В начале XIX века в архитектуре Иркутской губернии происходит стилистический перелом, и на смену барокко приходит классицизм. Переход от одного стилистического течения к другому, в отличие от центральных областей России, проходил в Сибири очень медленно. Теперь в строительстве вводится довольно жесткая регламентация, а проектирование храмов и руководство по их возведению переходит к квалифицированным архитекторам. Местные школы прекращают свое существование и вливаются в общее русло развития русской архитектуры. В Иркутске в первой половине XIX века в проектировании церковных зданий участвуют архитекторы А. И. Лосев, А. В. Васильев, А. П. Деев, Я. А. Кругликов.
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
Становление классицизма в крае совпадает с регламентирующим указом от 29 декабря 1800 года, запрещающим повсеместно по России строить деревянные церкви. В результате, в отдаленных сибирских епархиях, где основным строительным материалом было дерево, происходит заметный спад строительства храмов. Новые каменные церкви возводятся в основном в крупных населенных пунктах области. В Иркутске строительство первых храмов классицистического направления связано с именем архитектора А. И. Лосева. По его проектам были построены церкви Григория Неокесарийского и Борисоглебская тюремная. Кроме того, есть основание предполагать, что он являлся автором Иркутской Преображенской и Кудинской Троицкой церквей. В целом классицизм не нашел широкого применения в культовой архитектуре Иркутской епархии, и в подавляющем большинстве построек этого направления ощущалась консервативная приверженность к барокко. Наиболее яркой постройкой в стиле классицизма является Казанская церковь в с. Тельма — она выделяется среди провинциальных построек столичным уровнем архитектуры.
В полном смысле классических особняков в Иркутске мало. Однако деталей, выполненных в соответствии с классическими ордерными профилями - можно и сейчас в изобилии видеть на домиках старого Иркутска. На том же доме "хамелеоне", на особняках Кузнецова, Сперанского. Глаз не оторвёшь от классических наличников!
В конце XVIII — начале XIX вв. в постройках Иркутска утверждается русский классицизм. Наиболее ярким образцом этого стиля является Сибиряковский дворец (1799—1804 гг.), известный в городе как «Белый дом». Но в основном город застраивается домами, в которых сочетаются старые формы классики с народными приемами. Архитектура этого периода отличается наибольшей выразительностью. Есть предположение, что к проекту имеет прямое отношение знаменитый итальянец, ставший питерским зодчим, – Джакомо Кваренги. Это, пожалуй, самый чистый, самый яркий представитель этого величественного стиля, и не только в Иркутске. Изначально в его покраске использовались те самые классические цвета: детали – белые, фон плоскостей – желтая охра.
Проникновение классицизма. Преображенская церковь
Примером переходного этапа от барокко к классицизму является Преображенская церковь. Преображенская церковь, 1795—1798, 1811 гг. (ул. Тимирязева, 58), как и все предшествующие церковные постройки, возводится на средства иркутских купцов — Игнатьева С. Я. и Сухих.
Композиционная схема памятника варьирует сформировавшуюся барочную систему ярусного храма — четырехчастного в плане, с двумя ярусами восьмериков на четверике (широким нижним и малым венчающим на куполе). Обширная трапезная, включающая в себя приделы, соединяет храм и высокую трехъярусную колокольню, увенчанную стройным шпилем. В плане здание имеет пластичную форму за счет скругления западных стен приделов, а также полукруглых апсид. Оригинальной особенностью интерьера является связь между трапезной и храмом, осуществленная посредством конусовидной «горловины», расширяющейся в сторону храма и перекрытой коробовым сводом. Этим приемом достигнута обособленность алтарей в приделах трапезной.
В очень скромном фасадном декоре барочные мотивы сочетаются с элементами классицизма. Плоские рамочные наличники полуциркульных окон имеют криволинейные очертания. Поверхности стен оставлены гладкими. Прежде они были окрашены и контрастировали с белыми пилястрами и наличниками. В целом постройка знаменует угасание барокко и переход к новому стилю.
Церковь Григория Неокесарийского
Церковь 1802 г. (пер. Краснофлотский, 5) заложена в ограде Троицкой церкви и стоит от нее только в четырех саженях. Это первая в Иркутске церковь с ротондальной основой. В настоящее время здание сильно перестроено, но сохранился проект А. Лосева, по которому можно восстановить памятник в его первоначальных формах. На протяжении всего XIX в. церковь подвергалась значительным перестройкам. Так, в 1829 и 1830 гг. ее повредили большие наводнения, обрушившиеся на город. В 1836 г. в связи с ветхим ее состоянием из церкви выносится вся утварь, и она запечатывается до 1845 г. В 1879 г. церковь попала в зону знаменитого иркутского пожара, уничтожившего всю центральную часть города. Сохранился недатированный рисунок церкви, уже значительно перестроенной и утратившей четкую ротондальную композицию, характерную для проекта Лосева.
В настоящее время это одноэтажный каменный компактно-центрический храм с ротондой ядра и четырьмя примыкающими к ней равновысокими объемами. Построенный по проекту, первоначально храм завершался полусферическим куполом с небольшой главкой. После переделок ядро было увенчано восьмилотковым основное помещение, всегда доминирующее в объемах. Вероятно, такой необычный облик постройка получила в результате приспособления жилого дома под церковь. На расположение храма в данном случае скромно указывает лишь небольшой четверик, врезанный в двускатную кровлю и увенчанный барочным куполом с главкой.
Декоративное оформление церкви решено в формах провинциального классицизма с отзвуками барокко. По углам четверика установлены одноэтажные портики на колоннах тосканского ордера.
В архитектуре этой постройки отразился переходный период от барокко к классицизму, и поэтому в ней сочетаются приемы и формы двух стилистических направлений — барокко и классицизма. Вместе с тем в венчающих частях колокольни и храма мы видим еще последние отзвуки местных традиционных мотивов иркутского культового зодчества. В 1988 г. производственной группой по охране памятников при Иркутском управлении культуры предложено принять храм под государственную охрану как памятник архитектуры республиканского значения.
В начале XIX в. классицизм в Иркутске начинает занимать более прочное положение. Кроме церкви Григория-Неокесарийского по проекту А. Лосева возводится Борисо-Глебская церковь тюремного замка (утрачена). Следующей постройкой этого стиля явилась Входо-Иерусалимская церковь, построенная по проекту томского губернского архитектора Деева.
Первая каменная церковь на Иерусалимском кладбище построена на средства купца М. Сибирякова в 1793—1795 гг. В настоящее время церковь представляет собой одноэтажную постройку, перекрытую одной общей для всех объемов кровлей. Утрата венчающих частей храма и колокольни изменили ее облик до неузнаваемости.
Первоначальная объемно-пространственная композиция была очень выразительна благодаря контрастному сочетанию массивного храма, увенчанного восьмилотковым куполом, и стройной ярусной колокольни. Построение церкви и ее отдельных частей было необычно для культовой архитектуры Иркутска предшествующих этапов и явилось отголоском общерусского развития классицизма. Архитектура Входо-Иерусалимской церкви резко выделяется своей профессиональностью и связью с постройками столичных зодчих.
Фасадный декор постройки строг и лаконичен. Оконные проемы, лишенные наличников и украшенные только сандриками, простой антаблемент, колонные портики с трех сторон — все это характерно для зрелого классицизма, дошедшего в Иркутск лишь к 30-м гг. XIX в.
Просуществовав почти полстолетия, классицизм в Иркутске сдает свои позиции стилизаторству. Последней постройкой этого периода является Николо-Иннокентьевская церковь, в которой под воздействием новых стилистических тенденций уже прослеживается отход от приемов и форм классицизма.
Николо-Иннокентьевская церковь (она же Глазковская)
Церковь возведена в Глазковском предместье, расположенном на левом берегу Ангары.
Все предшествующие культовые постройки эпохи классицизма имели в завершении ротонду. Композиция Николо-Иннокентьевской церкви имеет другое построение, в ее основе лежит сочетание ярусной четвериковой колокольни под колпаком с кубическим объемом храма под двускатной кровлей с малым венчающим восьмериком. В плане продольная осевая композиция получила асимметричное решение с пристроем северного придела. Постройка имеет скупой фасадный декор. Плоскости стен расчленены лопатками с прямоугольными филенками, простые рамочные наличники обрамляют оконные проемы.
Михаило-Архангельская церковь Вознесенского монастыря
Постройка выполнена в формах запоздалого классицизма в сочетании с традиционными приемами деревянного зодчества. Ярусная четвериковая колокольня и ярусный же храм типа восьмерик на четверике с крупной главой представляют объемно-пространственную композицию, типичную для деревянного церковного зодчества Иркутской епархии. В то же время она несет элементы, характерные для второй половины XIX в., — эклектичное обращение к формам древнерусского зодчества. Об этом свидетельствует форма утрированно увеличенной главы храма.
Драматический театр (Городской театр)
Говоря о памятниках архитектуры конца XIX — начала XX в., невозможно обойти вниманием одну из самых примечательных построек Иркутска — здание драмтеатра (бывший Городской театр], построенного в 1894—1897 гг. по конкурсному проекту академика архитектуры Шретера. Это истинно общественное здание — оно возведено на средства горожан — до сих пор украшает одну из главных улиц города. Кроме того, оно и в настоящее время прекрасно соответствует своему первоначальному назначению, являясь удобным в эксплуатации, приятным для обозрения.
Празднично и торжественно оформлены интерьеры театра. Несмотря на относительно малые размеры зала, кулуаров и фойе, они создают обстановку торжественности и поражают многообразием пространственного решения. Умело расставленные архитектурные акценты отличают друг от друга отдельные фойе и служат прекрасными ориентирами в бесконечной веренице небольших кулуаров и пространства, окружающих зрительный зал по каждому ярусу. Декоративное убранство интерьеров и фасадов решено в духе эклектики с применением форм и приемов классицизма. Прямоугольный в плане, дополненный вынесенным вперед объемом вестибюля, театр имеет четырехъярусный зрительный зал, окруженный коридором с расположенным по внешнему периметру кольцом различных фойе и лестниц. Передний объем с вестибюлем украшен четырехколонным портиком «в антах» и свершен корытообразным куполом. Для здания характерно ощущение монументальности и массивности, что достигается слабым расчленением первого этажа, покрытого дощатым рустом. Свободная постановка театра на участке определила равную загруженность декором всех фасадов, но особое насыщение его заметно на переднем объеме. В пластику фасадов включены рустованные углы и пилястры, тянутые межъярусные и венчающие карнизы, украшенные модульонами, картуши и медальоны с лепными деталями, разнообразные наличники оконных проемов. Полихромная окраска стен увеличивает впечатление праздничности здания.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей