Оглавление
- 1. Этапы строительства Великого Сибирского пути
- 2. Модернизация Транссибирской магистрали
- 3. Направления Транссиба
- 4. Соседи Транссибирской магистрали
- 5. Населённые пункты по Транссибирской магистрали
- 6. Транссибирская магистраль в литературе
- 7. Интересные факты о Транссибирской магистрали
- 8. Планы на реконструкцию
- 9. Читайте в Иркипедии:
- 10. Примечания
- 11. Ссылки
Транссибирская железнодорожная магистраль (сокращенно Трансси́б, историческое название Великий Сибирский путь) — железная дорога через Евразию, соединяющая Москву и крупнейшие восточно-сибирские и дальневосточные промышленные города России. Длина магистрали 9288,2 км. Это самая длинная железная дорога в мире. Высшая точка пути — Яблоновый перевал (1019 м над уровнем моря)[1][2]. В 2002 завершена её полная электрификация[3]. Исторически Транссибом является лишь восточная часть магистрали, от Челябинска (Южный Урал) до Владивостока. Её длина — около 7 тыс. км. Именно этот участок был построен с 1891 по 1916. В настоящее время Транссиб соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток России, а говоря шире — российские западные, северные и южные порты, а также железнодорожные выходы в Европу (Санкт-Петербург, Мурманск, Новороссийск), с одной стороны, с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию (Владивосток, Находка, Забайкальск). Осенью 2010 министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин заявил, что пропускные возможности Транссибирской магистрали полностью исчерпаны[5].
Этапы строительства Великого Сибирского пути
Официально строительство началось 19 (31) мая 1891 в районе близ Владивостока (Куперовская падь), на закладке присутствовал цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II. Фактически же строительство началось раньше, в начале марта 1891 , когда началось строительство участка Миасс — Челябинск.
Одним из видных руководителей строительства одного из участков был инженер Николай Сергеевич Свиягин, в честь которого названа станция Свиягино.
Часть необходимых грузов для строительства магистрали были доставлены Северным морским путём, учёный-гидролог Н. В. Морозов провёл 22 парохода из Мурманска к устью Енисея[5].
Рабочее движение поездов по Транссибу началось 21 октября (3 ноября) 1901, после того, как было уложено «золотое звено» на последнем участке строительства Китайско-Восточной железной дороги.
Регулярное сообщение между столицей империи — Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами России — Владивостоком и Дальним по железной дороге было установлено в июле 1903, когда Китайско-Восточная железная дорога, проходящая через Маньчжурию, была принята в постоянную («правильную») эксплуатацию. Дата 1 (14) июля 1903 ознаменовала собой также ввод Великого Сибирского Пути в строй на всём его протяжении, хотя в рельсовом пути был перерыв: через Байкал приходилось переправлять поезда на специальном пароме.
Непрерывный рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился после начала рабочего движения по Кругобайкальской железной дороге 18 сентября (1 октября) 1904; а спустя год, 16 (29) октября 1905, Кругобайкальская дорога, как отрезок Великого Сибирского пути, была принята в постоянную эксплуатацию; и регулярные пассажирские поезда впервые в истории получили возможность следовать только по рельсам, без использования паромных переправ, от берегов Атлантического океана (из Западной Европы) до берегов Тихого океана (до Владивостока).
После поражения России в русско-японской войне 1904-1905 возникла угроза того, что Россия будет вынуждена уйти из Манчжурии и таким образом лишиться контроля над Китайско-Восточной железной дорогой, тем самым потеряв восточную часть Транссиба. Необходимо было продолжить строительство так, чтобы магистраль проходила только по территории Российской империи.
Конец строительства на территории Российской империи: 5 (18) октября 1916, с пуском моста через Амур близ Хабаровска и началом движения поездов по этому мосту.
Стоимость строительства Транссиба с 1891 по 1913 составила 1 455 413 000 рублей (в ценах 1913 года).
Модернизация Транссибирской магистрали
В 1990-2000-х был проведён ряд мероприятий по модернизации Транссиба, призванных увеличить пропускную способность магистрали. В частности, был реконструирован железнодорожный мост через Амур у Хабаровска, в результате чего был ликвидирован последний однопутный участок Транссиба[7][8]. В 2002 завершена полная электрификация магистрали.
Предполагается дальнейшая модернизация дороги из-за морального устаревания инфраструктуры и подвижного состава.
11 января 2008 Китай, Монголия, Россия, Белоруссия, Польша и Германия заключили соглашение о проекте оптимизации грузового сообщения Пекин—Гамбург[9].
Направления Транссиба
- Северный
- Москва — Ярославль — Киров — Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Омск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Владивосток.
- Новый
- Москва — Нижний Новгород — Киров — Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Омск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Владивосток.
- Южный
- Москва — Муром — Арзамас — Канаш — Казань — Екатеринбург — Тюмень (или Петропавловск) — Омск — Барнаул — Новокузнецк — Абакан — Тайшет — Иркутск — Владивосток.
- Исторический
- Москва — Рязань — Рузаевка — Самара — Уфа — Челябинск — Курган — Петропавловск — Омск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Владивосток.
Соседи Транссибирской магистрали
Линиями Западно-Сибирской железной дороги от Омска и Татарска (через Карасук и Кулунду) Транссиб соединяется с Северным Казахстаном. Из Новосибирска на юг, через Барнаул, в Среднюю Азию ведёт Турксиб. В конце XX века на Дальнем Востоке севернее Транссиба проложена Байкало-Амурская магистраль.
Населённые пункты по Транссибирской магистрали
Населённые пункты и железнодорожные станции, расположенные вдоль Транссибирской магистрали (весь список по алфавиту):
- Абрамцево
- Аксеново-Зиловское/Зилово
- Александров
- Алзамай
- Амазар
- Ангарск
- Анжеро-Судженск/Анжерская
- Антропово
- Архара
- Ачинск
- Бабушкин/Мысовая
- Бада
- Байкальск
- Балезино
- Барабинск
- Белогорск
- Белоярский/Баженово
- Бикин
- Бира
- Биробиджан
- Бирюсинск
- Богданович
- Боготол
- Болотное/Болотная
- Буй
- Бурея
- Верещагино
- Владивосток
- Волочаевка
- Вольно-Надеждинское/Надеждинская
- Вяземский/Вяземская
- Галич
- Глазов
- Голышманово
- Дальнереченск
- Данилов
- Дарасун
- Екатеринбург
- Екатеринославка
- Ерофей Павлович
- Жирекен
- Завитая
- Заводоуковск
- Заиграево
- Залари
- Заозерная
- Зима
- Зуевка
- Ижморская
- Иланская
- Иркутск
- Ишим
- Калачинская
- Камышлов
- Канск/Канск-Енисейский
- Каргат
- Карымское/Карымская
- Кез
- Киров
- Козулька
- Кормиловка
- Котельнич
- Коченево
- Красноярск
- Ксеньевка/Ксеньевская
- Куйтун
- Култук
- Кунгур
- Кутулик
- Ленинское/Шабалино
- Лесозаводск
- Лучегорск
- Любим
- Любинский/Любинская
- Магдагачи
- Майский/Чайковская
- Мантурово
- Мариинск
- Михайловка/Дубининский
- Могзон
- Могоча
- Москва
- Мошково
- Мытищи
- Называевск/Называевская
- Нея
- Нижнеудинск
- Нижний Ингаш/Ингашская
- Нижний Новгород
- Нижняя Пойма/Решоты
- Новопавловка
- Новосибирск
- Новочернореченский/Чернореченская
- Облучье
- Обь
- Омск
- Омутинский/Омутинская
- Оричи
- Переяславка/Верино
- Первоуральск
- Пермь
- Петровск-Забайкальский/Петровский Завод
- Поназырево
- Приисковый/Приисковая
- Пушкино
- Пышма/Ощепково
- Радонеж
- Ростов-Ярославский/Ростов
- Сергиев Посад
- Свеча
- Свободный
- Серышево
- Сибирцево
- Сковородино
- Слюдянка
- Смидович/Ин
- Софрино
- Спасск-Дальний
- Станционно-Ояшинский/Ояш]]
- Струнино
- Тайга
- Тайшет
- Танхой
- Татарск/Татарская
- Тахтамыгда
- Тугулым
- Тулун
- Тюмень
- Тяжинский/Тяжин
- Убинское/Убинская
- Улан-Удэ
- Усолье-Сибирское
- Уссурийск
- Усть-Кишерть/Кишерть
- Ушумун
- Уяр
- Фаленки
- Хабаровск
- Хилок
- Хор
- Хотьково
- Чаны
- Черемхово
- Черниговка/Мучная
- Чернышевск/Чернышевск-Забайкальский
- Чита
- Чулым/Чулымская
- Шаля
- Шарья
- Шелехов/Гончарово
- Шилка
- Шимановск/Шимановская
- Юрга
- Ялуторовск
- Яр
- Ярославль
- Яшкино
- Яя
Ниже приводится основной маршрут Транссиба, действующий начиная с 1958 (через дробь приводится название железнодорожной станции, если оно не совпадает с названием соответствующего населённого пункта):
Москва-Ярославская — Ярославль-Главный — Данилов — Буй — Шарья — Киров — Балезино — Верещагино — Пермь-2 — Екатеринбург-Пассажирский — [Тюмень — Называевск/Называевская — Омск-Пассажирский — Барабинск — Новосибирск-Главный — Юрга-I — Тайга — Анжеро-Судженск/Анжерская — Мариинск — Боготол — Ачинск-1 — Красноярск-Пассажирский — Иланский/Иланская — Тайшет — Нижнеудинск — Зима — Иркутск-пассажирский — Слюдянка-1 — Улан-Удэ — Петровск-Забайкальский/Петровский Завод — Чита-2 — Карымское/Карымская — Чернышевск/Чернышевск-Забайкальский — Могоча — Сковородино — Белогорск — Архара — Биробиджан-1 — Хабаровск-1 — Вяземский (город)|Вяземский/Вяземская — Лесозаводск/Ружино — Уссурийск — Владивосток
Транссибирская магистраль в литературе
Мажит Гафури путь в литературе начал с книги Себер тимер юлы йәки әхүәле милләт («Сибирская железная дорога, или положение нации») (Оренбург, 1904).
Интересные факты о Транссибирской магистрали
- Хотя Владивосток является конечной станцией Транссиба, на ветке на Находку есть более удалённые от Москвы станции — мыс Астафьева и Восточный порт.
- По Транссибу до недавнего времени курсировал самый дальний в мире поезд № 53/54 Харьков — Владивосток, преодолевавший 9714 км пути за 174 часа 10 минут. С 15 мая 2010 этот поезд «обрезан» до станции Уфа, однако курсирование беспересадочных вагонов сохранено. Самым дальним в мире вагоном беспересадочного сообщения на данный момент является Киев — Владивосток, расстояние 10259 км, время проезда 187 часов 50 минут.
- Самый «быстрый» поезд Транссиба — № 1/2 «Россия», сообщением Москва — Владивосток. Он проходит Транссиб за 6 суток 2 часа.
- На Ярославском вокзале Москвы, а также во Владивостоке установлены специальные километровые столбы с указанием протяжённости магистрали — «0 км» на одной грани и «9298 км» на другой грани (причём во Владивостоке на знаке написано «9288»).
Планы на реконструкцию
О необходимости реконструкции Транссиба и БАМа было заявлено на совещании у президента РФ Владимира Путина по вопросам модернизации железных дорог в июле прошлого года. На реконструкцию БАМа и Транссиба ОАО "Российские железные дороги" и правительство РФ намерены направить до 2018 года 562 млрд руб., из них 150 млрд руб. выделяется из ФНБ, 110 млрд руб. - в виде прямых бюджетных инвестиций, еще около 300 млрд руб. планируется привлечь через инвестпрограмму РЖД. В целом, по минимальным подсчетам, реализация проекта требует 900 млрд руб. вложений. Однако, по заявлению президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина, реальный объем необходимых инвестиций достигает 1,5 трлн руб. При выполнении проекта к 2020 году предполагается обеспечить пропуск грузопотоков до 55 млн тонн в год при сегодняшних 16 млн тонн. Как показали предварительные результаты ТЦА, экономический эффект от реализации проектов реконструкции БАМа и Транссиба оценивается инвесторами в размере 100 млрд руб.
Постановление правительства РФ, которое позволяет использовать средства Фонда национального благосостояния на модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.
Читайте в Иркипедии:
- Транссибирская магистраль в 1904 году
- Восточно-Сибирская железная дорога: главные сведения
- Кругобайкальская железная дорога
- Железная дорога по льду Байкала
- Кругобайкальская железная дорога — отрывок из путеводителя 1908-1909 годов
- Летняя поездка по Кругобайкальской железной дороге (фотоальбом)
- Железная дорога Абакан - Тайшет
- Детская Восточно-Сибирская железная дорога
Примечания
- Pекорды Транссибa // Транссиб.ру : сайт.
- Самая уникальная дорога на планете // Известия.Ру
- Завершена электрификация Транссиба, продолжавшаяся 74 // Известия.Ру
- На строительство БАМа-2 до порта Ванино потребуется 400 млрд рублей // Газета.Ру
- Аветисов Г.П. Морозов Н.В. (1862–1925) // Имена на карте Российской Арктики (Биографические данные около 200 отечественных и зарубежных исследователей) — СПб.: Наука, 2003. — 341 с. — 500 экз. — ISBN 5-02-025003-1
- 7 ноября 2009 состоится торжественное открытие второй очереди железнодорожного моста через реку Амур (Хабаровский край) // RZD.ru
- На Транссибе открывается движение поездов по второй колее моста через Амур // Вести.Ру
- От Пекина до Гамбурга // Chinapost.com
Ссылки
- Виртуальное путешествие из Москвы во Владивосток
- Путеводитель по Великой сибирской железной дороге. С-Петербург, 1900 . Издание Министерства путей сообщения
- Транссибирская магистраль // веб-энциклопедия
- Транссибирская магистраль до 1917 г. : библиографический указатель / Составитель С.К. Канн
- Распутин В. Транссиб (из книги «Сибирь, Сибирь…»)
- Транссибирская магистраль в Живом Журнале
- Постановление, разрешающее использовать средства ФНБ на модернизацию Транссиба и БАМа, подписал Дмитрий Медведев РИА Сибирские новости