Деревянная архитектура — обширная область архитектуры, искусство строить из дерева, обладающее особой спецификой, определяемой характером материала и строительными приёмами. Благодаря своей доступности, прочности, лёгкости, низкой теплопроводности, удобству обработки дерево является прекрасным строительным материалом. Поэтому в местностях, богатых лесом, деревянная архитектура — один из древнейших видов архитектурно-строительной деятельности человека.
Деревянная архитектура более ограничена в своих возможностях, чем каменная; её выразительность достигается простыми геометрическими формами (в основе которых лежит модуль, равный длине бревна), естественной фактурой и текстурой дерева (сосна, дуб, ель, каштан, бук, пихта, пальма и др.) и декоративной резьбой и росписью, дополняющей и подчёркивающей её красоту.
Издавна сложились 2 конструктивные системы деревянных построек — срубная и каркасная, которые существовали на протяжении многих веков и почти без изменений дошли до нашего времени. Единые строительные приёмы, при огромном богатстве и разнообразии образных решений и композиционных вариантов, определяемых социально-экономическими и природно-климатическими условиями, присущи всем типам деревянных сооружений.
Пожары и сравнительная недолговечность дерева обусловили почти полное исчезновение ранних памятников деревянной архитектуры. В связи с этим трудно проследить эволюцию деревянной архитектуры, пути и сроки трансформации примитивных 4-угольных клетей с двускатными крышами и скупым декором в сложнейшие дворцовые комплексы со сказочным великолепием деталей и переход от одноверхих срубных церквей к многоярусным и многоглавым храмам. Сохранившиеся сооружения (в основном 17—19), а также описания современников, изображения на старинных документах, иконах и картинах дают представление о значительности такой архитектуры в прошлом, о взаимовлиянии деревянной и каменной архитектуры (прослеживается в балочно-стоечной конструкции, в формах крепостных башен, в шатровых и ярусных завершениях церквей, трёхчастной композиции жилых домов и т. д.). Особенность деревянных построек — близость к окружающей природе; сооружения воспринимаются как её неотъемлемая часть.
Сибирские города, основанные в XVI—XVIII вв., строились обычно как острог, расположенный на высоком берегу, вокруг которого группировался посад. Архитектурный облик сибирского города мало чем отличался от севернорусского. В нем наблюдалась та же смена стилей, что и в Москве, только происходила она с некоторым запозданием — старинные шатровые колокольни и деревянные дома строились до второй половины XVIII в. и позже, а формы барокко применялись до 30-х годов XIX в.
Гражданская деревянная архитектура Сибири XVI—XVIII вв. отличалась большой простотой и строгостью. Дома и избы как деревенских, так и городских жителей строились из больших бревен, толщиной не менее 35—40 см, рубились они топором в «обло» с выемкой в верхнем бревне. Крыша большей частью была высокой, двускатной. Вверху, на стыке скатов, концы досок перекрывались толстым выдолбленным снизу бревном — «охлупнем» («шеломом», «коньком»). Своей тяжестью он прижимал всю конструкцию крыши, придавая ей необходимую прочность. Конец «охлупня» обычно выдавался вперед и иногда декоративно обрабатывался.
Окна в домах были небольшие, 50—70 см высотой, квадратной и иногда круглой формы; в них вставлялась слюда, которая в Сибири добывалась в достаточном количестве. Оконная рама обычно была деревянной, иногда — железной. Во многих домах сибиряков в XVII в. печи топились «по белому» (имели выводные кирпичные трубы). Уже в это время в Сибири была распространена русская печь, наиболее эффективная из существовавших в те времена отопительных систем (коэффициент полезного действия такой печи — 25—30%, при 5—10% в западноевропейских каминах).
Среди городских строений несколько выделялись по размерам и архитектурному оформлению таможенные и приказные избы, гостиные дворы, воеводские дома. Воеводский дом обычно имел в разных своих частях два или три этажа. По описанию 1697 г., воеводский дом в Енисейске представлял собой трехэтажное здание: первый этаж составляли «жилые подклети», на которых стояла «двойня»; над ней возвышалась «вышка», «перед вышкою сени, да чердак, да повалыша старая о четырех житьях». Во дворе находилась воеводская баня («мыльня»), которая топилась «по белому», и печь ее была даже с изразцовой отделкой.
Русские деревни с характерными силуэтами высоких крыш, заканчивавшихся «коньками», традиционные башни острогов, церкви с их «бочками» и «маковицами», наконец, каменное строение по опыту других городов — все это образцы русского национального зодчества, показывающие неразрывную связь архитектуры центра и далекой сибирской окраины России.
Быт русских поселенцев в Сибири организовывался «по русскому обычаю». Вместо юрт, полуземлянок и примитивных деревянных жилищ аборигенных обитателей края они строили дома с деревянным полом, с печами и слюдяными окнами. Поскольку леса и земли в Сибири было много, дома строили крупнее, чем в европейской части страны. Характерной чертой русского быта сибиряков была баня. Она, как и на Руси, использовалась не только в санитарно-гигиенических, но и в лечебных целях.
О технических приемах срубной стройки можно судить по открытому раскопками в Новгороде погребу, датируемому XII веком. Все верхние бревна сруба имели в нижней части продольные углубления — пазы — и плотно охватывали округлость нижнего бревна. Между бревнами были прокладки из моха. Сруб был рублен «в обло» и имел пол из толстых досок. Раскопки срубов XI—XIII вв. в Новгороде и других местах доказывают, что техника строительства деревянной избы, выработанная с древнейших времен, сохранялась почти без изменения до нашего времени. Чем ближе к нашему времени, тем чаще встречается несколько иная кладка стены: желоб вырубался в нижнем бревне, и в этот желоб вкладывалось верхнее бревно. Такой способ кладки удобнее для плотника, но стена, сделанная таким образом, более подвержена гниению, так как дождевая или талая вода легко может просочиться в углубление нижнего бревна. Иногда желоб делался в верхнем бревне и охватывал нижнее. Братские башни рублены и тем и другим способом. Способ строительства сруба путем укладки горизонтальных венцов бревен, можно думать, присущ восточнославянской культуре и объединяет постройки нашего севера и центра со старинными постройками Украины и Прикарпатских земель Особенно ярко выражен народный характер построек в самых глухих местах Прикарпатья. Эту русскую технику строительства деревянных зданий русские переселенцы принесли и в Сибирь.
Старинные дома и избы, сохранившиеся кое-где по городам и деревням Сибири, сложены из крупных бревен, не меньше 35-40 сантиметров в диаметре,рублены топором «в обло» с выемкой в верхнем бревне. Пол в домах делался из половинок бревен, положенных плоской поверхностью вверх, а кругляком вниз. Держались бревна на массивных балках, врубленных в стены избы и всегда на некотором расстоянии от земли
Земляных полов в Сибири, как и на севере России, никогда не было. В строительстве крыши также сказывалось влияние глубокой старины, когда железа было мало, стоило оно дорого, и плотники, строя клеть и крышу,обходились без единого гвоздя. По традиции этот метод был перенесен и в более близкие к нам времена. Вверху в противоположные две боковые стены врубались толстые поперечные бревна, на которые настилались доски потолка, для большего утепления засыпавшегося землей. В старинных постройках крыша была большей частью двухскатная. Бревна передней и задней стены,постепенно укорачиваясь, продолжались выше потолка
Обычно заготовка леса происходила зимой в свободное от сельскохозяйственных работ время, бревна очищались от коры и по зимнему пути свозились к месту строительства. Ранней весной клали сруб из очищенных от коры бревен. В каждом верхнем бревне вдоль вырубался небольшой желоб. Когда верхнее бревно укладывалось на нижнее, то желоб верхнего бревна тесно охватывал округлость нижнего. Нижнее бревно устилалось мхом, поэтому паз между двумя бревнами делался более плотным. Четыре бревна стены,скрепленных на углах посредством полукруглых углублений, назывались «венцом». Одна стена избы врубалась в другую под прямым углом, концы бревен несколько выдавались после врубки, образуя своеобразный орнамент,составленный из ущемленных кружков.
Одинцова М. К. Из истории русского деревянного зодчества в Восточной Сибири (XVII век). — Иркутск, 1958.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей