Новости

Советская архитектура Иркутска

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Здание Иркутского отделения Госбанка, улица Ленина, 16. Построено в 1934 - 1936. Фото блоггера Friedens
Здание Иркутского отделения Госбанка, улица Ленина, 16. Построено в 1934 - 1936. Фото блоггера Friedens
Дом колхозника на углу ул. Партизанской и Тимирязева. Строительство закончено в 1937. Фото: блоггер Friedens
Дом колхозника на углу ул. Партизанской и Тимирязева. Строительство закончено в 1937. Фото: блоггер Friedens
Дом специалистов железнодорожного транспорта, угол ул. 5-й Армии и Я. Гашека. Построен в 1935. Архитектор К.Л. Жилкин. Фото: блоггер Friedens
Дом специалистов железнодорожного транспорта, угол ул. 5-й Армии и Я. Гашека. Построен в 1935. Архитектор К.Л. Жилкин. Фото: блоггер Friedens
Жилой дом для железнодорожников на углу К. Маркса и 5-й Армии. Сдан в эксплуатацию в 1934. Архитектор К.Л. Жилкин. Фото: блоггер Friedens
Жилой дом для железнодорожников на углу К. Маркса и 5-й Армии. Сдан в эксплуатацию в 1934. Архитектор К.Л. Жилкин. Фото: блоггер Friedens
Многоквартирный жилой дом (т. н. "Дом специалистов"), ул. Марата, 29. Построен в 1933 - 1935. Архитектор К.В. Миталь. Фото: блоггер Friedens
Многоквартирный жилой дом (т. н. "Дом специалистов"), ул. Марата, 29. Построен в 1933 - 1935. Архитектор К.В. Миталь. Фото: блоггер Friedens
Дом водников на Набережной Ангары, построен в 1939. Фото: блоггер Friedens
Дом водников на Набережной Ангары, построен в 1939. Фото: блоггер Friedens
Жилой дом по ул. Красного восстания, 5. Автор проекта - архитектор Б.М. Кербель. Фото: блоггер Friedens
Жилой дом по ул. Красного восстания, 5. Автор проекта - архитектор Б.М. Кербель. Фото: блоггер Friedens
Дом железнодорожников, угол ул. К. Маркса и 5-й Армии
Дом железнодорожников, угол ул. К. Маркса и 5-й Армии
Дом железнодорожников, ул. К. Маркса, 30
Дом железнодорожников, ул. К. Маркса, 30

Социалистическая революция уничтожила частную собственность на землю и средства производства. Впервые в истории архитектура не на словах, а на деле стала архитектурой для всего народа, архитектор — государственным деятелем, что в корне изменило социально-идеологическую направленность, а следовательно, и все ценностные критерии архитектурной деятельности.

Иркутский архитектурный конструктивизм

Архитектурный конструктивизм пришел в Иркутск достаточно поздно по сравнению с Москвой и Ленинградом. Так, если первые здания в столице были воздвигнуты в 1927 году (бывший Госторг, Мясницкая, 47, арх. Б. Великовский), то первый дом, построенный в стиле конструктивизма в Иркутске, датируется 1934-м годом. Но конструктивизм не занял лидирующего положения в объемах капитального строительства нашего города и зафиксирован в виде единичных строений.

Одно из конструктивистских зданий Иркутска – Дом культуры завода им. Куйбышева (1934, старое название «Клуб «Союззолото») по улице К. Маркса, 53. Это новый для того времени тип многофункционального общественного здания, куда входили театральный зал, спортзал, библиотека, столовая, фабрика-кухня, другие помещения. Его автор – известный ленинградский архитектор А.А. Оль. Ч-образная в плане, тщательно продуманная функциональная схема связала многочисленные помещения, размещенные в двух-, трехэтажных объемах, что позволило создать сложную объемно-пространственную композицию. Функциональное зонирование и конструктивное решение в этой постройке, полностью соответствует «павильонному» методу композиции, присущему конструктивизму. Здание делится на отдельные по назначению корпуса, которые соединяются друг с другом при помощи коридоров и переходов в соответствии с требованиями общего функционального зонирования.

Здание заводоуправления (Окт. Революции, 1) – еще один яркий пример конструктивисткой архитектуры. Два прямоугольных объема разной высотности, расположенные перпендикулярно друг к другу, соединяются на углу цилиндрическим объемом. Широкие окна и сплошное горизонтальное остекленение третьего этажа выдают в нем характерный признак конструктивизма.

В зданиях конструктивизма несущую функцию выполняет каркас, стены превращаются в навесные, осуществляя лишь функцию теплоизоляции. Вследствие этого окна предельно расширенны по горизонтали и часто превращаются в сплошное горизонтальное или вертикальное остекленение. Одним из характерных признаков конструктивизма является использование таких материалов, как железобетон, металлический профиль в колоннах, балках и перекрытиях. Подобные материалы в период индустриализации были весьма дефицитными, при постройках зданий, в том числе и в конструктивистских, использовались доступные традиционные материалы, например кирпич. Но когда в здании отсутствуют железобетон и металлические конструкции, и стены соответственно начинают нести всю тяжесть верхних этажей, то о «чистом конструктивизме» говорить не приходится, потому что архитектоника сооружения возвращается к традиционной «предыдущей» схеме. Архитекторы-конструктивисты в Иркутске стремились строить здания именно в формате конструктивизма, но, не имея технических возможностей, вынуждены были лишь имитировать его внешний вид и стилистику.

Примером имитации конструктивизма, точнее, переложение идей этого направления на иркутскую манеру, являются два внешне совершенно конструктивистских объекта: жилой дом партактива по улице Свердлова, 22 (угол ул. Сухэ-Батора), и жилой дом сотрудников НКВД по переулку Пионерскому, 10 (угол ул. Литвинова). Несмотря на стилистическое сходство с конструктивистскими зданиями в отношении строительных материалов и системы, они не являются чисто конструктивистскими сооружениями, так как в несущих стенах используется кирпич и нет конструктивной основы.

Иркутский архитектурный посткоструктивизм

Можно отметить главный принцип постконструктивизма – это смешение стилей конструктивизма и классики. Подобное смешение происходило в упрощенной манере: на конструктивистские фасады зданий «накладывались» декоративные элементы классических стилей. Архитекторы Иркутска, как и архитекторы всего Советского Союза, вынуждены были в «добровольно-принудительном» порядке, применять, навязываемые свыше формы т.н. «истинно советской архитектуры».

Одной общей характерной чертой зданий, относящихся к постконструктивизму, является наличие классических элементов декора (пилястры, карнизы, рустовка), которые после 1933 г. стали «навешивать» на фасады возведенных зданий.

Характерным примером иркутской архитектуры периода «постконструктивизма» является Дворец культуры Авиационного завода (архитектор Н. А. Четвериков, 1936 год) на улице Макаренко и школы № 43 (1936 год) на улице Авиастроителей. Объемно-планировочное решение здания Дворца культуры (рис. 4, 5) 1936 г. в полной мере соответствует принципам формообразования конструктивизма: объемная композиция клуба решена на основе контрастной взаимосвязи крупных цилиндрических и кубических объемов, где форма следует функции.

Здание иркутского отделения Госбанка СССР (арх. В. Волков, 1936 г.) также являлся зданием постконструктивистского стиля. По первоначальному проекту в этом строении были совмещены производственная и жилая функции. Левое крыло здания было жилым – оно предназначалось для размещения семей сотрудников банка, окна этой части здания выходили в тихий переулок Кооперативный (нынче пер. Канадзавы). Административная зона была обращена на оживленную центральную площадь города – сквер им. Кирова. В процессе согласования проект видоизменялся, добавились классические черты: руст, пилястры, выделение первого этажа и другие детали. В объемно-планировчном решении этого здания явно читаются конструктивистские мотивы, в которых лаконичные сочетания и сопряжения форм перекликаются с классическими деталями на фасадах: полуколоннами, пилястрами, колоннами, аттиковыми завершениями и пр.

Планировочная структура здания Управления Восточно-Сибирской железной дороги по первоначальному проекту архитектора К. В. Миталя выполнена в стиле конструктивизма, с характерными для этого стиля признаками: широкие окна, выступающие за общий объем пилоны и конструктивная схема железобетонно-балочных конструкций. В связи со сменой собственника, строительство было заморожено и завершено в 1950 году архитектором Д. М. Гольдштейном. Фасады нарядились в «одежду» классического ордера, и теперь сложно идентифицировать это здание как конструктивистское.

Реконструкции классических зданий с помощью конструктивистских методов формообразования выявляют, в большей степени, дисгармоничность смешения двух стилей. С другой стороны, изменение конструктивистских фасадов в сторону неоклассики наносит неисправимый ущерб чистоте конструктивистского стиля, практически уничтожая один из важных его постулатов – отказ от декоративных украшений. Но что имеем, то имеем. И удивительные, ни на что непохожие здания, сотворенные в эпоху авангарда, органично вписаны в городскую среду и являются живыми свидетелями истории.

Прогулка по советскому Иркутску

Мост через Ангару в Иркутске был построен в 1931 - 1936 годах по проекту архитектора И. А. Француза и инженера П.Н. Поликарпова.

От моста через Ангару свернем на улицу 5-ой Армии. Пройдя мимо Троицкой и Харлампиевской церкви выйдем на перекресток с улицей Ярослава Гашека. Здесь располагаются два интересных здания. По четной стороне улицы стоит дом № 48, построенный в 1951 году. Угловой дом 3-х этажными «крыльями» выходит на улицу Гашека и улицу Пятой армии. Угол улиц оформлен высоким четырехэтажным объемом. Наверху лепка с датой постройки – 1951. Так же оформлены и двери.

По нечетной стороне располагается прекрасный дом специалистов железнодорожного транспорта, построенный по проекту архитектора К.Л. Жилкина в 1932 году. На углу с проспектом К.Маркса расположен дом для железнодорожников, построенный в 1934 году архитектором К.Л. Жилкиным.

Теперь пройдем по проспекту К. Маркса. Одним из первых зданий на проспекте мы увидим громадное здание управления Восточно-Сибирской железной дороги. Громадное здание было построено в 1950-х годах по проекту архитектора Д. Гольштейна. Громадное здание «проглотило» более старую постройку 1930-х годов с полукруглым торцом. Очень интересно оформление фасадов здания. Здесь и гербы и барельефы. В небольшом сквере на углу с улицей Ленина стоит памятник В. Ульянову работы Н.В. Томского.

Квартал между улицами Чехова и Володарского занимает один из интереснейших домов – жилой комплекс железнодорожников, возведение которого началось 27 октября 1936 по проекту архитектора Б.П. Бокитько. Дом на 200 квартир построен на месте старого стадиона "Динамо". 

Ссылки

  1. История советской архитектуры (1917-1954) / под ред. Н.П. Былинкина и А.В. Рябушина
  2. Лисицин В.Г. Архитектура иркутского конструктивизма // Проект Байкал : сайт. №21. 2009. С. 95-99.
  3. Лисицин В.Г. Иркутский архитектурный постконструктивизм
  4. Советская архитектура: сайт.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 24 сентября 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Обзорные статьи по теме "Архитектура и градостроительство" | Иркипедия | Иркутск