Новости

Школа для девочек Н.В. Сукачевой, бесплатная

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Частное бесплатное училище для девочек Н.В. Сукачевой

Источник: Частное собрание
Источник: Земля Иркутская. – 2010. – № 1 (36).

Частное бесплатное училище для девочек было открыто Н.В. Сукачевой в Иркутске в 1883. Одноэтажное деревянное здание школы располагалось на территории усадьбы Сукачевых (ныне реставрируемый историко-культурный комплекс «Мемориальная усадьба и парк В.П. Сукачева», находящийся на углу ул. Декабрьских Событий и 1-й Советской).

Школа для девочек Н.В. Сукачевой: общие сведения

Надежда Владимировна Сукачева (1855–1935), потомственная дворянка, жена известного иркутского общественного деятеля В.П. Сукачева, дабы «дать образование, обеспечить материальную независимость будущим женщинам», открыла в Иркутске бесплатную школу для девочек на 100 человек, в чем видела исполнение своего христианского долга.

Дата открытия учебного заведения в разных источниках указывается разная: 2 февраля 1884 ("Летопись города Иркутска" Н.С. Романова), 1883–1884 учебный год ("Известия Иркутской городской думы"), 1883 (Отчеты двухклассного бесплатного училища для девочек г-жи Н.В. Сукачевой, Иркутская летопись).

Одноэтажное деревянное здание школы располагалось на территории усадьбы Сукачевых. Крыльцом оно выходило на 1-ю Иерусалимскую улицу и отличалось от других усадебных построек отсутствием резного декора. Помещение было хорошо освещенным: по фасаду устроено 10 окон. Здание украшали две колонны и ажурная металлическая решетка на крыше.

В доме имелось 12 помещений, выполнявших различные функции и оборудованных в соответствии с требованиями передовой педагогики: кабинеты зоологии, рисования, музыки, литературы, ручного труда, библиотека, имевшая два отдела – учительский и ученический, в которых в конце XIX века было, соответственно, 225 и 400 наименований изданий. Выписывались журналы «Домашнее чтение», «Родник», «Народная читальня».

В 1884 были проведены дополнительные работы по расширению помещений школы. Помимо аудиторий было выстроено специальное помещение для оранжереи.

На содержание училища В.П. Сукачев отпускал ежегодно 3 тысячи руб. Эта сумма позволяла не только выплачивать заработную плату педагогам, но и обеспечивать питание воспитанницам – завтрак, который состоял из двух французских булок, чая с молоком и сахара.

Школа находилась на окраине тогдашнего Иркутска. Население, жившее в ее окрестностях, не отличалось особой образованностью, поэтому коллектив школы для просвещения жителей и родителей с октября 1900 создал аудиторию, получившую наименование «Сукачевская», где по воскресным дням проходили чтения художественных произведений, литературные концерты, устраивались живые картины силами учениц.

В 1903 Н.В.Сукачева разрешила Комиссии народных чтений Иркутска открыть воскресную школу и пользоваться помещением ее школы.

Значение школы для Иркутска оценили современники. В 1909 на заседании думы городской голова И.Ф. Исцеленнов доложил, что исполнилось 25 лет существования бесплатной школы для девочек Н.В. Сукачевой, и за эти годы «обучились и получили воспитание не одна тысяча детей бедных жителей города. "При основании школы, – сказал городской голова, – я лично… был свидетелем, с каким вниманием и любовью создавалась эта школа глубокоуважаемой Надеждой Владимировной... Кроме материальных затрат на возведение специального благоустроенного здания школы, Надежда Владимировна ежегодно расходует на содержание личного состава школы три тысячи рублей". Городская дума, заслушав сообщение, постановила выразить госпоже Сукачевой признательность: из Иркутска в Петербург, куда с 1897 переехала семья Сукачевых, была отправлена телеграмма:

«Иркутская городская дума, заслушав доклад городского головы об исполнившемся 30 января двадцатипятилетии существования бесплатной школы для девочек, созданной и содержащейся Вами, возложила на меня лестное поручение передать Вам, Глубокоуважаемая Надежда Владимировна, глубокую признательность городского управления и сердечную благодарность населения, дети которого получили образование, воспитание в образцовой школе, благодаря Вашей любви, Вашим заботам и жертвам. Прошу принять выражения лично моего глубокого уважения. Христос Воскрес, 28 марта 1909 г.».

Ответная телеграмма из Петербурга, доведенная до сведения членов городской думы 17 апреля, гласила:

«Сердечно тронута вниманием думы, Вашим [к] моему скромному делу. Счастлива возможностью посильно содействовать образованию юных иркутянок. Воистину Воскресе, Сукачева».

Надежда Владимировна не оставила школу своей заботой и после того, как семья Сукачевых в 1898 переехала из Иркутска в Санкт-Петербург, и продолжала финансировать ее вплоть до 1918.

В 1920 усадьба Сукачевых перешла в ведение отдела народного образования. Школа также перешла в ведение губпросвета, и обучение стало смешанным. К 1925 она была школой 1-й ступени, в ней обучалось 150 детей, заведующим стал Грошков, но коллектив учебного заведения продолжал традиции, заложенные основательницей.

Преподавательский состав школы для девочек Н.В. Сукачевой

Первоначально возглавляла учебное заведение сама учредительница. А с 15 августа 1889 и до самой революции заведовала школой Евгения Дмитриевна Солдатова.

Н.В. Сукачева умело подбирала преподавателей для своего учебного заведения, в том числе из выпускниц иркутских гимназий. Надежда Владимировна имела возможность присмотреться сама к гимназисткам во время учебы, поскольку, начиная с 20 января 1886, она была председательницей попечительного совета и попечительницей прогимназии им. И.С. Хаминова, открытой в 1879.

Известно также, что одним из первых, 2 февраля 1884, на должность учителя двухклассного училища для девочек Н.В. Сукачевой был приглашен окончивший Высшие педагогические курсы Кононович-Ширванский.

Надежда Владимировна строго следила за тем, как педагоги относились к девочкам и как вели уроки. Стоит отметить, что преподавательский состав школы находился в лучших материальных условиях, чем преподаватели других городских школ: они получали большее жалование, специально для них был выстроен дом в предместье Марата. Она создала такие условия для учителей, что текучести кадров практически не было, большая часть из них работала с 1885–1886 до 1920-х.

В должности законоучителя в разные годы состояли: протоиерей Симеон Яковлевич Писарев (1891), священник Константин Петрович Тихомиров (1897–1905), о. Владимир Рекославский (1908–1916).

Учителями в школе Н.В. Сукачевой работали: жена чиновника Евгения Дмитриевна Солдатова (с 1980-х до 1917), дочери чиновников Елена Алексеевна Яковлева (с 1980-х до 1917) и Глафира Александровна Кузнецова (1891–1903), дочь почетного гражданина Анна Григорьевна Тихонравова (1891), Мария Николаевна Попова (1897), Иван Андреевич Корнаков (пение, 1897), Мария Николаевна Юринская (1901–1903),  В. Платоновна Корсунская (1905), Любовь Федоровна Коршунова (1905–1917), Евгения Федоровна Коршунова (1908–1917).

Рукоделие в школе преподавала отдельная учительница. В справочной литературе в этом качестве называется Любовь Дмитриевна Германова (1897–1903). Многие годы рукоделие вела Мария Алексеевна Усольцева, происходившая из мещан, получившая образование в прогимназии им. И.С. Хаминова. Примечательно, что в 1888 на заседании Иркутской городской думы, где шло обсуждение вопроса о преподавании детям ручного труда, в частности, было отмечено: «…можно возлагать большую надежду на серьезную обстановку обучению рукоделию в бесплатном училище Н.В. Сукачевой, где имеется отдельная учительница рукоделия; там можно ожидать выработки программы рукоделия, приложимой и к другим начальным училищам для девочек в г. Иркутске».

Образовательный процесс

Девочки получали образование по программе начального двухклассного училища, в каждом классе было младшее и старшее отделение.

Одновременно ежегодно обучалось от 120 до 147 учениц, из которых выпуск составлял 11–13, прием от 20 до 43 девочек. «За недостатком помещения» каждый год в приеме отказывали 45–63 претенденткам. В 1897 в училище получали образование 125 человек.

Характерно, что в школе Сукачевой обучались только православные, за редким исключением принимались девочки католического и лютеранского вероисповедания. Социальный состав был достаточно пестрым. Так, в 1901 из 135 учениц 13 были дети дворян и чиновников, 2 – духовного звания, 80 – купцов и мещан, 10 – крестьян, 22 – казаков, 7 – солдат, 3 – поселенцев.

Дополнительно к общеобразовательным предметам – русскому языку, арифметике, географии, Закону Божьему – в школе преподавали пение, иностранные языки. Девочки обучались хорошим манерам, а также рукоделию. Они учились вести домашнее хозяйство, ухаживать за животными. Считалось, что каждая девочка должна не только обеспечивать своим мастерством собственную семью, но и иметь гарантированный заработок.

В первые годы существования школы Надежда Владимировна сама обучала девочек вышивке и игре на музыкальных инструментах. Сохранилось несколько работ учениц школы, они представлены в экспозиции главного дома усадьбы.

Училище было достаточно оснащено наглядными пособиями, которые приобретались за счет основательницы школы. Имелись два глобуса, теллурий, пять географических карт, картины по зоологии, ботанике, русской и священной истории, прописи, образцы рисования по клеткам, картины для наглядного обучения и др. Из воспоминаний одной из учениц школы известно, что одна из стен класса была заставлена чучелами животных и птиц, по которым девочки изучали физиологическое строение животных.

Учащихся снабжали всем необходимым для учебы, в том числе школьной формой. Наиболее нуждающиеся из них к Новому году получали теплую одежду и обувь.

Дисциплина в школе поддерживалась не боязнью наказания, а добрым отношением учителей к ученицам.

Учебный процесс строго контролировался: заведение в течение учебного года посещали либо директор, либо главный инспектор народных училищ Иркутской губернии, а подчас кто-то из них присутствовал на экзаменах. Следует также отметить существовавшую в школе традицию «отсутствия пропущенных уроков»: после прихода выздоровевшей девочки в школу с нею проводились индивидуальные занятия, а заболевших преподавателей подменяли коллеги.

Большое внимание уделялось воспитательной работе. На средства госпожи Сукачевой устраивалась в школе елка (эта традиция сохранилась и после ее отъезда из Иркутска). В праздничные дни ученицы школы и гости усадьбы получали обильное угощение и всевозможные развлечения в течение всего дня.

В первый год нового века девочки познакомились с фонографом. Они часто посещали городской театр, смотрели спектакли, поставленные учениками соседних школ, присутствовали на торжествах по случаю освящения Казанского кафедрального собора, 50-летия Восточно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества. Хор школы принимал участие в праздновании 100-летнего юбилея А.С. Пушкина.

Читайте в Иркипедии:

  1. Иркутское городское коммерческое училище
  2. Иркутское второе коммерческое училище
  3. Главное народное училище в Иркутске
  4. Иркутское уездное училище
  5. Глазковское городское начальное училище
  6. Александро-Мариинское пятиклассное городское училище
  7. Иркутское горное училище
  8. Иркутское железнодорожное начальное училище
  9. Иркутское ремесленное училище
  10. Ремесленно-слободское училище — историческое здание в Иркутске
  11. Иркутское начальное училище имени А.М. Кладищевой
  12. Иркутское еврейское начальное училище
  13. Бодайбинское реальное училище
  14. Витимское приходское училище
  15. Карапчанское (Воробьевское) приходское училище Киренского округа
  16. Киренское уездное училище
  17. Марковское приходское училище Киренского округа
  18. Нижнеилимское приходское училище
  19. Омолоевское приходское училище Киренского округа
  20. Орлингское приходское училище Верхоленского округа
  21. Преображенское приходское училище Киренского округа
  22. Чечуйское приходское училище Киренского округа

Источники и литература

  1. Адрес-календарь Иркутской губернии. – Иркутск, 1916.
  2. Адрес-календарь личного состава служащих в правительственных, общественных и частных учреждениях города Иркутска на 1897–98 год. – Иркутск, 1897.
  3. Весь Иркутск с отделами Забайкальской и Якутской областей на 1909 г. – Иркутск, 1909.
  4. Возвращение в усадьбу Сукачевых // Наследие народов Российской Федерации. – 2011. – № 3–4. – С. 12–17.
  5. Иркутская летопись 1661–1940 гг. / сост., автор предисл. и примеч. Ю.П. Колмаков. – Иркутск, 2003.
  6. Наумова Д. Школа в усадьбе Сукачевых // Восточно-Сибирская правда. – 2010. – 29 марта.
  7. Памятная книжка Иркутской губернии на 1891 г. – Иркутск, 1891.
  8. Памятная книжка по Иркутской губернии на 1901 год. – Иркутск, б/г.
  9. Памятная книжка Иркутской губернии на 1902 г. – Иркутск, 1902.
  10. Памятная книжка по Иркутской губернии на 1903 год. – Иркутск, б/г.
  11. Памятная книжка Иркутской губернии на 1905 г. – Иркутск, 1905.
  12. Памятная книжка Иркутской губернии. – Иркутск, 1911.
  13. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. / сост., предисл. и примеч. Н.В. Куликаускене. Иркутск, 1994.
  14. Струк Н. «Счастлива возможностью посильно содействовать образованию юных иркутянок» // Земля Иркутская. – 2010. – № 1 (36). – С. 43–49.
  15. Терновая И.И., Терновой И.В. Как учились иркутяне. – Иркутск, 2011.
  16. Чирков Н.С. Иркутск в кармане: Справочник 1908–1909 г. – Иркутск, б/г.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Научная работа | Автор(ы): Гаращенко Любовь Витальевна | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.