь лютеран Восточной Сибири, на- сильственно была прервана в конце 1920-х гг. До 1930-х гг. в Восточной Сибири было 2 лютеранских прихода – в Иркутске, а также Нижней и Верхней Буланке (Енисейская губ.), подчинявшиеся Московской евангелическо- лютеранской консистории.

Чуть забегая вперед, скажем, что возрождение церковной жизни среди немецкого сообщества произошло в 1990-е годы. С 1992 евангелическо-лютеранской общины Восточной Сибири подчинены Сибирской епархии ЕЛЦ в Омске.

XX век

В целом уже в начале XX века немецкий народ быстро рос численно, развивал свою культуру и особенно производительные силы. По самым общим подсчетам, в первом потоке переселенцев прибыло около 27 000 человек, половина которых вымерла за первые 15 лет. Всего за 100 лет в Россию пересе- лилось около 100 000 человек из различных земель Германии, из Швейцарии, Польши, Дании, Швеции, Эльзаса. 3а первые 150 лет численность народа выросла в 20 раз. Так, по переписи 1914 года немцев в России было 1,7 млн. человек и, что примечательно, 300 тыс. немцев выехало к этому времени на американский континент.

Говоря об истории немцев в Сибири, нельзя забывать, что положение немецких колонистов напрямую зависело от межгосударственных отношений между Россией и Германией, о чем убедительно свидетельствуют события XX в. С началом Первой мировой войны их положение значительно ухудшилось. В 1915 г. были приняты “ликвидационные законы”, и эмиграция в Сибирь перестала носить мирный экономический характер. Ее сменила полоса депортаций. Весной 1915 г. в различные местности Юго-Восточной России были выселены немцы из прифронтовой полосы Азовского побережья, а в июле 1915 г. - из Волынской губернии. С 1915 по 1918 гг. в Сибирь было выселено около 50 тыс. волынских немцев. Поволжских немцев от выселения спасла Февральская революция.

Революционные события 1917 г., гражданская война, коллективизация не миновали немецкие колонии. В октябре 1918 г. был подписан декрет об образовании Трудовой коммуны немцев Поволжья. В 1924 г. она по- лучила статус автономной республики (АССР НП) и стала центром немецкой диаспоры.

Обострение международных отношений в Европе в 1930-х гг. вызвало дальнейшее ограничение прав немцев в Советском Союзе. В 1938 г. обучение в национальных школах было переведено на русский язык. В ноябре 1939 г. был упразднен Немецкий район на Алтае.

Несмотря на потери в Первой мировой и гражданской войнах, на репрессии 1920-30 годов, массовую гибель мужской части народа в трудармии, численность быстро восстанавливалась и росла.

Даже военные события не дают основания отрицать такую черту немцев, проживавших на территории России, – они никогда ни с кем не воевали. Наоборот, по мнению многих исследователей, они отличаются способностью мирно уживаться с любым другим народом, с которым им приходится жить. Это во многом способствовало мирному рас- ширению территорий: они получали от государства пустующие площади, либо покупали новые участки земли.

Крутой поворот в судьбе немцев, проживающих на территории России, произошел в 1941 г. Немцы были первым народом страны, несправедливо обвиненным в измене и обреченным на положение внутреннего врага. 28 августа 1941 г. Президиум ВС СССР принял указ „О переселении немцев, проживающих в районе Поволжья“. Постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) определяли районы расселения в Казахстане и Сибири, а также численность переселенцев. В 1945 г. начинается новое переселение немцев в Сибирь, коснувшееся тех, кто оставался на оккупированной территории. Депортировались в основном немцы из Прибалтики, Белорусской, Украинской и Молдавской ССР.

Таким образом, немецкое население Сибири сформировалось в результате нескольких миграционных потоков. Депортация, запрет на возвращение в места прежнего прожи- вания и внутренние миграции привели к совершенно новому по сравнению с дово- енными годами распределению немецкого населения. Так, в 1926 г. в Сибири проживало 6,6 % немцев, в Казахстане - 4,1 %, в Средней Азии - 0,8 %, а в 1979 г. в Сибири - 23,8 %, в Казахстане - 46,5 %, в Средней Азии - 9,3 % немецкого населения. Таким образом, произошло многократное увеличение численности немцев в азиатской части страны.

Сегодня основными этническими компонентами сибирских немцев являются швабы, баварцы, меннониты, украинские и поволжские немцы. Меннониты, как правило, подчеркивают и свое голландское происхождение.

По данным переписи населения 1989 г. в СССР проживало 2039 тысяч человек немецкой национальности, что составляло тогда около 2,3 % от общего числа немцев в мире. В Российской Федерации проживало около 842 тысяч немцев, по численности они занимали десятое место. Несмотря на большое число и на значительное место, которое занимают они в истории России, в исторических и этнографических исследованиях немцев име- ются существенные пробелы. Во многом это связано с тем, что немцы были репрессированным народом, подвергшимся правовой дискриминации, а потому сама тема немцев долгое время относилась к „запретным“ зонам исторической науки.

Несмотря на то, что тема немцев стала в последнее время не только популярной, но и в какой-то мере конъюнктурной, из серьезный работ по этнографии немцев Сибири можно выделить лишь работы Л.В. Малиновского и С.В. Соколовского, посвященные в основном алтайской группе немцев.

Сибирские немцы в трудах исследователей

Позволим себе кратко обозначить узловые темы и проблемные сюжеты прошлого и настоящего сибирских немцев, обнаружившее себя в трудах отдельных ученых и научных школ по изучению истории сибирских немцев.

В частности, представляется весьма своеобразной и потому привлекательной для глубокого и всестороннего анализа сложившаяся у немцев Сибири этноязыковая ситуация. Так, при опросе, проведенном омскими исследователями, родным языком немецкий язык назвали 84,6 % респондентов (самый высокий процент 79,0 в группе мужчин до 25 лет, самый высокий - 95,3 % в группе женщин старше 60 лет), причем, при опросе под „родным языком“ подразумевался не немецкий литературный язык, а местный диалект. Также у местных немцев отмечается слабое владение немецким литературным языком, так как они или их предки эмигрировали из Германии в Россию еще до широкого распространение там литературного языка. Кроме того, по наблюдениям специалистов, диалекты таких значительных по численности групп, как сибирские, поволжские, украинские немцы, распадаются на целый ряд говоров. Подобная языковая пестрота обуславливает необходимость проведение специальных диалектологических обследований и составления диалектографической карты немецких говоров Сибири (как западной, так и Восточной). Такая работа возможна при сотрудничестве с лингвистами и применении специальных методик.

Чрезвычайно важными и научно состоятельными являются проблемы, связанные с изучением этнокультурных процессов, функционированием локальных субкультур в условиях иноэтнического окружения. Если исходить из того, что изоляция от метрополии, иноэтничное окружение способствует консервации традиционных форм духовной и материальной культуры, то очевидно: в традиционной культуре немцев Сибири порой сохраняются те черты, согласно литературным источникам бытовали в Германии в XVIII и XIX вв., и сегодня исчезли окончательно.

Кроме того, проводимые в настоящее время исследования жизни немецкого сообщества как в его прошлом, так и в настоящем показывают достаточную устойчивость традиционных элементов материальной культуры (в частности, в жилище и пище) и неравномерность в функционировании традиционных элементов духовной культуры. Так, с одной стороны, достаточную устойчивость сохраняет обрядовая сфера, сфера конфессиональной деятельности, с другой - мы наблюдаем, например, процесс нарушения информационных каналов в диалоге поколений, а значит, разрыв преемственности традиций.

В целом следует признать, что сибирскими этнографами сделан шаг вперед в деле этнографического изучения немцев главным образом, Западной Сибири. В какой-то степени этот факт можно объяснить тем, что немцы в Западной Сибири занимают второе место по численности после русских.

Литература

  1. Ромадина Татьяна, кандидат исторических наук, Российская академия правосудия; Салахова Лариса, кандидат исторических наук, ГОУ ВПО «ВСГАО», зам. научного руководителя НИЛ ГИ «БрГУ». Немцы в истории Иркутска // Иркутская немецкая газета. — 1 января 2011.
  2. Малиновский Л.В. Немцы в России и на Алтае: популярно-исторические очерки / Л.В. Малиновский. – Барнаул: БГПУ, 1995. – с. 14.
  3. Немцы в Сибири: история, язык, культура: материалы международной научной конференции, г. Красноярск, 13 – 16 октября 2004 г. / Отв. ред. В.А. Дятлова. – Красноярск: КГПУ, 2005. – с. 216.
  4. Белковец Л.П. «Большой террор» и судьба немецкой деревни в Сибири (конец 1920-х – 1930-е годы): историческая литература / Л.П. Белковец. – М.: IVDK, 1995. – с. 98.
  5. Немцы в Сибири: история, язык, культура: материалы международной научной конференции, г. Красноярск, 13 – 16 октября 2004 г. / Отв. ред. В.А. Дятлова. – Красноярск: КГПУ, 2005. – с. 278.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Ромадина Татьяна, Салахова Лариса | Источник(и): www.irkutsker-deutsche-zeitung.ru | http://www.irkutsker-deutsche-zeitung.ru/ru/2011/06/27/deutsche-in-geschichte-irk/ | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркипедия | Немцы