Баптизм

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Баптизм крупнейшая протестантская церковь, возникшая как радикальная ветвь английского пуританизма. На территорию Иркутской области проник за счет репрессий и миссионерской деятельности.

Общие сведения

Баптизм возник в Англии в начале XVII в. как форма развития пуританизма, течения в англиканской церкви, направленного на дальнейшее преодоление ею католического наследия.

Отличительными признаками баптизма стало требование сознательного крещения по вере как условия принятия в церковь, а также лозунг полной независимости церкви от светской власти. Наименование его происходит от греческого “баптидзо”, что означает “крещу, погружаю” или “крещенный по вере”.

Баптисты значительно упростили обрядность, они не почитают креста, не признают икон. Служителем церкви может стать женщина. Верующие принимают крещение в зрелом возрасте через погружение в воду; это рассматривается как акт сознательного обращения к вере, духовного возрождения. Кандидаты в члены общины (приближенные) допускаются к крещению только после испытательного срока и покаяния на молитвенном собрании. Только принявшие водное крещение считаются полноправными членами общины. Крещение и хлебопреломление (причащение) рассматриваются как обряды, символизирующие духовное единение с Христом. Провозглашается принцип всеобщего священства, все члены церкви допускаются к проповеди. Общины возглавляют выборные пресвитеры, которым помогают дьяконы и проповедники.

Из всех христианских праздников баптисты сохранили только те, которые связаны с Иисусом Христом, а также отмечают Праздник жатвы, День единства.

Богослужение совершается в молитвенных домах. Убранство этих домов очень строгое и торжественное, без каких-либо предметов культа. Богослужения совершаются два-три раза в неделю, они проходят по определенному сценарию. Проповеди пастора перемежаются совместными молитвами и пением псалмов и религиозных гимнов. Баптистская община является сплоченным коллективом единомышленников.

Распространение баптизма в Сибири

Наибольшее распространение баптизм получил в США, стране, ставшей его второй родиной. Первые баптистские общины появились на американском континенте в 30-х XVII в. В течение долгого времени баптизм развивался преимущественно в англосаксонском мире. Начало распространения баптизма на европейском континенте было положено в 1834 в Германии. К концу XIX в. баптистские общины существовали в Швеции, Норвегии, Польше, Венгрии, Болгарии, Греции и других европейских странах.

Появление баптизма на территории Российской империи исследователи объясняют по-разному. Так, православные богословы утверждают, что баптизм генетически связан с немецкими переселенцами-протестантами и был завезен в Россию в XIX в. Сами баптистские историки полагают, что баптизм вышел из православия и имеет исключительно национальную почву. В 1820-е в немецких колониях в России появились первые миссионеры из Базельского общества евангелических миссий. Рядом с немецкими колонистами проживали православные крестьяне, среди которых распространялось евангелическое учение. Так возникли общины штундистов — от нем. “штунден” (“часы”). Первые евангелистские и баптистские общины появились в 1860-е на юге Украины, в Закавказье, в Петербурге и в Таврической губернии (Левобережная Украина).

В 1864 на Украине возникла первая баптистская церковь, состоящая исключительно из российских немцев бывших лютеран, реформатов и меннонитов. Начиная с этого момента, члены штундистских кружков начали принимать крещение у баптистов. Надо сказать, что к тому времени штундистские кружки посещали не только немцы, но и живущие рядом с ними украинские крестьяне. Ради чтения Нового Завета они даже выучились грамоте.

Массовое распространение баптизма среди русского и украинского населения приходится в основном на 1860-70-е. Рост баптизма осуществлялся в основном за счет бывших последователей старых русских сект (главным образом молоканства) и штундизма. Штундисты не представляли собой единой церкви, были плохо организованы и в начале 1880-х слились с баптистами. В 1884 создается Союз русских баптистов.

Первым регионом в Сибири, где появились баптисты, была Хакасия, куда они были сосланы с Юга России в 1870-е Кроме этого, распространение баптизма в Сибири было связано со строительством Сибирской магистрали и дальнейшей колонизацией этого края. Общины были не многочисленны, так как из-за преследования властей они носили полулегальный характер. В Омске в 1905 прошел I Сибирский краевой съезд баптистов.

Особенно трудным стало положение евангельских христиан-баптистов во время Первой мировой войны, начавшейся в августе 1914. Православные миссионеры повсеместно настраивали народ против евангелистов-баптистов за их "немецкую веру". В 1915 гонениям подверглись и верующие Сибири. В донесении писалось, что они имеют "тесную связь с воинствующим германизмом". Уездный начальник дал распоряжение закрыть все молитвенные дома даже в тех местах, где жили только баптисты и не было ни одного двора православных (села: Усов, Баландино, Славянка и др.).

После революции 1917 баптизм получил значительное распространение на территории Советской России. Баптисты развели массовую проповедническую деятельность среди людей, уставших от многочисленных войн и революций, не нашедших опоры в идеологии православия и старообрядчества, идеи, выдвигаемые адвентистами и баптистами, нашли отклик. Центром баптизма в Сибири до 1926 был Омск, позднее - Новосибирск. В Омске в 1917 состоялся первый свободный съезд русских баптистов, одна из выдвигаемых задач на съезде была пропагандистская деятельность. Как решалась эта задача, свидетельствует такой факт: в 1917 баптисты в Сибири имели 100 баптистских общин, 100 молитвенных домов, 150 местных и разъездных пресвитеров и проповедников; в 1927 — 150 общин, 130 молитвенных домов, 610 пресвитеров и проповедников.

В конце 1920-х репрессии возобновились, руководящие органы баптистов и местные общины были распущены, многие баптисты подверглись арестам и высылке в Сибирь и Среднюю Азию. В 1930-е многие баптисты также подвергались преследованиям, были репрессированы или отправлены в лагеря. На территории Карелии, Псковской, Новгородской и Ленинградской областей с 1917 существовал Ингерманский союз баптистов, в который входили братья: финны, карелы и эстонцы. В начале 1930-х союз был закрыт, а служители почти все уничтожены в лагерях. Многие семьи верующих этого союза были сосланы в Восточную Сибирь. К 1937 закрыли все церкви евангельских христиан и баптистов, большинство проповедников и пресвитеров было сослано в Сибирь. Однако уже в первые послевоенные годы численность баптистов начала увеличиваться.

Община в Иркутске

Община ЕХБ в Иркутске была создана в 1904-1908 верующими переселенцами из центральных областей России и Украины. 1-я Иркутская церковь баптистов существует с 1905. Не действовала в период 1930-е-1948. В 1911-1912 при церкви существовала коммуна, состоящая из нескольких семей.

В 1932 молитвенный дом был закрыт решением горсовета. С 1932 по 1944 община собиралась по домам отдельными группами.

В 1944 община Иркутска была официально зарегистирована. 

В 1992 появилась 2-я Иркутская церковь по адресу ул. Партизанская, д. 42.

Баптисты и евангелисты

В первые годы Советской власти баптисты и евангелисты находились во враждебных отношениях. Так продолжалось до второй мировой войны, во время которой между евангелистами и баптистами наметились тенденции к сближению. В 1944 прошел объединительный съезд ВСЕХ и Союза баптистов, на котором было принято решение о создании Союза евангельских христиан и баптистов (ВСЕХБ), через год к ним присоединилась часть пятидесятников, а в 1963 - братские меннониты. Секта строго централизована, имеет свой Всесоюзный Совет в Москве, сеть организаций в республиках и областях, входит во Всемирный союз баптистов, центр которого находится в Вашингтоне (США). Численность крещеных членов организации в России в настоящее время превышает 600000 человек, а с учетом детей, родственников и сочувствующих идеям ВСЕХБ организация оказывает свое влияние на несколько миллионов человек.

Искусственность такого конгломерата быстро проявилась во внутренних трениях и расколах. В начале 1990-х ВСЕХБ распался. Ныне в России действует примерно 2000 баптистских общин, насчитывающих около 250000 верующих. Наиболее крупные объединения представлены конституированным в 1991 Союзом Евангельских христиан-баптистов Российской Федерации и Союзом Церквей ЕХБ (СЦ ЕХБ).

Современное состояние

В регионе действует централизованная организация баптистов Объединение церквей евангельских христиан-баптистов Иркутской области, входящая в Российский союз Евангельских христиан-баптистов. Действует около 40 организаций и групп, в областном центре ведётся строительство храма. Наиболее многочисленны христиане-баптисты в Иркутске (действует четыре  церкви), Ангарске (три церкви), Шелехове, Марково, по станциям железнодорожной ветки Иркутск–Черемхово. Большая часть баптистов – русские.

Основными направлениями деятельности Объединения церквей ЕХБ в Иркутской области является евангелизация (миссия “Гедеоновы братья”), социальная и оздоровительная работа в детских летних лагерях. Существует “Общество евангелизации детей” (2000 ребят переписываются с преподавателями). Открыта образовательная заочная Библейская школа. В церквях ЕХБ имеются христианские хоры. Развивается направление реабилитации алко- и наркозависимых граждан — действуют три центра в Шелехове, Тайшете, Ангарске, один находится в стадии подготовки в Черемхово.

Руководимая Козловым Иваном Николаевичем Церковь евангельских христиан-баптистов  в Усть-Илимске и “Церковь Благодати Христа” Иркутска (руководитель Шкурченко Валентин Леонидович) самостоятельны.

Контакты

1-я иркутская церковь ЕХБ расположена по адресу: г. Иркутск, ул. Кайская, д. 5.

Пресвитер Иркутской области — Зайцев Виктор Иванович.

Ссылки

  1. Государственно-конфессиональные отношения в Иркутской области // сайт правительства Иркутской области
  2. Кто есть кто в Иркутске (2-е издание - биографические справки 2003-2006)
  3. Cайт Российского Союза евангельских христиан-баптистов
  4. Баптисты // сайт “Сектовед”
  5. Баптизм в России. Исторический очерк // сайт Тульского информационно-консультативного центра по вопросам сектанства
  6. Баптизм // словари и энциклопедии на Академике
  7. Сергей Филатов, Лоуренс Юззелл Хакасия. Сгусток религиозных проблем Сибири
  8. Ольга Бястик Протестантские церкви в России // сайт “Культурно-конфессиональная структура христианской цивилизации”
  9. Л.В. Боровко В.Р. Языкович Баптизм в Беларуси: история, день сегодняшний / из книги “Традиционные вероисповедания и новые религиозные движения в Беларуси”. Минск, Беларусь, 2000.
  10. М. Тимошенко Баптисты и их противники // Баптист : журнал. № 9. 1911.
  11. Синичкин А. Особенности возникновения и формирования российского баптизма
  12. Владимир Попов Христиане баптисты в России: история и современность // сайт Централизованной религиозной организации "Российский Союз Евангельских христиан-баптистов.
  13. И.П. Плетт История евангельских христиан-баптистов с 1905 по 1944 год
  14. Евангельские христиане-баптисты

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 29 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркипедия | Библиотека по теме "Религия и духовная жизнь"