Адвентисты седьмого дня — одна из крупных протестантских церквей. В Иркутской области распространилась после репрессивных мер, проводимых государством в XIX-XX вв.
Выйдя из недр баптизма, адвентизм сохранил практикующееся последним крещение во взрослом возрасте. Вскоре адвентизм распался на ряд деноминаций, из которых одна приобрела значительное влияние и получила весьма широкое распространение. Деноминация адвентистов седьмого дня была основана Э. Уайт в 1844 г. Название связано с тем, что эта группа адвентистов стала праздновать субботу вместо воскресенья. Адвентисты седьмого дня, как и некоторые другие течения христианства, ожидают второго пришествия Христа (''adventus'' в переводе с латыни означает ''пришествие''). Адвентисты седьмого дня отрицают бессмертие души, не верят в существование рая и ада. Этим они резко противопоставляют себя подавляющему большинству протестантов.
В СССР адвентисты седьмого дня появились в 1884 г. между немецкими колонистами в Крыму. Распространение адвентизма в России было сопряжено с большими трудностями, поскольку религиозная принадлежность российских граждан строго контролировалась государством и Православной Церковью. После репрессивных мер 1825-1826 гг. и последующих годов субботствующие постепенно стали исчезать из центральных губерний и появляться на окраинах (Северный Кавказ, Закавказье, Сибирь). Но после выселения субботствующих, открыто исповедовавших свою веру на прежних местах жительства, осталось много “скрытых” субботников. Детали их учения и богослужения разнились по различным губерниям. Миссионерская работа среди русских была затруднена.
В Уголовном Кодексе Российской империи появляются статьи, которые значительно ужесточают меры, направленные на борьбу с миссионерской деятельностью протестантов. Например, согласно статье 187 УК Российской империи всякая попытка совращения приверженца православной церкви в иную веру каралась пожизненной высылкой в Сибирь. В статье 189 прописывались следующие меры наказания в случае оставления православной церкви и присоединения к другой вере: дети вероотступника передавались на попечительство государства, а его имущество конфисковывалось до тех пор, пока он не осознавал своего заблуждения. Статья 196 гласила, что все те, кто виновны в пособничестве распространению существующих сект или организации новых сект, враждебных православной вере, должны быть лишены всех гражданских прав и высланы на пожизненное поселение в Сибирь, Закавказье или другие отдаленные места.
Однако после издания Указа “Об укреплении начал веротерпимости” от 17 апреля 1905 г. Церковь АСД была официально признана царским правительством. Происходит организационное становление Церкви, налаживается ее издательская, миссионерская и благотворительная деятельность, устанавливаются связи с руководством всемирной Церкви.
География распространения Церкви расширяется благодаря активной миссионерской работе в Сибири и Средней Азии. Еще в 1888 г. адвентистская литература через книгонош попадает в Сибирь. Внесли свою лепту в распространение адвентистской вести в Сибири и адвентисты, сосланные в этот суровый край за принятие “новой веры”, а также солдаты, участники русско-японской войны 1904-1905 гг., поселившиеся в Сибири в надежде обрести здесь большую свободу для вероисповедания, чем в Центральной России. Благодаря свидетельству последних в русской колонии в Харбине, например, пять человек приняли адвентистскую весть.
В 1908 в ответ на настоятельные просьбы сибирских адвентистов послать к ним служителя для евангельской работы в Сибирь был направлен первый адвентистский служитель. Им стал Карл Рейфшнейдер (1869-1929 гг.), уроженец г. Пятигорска, окончивший миссионерскую школу в Гамбурге. Поселившись в Омске, зимой 1908-1909 г. Рейфшнейдер осуществил большую миссионерскую поездку по Сибири. В 1910 г. ответственность за работу церкви в Сибири возложили на Н. К. Лебсака (племянника Генриха Лебсака). Одной из наиболее ярких фигур в истории российского адвентизма, безусловно, является Герхардт Перк (1859-1930 гг.). В 1910-е гг. Перк становится распространителем книг от Британского библейского общества, много путешествует, в том числе и в Сибири, продавая главным образом Библии.
Начавшаяся в 1914 г. война поставила Церковь АСД в России в новые условия. В России объявлена была полная мобилизация. От воинской повинности освобождались лишь священнослужители православной Церкви и проповедники протестантских церквей, имевшие удостоверения от губернатора. Те же служители, которые не имели подобных удостоверений, вместе со всеми проживающими в России немцами были эвакуированы на Урал и в Сибирь. Как неблагонадежные были эвакуированы и русские пресвитеры и служители, ибо они, по мнению властей, находились в тесном контакте с немцами. Были репрессированы и сосланы в Сибирь многие адвентистские проповедники. Среди них проповедник из Эстонии А. Клемент (в Иркутскую губернию), русский проповедник из Петрограда С.С. Ефимов (в Енисейск), русский проповедник из Одессы Горелик (в Тобольск), проповедник из Полтавской губернии А.Е. Гонтарь (в Иркутсткую губернию), руководитель общины г. Евпатория Ф.А. Кожевников (в Томскую губернию), председатель Северо-Кавказской конференции И.А. Спроге (в Иркутск) и многие другие.
После Февральской революции 1917 г. был издан указ об амнистии всех политических заключенных, в том числе и отбывающих наказание по религиозным убеждениям. Возвращались из Сибири сосланные туда адвентистские проповедники. Ответственные служители церкви энергично включились в работу по восстановлению разрушенной войной церковной организации. В августе и сентябре руководители церкви Рейнке и Гинтер посетили миссионерские поля в Сибири и провели ряд съездов в Омске, Иркутске, Владивостоке и позднее в Баку.
Постановление ВЦИК РСФСР “О религиозных объединениях” (1929 г.) резко ограничило деятельность Церкви. В последующие годы церковная организация была фактически ликвидирована, многие священнослужители и члены Церкви репрессированы. С началом войны по распоряжению Моссовета правление Единого Союза АСД вынуждено было эвакуироваться в Сибирь. Только после окончания Великой Отечественной войны предпринимаются попытки воссоздания церковной организации, разрушенной в 1930–1940-е гг. В 1946 г. возобновил свою деятельность Всесоюзный Совет Церкви АСД. Однако, несмотря на потепление в церковно–государственных отношениях, о созыве очередного съезда и выборах руководителей Церкви не могло быть и речи. Через институт уполномоченных государство строго контролировало ситуацию на местах, подавляя всякую инициативу, ведущую к росту Церкви.
В конце 1950-х гг. начинается новая волна гонений на Церковь. Вводятся дополнения к законодательству о религиозных культах, еще больше ограничившие права верующих и расширившие возможность их притеснения местными уполномоченными. Вся религиозная и социальная активность Церкви жестко ограничивается действующим законодательством. В декабре 1960 г. был ликвидирован Всесоюзный Совет Адвентистов Седьмого Дня (ВСАСД) в Москве – без какого-либо объяснения со стороны государственных чиновников. Многочисленные общины Адвентистов Седьмого Дня на территории СССР перешли на полулегальное существование.
Церковь христиан адвентистов седьмого дня свободно начала действовать в Иркутской области только после 1985 г. В 1987 г. на годичном совещании Генеральной конференции был рассмотрен проект евангелизации, который был утвержден на съезде ГК в 1990 г. в виде стратегического плана “Глобальная миссия”, рассчитанного на десять лет, согласно которой необходимо было ежегодно достигать адвентистского присутствия на территориях, на которых действовало малое число общин или же их вообще не было. В число таких территорий попали Сибирь и Дальний Восток.
Начиная с 1990 г. на территории Восточно-Российского Униона, так же, как и в других частях бывшего Советского Союза, при большой поддержке Северо-Американского отделения Всемирной Церкви было проведено множество евангельских кампаний. Наиболее яркие евангельские кампании прошли во Владивостоке (крещено 250 душ), в Омске (крещено 860 душ). Успешно прошли кампании в Петропавловске-Камчатском, Новосибирске, Иркутске, Чите.
Большим событием в жизни иркутских ХАСД стало посещение области в 1999 г. американского проповедника Джона Картера – тогда 750 человек приняли крещение.
В Иркутской области действует 16 общин — в Иркутске, Братске, Ангарске, Шелехове, Усолье-Сибирском, Черемхово, Тулуне, Слюдянке, Усть-Куте, Байкальске, Киренске, Бодайбо и посёлке Усть-Ордынский. Восточно-Сибирская конференция ЦХАСД входит в Восточно-Российскую союзную миссию ЦХАСД.
В основе миссионерской деятельности, проводимой ЦХАСД, лежат оздоровительные программы и усилия образовательного характера. Большое значение уделяется проводимым под эгидой Церкви фестивалям христианской песни. Созданное ЦХСАД “Агентство по оказанию помощи и развитию” (ADRA) принимало непосредственное участие в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории Иркутской области.
В Иркутске действует Заочный филиал Заокской духовной Академии (по окончанию присуждается степень бакалавра практического богословия). С 2004 г. действует молодежный лагерь “Ветер перемен”, программа которого обновляется каждый год, кроме этого, работают наставники, в расписание входят активные игры, кружки, библейские уроки. Музыкальный отдел включает хор и музыкальные коллективы. Участники несколько раз выступали с евангельскими программами как на Иркутских площадках, так и на территории области.
Отделы Церкви АСД:
Адвентистское агентство помощи и развития (ADRA)
Субботняя школа и личное служение
Отдел детского служения
Отдел молодёжного служения
Отдел семейного служения
Отдел женского служения
Отдел здоровья
Отдел информации
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей