Железные дороги Иркутской области являются важнейшей частью общероссийской транспортной сети, они связывают область с восточными и западными регионами страны. На территории области находится более 100 железнодорожных станций, а эксплуатационная длина железнодорожных путей составляет 2506 километров (2,9% протяженности российских путей сообщения). Крупнейшие железнодорожные узлы региона — Иркутск-сортировочный,Тайшет и др. Большая часть железнодорожных путей на территории области относится к Восточно-Сибирской железной дороге. На 1000 кв. км территории области приходится 3,2 км железных дорог.
Главной транспортной артерией является Транссибирская железнодорожная магистраль, проложенная в конце XIX в. вдоль Московского тракта.
В Период строительства Транссибирской магистрали одну из железнодорожных станций на территории Иркутской области назвали "Половина": она находится в центре России, на середине железнодорожного пути от Санкт-Петербурга до Владивостока.
На Западе Иркутской области расположен крупный железнодорожный узел - ст. Тайшет. Здесь к Транссибирской магистрали примыкает Восточный участко Южно-Сибирской магистрали (железная дорога Абакан - Тайшет), отсюда начинается Западный участок Байкало-Амурской магистрали.
Железные дороги проходят по более освоенным (южной и средней) частям области, где располагаются почти все важнейшие промышленные центры, крупные предприятия, основные сельскохозяйственные угодья и районы лесозаготовок.
По данным Иркутскстата, общая эксплуатационная протяжность всех железнодорожных линий на территории области по состоянию на 1 января 2013 г. составила 2506 км. Протяженность электрифицированных участков по сравнению с 2005г. увеличилась на 1%.
Эксплуатационная длина железных дорог ОАО «РЖД» (на конец года; километров)
|
Всего |
в том числе: |
|||
электрифи- |
в % к общей |
обслуживаемых |
в % к общей |
||
2005 |
2478 |
2272 |
91,7 |
206 |
8,3 |
2007 |
2478 |
2294 |
92,6 |
183 |
7,4 |
2008 |
2478 |
2294 |
92,6 |
183 |
7,4 |
2009 |
2506 |
2294 |
91,5 |
234 |
9,3 |
2010 |
2506 |
2294 |
91,5 |
212 |
8,5 |
2011 |
2506 |
2294 |
91,5 |
212 |
8,5 |
2012 |
2506 |
2294 |
91,5 |
212 |
8,5 |
Густота грузовых перевозок на железнодорожном транспорте за период с 2005 г. возросла в 1,3 раза (с 30,7 до 41,2 млн. т-км на 1 км эксплуатационной длины).
Густота грузовых и пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте ОАО «РЖД»
|
В среднем на 1 километр эксплуатационной длины |
|||
грузооборот, млн. т-км |
пассажирооборот, млн. пасс-км |
|||
Иркутская область |
Россия |
Иркутская область |
Россия |
|
2005 |
30,7 |
21,8 |
1,7 |
2,0 |
2007 |
35,4 |
24,5 |
1,9 |
2,0 |
2008 |
38,0 |
24,9 |
1,8 |
2,1 |
2009 |
35,2 |
21,8 |
1,5 |
1,8 |
2010 |
37,0 |
23,5 |
1,4 |
1,6 |
2011 |
38,9 |
24,9 |
1,5 |
1,6 |
2012 |
41,2 |
26,0 |
1,3 |
1,7 |
В 2012 г. перевозки пассажиров по сравнению с 2005г. снизились на 34,2%, пассажирооборот - на 20,7%.
Отправлено пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования (в процентах к итогу)
|
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Перевезено пассажиров - всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в т.ч. в пригородном сообщении, % |
88 |
89 |
89 |
89 |
87 |
86 |
86 |
Средняя дальность поездки |
162 |
163 |
160 |
167 |
184 |
210 |
224 |
Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года и большой скоростью (по сравнению с водным транспортом), способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, низкой себестоимостью перевозок. В настоящее время железнодорожный транспорт является одной из наиболее стабильно действующих отраслей экономики Приангарья, крупным налогоплатильщиком. На его долю приходится 90% наличием транзитных перевозок (треть всех перевозимых грузов является транзитным). Во внутриобластных перевозках железнодорожный транспорт уступает только автомобильному.
В структуре грузооборота основное место занимает лес, уголь, глинозем, черные и цветные металлы, продукты нефтехимии, строительные материалы, оборудование. Отправление значительно превышает прибытие.
Погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожных подъездных путях предприятий, организаций и перевозка грузов
|
Объем погрузки и выгрузки, тыс. т |
в т.ч. |
Уровень |
Перевезено грузов, тыс. т |
Грузооборот, млн. т-км |
---|---|---|---|---|---|
2005 |
115132 |
109628 |
95,2 |
111942 |
1214 |
2007 |
99611 |
96256 |
96,6 |
119389 |
1314 |
2008 |
123811 |
118692 |
95,9 |
146063 |
1669 |
2009 |
115177 |
111608 |
96,9 |
118365 |
1422 |
2010 |
107730 |
103170 |
95,8 |
125556 |
1553 |
2011 |
117986 |
111259 |
94,3 |
130116 |
2433 |
2012 |
98680 |
92037 |
93,3 |
119969 |
1521 |
Основные показатели за 2012 год:
Эксплуатационная длина — 2506 км
Численность сотрудников — 8463 человек
Густота грузовых и пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте ОАО «РЖД»: грузооборот - 41,2 млн. т-км, пассажирооборот - 1,3 млн. пасс-км
Вопрос о создании железных дорог в Сибири был поставлен ещё генерал-губернатором Восточной Сибири Н. Н. Муравьевым-Амурским.
Важным этапом в развитии сети железных дорог России стало сооружение в 1891—1916 Великого Сибирского железнодорожного пути от Челябинска до Владивостока протяженностью 7,4 тыс. км. В Сибирь и на Дальний Восток в короткие сроки переселилось несколько миллионов человек из европейской части страны. Быстро росли поселки и города, развивалась промышленность, сельское хозяйство, торговля, повышался культурный уровень населения. Строительство Транссиба имело также большое геополитическое и оборонное значение.
16 (28) августа 1898 года в Иркутск пришёл первый поезд.
После революции железнодорожная сеть практически не развивалась. Только к концу 1920-х гг. были завершены работы по восстановлению разрушенного гражданской войной железнодорожного хозяйства, а в 1930-х гг. приступили к реконструкции существующей магистрали и дальнейшему повышению ее пропускной способности. Перед началом Великой Отечественной войны от Тайшета началось строительство БАМа.
За годы первых пятилеток (1929—41) было введено в эксплуатацию 13,4 тыс. км новых железнодорожных линий. Значительно укрепилась материально-техническая база железных дорог. Возникший в начале XX в. проект соединения кратчайшим рельсовым путем Сибири и Туркестана осуществлен в короткий срок (Туркестано-Сибирская железная дорога). Улучшилась техническая оснащенность железнодорожного транспорта. Отечественная промышленность стала поставлять мощные паровозы и электровозы, которые позволяли намного увеличить вес поездов и скорость движения.
В 1947-1958 гг. была проложена дорога Тайшет - Лена, соединившая ибессейны двух рек - Ангары и Лены. Большое значение для развития экономики Сибири в послевоенные годы имело строительство Южно-Сибирской магистрали, которая должна была стать кратчайшим путем транспортирования промышленной продукции и сырья из Кузбасса на Алтай и в другие районы. В 1947 началось строительство 2 участков этой дороги — Барнаул—Кулунда и Артышта—Алтайская, с начала 1950-х гг. стала осуществляться их эксплуатация. Они соединили лесные массивы Восточной Сибири с Кузбассом, Казахстаном и южными районами Средней Азии. В эти же годы велось строительство Среднесибирской железнодорожной магистрали Омск—Карасук—Камень-на-Оби—Алтайская. Эта дорога открыла выход грузопотокам из Кузбасса и с Алтая на Урал, минуя Транссиб.
После сооружения в 1950-х гг. Иркутской ГЭС участок Транссибирской магистрали от Иркутска до ст. Байкал попал в зону затопления водохранилищем. К этому времени сдали в эксплуатацию новую электрифицированную линию Иркутск - Слюдянка (126 км), заменившую Кругобайкальский обход.
В середине 1960-х гг. в Иркутскую область пришла железнодорожная линия Абакан - Тайшет, являющаяся Восточным участком Южно-Сибирской магистрали.
В 1970-х гг. проложена магистраль Хребтовая - Усть-Илимск, открывшая доступ к месту строительства Усть-Илимской ГЭС и нового лесопромышленного комплекса.
После 1992 железнодорожный транспорт под управлением Министерства путей сообщения России находился в федеральной собственности и продолжал работать относительно стабильно, несмотря на общее тяжелое экономическое положение в стране, сокращение объема перевозок, снижение капиталовложений. В этот период проводилась реорганизация управления, были осуществлены многие мероприятия, направленные на повышение эффективности работы железнодорожного транспорта в рыночных условиях, в том числе создание системы фирменного транспортного обслуживания, развитие конкурентоспособного сектора в системе перевозок, укрупнения предприятий, внедрения информационных и ресурсосберегающих технологий, приведение численности работающих в соответствии с объемами работ, реорганизация контейнерного сервиса и т. д. Основой для формирования правовой базы отрасли в новых экономических условиях стал принятый в 1995 Закон «О федеральном железнодорожном транспорте».
С 1998 наблюдается тенденция роста перевозок, повышения эффективности и качества работы отрасли. В мае 2001 Правительством РФ принято постановление «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте». Программа рассчитана на 10 лет до конца 2010 с постепенным и поэтапным осуществлением предусмотренных мероприятий. В сентябре 2003 создано государственное. акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО РЖД). В рамках Сибири оно представлено 5 железных дорог (Западно-Сибирская, Красноярская, Восточно-Сибирская, Забайкальская и Дальневосточная).
В 2001 году завершены основные работы по строительству Северомуйского тоннеля. Через тоннель пропущен первый поезд.
С 1 октября 2003 г. ВСЖД стала филиалом ОАО "Российские железные дороги". 4 октября – в Иркутске восстановлен памятник основателю Транссибирской магистрали императору Александру III. 5 декабря был официально открыт Северомуйский тоннель.
2004 год для ВСЖД был ознаменован открытием новых современных вокзальных комплексов на станциях Нижнеудинск и Тулун.
В марте 2005 запущен новый фирменный поезд "Баргузин". В сентябре того же года начальник ВСЖД А.Г. Тишанин становится губернатором Иркутской области. Его обязанности в ВСЖД берет на себя Алексей Воротилкин.
В 2008 г. по указу Президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина на пост вице-президента ОАО "РЖД" назначен Алексей Воротилкин. Начальником ВСЖД назначен бывший первый заместитель начальника Октябрьской железной дороги Анатолий Краснощек.
Восточно-Сибиркая железная дорога занимает первое место по итогам I полугодия 2009 года среди 17 железных дорог России.
В 2011 начальником ВСЖД назначен Василий Фролов. В 2012 Северомуйскому тоннелю присвоено имя Героя Социалистического труда Владимира Бессолова.
С 1 октября 2012 Восточно-Сибирская железная дорога получила статус Регионального Центра корпоративного управления (РЦКУ).
Основной железнодорожной магистралью области является Восточно-Сибирская железная дорога (ВСЖД), построенная в 1898—1905 гг., грузооборот которой составляет – около 88 млрд. т-км., а пассажирооборот –4,6 млрд. пас.-км. От станции Тайшет начинается и проходит через Усть-Кут Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Она является частью Транссибирской магистрали, связывающей европейскую часть страны с Сибирью и Дальним Востоком.
Большое международное значение имеют линии Улан-Удэ – Наушки – граница с Монголией, Карымская – Забайкальск – граница с Китаем, Борзя – Соловьевск – граница с Монголией. Представлены также следующие тупиковые ответвления от транзитных железнодорожных магистралей: Хребтовая – Усть-Илимск, Черемхово – Свирск, Слюдянка – порт Байкал, Харанор – Приаргунск, Куэнга – Сретенск, Чернышевск – Букачача. Кроме того, по территории региона проходят небольшой участок магистрали Абакан – Тайшет и частично ветка Решоты – Карабула.
Перспективы развития транспорта и транспортной сети Байкальского региона связаны как с более полным использованием возможностей его транзитного положения между Западной Европой и Восточной Азией на основе действующих железнодорожных магистралей, так и со строительством новых железных дорог. На базе реконструированного и расширенного Транссиба (и отчасти БАМа) предполагается организация трансконтинентального евразийского транспортного коридора, который позволит не только резко увеличить объем транзитных международных перевозок (в первую очередь контейнерных), но и экономически «приблизить» ультраконтинентальный глубинный Байкальский регион (и Сибирь в целом) к ведущим центрам страны и мира, морским и океаническим портам.
Согласно «Транспортной стратегии РФ до 2030 г.», в регионе планируется строительство следующих железных дорог: восточного участка стратегической Северо-Сибирской магистрали Усть-Илимск – Лесисибирск – Нижневартовск, линий Усть-Кут – Киренск – Непа – Лена, Новый Уоян – Могзон, Нарын – Лугокан, Приаргунск – Березовское.
Винокуров, Михаил Алексеевич. Экономика Иркутской области [Текст] : Науч.-попул. и учеб.-справ. изд. Т. 3 / М. А. Винокуров, А. П. Суходолов; Байкал. гос. ун-т экономики и права. (ИГЭА), 2002. - 430 с
Восточно-Сибирская железнодорожная магистраль. Путь в 100 лет (1898-1998) / под общ. ред. В. Г. Третьякова. – Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1998.
Транспорт и связь Иркутской области 2012: стат. сб. / Иркутскстат. – Иркутск, 2013.
Железнодорожный транспорт в России // Русская Википедия
Елена Лисовская Пути интеграции. Развитие транспортной сети в Приангарье отвечает интересам сразу четырех регионов // Российская газета. 05.09.2008
Алена Махнева Крупная добыча// Восточно-Сибирская правда: газета. - 21 декабря 2012
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей