Иркутск обладает самым большим из городов Сибири массивом памятников деревянного зодчества. Сохранились целые кварталы деревянных домов. Резьбой по дереву, ажурным орнаментом искусно украшены островерхие крыши, оконные рамы и дверные косяки.
Обычай украшать дом богатой резьбой и узорами пришел из языческих времен. Считалось, что узоры, как и орнамент, являлись магическими знаками, оберегали, охраняли дом от вторжения в него злых сил, способствовали процветанию и обеспечивали хозяину богатый урожай. Зажиточные хозяева украшали свои усадьбы многоярусными деревянными кружевами. Со временем сибирские мастера все больше совершенствовали геометрический орнамент, выполненный в дереве. Среди ромбов, квадратов, стреловидных пропильных узоров все чаще стали встречаться замысловатые завитки, розочки, волюты, остроконечные звезды. Замысловатым орнаментом стали покрывать стояки ворот и калитки.
В истории русской домовой резьбы иркутские барочные наличники занимают особое место. Такого разнообразия и совершенства в исполнении волют не встретишь ни в каком другом городе Сибири или европейской части России. Волюта относится к довольно сложному виду высокорельефной домовой резьбы. Она выполнялась в основном долотом, ножом и стамеской и требовала от резчика высокого мастерства. Широкая верхняя доска наличника часто украшалась изысканным орнаментом. Наличники окон и ставни красились в чисто-белый цвет. Все это придавало деревянным домам особую нарядность.
Познакомиться с деревянным зодчеством можно рядом с центральными улицами города. Если от памятника В.И.Ленину пройти около 500 м по ул. Ленина к [[Крестовоздвиженская церковь|Крестовоздвиженской церкви]], можно попасть в старые кварталы Иркутска с характерной деревянной застройкой. Одна из немногих улиц старого Иркутска, которая не пострадала от пожара 1879 г. - Тимирязева, а также улицы Подгорная и Лапина рядом с Крестовоздвиженской церковью. Здесь можно встретить интересные образцы деревянной резьбы карнизов и наличников домов, дверей и веранд-балконов. Стилизованные изображения листка и цветка, орнамента из пересекающихся колец, выполненные в тонкой резьбе, до сих пор можно видеть на наличниках и ставнях старинных домов.
Первая стилизация жилья в деревянном зодчестве Иркутска связана с появлением так называемых образцовых фасадов в конце XVIII – начале XIX века. Они были разработаны столичными архитекторами для камня, в классическом стиле, с целью улучшения внешнего вида российских городов. Но поскольку регламентировался только фасад, построенные по образцу дома вобрали в себя как черты профессиональной архитектуры, так и народные приемы.
В Иркутске сохранилось несколько жилых домов такого типа: на улице Кожова, 11; Лапина, 14; Седова, 22; Карла Либкнехта, 31; Богдана Хмельницкого, 26, 28; Тимирязева, 45; Борцов Революции, 6. Кстати, последний особняк (о нем мы также писали в этой рубрике) особо выделяется. Значительные размеры, сложная планировка, утонченная классицистическая пластика фасада – все это позволяет отнести его к числу уникальных памятников архитектуры. Интересен также дом на улице Тимирязева, 45, строгий лаконичный фасад которого имеет характерное для классицизма трехчастное построение, с выделенным основанием и неполным антаблементом (верхняя часть декора здания). Фриз заполнен лепными венками – редчайшим элементом в деревянной застройке Иркутска.
Однако архитектурные стили у нас почти никогда не воспроизводились в чистом виде. Во-первых, они появлялись в городе с большим опозданием. С этим, кстати, связаны некоторые временные перевертыши, например, волна барокко пришла к нам гораздо позже классицизма. Во-вторых, образцы декора переосмысливались мастерами иркутских народных артелей. Например, в европейской части России деревянные постройки часто фактурой имитировали каменные дома: штукатурились и украшались лепкой. В Иркутске все детали изготавливали из дерева, раскрывая пластичность и выразительность этого материала.
Эти особенности привели к смешению художественных приемов и рождению самобытных форм. Например, под влиянием барокко в городе сложился своеобразный тип деревянного наличника с сандриком в виде двух встречных волют и акротерия (украшение в центре, иногда в виде листка), выполненных в технике объемной резьбы. Они стали символом деревянного зодчества Иркутска. Сандрики имели большое количество модификаций и применялись в частном домостроении вплоть до начала ХХ века.
Очередная революция в декоре иркутских деревянных домов произошла после изобретения в конце XIX века лобзика. На смену рельефной резьбе пришла пропильная, изготовление которой не требует особых навыков. Доступность приема привела к тому, что деревянным кружевом стали украшать буквально все элементы фасада и ворот. Такой подход закрепила докатившаяся до Иркутска в конце XIX века волна нео-русского стиля в архитектуре, ориентированного на деревянное зодчество и построенного на контрасте открытого сруба с ажурностью пропильной резьбы. Наиболее интересные примеры – детский сад на улице Горького, 5, комплекс построек метеостанции, усадьба Сукачева.
Есть в Иркутске и деревянные дома в стиле модерн, который пришел в нашу каменную архитектуру в конце XIX – начале XX века. Планы зданий этого стиля формируются свободно, исходя из целесообразности расположения помещений, оконным проемам придается самая различная конфигурация, а в декоре появляются гибкие, текучие линии, стилизованные изображения цветов и стеблей. Один из ярких образцов – дом на улице Профсоюзной, 87 – дачный особняк почетного гражданина Шостаковича. В основном здания в стиле модерн строили профессиональные архитекторы.
Ценность деревянного наследия Иркутска подтверждалась неоднократно. В том числе уникальность сохранившейся застройки отметили эксперты Всемирного фонда памятников, включившие город в список «100 объектов, находящиеся в наибольшей опасности».
Красивый деревянный дом по адресу ул. Энгельса, 21 давно уже является одной из наиболее значимых достопримечательностей города и его своеобразной визитной карточкой.
До трагического крупного пожара 1879 года здесь с 1840-х годов находилась небольшая и мало чем примечательная деревянная усадьба. На ее месте после пожара и был воздвигнут замечательный памятник деревянного зодчества, ставший подлинным украшением города.
Свой нынешний облик усадьба приобрела в начале ХХ века, когда в домовледение вступил иркутский купец, почетный гражданин города Аполлос Шастин. Примечательно, что декор дома Шастина был выполнен плотниками вручную, а не с помощью активно используемых в то время трафаретов. Благодаря этому живописному деревянному декору за домом довольно быстро и закрепилось в народе название «кружевной».
Сразу же после постройки усадьбы А.Шастин сделал ее доходным домом.
В 1997-1999 годах «кружевной» дом был отреставрирован в соответствии с архивными чертежами и старыми фотографиями. Усадьбе вернули деревянную ограду с массивными воротами, обновили знаменитые наличники главного фасада с уникальной резьбой, благоустроили двор. После реставрации «кружевной» дом по инициативе французской ассоциации сохранения мировых памятников был внесен в список охраняемого наследия.
Усадьба Сукачёва явилась ярким примером совершенствования архитектурных и строительных приемов, введения новых декоративных элементов, благотворно прижившихся в Иркутске в последней трети девятнадцатого столетия. Аналогов ей нет не только в Иркутском регионе, но и во всей Сибири. Архитектурно-стилевая направленность внешнего облика всех построек усадебного комплекса имеет общие элементы и художественные мотивы в декоративном оформлении фасадов.
Фасад бревенчатого под четырехскатной крышей дома, как, впрочем, и других строений, богато украшен декоративными элементами, поражающими своей причудливой, фантастической формой. Причелины, карнизные пояски, кронштейны, заполнения фронтонов свидетельствуют о богатой фантазии и изобретательности сибирских мастеров в трактовке сложного орнамента. Общение с местными народами и развитие экономических и культурных связей с Китаем и Монголией не прошли бесследно для формирования художественного вкуса сибирских зодчих и развития декоративного искусства русского сибирского зодчества. Фигуры драконов, стилизованное изображение цветов, сложные завершения надкарнизной доски причудливым фантастическим силуэтом — всё напоминает орнаментальные формы Востока.
Дом жилой, первая половина XIX в. (ул. Седова, 22), расположен в ряду деревянной застройки XIX.— начала XX вв. Большой интерес представляют оконные наличники, выполненные в характерных для классицизма формах: гладкая лобань, прямой профилированный сандрик, нижняя часть наличника без боковых свесов. Сандрик опирается на два фигурных кронштейна, расположенных по бокам лобани и украшенных резьбой. Средняя филенка трехчастных ставней украшена элементом, имитирующим форму веера. На средних обвязках ставней имеются накладные элементы растительного орнамента. Наличники окон дворовых фасадов выполнены в строгих формах без декоративных элементов, но также завершаются прямым сандриком.
Дом жилой, первая половина XIX в. (ул. Красного Восстания, 24). Сандрики наличников сделаны в виде встречных волют и завершают невысокую лобань. Возможно, это одни из первых оконных наличников с сандриками в виде встречных волют, получивших широкое распространение в деревянной архитектуре Иркутска во второй половине XIX в. и достигших наивысшего расцвета в 80—90-е гг. Нижняя часть наличников — криволинейных очертаний с накладной резьбой симметричного рисунка относительно вертикальной оси. Филенки трехчастных ставней украшены ромбовидными элементами.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей