Забайкальская железная дорога (филиал ОАО РЖД) — железная дорога, пролегающая по территории Забайкальского края и Амурской области. Протяженность дороги на 2009 составляет 3336,1 км. Управление дороги в городе Чите. Начальник дороги — Сергей Юрьевич Иванов (с октября 2008).
История Забайкальской железной дороги
В 1887 в Петербурге было принято решение о строительстве Транссибирской магистрали. Иркутяне оживленно обсуждали все, что было связано с железной дорогой. По некоторым проектам трасса должна была пройти мимо города. В 1888, когда по городу поползли слухи, что будущая магистраль не захватит города, на заседании Городской думы было решено послать депутацию во главе с городским головой В. П. Сукачевым к генерал-губернатору с ходатайством о том, чтобы линия проходила и через Иркутск. Железнодорожная экспедиция местом для крупной товарной станции избрала пункт между Вознесенским монастырем и рекой Иркутом, что было очень удобно для соединения Томско-Иркутской дороги с Забайкальской. Пассажирский же вокзал решено было разместить в деревне Глазково. Изготовление кирпича для постройки вокзала велось на Кайской горе, богатой залежами высококачественной глины.
Первый поезд пришел в Иркутск 16 августа 1898. В Иркутске располагалось управление железной дороги. Дом этот известен в Иркутске как Дом Кузнеца (ул. Дзержинского, 36).
Кроме традиционных поездов, Забайкальская железная дорога организовала движение специального курьерского поезда, который связывал Иркутск с Москвой. Время в пути составляло всего 9 суток. Поезд состоял из багажного вагона, буфета-столовой, одного вагона первого класса и двух вагонов второго. По Забайкальской железной дороге в 1902 курсировал особый состав «Молния», который делал в час около 60 верст. В 1914 время пути от Иркутска до Москвы сократилось до 6 суток.
Иркутск стал крупным железнодорожным узлом. В 1899 открылась товарная станция. В 1900 завершается строительство отрезков дороги Иркутск – Байкал, Мысовая – Сретенск.
Долгое время поезда шли лишь по одному пути. Второй, от Омска до Иркутска, уложили лишь в 1909. Когда строительство Транссибирской магистрали было завершено, дорогу разделили на 3 самостоятельных участка: Сибирский – от Челябинска до станции Иннокентьевская (Иркутск Сортировочный); Забайкальский – от Иннокентьевской до Сретенска; Уссурийский – от Владивостока до Хабаровска. В 1934 с образованием Восточно-Сибирской железной дороги управление Забайкальской железной дороги было перенесено в Читу.
Иркутск. Историко-краеведческий словарь. — Иркутск : Сиб. книга, 2011.
Основные показатели Забайкальской железной дороги на 2009 год
- Эксплуатационная длина — 3336,1 км;
- Численность сотрудников — 46 741 человек;
- Средняя заработная плата — 30 498 рублей;
- Перевезено грузов — 107,04 млн тонн;
- Перевезено пассажиров: в дальнем сообщении — 4 млн 731 тыс. человек, в пригородном сообщении — 4 млн 058 тыс. человек.
Структура дороги
В состав дороги входили отделения:
- НОД-1 Читинское;
- НОД-2 Могочинское;
- НОД-4 Свободненское.
В настоящее время отделений нет. Есть регионы. Количество агентств фирменного транспортного обслуживания − 15
Награды
Орден Трудового Красного Знамени (1975)
Железные дороги в Иркутской области
- Восточно-Сибирская железная дорога
- Транссиб
- Великий Сибирский путь (о строительстве Транссибирской магистрали)
- Транссибирская магистраль в 1904 году
- Байкало-Амурская магистраль
- Железная дорога в Приленский край // Тульчинский К.Н. (1912)
- Бодайбинская железная дорога
- Кругобайкальская железная дорога
- Кругобайкальская железная дорога — отрывок из путеводителя 1908-1909 годов
- Железная дорога по льду Байкала
- Железная дорога на Байкале
- Железная дорога Абакан-Тайшет
- Детская Восточно-Сибирская железная дорога
Литература
- Саблер С. В., Сосновский И. Ф. Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем. — СПб., 1903.
- Стальная магистраль Забайкалья. — Иркутск, 1970.
- РГИА, ф. 446, оп. 30, д. 15. Доклад № 181 от 14 июля 1900 г. "Об открытии движения на Забайкальской ж. д. с ветвью от Иркутска к озеру Байкал".
- А.В. Константинов, Н.Н. Константинова Забайкальская железная дорога // История Забайкалья (с древнейших времен до 1917 года). — Учебное пособие по региональному компоненту образования. — Чита: АНО «ЦНОП»: ЗабГГПУ, 2002. — С. 131-136. — 248 с.