Новости

Ислам

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Ислам мировая религия, в Иркутской области появилась с переселением на территорию будущей области татарских общин, которые состояли в основном из поволжско-приуральских татар. В настоящее время представлена Централизованной религиозной организацией мусульман “Байкальский муфтият”.

Переселение татар в Сибирь

Хозяйственное освоение Сибири началось с известного царского указа от 1688  г.  о переселении в Сибирь 500 крестьянских семей из Западной Сибири. Появление крестьян из Западной Сибири продолжалось вплоть до конца XIX  в.,  о чем говорят записи в метрических книгах Никольской церкви  (Залари) 1892–1893,  где приводятся факты рождения, смерти и браков крестьян Тобольской губернии. Можно предположить, что с крестьянами православного вероисповедания здесь могли появиться и татары из Западной Сибири, осевшие там со времен Сибирского ханства.

Также миграции татар способствовал тот факт, что в течение XVII  в.  лучшие земли татарских помещиков были переданы русскому духовенству,  боярам и служилому сословию. Значительная часть служилого татарского населения, забросив свои земли, начала заниматься торговлей или кустарными промыслами. Стихийные миграции татар и башкир усилились в годы правления Петра I. Это время ознаменовалось резким усилением активности Российского государства на международной арене, что потребовало привлечения больших дополнительных людских и материальных ресурсов.

Реформы Петра I — Указ о крещении служилых татар,  имеющих православных крестьян;  приписка инородцев Казанской губернии к адмиралтейству и направление на работы,  связанные с заготовкой и сплавом леса (“лашманство”);  увеличение государственных повинностей в 1718–1724  гг.,  которое затронуло государственных крестьян, среди которых тогда оказалось много татар,  в том числе бывших служилых — побуждали массы крестьян Казанской губернии, образовавшейся в 1708, покидать родные места в поисках более спокойной,  счастливой обители.

Кроме этого, за 30-летний период,  с 1863  по 1893  гг.,  в Среднем Поволжье отмечены четыре неурожайных года (1867, 1877,  1883, 1891)  и семь лет значительного недорода (1864, 1865, 1868, 1870, 1873, 1880, 1887).  Это весьма сильно отразилось на слабых крестьянских хозяйствах,  особенно у татар, что также побудило их на поиски более благодатных земель.

Оживление переселения с началом строительства Сибирской железной дороги заставило правительство позаботиться о расширении землеотводных работ и создании колонизационного фонда первоначально в полосе магистрали.

Еще один из источников пополнения татарских общин Иркутской губернии — ссылка.  Ссылка продолжалась на протяжении всего периода освоения Сибири.

В Сибири во второй половине XVIII в. татарское население проживало в Тобольской,  Томской и Енисейской губерниях. В Тобольской губернии большинство татар размещалось в Тобольском,  Тюменском,  Ялуторовском,  Тарском уездах; в Томской – в Томском; в Енисейской – в Красноярском и Кузнецком.  Примерно треть всех татар России обитала в Среднем Поволжье. 

Статистические сведения по Иркутской губернии за 1866 дают такие цифры:  всего в губернии проживало 2402  мусульманина.  Из них в городах – 186  человек,  в округах – 2216. Больше всего мусульман проживало в сельскохозяйственном Балаганском округе – 1010 человек. На втором месте по численности шел Иркутский округ – 791 человек, в котором также имелось много пахотных земель. На третьем месте Нижнеудинский округ – 204 человека. В Верхоленском округе – 162 человека, в Киренском – 49.

В конце переселенческой волны в регионе появляются несколько татарских деревень,  образовавших три группы этнически однородных селений. Первая группа –  в Алзамайской волости Нижнеудинского уезда, вторая – в Заларинской волости, третья –  в Хор-Тагнинской волости Балаганского уезда.

Известно о нескольких движениях татарских крестьян в Поволжье во второй половине XIX в. Волнения 1878–1879 были вызваны введением новых повинностей.  В 1885  г.  отмечены волнения среди татарских крестьян нескольких уездов Казанской губернии. Можно в этой связи обратить внимание на то, что в период с 1886 по 1897 татарское население Иркутской губернии увеличилось втрое (2164 и 6435).

В начале XX в. татары прибывали в Иркутскую губернию и по так называемой  “вербовке” для работы на шахтах, в забоях, рудниках. Это были достаточно большие группы вольнонаемных рабочих, из крестьян, которые, поддавшись агитации специальных уполномоченных, приехали в Сибирь за заработками по трудовым договорам. Так, в 1904 был большой приток татар в Черемхово.

Зарождение ислама и его распространение на территории Иркутской области

Переселенцы из Поволжья обретали в Сибири новую родину и принесли с собой свою национальную культуру и религию – ислам.  Первые магометанские общины образовались не в губернском центре, а в Иркутском узде –  в деревнях Биликтуй и Новоямская. На территории нынешнего Чунского района в  деревнях Сережкино, Тарея, Кулиш имелись мечети. Они представляли собой деревянные одноэтажные дома с двускатной крышей. Минаретов не было, но на крыше имелась площадка для муэдзина,  откуда он призывал мусульман к ежедневной молитве – намазу. Строили мечети сообща, всем миром. На содержание храма собирался закят – налог, составлявший стоимость одного килограмма зерна в год, с каждого жителя деревни. Ни в одной деревне здание мечети не сохранилось,  однако жители могут точно указать место, где она стояла. В Сережкино мечеть находилась в центре деревни на берегу ручья. В Тарее мечеть располагалась на том месте,  где после войны была построена школа.

Татары традиционно стремились соблюдать все нормы шариата и образовывали особые социальные сообщества на конфессиональной основе – так называемые махалля, регулировавшие межличностные,  межгрупповые взаимоотношения. Каждая махалля, или локальная мусульманская община, относилась к определенной мечети. Мечеть не только выполняла религиозную функцию, но и являлась социальным организмом, своеобразным “клубом”, где обсуждались все приходские проблемы. Практически в каждой махалля имелось отдельное учебное заведение. Эти очаги просвещения выступали мощным экономическим и общественным фактором: именно в стенах приходских школ начинались первые национальные реформы, связанные с переходом на новый метод обучения,  с внесением в программы светских учебных дисциплин.

Позднее стали складываться магометанские общины в Иркутске, селах Усолье-Сибирское, Черемхово, Зима и других населенных пунктах. По рассказам одного из создателей нынешней магометанской общины Усолье-Сибирское Р.А. Шакирова, которые основываются на свидетельстве его родных, мечеть была построена примерно в 1885. Следовательно, в это же время была оформлена магометанская община. Мечеть в Усолье-Сибирском строилась вскладчину,  всей общиной.  Кто не мог пожертвовать денег, делал вклад, чем мог (например, привозил из леса бревна, давал кирпич), или отрабатывал на строительстве. В с. Черемхово магометанская община оформилась конце XIX – начале XX вв. В строительстве мечети местным татарам помог купец П.К. Щелкунов, владелец угольных копей. В те годы владельцы шахт, заинтересованные в притоке рабочей силы, старались создать условия для нормальной жизни холостых и семейных работников.  Для строительства мечети Щелкунов выделил участок напротив своей усадьбы и дал кирпич со своего кирпичного завода. В с. Зима мусульманское общество начало существование в 1898  г. До 1904 молитвы совершались в разных домах, а в 1905 местный житель Гизатулла Ракеев подарил свой дом под мусульманскую мечеть. В 1914 была построена новая мечеть, благодаря инициативе зажиточных селян, в первую очередь – Курбан-Бая Беккенеева. Татары компактно проживали на одной улице в притрактовом селе Кимильтей, там имелся молитвенный дом.

До 1917 существовали магометанские общины и мечети или молитвенные дома в селах Голуметь – ок. 1908, Залари – 1915–1916, Кутулик, Слюдянка, Александровское, Олонки, Манзурка, Тайшет, Нижняя Слобода, Тракт Кавказ, в Нижнеудинске. В переселенческих участках Кулиш, Тарея, Черемшанский, Чернореченский, Чичиковский, Ново-Утямишинский, Харагун, Шаховский мечети построены в 1915–1917.  Всего в Иркутской губернии существовало не менее 23  мечетей.

Иркутская мечеть являлась духовным центром мусульманских татарских общин не только  губернии, а большого региона, который по территориальным рамкам соответствовал Иркутскому генерал-губернаторству за исключением Якутской области. В 1917 Духовным управлением мусульман была введена должность мухтасиба – главного муллы, отвечающего за соблюдение норм шариата, морали в различных сферах общественной жизни и быту. Резиденцией мухтасиба был определен Иркутск, в его ведении находилось 45 магометанских приходов Иркутской, Енисейской губерний и Забайкальской области. На должность мухтасиба был утвержден усольский мулла К.К. Мухтаров. Должность мухтасиба просуществовала до 1920, вплоть до ее упразднения по всей стране.

Иркутская мусульманская (магометанская) община суннитского толка сложилась к 1882  и вошла в юрисдикцию Оренбургского магометанского духовного собрания. Указной мулла мечети опекал мечети и молитвенные дома в Иркутской губернии. В 1917 для руководства мусульманскими общинами на территории России создано Духовное собрание мусульман Внутренней (Центральной) России и Сибири.

По некоторым данным, сплочение мусульманского населения в  Иркутске в общину начинается с 1860  В этом году исполнял все духовные потребности мусульманин, о котором нам известно лишь имя – Хусаин. В праздничные дни ездили молиться в мечеть в с. Пивовариха  (бывшая д. Новоямская). В 1870 для совершения религиозных обрядов был арендован дом №18  по Горной улице. В 1880 некто по имени Мухамедша с разрешения местной власти был назначен муллой, затем прибыл официальный указный мулла Гарыф Беймуратов.

30  июня 1890 два иркутских татарина –  братья Шайхулла и Загидулла Шафигуллины, крестьяне Казанской губернии Цивильского округа Агзигитовской волости, подали прошение иркутскому губернатору с просьбой разрешить в Иркутске устройство мечети,  а также принять под мечеть в качестве пожертвования недвижимое имущество, состоящее по 3-й части Иркутска на Саломатовской улице, купленное за 2000 рублей. С получения отказа началась настойчивая борьба местной магометанской общины за разрешение открытия мечети, которая продлилась около 7 лет. 11 декабря 1896  г. Шайхулле Шафигуллину было выдано подписанное губернатором Светлицким удостоверение на разрешение приспособления деревянного дома к размещению в ней мечети до постройки новой соборной. Летопись Н. С. Романова отмечает, что в декабре 1897 магометанская суннистская мечеть была достроена.

В июне 1901 на Саломатовской улице, рядом со старой деревянной мечетью, началось строительство новой большой каменной мечети на средства купца Ш. Шафигуллина, а в декабре 1905 она начала свою деятельность. Мечеть построена на пожертвования иркутян, основным из них являлся купец Торпищев, который выбрал место раположения у подножья Петрушеной горы (ныне ул. Невского). Первоначально мечеть была с деревянным минаретом, которую снесли в первые годы Советской власти. Это была соборная суннитская мечеть, ставшая центром общественной, религиозной жизни иркутских татар. 

В соответствии с традициями и по закону (Устав духовных дел иностранных исповеданий) мусульманское духовенство ведало, помимо дел о богослужении, обрядах, также совершением и расторжением браков, ведением метрических книг, разбором исков по завещаниям, по разделам имущества, о неповиновении детей родителям, о нарушениях супружеской верности. При мечети были организованы библиотека, школа, приют для сирот и инвалидов, столовая для бедных.

Обязанности указного муллы в Иркутске с 1890 по 1917 исполнял Хатып Мударис Мухамед Гарыф Беймуратов. На него возлагалось исполнение богослужения, ведение метрических книг,  а также обучение в медресе.

14  марта 1905 был утвержден Устав “Иркутского мусульманского благотворительного общества”. Это первый известный документ магометанской общины, составленный на русском языке, отпечатанный типографским методом. Мусульманское общество, как говорилось в преамбуле, имело целью “доставление средств к улучшению материального и нравственного состояния бедных мусульман Иркутска без различия пола, возраста, знаний и состояний”.

Средства общества состояли из: членских взносов; доходов от капиталов и имущества общества; пожертвований членов общества и посторонних лиц, а также различных учреждений. В пользу общества могли быть сделаны отказы по духовным завещаниям. Уставом был предусмотрен и сбор доходов от устраиваемых обществом драматических представлений, литературных чтений,  публичных лекций, концертов и т. п. Однако этот пункт устава, скорее всего, был слепо позаимствован из казанского образца и для Иркутского магометанского общества был явно не актуален. А вот публичный сбор средств в кружки соответствовал традиционному обычаю пожертвований у магометан. Устав допускал такой сбор не иначе, “как с надлежащего каждый раз от властей разрешения на производство такого сбора и выставление кружек”.

Предметом заботы магометан было и содержание мусульманских кладбищ. В начале XX в. их было два – старое и новое. Новое, уже закрытое, сохранилось до настоящего времени и известно под названием Лисихинского татарского кладбища, есть и относящиеся к нему документы.  О старом магометанском кладбище архивные сведения отсутствуют. Однако оно обозначено на плане города 1899 Заботилась община о заключенных в тюрьму и о солдатах.  В религиозные праздники в тюремный замок обязательно привозили благотворительные обеды. Также накануне курбан-байрама,  уразы,  других национальных праздников уважаемый представитель общины,  ходил к генерал-губернатору и просил отпустить солдат-татар в увольнение.

Трагические страницы истории мусульманского храма связаны с 1930-ми Гонения на религию начались в 1920-е, но прихожанам достаточно долго удавалось сохранить мечеть. Они писали прошения, письма с просьбой оставить место для совершения молитв. Однако в 1939 мечеть была закрыта. Здание передали под жилье, потом здесь располагались автошкола, мотоклуб, служебные помещения разных организаций, минарет был разобран. К конце 1980-х в усадьбе произошел пожар, в результате которого пострадали внутренние постройки. Возрождение началось после перестройки, с середины 1990-х Было принято решение о реставрационных работах, которые велись, в основном, на средства администрации области, взносами помогали отдельные благотворители.

Ислам в современное время

В Иркутской области ислам исповедуют около 6% верующих жителей. В Иркутске действует Централизованная религиозная организация мусульман "Байкальский муфтият”, зарегистрированная в 2000 В 2007 между Байкальским муфтиятом и Центральным духовным управлением мусульман в России (Уфа) был заключён договор о сотрудничестве, в планах руководства муфтията вхождение в ЦДУМ. Кроме того поддерживаются отношения с Советом муфтиев России (Москва).

Имам-хатыб (настоятель) Иркутской соборной мечети – Фарит Мингалиев. Уже в зрелом возрасте, имея высшее образование, он решил изменить свою судьбу, посвятить себя служению Аллаху. Он сделал хадж в Мекку, посетил некоторые мусульманские страны.

В настоящее время в Прибайкалье действует четыре мечети – Соборная мечеть в Иркутске, Усолье-Сибирском, Черемхове и Тайшете. В 2011 началось строительство мечети для осужденных в исправительном учреждении №27. Мечеть будет возведена на пожертвования верующих мусульман области и станет первым молитвенным зданием для осужденных мусульман Приангарья.

Мусульманские общины зарегистрированы также в Ангарске, Братске, Усть-Илимске и п. Залари. Значительные группы мусульман имеются в Кутулике, Шелехово, Братске, Бохане, Осе, Нижнеудинске, Тулуне, Чуне и др. Как и прежде, компактно мусульмане проживают в национальных татарских селах и деревнях: Шаховское, Черемшанка, Сенная Падь (Заларинский р-н), Осипово Чунского района и др.

Большинство прибайкальских мусульман придерживаются суннитского направления в исламе, который представлен на 95% ханафитским мазхабом (это характерно и для России в целом). Часть дагестанцев, чеченцев и ингушей – шафииты. Среди верующих азербайджанцев и таджиков встречаются представители шиизма — второго по значимости после суннизма направления в исламе. Часть таджиков, выходцев из Горного Бадахшана, принадлежат к шиитской группе исмаилитов.

Всего в Иркутской области постоянно проживают около 25 тысяч мусульман, из них около шести тысяч – в Иркутске.1

Действующие мусульманские организации

Иркутск:

  1. Централизованная религиозная организация мусульман "Байкальский муфтият" — Мингалеев Фарит Мирзагитович, муфтий.
  2. Местная религиозная организация "Мусульманская община Иркутска" — Мингалеев Фарит Мирзагитович, имам-хатыб.

Ангарск:

Местная религиозная организация мусульманская община Ангарска "Различие добра и зла" Централизованной религиозной организации мусульман "Байкальский муфтият" — Мингалеев Ринат Фаизович, Имам-хатыб.

Усолье-Сибирское:

Религиозная организация мусульман "Мечеть" Усолье-Сибирское — Шакиров Зигфрит Ахметзянович, председатель.

Черемхово:

Религиозная организация - общество мусульман Черемхово — Кутубаев Рашит Саятаевич.

Братск:

Мусульманская религиозная группа города Братска — Рахманкулов Роман Равильевич.

Усть-Илимск:

Местная религиозная организация Мусульманская община "Свет ислама" Усть-Илимска Иркутской области — Фатхутдинов Саяф Саяфиевич, председатель.

Зима:

Местная религиозная организация мусульманского общества Зимы Иркутской области — Абдуалимов Мухтар Мадаминович.

Нижнеудинск:

Мусульманская религиозная группа Нижнеудинска.

Тайшет:

Религиозная организация "Местная религиозная община мусульман Тайшета Иркутской области" — Загидулина Равиля Лутфуловна.

Усть-Кут:

Местная религиозная организация "Мусульманская община Усть-Кутского района" — Ибрагимов Муса Исаевич.

Усть-Ордынский бурятский округ:

Местная религиозная организация мусульманского общества "Нур" п. Новонукутский Иркутской области — Тухватулин Нагим Фаридович, председатель совета.

Литература

  1. Бобкова И.  Татарские общины Иркутской губернии (конец XIX – начало XX в.) : монография / И. Бобкова. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. – 219 с. 

Ссылки

  1. Соборная мечеть Иркутска // сайт Единого духовного управления мусульман Красноярского края “Ислам в Сибири”
  2. Семья Шафигуллиных и Соборная мечеть Иркутска // сайт Единого духовного управления мусульман Красноярского края “Ислам в Сибири”
  3. Татарская мечеть
  4. Государственно-конфессиональные отношения в Иркутской области // сайт правительства Иркутской области
  5. В Иркутской области появится первая мечеть для осужденных мусульман // информационно-аналитический портал “IslamRF”. — 14.11.2011
  6. Кто есть кто в Иркутске (2-е издание, биографические справки 2003-2006)

Примечания

  1. Мусульмане Приангарья отмечают Ураза-Байрам // ИА «Телеинформ» 28.07.14 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.