Забайкальская железная дорога до 1934

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Забайкальская железная дорога (филиал ОАО РЖД) — железная дорога, пролегающая по территории Забайкальского края и Амурской области. Протяженность дороги на 2009 составляет 3336,1 км. Управление дороги в городе Чите. Начальник дороги — Сергей Юрьевич Иванов (с октября 2008).

История Забайкальской железной дороги

В 1887 в Петербурге было принято решение о строительстве Транссибирской магистрали. Иркутяне оживленно обсуждали все, что было связано с железной дорогой. По некоторым проектам трасса должна была пройти мимо города. В 1888, когда по городу поползли слухи, что будущая магистраль не захватит города, на заседании Городской думы было решено послать депутацию во главе с городским головой В. П. Сукачевым к генерал-губернатору с ходатайством о том, чтобы линия проходила и через Иркутск. Железнодорожная экспедиция местом для крупной товарной станции избрала пункт между Вознесенским монастырем и рекой Иркутом, что было очень удобно для соединения Томско-Иркутской дороги с Забайкальской. Пассажирский же вокзал решено было разместить в деревне Глазково. Изготовление кирпича для постройки вокзала велось на Кайской горе, богатой залежами высококачественной глины.

Первый поезд пришел в Иркутск 16 августа 1898. В Иркутске располагалось управление железной дороги. Дом этот известен в Иркутске как Дом Кузнеца (ул. Дзержинского, 36).

Кроме традиционных поездов, Забайкальская железная дорога организовала движение специального курьерского поезда, который связывал Иркутск с Москвой. Время в пути составляло всего 9 суток. Поезд состоял из багажного вагона, буфета-столовой, одного вагона первого класса и двух вагонов второго. По Забайкальской железной дороге в 1902 курсировал особый состав «Молния», который делал в час около 60 верст. В 1914 время пути от Иркутска до Москвы сократилось до 6 суток.

Иркутск стал крупным железнодорожным узлом. В 1899 открылась товарная станция. В 1900 завершается строительство отрезков дороги Иркутск – Байкал, Мысовая – Сретенск.

Долгое время поезда шли лишь по одному пути. Второй, от Омска до Иркутска, уложили лишь в 1909. Когда строительство Транссибирской магистрали было завершено, дорогу разделили на 3 самостоятельных участка: Сибирский – от Челябинска до станции Иннокентьевская (Иркутск Сортировочный); Забайкальский – от Иннокентьевской до Сретенска; Уссурийский – от Владивостока до Хабаровска. В 1934 с образованием Восточно-Сибирской железной дороги управление Забайкальской железной дороги было перенесено в Читу.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. — Иркутск : Сиб. книга, 2011.

Основные показатели Забайкальской железной дороги на 2009 год

  1. Эксплуатационная длина — 3336,1 км;
  2. Численность сотрудников — 46 741 человек;
  3. Средняя заработная плата — 30 498 рублей;
  4. Перевезено грузов — 107,04 млн тонн;
  5. Перевезено пассажиров: в дальнем сообщении — 4 млн 731 тыс. человек, в пригородном сообщении — 4 млн 058 тыс. человек.

Структура дороги

В состав дороги входили отделения:

  1. НОД-1 Читинское;
  2. НОД-2 Могочинское;
  3. НОД-4 Свободненское.

В настоящее время отделений нет. Есть регионы. Количество агентств фирменного транспортного обслуживания − 15

Награды

Орден Трудового Красного Знамени (1975)

Железные дороги в Иркутской области

  1. Восточно-Сибирская железная дорога
  2. Транссиб
  3. Великий Сибирский путь (о строительстве Транссибирской магистрали)
  4. Транссибирская магистраль в 1904 году
  5. Байкало-Амурская магистраль
  6. Железная дорога в Приленский край // Тульчинский К.Н. (1912)
  7. Бодайбинская железная дорога
  8. Кругобайкальская железная дорога
  9. Кругобайкальская железная дорога — отрывок из путеводителя 1908-1909 годов
  10. Железная дорога по льду Байкала
  11. Железная дорога на Байкале
  12. Железная дорога Абакан-Тайшет
  13. Детская Восточно-Сибирская железная дорога

Литература

  1. Саблер С. В., Сосновский И. Ф. Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем. — СПб., 1903.
  2. Стальная магистраль Забайкалья. — Иркутск, 1970.
  3. РГИА, ф. 446, оп. 30, д. 15. Доклад № 181 от 14 июля 1900 г. "Об открытии движения на Забайкальской ж. д. с ветвью от Иркутска к озеру Байкал".
  4. А.В. Константинов, Н.Н. Константинова Забайкальская железная дорога // История Забайкалья (с древнейших времен до 1917 года). — Учебное пособие по региональному компоненту образования. — Чита: АНО «ЦНОП»: ЗабГГПУ, 2002. — С. 131-136. — 248 с.

Ссылки

  1. Официальный сайт
  2. Открытки «Забайкальская жел. дор.» 1905-1907 гг.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историко-краеведческий словарь | Имперский период (1721-1917) | Иркутск | Транспортный комплекс