Железная дорога Абакан – Тайшет («Трасса мужества») — железная дорога, строившаяся в 1959-1965 на территории Красноярского края, частично республики Хакасия и Иркутской области. Является продолжением железной дороги Новокузнецк – Абакан, построенной в 1949-1950.
Железная дорога Абакан – Тайшет: общие сведения
Длина участка Абакан — Тайшет составляет 647 км, всей дороги Новокузнецк — Тайшет — 1034 км. От Абакана дорога идёт преимущественно в восточном направлении. После станции Курагино дорога поворачивает на северо-восток и идёт преимущественно в этом направлении. После станции Саянская дорога вновь поворачивает на восток и на протяжении 250 километров идёт параллельно Транссибирской магистрали до Тайшета, где и заканчивается.
Строительство дороги Абакан — Тайшет было объявлено комсомольской ударной стройкой, на строительство дороги прибыли молодые люди со всего СССР. Километраж начинается в Новокузнецке и заканчивается в Тайшете.
Дорога пересекает реки Енисей, Туба, Мана, Кан и Бирюса. Имеются ответвления: на Большую Ирбу (от станции Ирба, 14 км), на Канзыбу (п. Краснокаменск, от разъезда 557 км, 12 км); и, наконец, на станцию Уяр (от станции Саянская, 56 км).Трасса магистрали проходит в основном в гористой местности. Высшая точка пути — станция Щетинкино (1000 метров над уровнем моря, самая высокая станция Красноярской железной дороги). На подходе к ней со стороны Абакана (перегон Джебь — Щетинкино) дорога с уклоном в 16 — 18 тысячных поднимается в горы, два раза поворачивая на 180 градусов и проходя через 3 тоннеля, а также по Козинскому виадуку, являющегося уникальнейшим инженерным сооружением высотой 65 метров.
Всего на трассе дороги пробито 9 тоннелей. Общая длина их составляет более 10 километров, самый крупный из которых — Манский — протяжённостью 2487 метров.
Дорога была электрифицирована ещё во время строительства, напряжением 25 кВ переменного тока. Линия в основном однопутная, двухпутными перегонами являются следующие:
- Минусинск — Крупская — Жерлык — Туба (59 км);
- Курагино — Ирба (15 км);
- Пост 570 км — Стофато — Джебь (22 км);
- Крол — Жайма — Мана (40 км);
- Кравченко — Саянская — Унерчик (61 км);
- Абакумовка — Ельник (20 км).
Строительство двухпутных вставок
В процессе строительства дорога строилась однопутной. Впервые с проблемами пропускной способности железнодорожники столкнулись через пятнадцать лет после сдачи дороги в эксплуатацию — в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Стало ясно, что одного пути уже недостаточно, и приступили к строительству вторых путей на отдельных перегонах — получились двухпутные вставки. К недавнему времени встал вопрос о строительстве параллельных тоннелей, рядом с уже существующими — в частности, ведётся подготовка к проходке второго тоннеля рядом с Манским.
Пассажирское движение
- Поезда Красноярск — Абакан (№ 124 (скорый), 658 (пассажирский);
- Поезд Абакан — Тайшет;
- Прицепные вагоны Абакан — Иркутск;
- Электропоезда Абакан — Кошурниково.
Станции (Абакан-Саянская)
- 388 км Абакан
- 391 км р. Абакан
- 392 км Мостоотряд
- 395 км Подсиний
- 398 км Енисейская
- 399 км р. Енисей
- 400 км Садовая
- 402 км Минусинская протока
- 406 км Минусинск
- 419 км Тагарский
- 431 км Крупская
- 439 км Каныгино
- 447 км Казылькульский
- 451 км Пионерская
- 459 км Жерлык
- 465 км Шошино
- 475 км Туба
- 478 км Мальцево
- 483 км Роща
- р. Туба
- 487 км Заречная
- 491 км Курагино
- 497 км Берёзовка
- 500 км О.п. 500 км
- 506 км Ирба
- 518 км Фёдоровка
- 522 км Красный Кордон
- 527 км Кордонский тоннель (940 м)
- 529 км Тоннельная
- 531 км О.п. 531 км
- 535 км Кизирский тоннель (89 м)
- 536 км Кизир
- 542 км Ягодная
- 545 км Журавлёво
- 550 км р. Каспа
- 550 км Усть-Каспа
- 554 км Каспа
- 555 км Каспинский тоннель (1560 м)
- 557 км Разъезд 557 км
- 564 км Кошурниково
- 568 км Пихтачи
- 568 км 1-й Джебский тоннель (205 м)
- 570 км Пост 570 км
- 581 км Стофато
- 592 км Джебь
- 595 км Портал
- 595 км 2-й Джебский тоннель (700 м)
- 598 км Козинский виадук над р. Джебь
- 600 км 3-й Джебский тоннель (209 м)
- 600 км О.п. 600 км
- 603 км Козинский тоннель (1393 м)
- 606 км Щетинкино
- 617 км Сисим
- 631 км Джетка
- 634 км Крольский тоннель (2250 м)
- 637 км Чистые Ключи
- 641 км Тяговая подстанция
- 643 км Крол
- 656 км Жайма
- 669 км Аргиджек
- 679 км р. Мана
- 683 км Мана
- 695 км р. Мана
- 697 км Хабайдак
- 705 км р. Мана
- 706 км Отроги
- 711 км Кой
- 720 км Вилистая
- 725 км Лукашевич
- 729 км Манский тоннель (2487 м)
- 734 км Аргаза
- 740 км Кравченко
- 751 км Илей
- 765 км Конок
- 770 км Стойба
- 779 км Калиновка
- 784 км Саянская.
Читайте в Иркипедии:
Железные дороги в Иркутской области
- Восточно-Сибирская железная дорога
- Транссиб
- Великий Сибирский путь (о строительстве Транссибирской магистрали)
- Байкало-Амурская магистраль
- Железная дорога в Приленский край // Тульчинский К.Н. (1912)
- Бодайбинская железная дорога
- Кругобайкальская железная дорога
- Железная дорога по льду Байкала
- Железная дорога на Байкале
- Детская Восточно-Сибирская железная дорога
Ссылки
- Дорога сквозь годы
- Трасса мужества «Абакан — Тайшет» отмечает свой юбилей // Сибновости Красноярск.
- Транссибирская магистраль // веб-энциклопедия.