Иркутский опытный педтехникум

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Иркутский опытный педтехникум

Источник: 1996. С. 476.
Источник: Частное собрание
Автор: Игорь Бержинский
Источник: Частное собрание

Иркутский опытный педагогический техникум открыт на базе Иркутской учительской семинарии в 1920 как трехгодичные педагогические курсы. В 1931 в полном составе переведен в г. Читу.

Иркутский опытный педтехникум: общие сведения

Иркутский педагогический техникум берет свое начало от Иркутской учительской семинарии, которая в послереволюционный период прошла тот же путь, что и другие, подобные ей учреждения. Летом 1920 на ее базе были созданы трехгодичные педагогические курсы, которые уже в 1921 были преобразованы в практический педагогический институт, а с января 1922 по решению Наркомпроса это учебное заведение получило статус опытного педагогического техникума. Несмотря на смену названий и статус, это учебное заведение в том или ином виде функционировало беспрерывно. Учащиеся, набранные в практический педагогический институт, стали учащимися педагогического техникума.

Первоначально учебное заведение (трехгодичные педагогические курсы) размещалось в здании на улице Якутской в Знаменском предместье (современный адрес: ул. Рабочего Штаба, 24). В 1923 педагогический техникум переехал в здание бывшего мужского духовного училища (ныне угол ул. Декабрьских Событий и Нижней Набережной, один из корпусов Восточно-Сибирской государственной академии образования). В 1929 и 1930 адрес педтехникума указан, как ул. Семинарская, 4/7.

В 1922 заведовал учреждением Никон Владимирович Благовещенский. Позднее его сменил М.П. Борткевич, который значился в должности заведующего и в 1930.

В техникуме сохранилось от учительской семинарии ядро квалифицированных педагогов. Среди них были выпускники университетов, духовной академии, а также межевого, технологического, историко-археологического институтов, академий художеств и медико-хирургической, а также придворной певческой капеллы. Многие преподаватели техникума в дальнейшем перешли на работу в иркутские вузы. Среди них наиболее известны имена А.С. Алякринской (учитель словесности, дочь священника), Н.Н. Березовского, Александра Петровича Петрова (окончил Петроградский Императорский университет по физико-математическому факультету, разряду естественных наук), Г.В. Трошина.

В 1930 заведовал учебной частью Г.В. Фролов. Педагогический коллектив включал 25 преподавателей.

С самого начала своего существования Иркутский педагогический техникум располагал отличной библиотекой и необходимым учебным оборудованием. Часть книг и оборудования была передана из закрытых учебных заведений.

В 1922 в Иркутском опытном педтехникуме обучался 61 человек. Первый выпуск – 11 человек – техникум сделал в 1924.

В 1922–1923 учебном году в образовательном учреждении было всего 65 учащихся в трех группах, хотя курс обучения был определен в четыре года. Затем техникум значительно увеличил контингент обучающихся. Ежегодно прием составлял 50–60 человек, а общее число учащихся доходило до 250. Прием осуществлялся на базе семилетнего образования, причем предпочтение отдавалось молодежи из рабоче-крестьянской среды. Возраст поступавших – не менее 15 лет. О составе учащихся педагогического техникума красноречиво говорят данные за 1925–1926 учебный год. На 1 июля в учебном заведении было 223 учащихся (63 мужчины и 160 женщин). По социальному положению: рабочих – 57, крестьян – 81, ремесленников – 4, служащих – 69, прочих – 12. В 1926 выпуск составил 53 человека. В 1930 обучалось 250 человек.

В 1924 вышло новое Положение о средних педагогических учебных заведениях, которым устанавливалась специализация педагогических техникумов (школьные, дошкольные и политико-просветительские). Этим же Положением утвержден срок обучения – четыре года, в том числе первые два года – общеобразовательные, равнялись 8 и 9 классам школ второй ступени, оставшиеся два года отводились на профессиональную подготовку.

В 1924 в Иркутском педагогическом техникуме открылось дошкольное отделение с четырехлетним сроком обучения. Техникум стал осуществлять подготовку учителей школ первой ступени и «работников дошкольного воспитания (в детдомах, очагах и площадках»).

В 1930 указывалось, что преподавание ведется с сельскохозяйственным уклоном. В учебный план Иркутского педтехникума наряду с традиционными общеобразовательными и психолого-педагогическими дисциплинами входили такие предметы, как крестьянская кооперация, статистика, счетоводство, история культуры, политграмота.

Обучение осуществлялось бесплатно. Учащимся выплачивалась стипендия. Сумма стипендии была небольшой – от 8 до 10 руб., но устанавливались они разными организациями: государственных стипендий было 75, местных – 100, ЦИКа – 4, профсоюзных – 30.

Примечательно, что для оказания помощи беднейшим учащимся использовались разного рода юбилеи и знаменательные даты. Так, в 1922 губернский исполком в честь 50-летия учительской семинарии учредил дополнительные 50 стипендий для детей беднейшего крестьянства, рабочих и трудовой интеллигенции.

Иногородним предоставлялось общежитие (в 1924 было 50 мест). Однако, условия проживания были достаточно стесненными. Так, в 1925 на 170 проживавших в общежитии приходилось всего 139 кроватей. В 1930 имелось 199 мест.

По воспоминаниям Л.И. Тамм, учебный корпус был соединен со спальным длинным теплым коридором. В средней части бывшей домовой церкви устроили спортзал, а в алтарной части соорудили сцену. На первом этаже техникума располагалась студенческая столовая. Во всех классах были установлены буржуйки, трубы вывели в форточки. Дров было мало, старались в первую очередь натопить спальный корпус, а учебный – как придется. Водопровод не работал, все «удобства» состояли из двух теплых туалетов и восьми умывальников.

Судьба Иркутского педагогического техникума сложилась неординарно. В связи с осуществлением в стране всеобщего обязательного начального образования резко возросла потребность в педагогических кадрах. Наиболее неблагополучное положение с обеспечением школ учителями сложилось на территории нынешней Читинской области, которая в те годы входила в состав Восточно-Сибирского края с центром в Иркутске. Для решения этих проблем было решено перевести Иркутский педтехникум в полном составе с преподавателями, учащимися и учебным оборудованием в г. Читу, где он слился с аналогичным Читинским педтехникумом. Произошло это в 1931, после того, как техникум сделал в Иркутске семь выпусков.

Здание передано Иркутскому индустриально-педагогическому институту.

Выпускники Иркутского педтехникума

Среди учащихся и выпускников Иркутского педагогического техникума немало известных имен.

Несомненной гордостью педтехникума является ее выпускник Алексей Павлович Окладников (03.10.1908 – 18.11.1981) – академик, ученый-археолог, историк и этнограф с мировым именем.

Окончил Иркутский опытный педагогический техникум Георгий Васильевич Тропин (15.05.1902 – 1988) – диалектолог, кандидат филологических наук, профессор Иркутского госуниверситета, заслуженный деятель науки Бурятской АССР.

Известный иркутский педагог Иосиф Александрович Дриц (27.01.1915 – 31.03.1985) – заслуженный учитель РСФСР, в 1943–1976 директор Иркутской средней школы № 11 – будучи учащимся Иркутского педтехникума, вынужден был переехать в Читу, закончить там обучение, а затем работать в школах Забайкалья.

Выпускницей техникума была Лидия Ивановна Тамм (17.02.1907 – 02.07.2004), общественный деятель, писательница, почетный гражданин города Иркутска.

Читайте в Иркипедии:

  1. Как учились иркутяне: история образования в Иркутске
  2. Иркутский музыкальный техникум
  3. Иркутский авиационный техникум
  4. Иркутское городское коммерческое училище
  5. Иркутское второе коммерческое училище
  6. Главное народное училище в Иркутске
  7. Иркутское уездное училище
  8. Глазковское городское начальное училище
  9. Александро-Мариинское пятиклассное городское училище
  10. Иркутское горное училище
  11. Иркутское железнодорожное начальное училище
  12. Иркутское ремесленное училище
  13. Ремесленно-слободское училище — историческое здание в Иркутске
  14. Иркутское начальное училище имени А.М. Кладищевой
  15. Иркутское еврейское начальное училище
  16. Бодайбинское реальное училище
  17. Витимское приходское училище
  18. Карапчанское (Воробьевское) приходское училище Киренского округа
  19. Киренское уездное училище
  20. Марковское приходское училище Киренского округа
  21. Нижнеилимское приходское училище
  22. Омолоевское приходское училище Киренского округа
  23. Орлингское приходское училище Верхоленского округа
  24. Преображенское приходское училище Киренского округа
  25. Чечуйское приходское училище Киренского округа

Литература

  1. Весь Иркутск: адресно-справочная книга на 1924 г. – Иркутск, 1924.
  2. Иркипедия: энциклопедия-хрестоматия.
  3. Иркутская летопись 1661–1940 гг. / сост., автор предисл. и примеч. Ю.П. Колмаков. – Иркутск, 2003.
  4. Меньшиков Л.П. Из истории становления среднего педагогического образования в Иркутской области. – Иркутск, 2001.
  5. Мигалев П. Академик Окладников // Копейка. – 2005. – 8 июля.
  6. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. / сост., предисл. и примеч. Н.В. Куликаускене. – Иркутск, 1994.
  7. Список абонентов Иркутской городской телефонной сети. – Иркутск, 1929.
  8. Справочник и деловой торгово-промышленный указатель по Иркутску и Иркутскому округу на 1930 год. – Иркутск, 1930.
  9. Спутник по городу Иркутску и Иркутской губернии. – Иркутск, 1926.
  10. Тамм Л.И. Записки иркутянки. – Иркутск, 2002.
  11. Терновая И.И., Терновой И.В. Как учились иркутяне. – Иркутск, 2011.
  12. Шерхунаев Р. «Он был для нас светом в окошке»… (Штрихи к портрету профессора Г.В. Тропина) // Восточно-Сибирская правда. – 2002. – 14 сентября.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Гаращенко Любовь Витальевна | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015