Иркутский опытный педагогический техникум открыт на базе Иркутской учительской семинарии в 1920 как трехгодичные педагогические курсы. В 1931 в полном составе переведен в г. Читу.
Иркутский педагогический техникум берет свое начало от Иркутской учительской семинарии, которая в послереволюционный период прошла тот же путь, что и другие, подобные ей учреждения. Летом 1920 на ее базе были созданы трехгодичные педагогические курсы, которые уже в 1921 были преобразованы в практический педагогический институт, а с января 1922 по решению Наркомпроса это учебное заведение получило статус опытного педагогического техникума. Несмотря на смену названий и статус, это учебное заведение в том или ином виде функционировало беспрерывно. Учащиеся, набранные в практический педагогический институт, стали учащимися педагогического техникума.
Первоначально учебное заведение (трехгодичные педагогические курсы) размещалось в здании на улице Якутской в Знаменском предместье (современный адрес: ул. Рабочего Штаба, 24). В 1923 педагогический техникум переехал в здание бывшего мужского духовного училища (ныне угол ул. Декабрьских Событий и Нижней Набережной, один из корпусов Восточно-Сибирской государственной академии образования). В 1929 и 1930 адрес педтехникума указан, как ул. Семинарская, 4/7.
В 1922 заведовал учреждением Никон Владимирович Благовещенский. Позднее его сменил М.П. Борткевич, который значился в должности заведующего и в 1930.
В техникуме сохранилось от учительской семинарии ядро квалифицированных педагогов. Среди них были выпускники университетов, духовной академии, а также межевого, технологического, историко-археологического институтов, академий художеств и медико-хирургической, а также придворной певческой капеллы. Многие преподаватели техникума в дальнейшем перешли на работу в иркутские вузы. Среди них наиболее известны имена А.С. Алякринской (учитель словесности, дочь священника), Н.Н. Березовского, Александра Петровича Петрова (окончил Петроградский Императорский университет по физико-математическому факультету, разряду естественных наук), Г.В. Трошина.
В 1930 заведовал учебной частью Г.В. Фролов. Педагогический коллектив включал 25 преподавателей.
С самого начала своего существования Иркутский педагогический техникум располагал отличной библиотекой и необходимым учебным оборудованием. Часть книг и оборудования была передана из закрытых учебных заведений.
В 1922 в Иркутском опытном педтехникуме обучался 61 человек. Первый выпуск – 11 человек – техникум сделал в 1924.
В 1922–1923 учебном году в образовательном учреждении было всего 65 учащихся в трех группах, хотя курс обучения был определен в четыре года. Затем техникум значительно увеличил контингент обучающихся. Ежегодно прием составлял 50–60 человек, а общее число учащихся доходило до 250. Прием осуществлялся на базе семилетнего образования, причем предпочтение отдавалось молодежи из рабоче-крестьянской среды. Возраст поступавших – не менее 15 лет. О составе учащихся педагогического техникума красноречиво говорят данные за 1925–1926 учебный год. На 1 июля в учебном заведении было 223 учащихся (63 мужчины и 160 женщин). По социальному положению: рабочих – 57, крестьян – 81, ремесленников – 4, служащих – 69, прочих – 12. В 1926 выпуск составил 53 человека. В 1930 обучалось 250 человек.
В 1924 вышло новое Положение о средних педагогических учебных заведениях, которым устанавливалась специализация педагогических техникумов (школьные, дошкольные и политико-просветительские). Этим же Положением утвержден срок обучения – четыре года, в том числе первые два года – общеобразовательные, равнялись 8 и 9 классам школ второй ступени, оставшиеся два года отводились на профессиональную подготовку.
В 1924 в Иркутском педагогическом техникуме открылось дошкольное отделение с четырехлетним сроком обучения. Техникум стал осуществлять подготовку учителей школ первой ступени и «работников дошкольного воспитания (в детдомах, очагах и площадках»).
В 1930 указывалось, что преподавание ведется с сельскохозяйственным уклоном. В учебный план Иркутского педтехникума наряду с традиционными общеобразовательными и психолого-педагогическими дисциплинами входили такие предметы, как крестьянская кооперация, статистика, счетоводство, история культуры, политграмота.
Обучение осуществлялось бесплатно. Учащимся выплачивалась стипендия. Сумма стипендии была небольшой – от 8 до 10 руб., но устанавливались они разными организациями: государственных стипендий было 75, местных – 100, ЦИКа – 4, профсоюзных – 30.
Примечательно, что для оказания помощи беднейшим учащимся использовались разного рода юбилеи и знаменательные даты. Так, в 1922 губернский исполком в честь 50-летия учительской семинарии учредил дополнительные 50 стипендий для детей беднейшего крестьянства, рабочих и трудовой интеллигенции.
Иногородним предоставлялось общежитие (в 1924 было 50 мест). Однако, условия проживания были достаточно стесненными. Так, в 1925 на 170 проживавших в общежитии приходилось всего 139 кроватей. В 1930 имелось 199 мест.
По воспоминаниям Л.И. Тамм, учебный корпус был соединен со спальным длинным теплым коридором. В средней части бывшей домовой церкви устроили спортзал, а в алтарной части соорудили сцену. На первом этаже техникума располагалась студенческая столовая. Во всех классах были установлены буржуйки, трубы вывели в форточки. Дров было мало, старались в первую очередь натопить спальный корпус, а учебный – как придется. Водопровод не работал, все «удобства» состояли из двух теплых туалетов и восьми умывальников.
Судьба Иркутского педагогического техникума сложилась неординарно. В связи с осуществлением в стране всеобщего обязательного начального образования резко возросла потребность в педагогических кадрах. Наиболее неблагополучное положение с обеспечением школ учителями сложилось на территории нынешней Читинской области, которая в те годы входила в состав Восточно-Сибирского края с центром в Иркутске. Для решения этих проблем было решено перевести Иркутский педтехникум в полном составе с преподавателями, учащимися и учебным оборудованием в г. Читу, где он слился с аналогичным Читинским педтехникумом. Произошло это в 1931, после того, как техникум сделал в Иркутске семь выпусков.
Здание передано Иркутскому индустриально-педагогическому институту.
Среди учащихся и выпускников Иркутского педагогического техникума немало известных имен.
Несомненной гордостью педтехникума является ее выпускник Алексей Павлович Окладников (03.10.1908 – 18.11.1981) – академик, ученый-археолог, историк и этнограф с мировым именем.
Окончил Иркутский опытный педагогический техникум Георгий Васильевич Тропин (15.05.1902 – 1988) – диалектолог, кандидат филологических наук, профессор Иркутского госуниверситета, заслуженный деятель науки Бурятской АССР.
Известный иркутский педагог Иосиф Александрович Дриц (27.01.1915 – 31.03.1985) – заслуженный учитель РСФСР, в 1943–1976 директор Иркутской средней школы № 11 – будучи учащимся Иркутского педтехникума, вынужден был переехать в Читу, закончить там обучение, а затем работать в школах Забайкалья.
Выпускницей техникума была Лидия Ивановна Тамм (17.02.1907 – 02.07.2004), общественный деятель, писательница, почетный гражданин города Иркутска.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей