Оглоблин, Василий Васильевич

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Оглавление

Василий Васильевич Оглоблин

Источник: Музей истории Восточно-Сибирской железной дороги

Василий Васильевич Оглоблин (20 марта 1852, г. Санкт-Петербург, Российская империя – 22 декабря 1906, там же)  инженер путей сообщения, первый начальник Забайкальской железной дороги. Гласный Иркутской городской думы 18981901.

Среди многих руководителей железной дороги есть одно имя, которое для города Иркутска особенно ценно, о чем свидетельствует увековечивание его в названии улицы города. Город Иркутск, точнее его гласные, должны были быть твердо убеждены в больших заслугах человека перед жителями, имя которого навсегда входило в повседневный обиход горожан. Человек, о котором будет рассказано ниже один из них.

Житель Иркутска Василий Васильевич Оглоблин – первый начальник Забайкальской железной дороги, управление которой в начале XX в. находилось в Иркутске.

В.В. Оглоблин родился в семье мещанина. В период с 1863 по 1869 он обучался в 7-й Санкт-Петербургской реальной гимназии, которую окончил с золотой медалью и похвальным листом.

В 1874 В.В. Оглоблин окончил Институт инженеров путей сообщения в звании гражданского инженера с правом производства строительных работ и с чином коллежского секретаря.

Для того чтобы поступить на службу в Министерство путей сообщения молодые инженеры должны были писать Государю императору прошение такого содержания:

«Всепресветлейший Державный Великий Государь Император Александр Николаевич, самодержец Всероссийский, Государь Всемилостивейший! Просит окончивший курс наук в Институте инженеров путей сообщения Василий Васильевич сын Оглоблина о нижеследующем. Желая поступить на службу Вашего Императорского Величества по министерству путей сообщения сверхштатным инженером, а по сему Всеподданнейше прошу. Дабы повелено было сие мое прошение принять и определить меня на службу по Министерству путей сообщения сверхштатным инженером, при чем представляю документы о происхождении моем. С.-Петербург. Июня 5-го дня 1874 г.».

Приказом по Министерству путей сообщения В.В. Оглоблин был зачислен в Министерство путей сообщений сверхштатным сотрудником «без содержания».

Важным для В.В. Оглоблина был 1875, тогда его приняли в штат Уральской Горнозаводской железной дороги. В том же году он женился на дочери академика Лаврова Любовь Николаевне. Вскоре В.В. Оглоблин получил дворянское звание.

Приказом министра путей сообщения № 24 от 23 марта 1881 коллежский секретарь, инженер 9 класса В.В. Оглоблин, числившийся по спискам Министерства и в Обществе Уральской железной дороги, с 5 марта был командирован в распоряжение временного Управления по постройке Криворожской и Баскунчакской дорог, а 19 ноября 1881 произведен в титулярные советники. С 23 апреля 1883 В.В. Оглоблин был начальником строительного участка на Екатеринбурго-Тюменской железной дороге, с 15 октября 1885 – начальник службы пути, затем исполняющий обязанности помощника начальника службы пути Уральской железной дороги, начальника службы пути Уфимской железной дороги. В 1888 В.В. Оглоблина назначили заместителем начальника Самаро-Уфимской железной дороги, Юго-Западной железной дороги.

На Юго-Западных дорогах В.В. Оглоблин состоял в должности начальника 13 участка по постройке Новосемцких ветвей с окладом в шесть тысяч рублей в год. 3 ноября 1893г. председатель Правления Юго-Западных железных дорог сообщал в Министерство путей сообщения, что Правление постановило ходатайствовать перед министром путей сообщения об оставлении В.В. Оглоблина на службе в Обществе Юго-Западных железных дорог на следующее трехлетие и что оно принимает на себя обязательства платить за Оглоблина 12 % взнос в эмерительную кассу Министерства путей сообщения.

Приказом по Министерству путей сообщения № 62 от 20 июля 1895 с 20 апреля 1895 В.В. Оглоблин назначен штатным инженером 4-го класса и младшим помощником (вторым заместителем) начальника строительства Забайкальской железной дороги. Все годы строительства дороги он «находился» между Иркутском и Забайкальем.

В.В. Оглоблин принимал участие в общественной жизни Иркутска. Он был избран председателем иркутского «Общества любителей музыки и литературы», где сам играл в оркестре на валторне. По инициативе В.В. Оглоблина была организована группа участников художественной самодеятельности («потешных). За его подписью (а В.В. Оглоблин был заместителем начальника дороги!) в газете «Восточное обозрение» было напечатано такое объявление:

«Председатель иркутского “Общества любителей музыки и литературы” покорнейше просит лиц, желающих принять участие в формируемом любительском оркестре, заявить ему о том лично или письменно. Любителям, играющим на духовых медных инструментах, но не имеющим собственных инструментов, таковые будут приобретены на средства общества. В. Оглоблин».

По окончании строительства Забайкальской железной дороги в 1900 начальник Управления по строительству железных дорог В. Мясоедов просил для принятия дороги в эксплуатацию назначить В.В. Оглоблина начальником Забайкальской железной дороги. Министр путей сообщения М.И. Хилков не возражал и в марте Василий Васильевич был назначен заведующим временной эксплуатации Забайкальской железной дороги, а с 1 июля 1900 утвержден начальником дороги.

Первым, как известно, всегда трудно. В.В. Оглоблину пришлось руководить дорогой, когда она состояла из нескольких участков, разорванная Байкальской паромной железнодорожной переправой, которая, кстати, тоже входила в его подчинение.

Будучи начальником дороги В.В. Оглоблин в газете «Восточное обозрение» выступал против высказывавшегося мнения, что на Забайкальской железной дороге распространено взяточничество. В одном из писем в газету он писал, что если корреспондент газеты «полагал, что взяточничество “введено” на Забайкальской железной дороге на очень прочных началах, то я ему возражу, что ввели этот обычай ни кто другой, как грузохозяева и пассажиры. Я искореняю все злоупотребления со стороны служащих дороги».

Помимо выполнения своих прямых обязанностей В.В. Оглоблин активно участвовал в городской жизни. Он был избран гласным (депутатом) Иркутской городской думы и возглавлял «комиссию по разработке плана» города, которая называлась Городская плановая комиссия.

В том, что В.В. Оглоблин был совершенно не равнодушным человеком, человеком дела, говорят его выступления в Иркутской городской думе и в газете. В печатных публикациях В.В. Оглоблин восстанавливал истину в отчетах о заседании Иркутской городской думы, когда, по его мнению, газеты не совсем точно передали атмосферу заседаний.

Весьма любопытно еще одно его письмо все в том же «Восточном обозрении». Начальник дороги В.В. Оглоблин сообщал в газету, что от попечителя Иркутского Общества слепых, было получено письмо (видимо, в адрес Забайкальской дороги) с просьбой помочь приобрести рояль для Общества. И. В.В. Оглоблин спрашивал, «может, у кого найдется старый рояль, а может, соберут деньги по подписке» на его приобретение. Это облегчило бы долю обездоленных судьбой слепых иркутян.

1 марта 1902 В.В. Оглоблин просил четырехмесячный отпуск для лечения за границей, но получил отказ. 8 мая 1902 он писал начальнику Управления железных дорог: «Ваше Превосходительство, Милостивый Государь, Карл Карлович! Получил вашу телеграмму по предложению министра отложить отпуск до будущего года. Я, конечно, покорился и решил поработать еще год. Но, проработав весенние месяцы, чувствую, что до будущего года мне не дотянуть. Последние месяцы были особенно тяжелыми для меня, так как за отсутствием начальника службы пути (лечится в отпуске за границей) мне пришлось самому руководить составлением проектов и смет по новым работам (а их мы должны исполнить в нынешнем году более чем на 3 млн р.), самому вести переговоры с подрядчиками. Три недели, в том числе страстную и Пасхальную я провел на линии, причем четыре для праздников посвятил осмотру новых владений Забайкальской дороги – Татауровской лесной дачи в 30 000 десятин, где завожу крупное лесное хозяйство и строю лесопильный завод. Проведя все ночи в лесу, под открытым небом, у костра, я был схвачен сильной непогодой, бураном и заболел бронхитом. Все это так подорвало мои силы, что я прошу отпуск хотя бы на два месяца. Если я его получу, то проведу на Дарасунских минеральных водах да сосновом бору собственных Татауровских дач».

Ходатайство В.В. Оглоблина было удовлетворено, но он уже не мог работать в Забайкалье с полной отдачей сил и в 1903 переехал в Санкт-Петербург на должность директора от Министерства в Обществе Рязано-Уральской дороги. Там он и работал до своей кончины.

Деятельность В.В. Оглоблина на благо российских железных дорог государство отметило высокими наградами. Инженер путей сообщения В.В. Оглоблин награжден орденами Св. Анны 2-й и 3-й степени, Св. Станислава 2-й степени.

Имя В.В. Оглоблина долгие годы оставалось в памяти иркутян. Его именем была названа одна из улиц Иркутска в Глазковском предместье – улица Оглоблинская. В том самом предместье, где располагались железнодорожный вокзал, паровозное и вагонное депо, где работал В.В. Оглоблин в управлении Забайкальской железной дороги, где стояли казенные и частные дома железнодорожников. Теперь это улица Румянцева.

Имя В.В. Оглоблина не было забыто и на Забайкальской железной дороге. Практически сразу после его смерти в Иркутске было принято решение об учреждении стипендии для школьников его имени. В феврале 1908 Министр путей сообщения утвердил «Положение о капитале стипендии начальника Забайкальской железной дороги В.В. Оглоблина». Капитал в сумме 9,5 тыс. р. был собран за несколько лет среди служащих дороги. Деньги были перечислены на специальный счет Министерства путей сообщения, проведены по смете Управления железных дорог и хранились в Иркутском губернском казначействе. Доход с капитала был назначен на выплату стипендий детям «низших служащих» Забайкальской железной дороги. Это была поддержка семей с не большим доходом. Стипендиаты назначались «общим присутствием» Управления дороги при участии председателя «Комитета для заведования образовательными учреждениями». Стипендия могла быть одной или их могло быть несколько, но с условием, что общая сумма стипендий не превысит годовой процент с капитала. Заявления на стипендию принимались в Комитете до 15 июня текущего года, затем председатель Комитета вносил предложения в Управление Забайкальской железной дороги.

15 июля 2010 ему установлена мемориальная доска на здании вокзала станции Чита-2.

Литература

  1. Хобта А. Его именем была названа улица // Земля Иркутская, 2012. № 40.
  2. Хобта А.В. Строительство Транссиба: очерки истории (конец XIX - начало XX вв.). Иркутск, 2009.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Хобта А.В. | Источник(и): Строительство Транссиба: очерки истории (конец XIX – начало XX вв.). Иркутск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 25 марта 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.