Зиминская узкоколейная железная дорога — в Зиминском районе Иркутской области. Первый участок узкоколейки был открыт в 1930-х годах (не позднее 1937 года). Являлась крупнейшей среди узкоколейных железных дорог России. Ее протяженность на пике развития составляла не менее 150 километров.
Маршрут узколейки был следующим: Зима (Ока 2-я) – Центральный Хазан – Боровое – Новая – Обгонная – Харлат, Новая – Урункуй, а также другие многочисленные ветки. Главное локомотивное депо находилось на станции Центральный Хазан.
Работа узкоколейной железной дороги прекратилась в 1990–х. В 1996–1997 некоторые железнодорожники в организованном порядке переселились из Центрального Хазана в Новоильинск (республика Бурятия) и продолжили работу на Хандагатайской узкоколейной железной дороге. Ориентировочная дата ликвидации последнего участка Зиминской узкоколейной железной дороги – 1998 год.
Сейчас станция в Центральном Хазане разрушена, депо сохранилось и используется для одной из пилорам. От узкоколейки остались рельсы, закатанные в асфальт. Все остальное собрали искатели металлолома. Несколько оставшихся вагонов используется для целей, далеких от железнодорожных. Так, например, около станции сохранился кузов трофейного крытого вагона с тормозной будкой. Один из местных жителей поставил его около своего двора и использует как бытовку.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей