Поляки – западнославянский народ, основное население Польши. В Иркутской области диаспора формировалась на протяжении нескольких веков в ходе репрессий и миграции. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. на территории области проживает 2298 поляков.
Начало ссылки в Сибирь положили в 1593 г. жители города Углича, проходившие по делу народного возмущения, связанного с убиением царевича Дмитрия. Принявший их город Пелым стал первым ссыльнопоселенческим сибирским острогом. Знаменательно, что вместе с первыми ссыльными из Углича попал и медный колокол весом 19 пудов 20 фунтов, и, как свидетельствует летопись:
"...с отсечением уха, в наказание за возмущение жителей Углича при кончине царевича Дмитрия (15 мая 1591 г.)..."
Колокол был установлен в городе Тобольске - воротах в Сибирскую страну. Ссыльный колокол погиб в одном из пожаров Тобольска.
Известно, что поляки были среди казаков, ушедших за Урал еще с Ермаком Тимофеевичем. Выжившие из них во множестве сражений и суровых условиях сибирских походов добились немалых военных успехов, сами стали настоящими сибиряками, а кое-кто и казачьими атаманами. Но таких было крайне мало.
В 1668 г. Сибирский приказ расписал 22 шляхтича с семьями, посланными служить в сибирские города. В 1775 г. в Селенгинском уезде появились крестьяне, сосланные по воле помещиков вместе с беглыми раскольниками из Польши, и получившие наименование здесь “семейских” или “поляков”. Насчитывалось уже 1660 ревизских душ.
Настоящий, пусть подневольный, но все-таки, наплыв польской культуры в Сибирь и Иркутск, в частности, пришелся на вторую половину XIX в. после подавления восстания 1863-1864 гг. Большинство невольников этого периода являлись дворянами и лишь небольшую часть составляли солдаты из крестьян. Некоторые из них уехали из Сибири по амнистии 1841 и 1956 гг. По разным источникам, в Сибирь за три года было отправлено от 18 до 22 тысяч польских патриотов. Часть ссыльных отбывала наказание в Восточной Сибири, в частности, на Нерчинской каторге, а затем выходила на поселение в Западное Забайкалье.
Половина из числа ссыльных получила наказание в виде “водворения”, остальные ушли на каторгу (3894), поселение (2153), “на житье” (2254). Вместе с ссыльными прибыло 1830 человек. Так, в ссылку проследовали жены Клечковского, Люри, Сокольского, Сосновского, Хлусевич, Доллер, Ястремского, Гедеоновского и др.
Сосланные поляки нередко протестовали против каторжного произвола. Так, в ноябре 1865 г. в с. Сиваковой на Ингоде они участвовали в волнениях среди ссыльных. В июле следующего года поляки подняли восстание на Кругобайкальской дороге, после которого последовало распоряжение генерал-губернатора Восточной Сибири М. Корсакова переселить польских ссыльных в самые глухие места губернии. Участились факты неповиновения, протестов, побегов, политической агитации. Польские ссыльные по делу “Пролетариата” (1884 г.) принимали активное участие в Карийском бунте.
Прибытие в Сибирь участников польского восстания 1863 г. положило начало Нарымской ссылке, где оказались несколько десятков повстанцев. Многие из них умерли, не выдержав тяжелых условий, другие бежали или уехали после отбытия срока ссылки, небольшое число попало под амнистию 1883 г., некоторые же, из числа предприимчивых, остались в Нарыме. Амнистированные, пробыв на родине несколько месяцев, разорившись, возвращались в Сибирь, к тому же многие ссыльные поляки были уже женаты на русских.
Внуки бывших нарымских ссыльных – Завадовский, Родюков и др. – продолжили начатое дело и вели здесь торговлю, имея магазины колониальных товаров. Они скупали за бесценок у остяков и тунгусов пушнину, у местных крестьян мясо, рыбу, кедровый орех и отправляли в Томск и Тюмень. С конца 1880-х гг. на весь Балаганский округ (левый берег р. Ангары) были известны крупнейшие предприниматели, а в прошлом польские повстанцы Герман и Маевский. Их влиятельное заступничество, с которым приходилось считаться исправнику, помогало многим политическим ссыльным региона. Недалеко от них, на берегу р. Ангары, поселенный после выхода с каторги, открыл “питейное заведение” бывший страстный борец за независимость Польши Войцех Комар.
Вышедший на поселение в Верхоленск в 1880-е гг., а затем Иркутск, другой польский политссыльный Юзефат Огрызко активно занялся разведкой новых золотоносных районов. Этот польский повстанец в 1864 г. был приговорен к смертной казни, замененной затем 20 годами сибирской каторги. Долгие годы он находился в полной изоляции сначала в Акатуйском, затем Вилюйском остроге и являлся единственным узником этого тюремного замка до конца 1871 г. Для освобождения места прибывшему сюда Н.Г.Чернышевскому Огрызко перевели на поселение.
В Иркутске сложилась большая колония польских ссыльных. По воспоминаниям Агатона Гиллера, в городе было не менее 150 поляков. В 1868 г. из двух крупных столярных мастерских Иркутска, по производству мебели, одно – Роберта Рейхарта – политического преступника. Здесь столяров, токарей и учеников работало 7 человек. Среди трех красильных заведений города одно принадлежало политическому преступнику Осипу Круликовскому.
В Иркутске во второй четверти XIX в. в канцелярии гражданского губернатора за приходившие к ссыльным письма и передачи отвечал некий Ярин — мошенник и вор. Когда его уволили и на это место пришел честный чиновник, дело совершенно изменилось: перестали пропадать письма и деньги. Но радость продолжалась недолго — хороший чиновник получил другое назначение, предполагавшее более высокий заработок. Тогда, чтобы удержать чиновника на старом месте, иркутские ссыльные — поляки из организации Конарского и декабристы — решили собирать деньги, чтобы возмещать ему разницу, лишь бы он остался на прежнем посту.
О числе польских ссыльных в округах Иркутской губернии можно судить по следующим цифрам за 1871–1872 гг.: в Иркутском округе политических 794; Нижнеудинском – 290; Балаганском – 1090; Киренском – 43 и Верхоленском – 66, а всего – 2778 человек.
Немало поляков были заняты тяжелым каторжным трудом. В ведомости политическим преступникам, находящимся в селе Лиственничном в заведывании зауряд сотника П. Попова на 3.01.1866 г. 206 польских фамилий и имен. В ведомости политических преступников, находящихся в работах при Петровском железоделательном заводе за сентябрьскую треть 1865 г. 160 польских имен. В Троицком сользаводе – 90 поляков. Кондуитный список политическим преступникам, находящимся в Муравьевской гавани и г. Сретенске – 177 поляков. Против каждой фамилии стоит оценка за поведение. В основном, в деле записи: “поведения хорошего”, но есть и “дерзок” или “дурного поведения”. В списке политических преступников в деревне Сиваковой (Нерчинский округ) – 903 польских фамилии.
Другая волна переселений связывается со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали и столыпинской колонизацией, открывшим путь в Сибирь как крестьянам, так и специалистам-интеллигентам. Не стоит забывать и о том, что поляки в Российской империи имели возможность служить в армии и занимать должности (в том числе и высокие) на государственной службе. Это видно и на примере профессиональной занятости иркутян-поляков, которые, в отличие от остальных этноконфессиональных меньшинств, были представлены в абсолютном большинстве профессиональных категорий. Примечательно, что почти во всех профессиях доля занятых в них поляков примерно совпадала с их относительной численностью в иркутском обществе. В отличие от других некоренных этнических групп Восточной Сибири, в польской колонии складывается достаточно стройная профессионально-сословная структура, лишенная каких-либо гипертрофированных перекосов. В этом свете характерно и совпадение долей участия в той или иной отрасли иркутян-поляков и иркутян-русских. Ярко выраженной экономической специализации польская колония не имела. Наиболее заметны в крае были польские интеллигенты, представители свободных профессий и поляки-приказчики. В отраслях рыночной инфраструктуры было задействовано примерно 72% членов колонии. Гораздо более заметно по сравнению с еврейской колонией участие поляков в общей службе и свободных профессиях, а также в частной службе и поденных работах. Почти 70% членов региональной колонии проживали в деревнях, занимаясь преимущественно крестьянским трудом . Эта часть диаспоры еще более усилилась из-за притока крестьян-переселенцев в начале XX в.
Несмотря на это, поляки сохраняли определенную изолированность от окружающего общества, причем эта замкнутость носила не только традиционный социокультурный характер, но, прежде всего, была сформирована идеологическими и политическими причинами. Многие поляки рассматривали Сибирь как место своего временного пребывания, связывая идеал счастливого будущего с возвращением на родину. В постреволюционные годы, в результате массового перемещения поляков за пределы России, состав иркутской колонии сменился.
Польская культура естественным образом всегда вызывала у сибирских потомков, выходцев из исторической Польши, потребность объединения с целью общения и каких-то действий по ее сохранению и развитию. Возникали польские общественные организации еще в до- и послереволюционной Сибири. В Иркутске существовала организация под названием “Огниво” (пер. с польского “Звено”), созданное ссыльными поляками. Общество нередко называющееся польско-литовским клубом. Однако, когда к власти пришли большевики, подобные национальные организации подверглись всяческим преследованиям и вынуждены были вести полуподпольный образ жизни.
Во время революции, Великой Отечественной войны, последовавших за ней сталинских репрессий в Иркутской области оказалось много поляков, которые попали сюда в период всевозможных гонений из Литвы, Западной Украины, Белоруссии. В конце 1950-х гг., после смерти Сталина, была массовая репатриация, вследствие чего большинство желавших вернулись в Польшу.
В конце XIX в. в Иркутской губернии проживало около 4000 поляков, примерно четверть из них выбрали местом своего жительства Иркутск. Попадая в новое окружение, поляки приобретали новые культурные и идентичностные характеристики. Одновременное появление в сравнительно плохо заселенном регионе большого числа образованных людей не могло не оказать воздействия на общую ситуацию в крае, включая и формирование демографической структуры населения Восточной Сибири и общественно-культурных традиций.
Самым замечательным образом об этом было сказано в редакционной статье газеты "Сибирь" за 1883 г., выдержку из которой под тем же годом привел позднее Н.С. Романов в известной своей "Летописи города Иркутска":
"Колбасное, кондитерское и некоторые другие производства исключительно полякам обязаны основанием и развитием в Сибири. До поляков здесь почти не было ни кафе-ресторанов, ни трактиров, ни порядочных гостиниц. В среду и нравы сибирского народа и общества поляки внесли некоторые свои национальные симпатичные качества: учтивость, сдержанность, такт и замечательно хорошее, сразу бросающееся в глаза, гуманное обращение с прислугой. Они несомненно содействовали поднятию уровня развития в среднем и низшем классе. В самом Иркутске долго не было других учителей, кроме поляков, по части музыки, рисования и новых языков".
В деревнях и окружных городах ссыльные поляки были истинными распространителями просвещения и грамоты. Многие жители из самых захолустных уголков получили порядочное образование и сравнительно высокое развитие благодаря именно ссыльным полякам. Большой вклад внесли поляки в изучение разных отраслей науки. Археологические (Н.И. Витковский), метеорологические (М.О. Маркс), зоологические (В. Годлевский, Б.И. и В.И. Дыбовский), этнографические и антропологические (Ф. Кон, В.Л. Серошевский, Б. Шостакович, Э.К. Пекарский, Н.А. Виташевский), геологические и географические (А.Л. Лекановский, А.И. Венцковский), искусствоведческие (С. Вронский, В.В. Флек, В.Ф. Оржешко) исследования Сибири не потеряли своего значения до сих пор. Из-за малочисленности сибирской интеллигенции они сыграли ощутимую роль в развитии культурных контактов с местным населением. Во второй половине 1880-х гг. Б. Шварце и Аф. Михайлович обратились к директору Иркутской магнитно-метеорологической обсерватории с просьбой разрешить им организацию в Тунке постоянных метеорологических наблюдений. Известность получили врачи из поляков, такие, как Логовской, Зиминский, Чечковский, Яроцкий и другие. Содействовали поляки оживлению музыкальной деятельности. При их участии открываются в 1874 г. в Омске, а в 1879 г. в Томске отделения Русского Музыкального общества (Сирен, Урняж). Популяризировали искусство в Сибири бывший повстанец художник В.В. Флек, его ученик Виткевич, сын ссыльного Ф.Ф. Оржешко. Они давали в Томске частные уроки рисования, закладывая основы художественного образования. Их деятельность развивала вкус и любовь к искусству среди местного населения. Основанное при участии поляков Общество любителей художеств в Томске устраивало выставки картин, этюдов, скульптур, художественных предметов прикладного искусства.
Неизвестное тогда в Сибири практическое садоводство получило широкое развитие благодаря Б. Шостаковичу. Он стал одним из пионеров разведения и распространения в районе Иркутска малины, клубники и некоторых садовых цветов. Семена доставлялись ему сыновьями, обучавшимися за границей.
Еще одно культурное влияние ссыльных на местное население – распространение элементов русского ремесленного производства. Поляки работали в своих мастерских (портных, сапожных, столярных). В Енисейске обзавелись кустарными мастерскими пан Халевинский и пан Шибковский, под Иркутском держал свою мельницу Г.Миткевич. Ссыльные находили место во всех областях жизни, легко приспосабливались к новой обстановке, а иногда и к совершенно новой профессии. Так, например, С.Ф. Ковалик строил глиняные печи, рабочий-металлист Роттенгрубер, сосланный в 1880 г. из Варшавы по так называемому первому варшавскому социалистическому делу, работал в г. Таре Тобольской губернии, наряду с другими политическими, в столярной мастерской. Ее открыл ссыльный народник М.А. Тимофеев, освоивший столярное ремесло уже в неволе. Лучшая мебель в городе производилась в этой мастерской.
В повышении культурного уровня населения существенное место занимала организация и деятельность местных музеев. Ф. Кон подчеркивал огромное значение этих учреждений, игравших, помимо научной, еще и воспитательно-образовательную роль. Поляки оставили яркий след в создании и популяризации музейного дела в Сибири. На их знаниях и энтузиазме работали Минусинский (А.И. Венцковский, Ф. Кон), Иркутский ( Н.И. Витковский), Енисейский (М.О. Маркс, Михалевич) и другие музеи. Так, в 1885 г. число посетителей Минусинского музея возросло до 8000 человек, причем наибольший процент приходился на крестьян и инородцев, много было и таких, кто приезжали в город специально для посещения музея. Болеслав Шостакович, будучи избранным гласным томской городской думы, выдвинул предложение основать в городе Сибирский музей с тем, чтобы после открытия в городе университета, музей использовался этим учебным заведением и был также доступен для бесплатного посещения публики.
С 1969 г. в Иркутске действовал клуб “Висла”. Клуб работал на общественных началах, часто подвергаясь давлению со стороны властей. 1 июня 1990 г. как продолжение того клубного движения возникло Польское культурно-просветительное общество "Огниво", с 2000 г. ставшее Польской культурной автономией. Президент - Вржащ Евгений Эдуардович. Задачи: пропагандировать знания о Польше - ее прошлом и настоящем, об исторических и культурных связях страны с сибирским регионом, в том числе Иркутском и областью, содействовать изучению польского языка, установлению практических двусторонних контактов иркутян с Республикой Польша и ее гражданами.
В 2004 г. в Иркутске, одном из немногих городов Сибири, было открыто Генеральное консульство Республики Польша. В его консульский округ входят Иркутская область, Красноярский край и Забайкальский края, Республика Тыва.
В Иркутской области сохранился своеобразный "польско-сибирский оазис" - место польского компактного поселения, деревня Вершина в Усть-Ордынском бурятском национальном округе. Есть и немало других поселений, где проросли польские корни. Вершина - это деревня, где практически все население польское, поэтому чаще всего браки заключаются между своими. В деревне около 15 ведущих фамилий. В свое время в Вершине школа с польским языком и костел были закрыты. В настоящее время они восстановлены и продолжают свою деятельность.
Иркутская областная общественная организация "Польская культурная автономия "Огниво" - руководитель Вржащ Евгений Эдуардович. Адрес: г. Иркутск, ул. Карла Маркса 1. Телефон: 8(3952) 29-38-65 .
Общественная польская культурно-просветительная организация Усольского района "Славяне" - руководитель Гонский Георгий Георгиевич . Адрес: г. Усолье-Сибирское, п. Белореченский 48. Телефон: 8(39543) 9-59-24.
Усть-Ордынская окружная общественная организация "Вершининское польское культурное общество "Висла" общественная организация - руководитель Вижентас Людмила Владимировна. Адрес: Боханский район, с. Вершина.
Александр Иванов “Польские ссыльные в Восточной Сибири”, “Сибирь и ссылка”, 16.08.2011, ИГУ
Виктория Сливовская “Польская Сибирь - мифы и действительность”, журнал “Новая Польша”, №1, 2010 г.
Дегальцева Е.А. ”Вклад ссыльных поляков в социокультурное развитие Сибири во второй половине XIX в.”, НГУ
Александр Долганов “Польский Иркутск”, газета “Русский курьер”, март 2005 г.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей