Ислам — мировая религия, в Иркутской области появилась с переселением на территорию будущей области татарских общин, которые состояли в основном из поволжско-приуральских татар. В настоящее время представлена Централизованной религиозной организацией мусульман “Байкальский муфтият”.
Хозяйственное освоение Сибири началось с известного царского указа от 1688 г. о переселении в Сибирь 500 крестьянских семей из Западной Сибири. Появление крестьян из Западной Сибири продолжалось вплоть до конца XIX в., о чем говорят записи в метрических книгах Никольской церкви (Залари) 1892–1893, где приводятся факты рождения, смерти и браков крестьян Тобольской губернии. Можно предположить, что с крестьянами православного вероисповедания здесь могли появиться и татары из Западной Сибири, осевшие там со времен Сибирского ханства.
Также миграции татар способствовал тот факт, что в течение XVII в. лучшие земли татарских помещиков были переданы русскому духовенству, боярам и служилому сословию. Значительная часть служилого татарского населения, забросив свои земли, начала заниматься торговлей или кустарными промыслами. Стихийные миграции татар и башкир усилились в годы правления Петра I. Это время ознаменовалось резким усилением активности Российского государства на международной арене, что потребовало привлечения больших дополнительных людских и материальных ресурсов.
Реформы Петра I — Указ о крещении служилых татар, имеющих православных крестьян; приписка инородцев Казанской губернии к адмиралтейству и направление на работы, связанные с заготовкой и сплавом леса (“лашманство”); увеличение государственных повинностей в 1718–1724 гг., которое затронуло государственных крестьян, среди которых тогда оказалось много татар, в том числе бывших служилых — побуждали массы крестьян Казанской губернии, образовавшейся в 1708, покидать родные места в поисках более спокойной, счастливой обители.
Кроме этого, за 30-летний период, с 1863 по 1893 гг., в Среднем Поволжье отмечены четыре неурожайных года (1867, 1877, 1883, 1891) и семь лет значительного недорода (1864, 1865, 1868, 1870, 1873, 1880, 1887). Это весьма сильно отразилось на слабых крестьянских хозяйствах, особенно у татар, что также побудило их на поиски более благодатных земель.
Оживление переселения с началом строительства Сибирской железной дороги заставило правительство позаботиться о расширении землеотводных работ и создании колонизационного фонда первоначально в полосе магистрали.
Еще один из источников пополнения татарских общин Иркутской губернии — ссылка. Ссылка продолжалась на протяжении всего периода освоения Сибири.
В Сибири во второй половине XVIII в. татарское население проживало в Тобольской, Томской и Енисейской губерниях. В Тобольской губернии большинство татар размещалось в Тобольском, Тюменском, Ялуторовском, Тарском уездах; в Томской – в Томском; в Енисейской – в Красноярском и Кузнецком. Примерно треть всех татар России обитала в Среднем Поволжье.
Статистические сведения по Иркутской губернии за 1866 дают такие цифры: всего в губернии проживало 2402 мусульманина. Из них в городах – 186 человек, в округах – 2216. Больше всего мусульман проживало в сельскохозяйственном Балаганском округе – 1010 человек. На втором месте по численности шел Иркутский округ – 791 человек, в котором также имелось много пахотных земель. На третьем месте Нижнеудинский округ – 204 человека. В Верхоленском округе – 162 человека, в Киренском – 49.
В конце переселенческой волны в регионе появляются несколько татарских деревень, образовавших три группы этнически однородных селений. Первая группа – в Алзамайской волости Нижнеудинского уезда, вторая – в Заларинской волости, третья – в Хор-Тагнинской волости Балаганского уезда.
Известно о нескольких движениях татарских крестьян в Поволжье во второй половине XIX в. Волнения 1878–1879 были вызваны введением новых повинностей. В 1885 г. отмечены волнения среди татарских крестьян нескольких уездов Казанской губернии. Можно в этой связи обратить внимание на то, что в период с 1886 по 1897 татарское население Иркутской губернии увеличилось втрое (2164 и 6435).
В начале XX в. татары прибывали в Иркутскую губернию и по так называемой “вербовке” для работы на шахтах, в забоях, рудниках. Это были достаточно большие группы вольнонаемных рабочих, из крестьян, которые, поддавшись агитации специальных уполномоченных, приехали в Сибирь за заработками по трудовым договорам. Так, в 1904 был большой приток татар в Черемхово.
Переселенцы из Поволжья обретали в Сибири новую родину и принесли с собой свою национальную культуру и религию – ислам. Первые магометанские общины образовались не в губернском центре, а в Иркутском узде – в деревнях Биликтуй и Новоямская. На территории нынешнего Чунского района в деревнях Сережкино, Тарея, Кулиш имелись мечети. Они представляли собой деревянные одноэтажные дома с двускатной крышей. Минаретов не было, но на крыше имелась площадка для муэдзина, откуда он призывал мусульман к ежедневной молитве – намазу. Строили мечети сообща, всем миром. На содержание храма собирался закят – налог, составлявший стоимость одного килограмма зерна в год, с каждого жителя деревни. Ни в одной деревне здание мечети не сохранилось, однако жители могут точно указать место, где она стояла. В Сережкино мечеть находилась в центре деревни на берегу ручья. В Тарее мечеть располагалась на том месте, где после войны была построена школа.
Татары традиционно стремились соблюдать все нормы шариата и образовывали особые социальные сообщества на конфессиональной основе – так называемые махалля, регулировавшие межличностные, межгрупповые взаимоотношения. Каждая махалля, или локальная мусульманская община, относилась к определенной мечети. Мечеть не только выполняла религиозную функцию, но и являлась социальным организмом, своеобразным “клубом”, где обсуждались все приходские проблемы. Практически в каждой махалля имелось отдельное учебное заведение. Эти очаги просвещения выступали мощным экономическим и общественным фактором: именно в стенах приходских школ начинались первые национальные реформы, связанные с переходом на новый метод обучения, с внесением в программы светских учебных дисциплин.
Позднее стали складываться магометанские общины в Иркутске, селах Усолье-Сибирское, Черемхово, Зима и других населенных пунктах. По рассказам одного из создателей нынешней магометанской общины Усолье-Сибирское Р.А. Шакирова, которые основываются на свидетельстве его родных, мечеть была построена примерно в 1885. Следовательно, в это же время была оформлена магометанская община. Мечеть в Усолье-Сибирском строилась вскладчину, всей общиной. Кто не мог пожертвовать денег, делал вклад, чем мог (например, привозил из леса бревна, давал кирпич), или отрабатывал на строительстве. В с. Черемхово магометанская община оформилась конце XIX – начале XX вв. В строительстве мечети местным татарам помог купец П.К. Щелкунов, владелец угольных копей. В те годы владельцы шахт, заинтересованные в притоке рабочей силы, старались создать условия для нормальной жизни холостых и семейных работников. Для строительства мечети Щелкунов выделил участок напротив своей усадьбы и дал кирпич со своего кирпичного завода. В с. Зима мусульманское общество начало существование в 1898 г. До 1904 молитвы совершались в разных домах, а в 1905 местный житель Гизатулла Ракеев подарил свой дом под мусульманскую мечеть. В 1914 была построена новая мечеть, благодаря инициативе зажиточных селян, в первую очередь – Курбан-Бая Беккенеева. Татары компактно проживали на одной улице в притрактовом селе Кимильтей, там имелся молитвенный дом.
До 1917 существовали магометанские общины и мечети или молитвенные дома в селах Голуметь – ок. 1908, Залари – 1915–1916, Кутулик, Слюдянка, Александровское, Олонки, Манзурка, Тайшет, Нижняя Слобода, Тракт Кавказ, в Нижнеудинске. В переселенческих участках Кулиш, Тарея, Черемшанский, Чернореченский, Чичиковский, Ново-Утямишинский, Харагун, Шаховский мечети построены в 1915–1917. Всего в Иркутской губернии существовало не менее 23 мечетей.
Иркутская мечеть являлась духовным центром мусульманских татарских общин не только губернии, а большого региона, который по территориальным рамкам соответствовал Иркутскому генерал-губернаторству за исключением Якутской области. В 1917 Духовным управлением мусульман была введена должность мухтасиба – главного муллы, отвечающего за соблюдение норм шариата, морали в различных сферах общественной жизни и быту. Резиденцией мухтасиба был определен Иркутск, в его ведении находилось 45 магометанских приходов Иркутской, Енисейской губерний и Забайкальской области. На должность мухтасиба был утвержден усольский мулла К.К. Мухтаров. Должность мухтасиба просуществовала до 1920, вплоть до ее упразднения по всей стране.
Иркутская мусульманская (магометанская) община суннитского толка сложилась к 1882 и вошла в юрисдикцию Оренбургского магометанского духовного собрания. Указной мулла мечети опекал мечети и молитвенные дома в Иркутской губернии. В 1917 для руководства мусульманскими общинами на территории России создано Духовное собрание мусульман Внутренней (Центральной) России и Сибири.
По некоторым данным, сплочение мусульманского населения в Иркутске в общину начинается с 1860 В этом году исполнял все духовные потребности мусульманин, о котором нам известно лишь имя – Хусаин. В праздничные дни ездили молиться в мечеть в с. Пивовариха (бывшая д. Новоямская). В 1870 для совершения религиозных обрядов был арендован дом №18 по Горной улице. В 1880 некто по имени Мухамедша с разрешения местной власти был назначен муллой, затем прибыл официальный указный мулла Гарыф Беймуратов.
30 июня 1890 два иркутских татарина – братья Шайхулла и Загидулла Шафигуллины, крестьяне Казанской губернии Цивильского округа Агзигитовской волости, подали прошение иркутскому губернатору с просьбой разрешить в Иркутске устройство мечети, а также принять под мечеть в качестве пожертвования недвижимое имущество, состоящее по 3-й части Иркутска на Саломатовской улице, купленное за 2000 рублей. С получения отказа началась настойчивая борьба местной магометанской общины за разрешение открытия мечети, которая продлилась около 7 лет. 11 декабря 1896 г. Шайхулле Шафигуллину было выдано подписанное губернатором Светлицким удостоверение на разрешение приспособления деревянного дома к размещению в ней мечети до постройки новой соборной. Летопись Н. С. Романова отмечает, что в декабре 1897 магометанская суннистская мечеть была достроена.
В июне 1901 на Саломатовской улице, рядом со старой деревянной мечетью, началось строительство новой большой каменной мечети на средства купца Ш. Шафигуллина, а в декабре 1905 она начала свою деятельность. Мечеть построена на пожертвования иркутян, основным из них являлся купец Торпищев, который выбрал место раположения у подножья Петрушеной горы (ныне ул. Невского). Первоначально мечеть была с деревянным минаретом, которую снесли в первые годы Советской власти. Это была соборная суннитская мечеть, ставшая центром общественной, религиозной жизни иркутских татар.
В соответствии с традициями и по закону (Устав духовных дел иностранных исповеданий) мусульманское духовенство ведало, помимо дел о богослужении, обрядах, также совершением и расторжением браков, ведением метрических книг, разбором исков по завещаниям, по разделам имущества, о неповиновении детей родителям, о нарушениях супружеской верности. При мечети были организованы библиотека, школа, приют для сирот и инвалидов, столовая для бедных.
Обязанности указного муллы в Иркутске с 1890 по 1917 исполнял Хатып Мударис Мухамед Гарыф Беймуратов. На него возлагалось исполнение богослужения, ведение метрических книг, а также обучение в медресе.
14 марта 1905 был утвержден Устав “Иркутского мусульманского благотворительного общества”. Это первый известный документ магометанской общины, составленный на русском языке, отпечатанный типографским методом. Мусульманское общество, как говорилось в преамбуле, имело целью “доставление средств к улучшению материального и нравственного состояния бедных мусульман Иркутска без различия пола, возраста, знаний и состояний”.
Средства общества состояли из: членских взносов; доходов от капиталов и имущества общества; пожертвований членов общества и посторонних лиц, а также различных учреждений. В пользу общества могли быть сделаны отказы по духовным завещаниям. Уставом был предусмотрен и сбор доходов от устраиваемых обществом драматических представлений, литературных чтений, публичных лекций, концертов и т. п. Однако этот пункт устава, скорее всего, был слепо позаимствован из казанского образца и для Иркутского магометанского общества был явно не актуален. А вот публичный сбор средств в кружки соответствовал традиционному обычаю пожертвований у магометан. Устав допускал такой сбор не иначе, “как с надлежащего каждый раз от властей разрешения на производство такого сбора и выставление кружек”.
Предметом заботы магометан было и содержание мусульманских кладбищ. В начале XX в. их было два – старое и новое. Новое, уже закрытое, сохранилось до настоящего времени и известно под названием Лисихинского татарского кладбища, есть и относящиеся к нему документы. О старом магометанском кладбище архивные сведения отсутствуют. Однако оно обозначено на плане города 1899 Заботилась община о заключенных в тюрьму и о солдатах. В религиозные праздники в тюремный замок обязательно привозили благотворительные обеды. Также накануне курбан-байрама, уразы, других национальных праздников уважаемый представитель общины, ходил к генерал-губернатору и просил отпустить солдат-татар в увольнение.
Трагические страницы истории мусульманского храма связаны с 1930-ми Гонения на религию начались в 1920-е, но прихожанам достаточно долго удавалось сохранить мечеть. Они писали прошения, письма с просьбой оставить место для совершения молитв. Однако в 1939 мечеть была закрыта. Здание передали под жилье, потом здесь располагались автошкола, мотоклуб, служебные помещения разных организаций, минарет был разобран. К конце 1980-х в усадьбе произошел пожар, в результате которого пострадали внутренние постройки. Возрождение началось после перестройки, с середины 1990-х Было принято решение о реставрационных работах, которые велись, в основном, на средства администрации области, взносами помогали отдельные благотворители.
В Иркутской области ислам исповедуют около 6% верующих жителей. В Иркутске действует Централизованная религиозная организация мусульман "Байкальский муфтият”, зарегистрированная в 2000 В 2007 между Байкальским муфтиятом и Центральным духовным управлением мусульман в России (Уфа) был заключён договор о сотрудничестве, в планах руководства муфтията вхождение в ЦДУМ. Кроме того поддерживаются отношения с Советом муфтиев России (Москва).
Имам-хатыб (настоятель) Иркутской соборной мечети – Фарит Мингалиев. Уже в зрелом возрасте, имея высшее образование, он решил изменить свою судьбу, посвятить себя служению Аллаху. Он сделал хадж в Мекку, посетил некоторые мусульманские страны.
В настоящее время в Прибайкалье действует четыре мечети – Соборная мечеть в Иркутске, Усолье-Сибирском, Черемхове и Тайшете. В 2011 началось строительство мечети для осужденных в исправительном учреждении №27. Мечеть будет возведена на пожертвования верующих мусульман области и станет первым молитвенным зданием для осужденных мусульман Приангарья.
Мусульманские общины зарегистрированы также в Ангарске, Братске, Усть-Илимске и п. Залари. Значительные группы мусульман имеются в Кутулике, Шелехово, Братске, Бохане, Осе, Нижнеудинске, Тулуне, Чуне и др. Как и прежде, компактно мусульмане проживают в национальных татарских селах и деревнях: Шаховское, Черемшанка, Сенная Падь (Заларинский р-н), Осипово Чунского района и др.
Большинство прибайкальских мусульман придерживаются суннитского направления в исламе, который представлен на 95% ханафитским мазхабом (это характерно и для России в целом). Часть дагестанцев, чеченцев и ингушей – шафииты. Среди верующих азербайджанцев и таджиков встречаются представители шиизма — второго по значимости после суннизма направления в исламе. Часть таджиков, выходцев из Горного Бадахшана, принадлежат к шиитской группе исмаилитов.
Всего в Иркутской области постоянно проживают около 25 тысяч мусульман, из них около шести тысяч – в Иркутске.1
Местная религиозная организация мусульманская община Ангарска "Различие добра и зла" Централизованной религиозной организации мусульман "Байкальский муфтият" — Мингалеев Ринат Фаизович, Имам-хатыб.
Религиозная организация мусульман "Мечеть" Усолье-Сибирское — Шакиров Зигфрит Ахметзянович, председатель.
Религиозная организация - общество мусульман Черемхово — Кутубаев Рашит Саятаевич.
Мусульманская религиозная группа города Братска — Рахманкулов Роман Равильевич.
Местная религиозная организация Мусульманская община "Свет ислама" Усть-Илимска Иркутской области — Фатхутдинов Саяф Саяфиевич, председатель.
Зима:
Местная религиозная организация мусульманского общества Зимы Иркутской области — Абдуалимов Мухтар Мадаминович.
Мусульманская религиозная группа Нижнеудинска.
Религиозная организация "Местная религиозная община мусульман Тайшета Иркутской области" — Загидулина Равиля Лутфуловна.
Местная религиозная организация "Мусульманская община Усть-Кутского района" — Ибрагимов Муса Исаевич.
Усть-Ордынский бурятский округ:
Местная религиозная организация мусульманского общества "Нур" п. Новонукутский Иркутской области — Тухватулин Нагим Фаридович, председатель совета.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей