В Иркутске к началу XX в существовало более 30 православных отдельно стоящих храмов (не считая домовых, больничных, тюремных и других встроенных церквей), из которых 24 было каменных. Всего в городе на конец XX в. сохранилось 17 памятников церковного зодчества. К сожалению, и эти, когда-то монументальные сооружения, игравшие важную роль в формировании городского пространства, в наше время утратили свое значение. Часть из них перестроена до неузнаваемости, с полной потерей венчаний (Владимирская церковь, Успенская Вознесенского монастыря, Григория Неокесарийского, Входо-Иерусалимская), а другие находятся в аварийном состоянии (Харлампиевская, Покровская, Иннокентьевская, Владимирская).
В настоящий текст не включены материалы о разрушенных постройках. По своим художественно-стилистическим особенностям храмы Иркутска разделяются на группы, каждая из которых представляет различные стилистические течения: древнерусское зодчество, барокко, классицизм и эклектику.
Первыми православными культовыми сооружениями в Восточной Сибири стали часовни. Письменные источники подтверждают, что в данных острогах, а также в Балаганском и Илимском были устроены надвратные часовни. Острожные башни имели военно-оборонительное назначение, и поэтому надвратные часовни, помимо своего прямого предназначения (богослужение и совершение обрядов), одновременно были и символом защиты острога. До нашего времени сохранилась только одна такая башня - проезжая башня [[Илимский острог|Илимского острога]] (1667) с двумя часовнями, устроенными во втором ярусе.
Кроме надвратных часовен имелись еще церкви и колокольни, конструктивно связанные с крепостной стеной. До настоящего времени они не сохранились, и только документы отражают этот этап строительства культовых зданий.
В наиболее крупных населенных пунктах и острогах начинают возводиться церкви. Первыми церковными постройками на территории Иркутской области были церкви в острогах Братском (1631?), Илимском (1645), [[Верхоленский острог|Верхоленском]] (1646). К началу XVIII века, согласно списку церквей, передаваемых епископу Валааму, храмы уже имелись в селениях: в Идинске - Троицкая, в Балаганском остроге - Спасская, в Бельском остроге - Сретенская, в Кудинской слободе - Троицкая, в Оекской слободе - Афанасия и Кирилла, в Бадаевской - Николаевская, в Усолье - Спасская, на Урике — Спасская, на Китое — Христорождественская, в Верхне-Иркутской - Введенская, в Верхоленском остроге — Воскресенская, в Бирюльской — Покровская, в Манзурской - Введенская, на Анге - Ильинская. Кроме того, в Иркутске было девять церквей. Но в данный перечень не вошли церкви Илимского заказа и частично Даурские. Дополнить список помогает "Чертежная книга Сибири" С. Ремезова, согласно которой церкви были также в селениях: Голуметь, Максимовщина, Орлинга, Усть-Кут, Чечуйск, Тутура, Нижнеудинск, Братск, Спасопустынск, Илимск.
Центром сельскохозяйственного района в XVII веке стал Илимский острог, поскольку основные пашенные деревни расположились по реке Илиму. Одно из наиболее ранних известных изображений острожного храма помещено именно на плане г. Илимска, приложенного к передаточной описи 1703 года. Это вторая Спасская церковь конца XVII века. Она представляла собой крупную деревянную ярусную постройку, завершенную крещатыми бочками.
На сегодняшний день нам известно лишь три такие постройки на территории современной Иркутской епархии и одна в Забайкальской епархии — в Селенгинском Троицком монастыре, где по описи 1690 года значилась соборная церковь с восьмериком "а на осмерике четыре бочки, железом обитые". Деревянная иркутская Владимирская церковь, построенная в 1718 году на средства, собранные блаженным Данилушкой, была построена как двухъярусный четверик с венчанием в виде крещатых бочек. Но наиболее известной постройкой этого типа была Верхоленская Богоявленская церковь, также возведенная в 1718 году. Она была устремлена ввысь, со стройным восьмериком на четверике, увенчанным двумя ярусами крещатых бочек и центральной главой над ними.
Другой древний тип церковных строений - это деревянные шатровые храмы, традиции строительства которых были привнесены в Сибирь выходцами с Русского Севера. Первой шатровой церковью считают Верхоленскую Воскресенскую, построенную в остроге в 1646 (1651?) году. Объемное решение церкви выполнено в традициях Русского Севера - с шатровым храмом типа восьмерик на четверике.
В середине XVII века в Москве патриарх Никон запретил строительство шатровых церквей. Но в Сибири это запрещение не только не соблюдалось, а наоборот, - там церковные иерархи предписывали делать шатровые кровли. Так, митрополит Сибирский и Тобольский Павел прямо указывает строить в Иркутском Вознесенском монастыре церковь "а верхи рубить на шатровые клетцы". Шатровое венчание имела Введенская церковь в с. Введенщина, построенная в конце XVII века.
Две деревянных шатровых церкви изображены на рисунке Люрсениуса с панорамой Иркутска середины XVIII века: Дмитриевская Знаменского женского монастыря и Чудотворская (1703). Кроме того, шатровое венчание имело надвратная Преображенская церковь Знаменского монастыря. Она имела необычное устройство алтаря и паперти на столбах. Разобрали ее в конце XVIII века.
Шатровые церкви продолжали строиться и в первой трети XVIII века. До 30-х годов XX века сохранялась Богоявленская церковь в с. Знаменское (1731), покорившая своей красотой исследователей русской архитектуры В. Суслова и И. Грабаря, которые писали, что "церковь по своим размерам, стройным пропорциям, силуэту и характерным формам представляет собой один из интереснейших памятников русского деревянного зодчества вообще".
Деревянные ярусные церкви с кровлей в виде шатра или крещатых бочек строились обычно в крупных селениях, острогах или городах, в небольших же селениях продолжали возводиться часовни. Здесь необходимо отметить характерную особенность раннего этапа освоения земель края — расселение мелкими деревнями. Так, в Илимском воеводстве в 1723 году на 279 деревень приходилось 898 дворов, т.е. в среднем 3 двора на селение. Крупных сел, в которых насчитывалось более 10 дворов, было совсем немного — всего 5%. Поселения с количеством дворов от одного до четырех составляли более 85% от числа всех населенных пунктов16. Очевидно, что в малодворных деревнях возведение церквей было нецелесообразным, и здесь устраивались небольшие деревянные часовни. Из различных источников удалось установить, что в начале XVIII века существовали часовни в селениях: Усть-Куте, Лыловщине, Качуге, Марковском, Вешняковском, Казарках, в Илимске -5, Кежме, Больше-Разводинском, Оеке, Куде, Больше-Голоустном, на р. Илге, Братске, Киренске — 2, Колесниковском, Карапчанском, Темлюйском, Малой Елани, Усть-Куде, Олонках.
До настоящего времени ни одной древней деревянной часовни не сохранилось, но письменные источники, наличие графических изображений и консерватизм деревянного зодчества дают нам возможность смоделировать их внешний облик. Клетские часовни напоминали крестьянскую избу, но отличались большим изяществом, разнообразием решения оконных проемов (от щелевидных и волоковых до открытых, забранных балясником), крылечек и кровель.
В этот же период строятся небольшие деревянные клетские церкви, которые, несмотря на кажущуюся простоту, обладали выразительными формами. Наиболее древними и известными являются Илимские церкви: Казанская (1679), Введенская (1673) и Предтеченская (1707), а также Тихвинская (1691) иркутского Вознесенского мужского монастыря. Стены этих храмов были рублены из массивных бревен и завершались своеобразными венчающими частями. В Казанской церкви вся алтарная часть завершается пластичной бочкой, придающей постройке скульптурность. Во Введенской - бочка с двумя главками выступала уже как отдельный элемент кровли над небольшим четвериком. В результате завершение храма получило совсем другое, более декоративное звучание. Четырехлотковая двухъярусная кровля монастырской Тихвинской церкви стала прообразом купольных покрытий деревянных храмов середины XVIII века.
В середине XVIII века, наряду со столичной линией развития барокко,Для деревянного культового зодчества этого периода также характерно формирование нового художественного мышления - усилилось внимание к декоративному оформлению.Стремление к нарядности, живописности, усложненности форм привело к строительству деревянных ярусных церквей с пластичным рисунком покрытия. Вдоль Московского тракта строится ряд деревянных церквей с объемно-планировочным решением типа широкий восьмерик на четверике, завершенных граненой грушевидной кровлей (так называемое банное покрытие): Предтеченская в с. Кутулик, Николаевская в с. Кимильтей, Троицкая в с. Зима, Покровская в с. Каменка и другие. Условия жизни крестьянской общины XVIII века повлияли на планировочные особенности сибирских храмов - продольно-осевая структура с широкой трапезной, превосходящей по размерам храм. Такая трапезная была предназначена не только для религиозных, но и общественных функций.
Одновременно деревянные ярусные храмы начали возводиться и в Приленских районах. Церковные строения на северных окраинах губернии еще более ярко демонстрировали эволюцию ярусного типа в сторону декоративности. Храмовое ядро было дополнено с одной, двух или даже четырех сторон пристроями различной высоты, что значительно обогащало пластику сооружений. Главные фасады приобрели живописный асимметричный характер. Дальнейшее развитие получили крыльца и галереи. Более разнообразными стали и формы покрытий, например, Спасская церковь в г. Илимске, Вознесенская в с. Качуг, Воскресенский собор в г. Верхоленске.
Церковь была заложена в южной крепостной стене острога в 1706 г., освящение ее состоялось в сентябре 1713 г. В последние годы историком Н. М. Полуниной после кропотливых поисков в архивах был установлен автор этой постройки. Им был мастер каменных дел Моисей Иванович Долгих, работавший в Иркутске с 1701 г. М. И. Долгих не только возглавил строительство церкви, но на его плечи легли все заботы и о разведке месторождений извести, и о кладке стен, и о вытесывании фигурных кирпичей. Он был «единственным творцом первых каменных строений Иркутска».
Объемное и декоративное решение Спасской церкви исходит из зодчества середины XVII в., то есть она сооружена по типу посадского храма. Несмотря на преемственность древнерусских традиций, в постройке прослеживаются новые приемы. В Сибири в этот период формируется новый композиционный тип храма в два этажа. Зимний и летний приделы объединяются в одну церковь — «двуапартаментное» здание. Первоначально первый этаж использовался под кладовую «мягкой рухляди» и воеводской казны, а позднее был освящен в зимнюю церковь.
В одну ширину с храмом устроена трапезная. В 1758 г. с западной ее стороны пристроена каменная ярусная колокольня, увенчанная стройным шпилем. Колокольня придала Спасской церкви монументальность, но в целом между старой частью здания и новой не ощущается дисгармонии.
Декоративное оформление фасадов выполнено в древнерусских формах. Характерно нарядное и пластичное решение стены. Основное внимание уделяется оформлению наличников со скульптурно выполненными рельефами. По-другому решено декоративное убранство фасадов колокольни. Здесь мы встречаем характерные для «сибирского барокко» вдавленные панно, многоступенчатые наличники, расчлененные лопатки.
Восточная наружная стена церкви в начале XIX в. украшена живописью, включившей три многофигурные композиции, сюжеты которых были навеяны историей Иркутска.
Собор первоначально был построен из дерева, но большой пожар уничтожил строение, Вместо него в 1718 г. закладывается новый каменный храм, освященный в 1724—1726 гг.
В отличие от Спасской церкви объемно-планировочное решение собора получило несколько иное решение. Он имеет четырехчастный план с последовательным расположением вдоль оси алтаря, храма, трапезной и колокольни. С северной стороны размещается теплый придел. Собор явился как бы связующим звеном между архитектурой древнерусского посадского храма и приемами и формами барокко.
В декоративном оформлении фасадов тесно переплелись мотивы древнерусского зодчества с барочными элементами. Стены украшены нарядными наличниками различного рисунка (в виде волют и фронтонов на полуколонках). Карниз имеет довольно сложную профилировку, и в дальнейшем рисунок его будет часто повторяться в фасадном декоре храмов группы «сибирское барокко».
Церковь заложили в 1747 г., а в 1757 г. был освящен главный холодный придел во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня.
Объемная композиция отличается оригинальным решением с размещением двух приделов в широкой трапезной. В наружных формах это отразилось в живописной компоновке венчающих восьмериков приделов, носящих подчиненный характер по отношению к главному храму. С западной стороны — вертикаль ярусной колокольни.
Несмотря на жесткость планировочной схемы с продольно симметричным расположением вдоль оси всех помещений, объемы памятника образуют живописную, пластичную группу. При непосредственном созерцании памятника зритель, вследствие изменения ракурса, получает все новые впечатления, позволяющие насладиться постепенностью раскрытия образа церкви.
Традиционная для Руси ярусность достигла невиданной изощренности форм. Двухсветный четверик холодного храма завершается тремя контрастно убывающими малыми восьмериками. Фигурный купол храма и грушевидные венчания восьмериков приделов имеют очень сложный и напряженный абрис и пластику. В общей композиции церкви усматривается ступообразный принцип, навеянный буддийской архитектурой.
Из общего ряда построек «сибирского барокко» Троицкая церковь отличается прежде всего своим необычным объемно-пространственным построением. В композиции здания прослеживается связь с деревянными ярусными храмами с широким восьмериком, получившим широкое распространение на территории Иркутской области в середине XVIII в. Над двухэтажным четвериком храма возвышается массивный двухъярусный восьмерик, завершенный куполом. Ярусная колокольня, незначительно превышающая по высоте храм, вместе с приделами и алтарем композиционно подчинена ядру.
Памятник отличает оригинальное декоративное убранство. Здесь даже ярче, чем в других постройках, проявилась характерная черта «сибирского барокко» — синтез различных архитектурных течений. Например, художественное оформление наличников испытало на себе влияние не только древнерусской архитектуры (спаренные, перевязанные колонки) и барокко (рисунок картушей), но также и местных традиций устройства окон в многоступенчатых прямоугольных нишах. Четко прорисованные карнизы с рядом профилированных сухариков, лопатки с вдавленными панно различных геометрических форм — все это характерно для декоративного убранства «сибирского барокко».
Регламентирующий указ от 29 декабря 1800 года запрещает повсеместно по России строить деревянные церкви. Деревянное зодчество, приостановившее в связи с упомянутым указом свое развитие более чем на три десятилетия, попадает затем под влияние каменной архитектуры. В деревянных постройках используются формы и приемы, свойственные каменной архитектуре и сложно выполнимые в дереве. Стены деревянных храмов, имитируя каменные, обшиваются с последующими штукатурными работами и окраской; объемное построение отличается монументальностью и симметричностью; венчающие части — восьмилотковые купола, напоминающие полусферу; в декоративном оформлении используются характерные для классицизма элементы: пилястры, портики с колоннами, рамочные наличники, триглифы и другое. Таковы Троицкая церковь в с. Каменке (1838), Николаевская в с. Листвянке (1844), Петропавловская в с. Больше-Разводном (1842).
Храм святой блаженной Ксении Петербуржской был воздвигнут на территории Ивано-Матренинской больницы и построен на деньги спонсоров. Основной отличительной чертой этого храма является то, что построен он целиком из дерева.
Храм благоверного святого князя Александра Невского города Иркутска находится в приспособленном городском здании. Раньше на храме была возведена звонница, где временно, вместо колоколов разместили обрезанные кислородные баллоны. Позже, баллоны сменились старыми небольшими колоколами.
Позднее в церкви появились новые колокола,отлитые специально в г. Каменске-Уральском в 2002 году. При храме Александра Невского действуют две часовни: Покрова Пресвятой Богородицы и целителя и святого великомученика Пантелеимона. 26 декабря 2001 года в храм была доставлена частица мощей святого благоверного князя Александра Невского, которая была размещена в мощевик, специально изготовленной для этого резной деревянной иконы Александра Невского.
1. Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии XVII - начало XX века. М., 2000.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей