Иркутское училище имени И.С. Хаминова для слепых детей было открыто 21 августа 1894 стараниями Иркутского отделения Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых. Незрячие дети обучались здесь грамоте и простейшему ремеслу, находясь на полном пансионе.
В конце XVIII века в России стали создаваться частные благотворительные общества заботы о слепых: императорское человеколюбивое общество, Московское общество призрения, питания и обучения слепых детей, Мариинское попечительство о слепых. Самым крупным из них было «Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых», которое начало свою деятельность с 1882. Членами попечительства могли быть лица обоего пола, всех сословий и званий, содействовавшие цели денежными взносами или личным трудом.
В Иркутске отделение было создано в 1893. Иркутская летопись за 1893 свидетельствует: «4 марта в думском заседании городской голова В.П. Сукачев, недавно вернувшийся из Питера, сделал подробный доклад, касающийся учреждения в Иркутске училища для слепых и отделения попечительства о них. В этом деле принял самое теплое участие председатель попечительства о слепых К.И. Грот. С организацией училищ и с средствами обучения слепых В.П. удалось познакомиться достаточно».
В течение 1893 Иркутское отделение Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых (далее – Иркутское отделение попечительства о слепых) подготовило все необходимое для открытия училища для незрячих детей. Так, 23 августа в помещении городской управы состоялось первое заседание членов совета Иркутского отделения попечительства о слепых. «Председателем избран высокопреосвященный Тихон, в товарищи председателя – городской голова В.П. Сукачев, в секретари – присяжный поверенный П.И. Звонников и казначеем М.А. Жбанов. Учительницей для слепых избрана Анна Петровна Попова, которая поедет в Петербург для ознакомления с делом воспитания слепых детей».
В октябре 1893 газета «Восточное обозрение» сообщала:
«С 23 августа с. г. открыло свои действия Иркутское отделение попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых, приняв на себя заведование предполагаемым к открытию в Иркутске училищем-приютом для малолетних слепых. Желающие поместить на воспитание своих слепых детей в училище, без различия религии и национальности, заявляют о том письменно (так же посылаются пожертвования) председателю совета отделения попечительства архиепископу Тихону или вице-председателю – иркутскому городскому голове В.П. Сукачеву».
Непосредственными попечителями училища, по имеющимся сведениям, были: в 1897–1903 – Василий Васильевич Оглоблин, в 1905 – Леонтий Соломонович Зисман, в 1907 – Яков Григорьевич Патушинский (первое полугодие), со второго полугодия 1907 по 1911 – Яков Семенович Комаров, в 1916 – К.Н. Сапожников.
Плата за одного воспитанника взималась в размере 300 руб., а содержание его обходилось 150–200 руб. в год. Для неимущих плата, по решению Совета местного попечительства, могла быть понижена или отменена вовсе.
Местные отделы попечительства, обладая самостоятельностью, должны были проявлять инициативу в изыскании средств, побуждая купцов, промышленников и других состоятельных людей к пожертвованиям. Так, в 1907 получены пожертвования в пользу училища слепых: от душеприказчика некоей госпожи Зудиловой – 100 руб., завещанные ею; 50 руб. – от неизвестного, переданные через диакона Иона; 100 руб. – от господина Е.И. Рифа, который присутствовал на юбилее врачебной и общественной деятельности врача Л.С. Зисмана и, увидев выступление хора воспитанников училища, сделал пожертвование и записался в члены его совета.
2 октября 1910 Петр Родионович Кравец пожертвовал заведению 35 тыс. руб., проценты с которых должны были расходоваться на содержание училища слепых.
Наряду с крупными даяниями, в церквях стал практиковаться кружечный сбор средств «В пользу слепых». Поступали также пожертвования «на личные нужды слепых детей» от граждан Иркутска (от 3 до 10 руб.).
Первые воспитанники в заведении появились в 1894. Училище стало первым подобным учреждением в Восточной Сибири. Летописец отметил, что 21 августа 1894 «по Баснинской улице в доме бывшем Хаминова открыто училище для слепых детей на средства, пожертвованные городу вдовой тайного советника Хаминовой… Училищем будет заведовать недавно приехавшая из С.-Петербурга учительница г-жа Попова, иркутянка, специально ездившая в СПб. для изучения способов ухода за слепыми детьми и обучения их грамоте».
В школу принимались как мальчики, так и девочки. На полный пансион. По правилам приема, учащиеся должны были отвечать следующим требованиям: полная слепота на оба глаза; возраст от 7 до 11 лет; отсутствие, кроме слепоты, других физических дефектов; способность к обучению. В то же время, 16 сентября 1894 газета «Восточное обозрение» писала:
«В училище для слепых детей, имени И.С. Хаминова, воспитываются ныне трое детей: две девочки-иркутянки и один мальчик из д. Булай, одна девочка – почти идиотка, и едва ли чему-нибудь научится; зато у другой, младшей, большие способности. Мальчик также очень способен; он немного видит, и потому ему легче учиться. Училище помещается в каменном флигеле Хаминовского дома; вывески у него нет, и поэтому отыскать его довольно трудно. Помещение чистое, но довольно тесное; впрочем, это помещение – только временное, для училища приспособляется к будущему году другое здание».
25 августа 1895 архиепископом Тихоном освящено новое помещение для училища слепых по Троицкой улице. В 1905 адрес заведения указывался, как угол Троицкой и Баснинской, собственный дом, в 1908 – ул. Троицкая, 34/3. Ныне – ул. 5-й Армии, 28.
Благотворительному заведению в Иркутске – училищу для слепых – присвоено имя Ивана Степановича Хаминова, хотя его открытие состоялось уже после смерти именитого купца. Деньги были взяты из завещанного (1890) вдовой И.С. Хаминова капитала. В дар городу передавались усадьба Хаминова, расположенная по Набережной (ныне б. Гагарина), Троицкой (ныне ул. 5-й Армии), Баснинской (ныне ул. Свердлова) улицами, состоявшая из трех домов, надворных построек, других строений, оцененная в 63 тыс. руб., и вся находившаяся в этих домах движимость.
В 1918 Иркутское отделение Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых было ликвидировано, а принадлежавшие ему помещения и оборудование ремесленных отделений были переданы в распоряжение слепых как начальная материальная база для трудоустройства. В Иркутске в октябре 1920 органами социального обеспечения на базе бывшего училища был создан Дом труда для слепых. Там же, на территории бывшего попечительства, в 1920 была открыта школа для слепых и слабовидящих детей.
Первой заведующей училищем была Анна Петровна Попова (в 1894–1897), в 1901–1905 – Зинаида Николаевна Лаврова, в 1907 – Софья Евграфовна Детышева, в 1908–1916 – Олимпиада Яковлевна Виноградова, вдова статского советника со средним образованием.
В качестве помощниц заведующей значились Е.А. Лаутерштейн (1897), Мария Васильевна Ушарова (1901–1902).
Законоучителем в училище для слепых детей в разные годы работали: протоиерей Стефан Литвинцев (1897–1902) и священник Николай Григорьевич Шергин (1903–1916).
Учителя, преподававшие в школе для слепых детей, должны были иметь специальную подготовку. Известно, что в 1897 в школе работал учитель пения Владимир Иванович Лосев. В 1901–1905 обучением учеников занимались учительница Елена Сергеевна Горбунова и учитель пения Сергей Петрович Грессеров, в 1908–1908 – учительница Вера Иннокентьевна Пляскина и учитель пения Алексей Иванович Колмаков. В 1911 в штате училища состояли В.И. Пляскина, учитель пения и теории музыки Александр Александрович Виноградов, помощница учительницы и регент хора А.И. Наумова (слепая), учителя музыки Андрей Моисеевич Шопник, Иван Данилович Шевцов и Михаил Петрович Дурнев. В 1916 занятия с детьми проводили уже три учительницы – Н.А. Лоос, Г.А. Татаринова, К.С. Протасова – и учитель пения И.Н. Корнаков, учитель и регент класса Н.П. Волков (слепой, работал с 1912).
В 1901 детей ремеслу обучали мастер ремесленного класса Николай Спиридонович Макаров, в 1911–1916 – заведующий мастерскими, учитель ремесел Эд. Габр. Покрживницкий.
Медицинскую помощь детям со дня открытия училища оказывал врач Леонтий Соломонович Зисман.
При открытии училища в 1894 занятия с воспитанниками проводились по фребелевской системе и состояли «в разных ручных работах и в счете по кубикам». Начинать обучение детей грамоте предполагалось только в будущем году.
Образованное в Иркутске училище для слепых решало те же задачи, как и всякое губернское училище, находившееся под Мариинским попечительством. Миссия этих заведений сводилась, прежде всего, к тому, чтобы примирить слепого с его судьбой как ниспосланной свыше; научить писать и читать, в основном церковную литературу; дать элементарные понятия по географии, истории, арифметике и познакомить с трудовыми навыками простейшего ремесла.
Программа обучения в училище состояла из трех ступеней: подготовительный класс, с двухлетним курсом; три школьных класса; ремесленное отделение, в которое переводили воспитанников, достигших 15 лет.
В приготовительном отделении приучали к самообслуживанию, прививали культурно-гигиенические навыки, развивали органы чувств, прежде всего осязание (распознавание разных семян, лепка из воска и глины, шнуровка, нанизывание бисера и др.), знакомили с предметами внешнего мира, основными молитвами и основами религии, обучали правильной речи, ориентации в пространстве.
В школьных классах давали общеобразовательные дисциплины: Закон Божий, молитвы, ветхий и новый завет, краткий катехизис, церковное богослужение и беседы по истории церкви. Обучали письму и чтению по системе Брайля. Преподавались элементарный курс грамматики и правописания, плоское письмо по Гебольду, арифметика в объеме элементарного курса (все четыре действия, задачи до 1000, дроби), география в объеме одного учебника Пуцыковича, русская история, естественная история. В учебный план входили также знакомство с наиболее известными представителями животного и растительного мира, изучение плана классной комнаты, здания училища, улиц города, рукоделие (вязание на спицах и крючком).
Для способных учеников существовали специальные предметы: музыка (рояль, скрипка, флейта), пение как светское, так и духовное. Это давало возможность некоторым ученикам по выходе из школы состоять псаломщиками. Хор воспитанников пел в церкви Святой Троицы за плату 800 руб. в год.
В ремесленном отделении воспитанников обучали плетению корзин, сидений для кресел, вязанию, щёточному делу, а также игре на разных музыкальных инструментах. В последние годы существования училища было широко распространено обучение игре на гармонии.
В 1908 Н.С. Чирков отмечал, что за пребывание в школе в течение 8–10 лет «из беспомощного и жалкого ребенка преобразовывается грамотный и знающий ремесло человек. Школа поставлена прекрасно, т. е. как позволяют средства, а заботливость заведующих школой заставляет удивляться той любви, которая видна в отношениях к питомцам… При школе существует щеточная мастерская, куда ученики поступают после окончания школы».
Развлечением для воспитанников служили чтение, музыка, посещение концертов и театра. Зимой детям доставляло много удовольствия и радости катание с горы (катушки), устраиваемой попечителями. На Рождественские праздники проводились елка и литературно-вокально-музыкальные вечера.
Летом организовывались прогулки по городу и поездки за город, кроме того, ходили пешком в Вознесенский монастырь. Большое внимание уделялось физическому воспитанию детей. С этой целью проводились подвижные игры в саду, развлечения на качелях.
Учащиеся участвовали в культурных мероприятиях. Так, 3 января 1916 «в училище слепых концерт, исполнители – воспитанники училища». 12 мая того же года «в общественном собрании концерт в пользу пленных. Участвуют воспитанники училища слепых».
Первоначально в училище было принято только 3 ребенка (2 девочки и мальчик). В 1897 здесь обучалось 5 человек. К 1 января 1907 в училище насчитывалось 26 воспитанников. В течение года принято 5 слепых детей (2 мальчика и 3 девочки) и 2 выбыли «за окончанием курса». На 1 января 1908 в училище состояло 29 воспитанников (11 мальчиков и 16 девочек), так как одна девочка воспитывалась вне школы и взрослая слепая Анастасия Скуратова жила при училище, помогая по хозяйству. Все воспитанники, за исключением троих (Ивана г. Сычугова из Томска, Тихона Фадеева, сына казака из г. Хабаровска и Иоиля Кецкало из Енисейской губернии) – уроженцы Иркутской губернии и города Иркутска. Вероисповедания все православного.
Всего с момента открытия училища в 1894 до 1908 выпущено из учебного заведения по окончании курса 12 человек. Из них трое работали в училищной мастерской, двое жили в деревне у родителей и один служил псаломщиком при церкви Святой Троицы. Остальные имели заработок от чтения псалтыря, пения в хоре и игры на музыкальных инструментах.
В 1914 в иркутском училище для слепых детей находилось 32 ученика.
По окончании училища воспитанников отправляли на содержание к их родным. Но часто родственников не оказывалось. Бывшие воспитанники заведения, не имевшие близких людей, нередко нищенствовали, читали псалтыри по умершим. Их бедственное положение осложнялось отсутствием жилья.
В октябре 1909 купец Петр Родионович Кравец «заявил желание построить здание для приюта слепых». На заседании городской думы 13 октября 1909 рассматривался вопрос о желании П.Р. Кравца построить за свой счет каменный одноэтажный дом на месте земли, принадлежащей училищу слепых по Троицкой улице, для общежития выходящих из училища учеников и учениц, а также проект этого дома. Дума постановила проект постройки каменного одноэтажного здания, представленный Советом Иркутского отделения попечительства о слепых, утвердить и благодарить Кравца за пожертвование.
Открытие «убежища для слепых», построенного на пожертвования П.Р. Кравца, состоялось 31 октября 1910. В нем разместились первоначально 11 человек.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей