Железнодорожный транспорт Иркутской области

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Железные дороги Иркутской области являются важнейшей частью общероссийской транспортной сети, они связывают область с восточными и западными регионами страны. На территории области находится более 100 железнодорожных станций, а эксплуатационная длина железнодорожных путей составляет 2506 километров (2,9% протяженности российских путей сообщения). Крупнейшие железнодорожные узлы региона — Иркутск-сортировочный,Тайшет и др. Большая часть железнодорожных путей на территории области относится к Восточно-Сибирской железной дороге. На 1000 кв. км территории области приходится 3,2 км железных дорог.

Общая характеристика системы

Главной транспортной артерией является Транссибирская железнодорожная магистраль, проложенная в конце XIX в. вдоль Московского тракта. 

В Период строительства Транссибирской магистрали одну из железнодорожных станций на территории Иркутской области назвали "Половина": она находится в центре России, на середине железнодорожного пути от Санкт-Петербурга до Владивостока.

На Западе Иркутской области расположен крупный железнодорожный узел - ст. Тайшет. Здесь к Транссибирской магистрали примыкает Восточный участко Южно-Сибирской магистрали (железная дорога Абакан - Тайшет), отсюда начинается Западный участок Байкало-Амурской магистрали. 

Железные дороги проходят по более освоенным (южной и средней) частям области, где располагаются почти все важнейшие промышленные центры, крупные предприятия, основные сельскохозяйственные угодья и районы лесозаготовок. 

По данным Иркутскстата, общая эксплуатационная протяжность всех железнодорожных линий на территории области по состоянию на 1 января 2013 г. составила 2506 км. Протяженность электрифицированных участков по сравнению с 2005г. увеличилась на 1%.

Эксплуатационная длина железных дорог ОАО «РЖД» (на конец года; километров)


 

Всего

в том числе:

электрифи-
цированных

в % к общей
эксплуатацион-
ной длине

обслуживаемых
тепловозной
тягой

в % к общей
эксплуатацион-
ной длине

2005

2478

2272

91,7

206

8,3

2007

2478

2294

92,6

183

7,4

2008

2478

2294

92,6

183

7,4

2009

2506

2294

91,5

234

9,3

2010

2506

2294

91,5

212

8,5

2011

2506

2294

91,5

212

8,5

2012

2506

2294

91,5

212

8,5

Густота грузовых перевозок на железнодорожном транспорте за период с 2005 г. возросла в 1,3 раза (с 30,7 до 41,2 млн. т-км на 1 км эксплуатационной длины).

Густота грузовых и пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте ОАО «РЖД»


 

             

В среднем на 1 километр эксплуатационной длины 

грузооборот, млн. т-км

пассажирооборот, млн. пасс-км

Иркутская

область

Россия

Иркутская

область

Россия

2005

30,7

21,8

1,7

2,0

2007

35,4

24,5

1,9

2,0

2008

38,0

24,9

1,8

2,1

2009

35,2

21,8

1,5

1,8

2010

37,0

23,5

1,4

1,6

2011

38,9

24,9

1,5

1,6

2012

41,2

26,0

1,3

1,7

В 2012 г. перевозки пассажиров по сравнению с 2005г. снизились на 34,2%, пассажирооборот - на 20,7%.

Отправлено пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования (в процентах к итогу)


 

2005

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Перевезено пассажиров - всего

100

100

100

100

100

100

100

в т.ч. в пригородном сообщении, %

88

89

89

89

87

86

86

Средняя дальность поездки
одного пассажира, км

162

163

160

167

184

210

224

Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года и большой скоростью (по сравнению с водным транспортом), способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, низкой себестоимостью перевозок. В настоящее время железнодорожный транспорт является одной из наиболее стабильно действующих отраслей экономики Приангарья, крупным налогоплатильщиком. На его долю приходится 90% наличием транзитных перевозок (треть всех перевозимых грузов является транзитным). Во внутриобластных перевозках железнодорожный транспорт уступает только автомобильному. 

В структуре грузооборота основное место занимает лес, уголь, глинозем, черные и цветные металлы, продукты нефтехимии, строительные материалы, оборудование. Отправление значительно превышает прибытие. 

Погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожных подъездных путях предприятий, организаций и перевозка грузов


 

 

Объем

погрузки

и выгрузки,

тыс. т

в т.ч.
комплексно-механизированным
способом

Уровень
комплексной
механизации, %

Перевезено грузов,

тыс. т

Грузооборот, млн. т-км

2005

115132

109628

95,2

111942

1214

2007

99611

96256

96,6

119389

1314

2008

123811

118692

95,9

146063

1669

2009

115177

111608

96,9

118365

1422

2010

107730

103170

95,8

125556

1553

2011

117986

111259

94,3

130116

2433

2012

98680

92037

93,3

119969

1521


Основные показатели

Основные показатели за 2012 год:

Эксплуатационная длина — 2506 км

Численность сотрудников — 8463 человек

Густота грузовых и пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте ОАО «РЖД»: грузооборот - 41,2 млн. т-км, пассажирооборот - 1,3 млн. пасс-км

История развития железнодорожной сети в Иркутской области

Вопрос о создании железных дорог в Сибири был поставлен ещё генерал-губернатором Восточной Сибири Н. Н. Муравьевым-Амурским.

Важным этапом в развитии сети железных дорог России стало сооружение в 1891—1916 Великого Сибирского железнодорожного пути от Челябинска до Владивостока протяженностью 7,4 тыс. км. В Сибирь и на Дальний  Восток в короткие сроки переселилось несколько милли­онов человек из европейской части страны. Быстро росли по­селки и города, развивалась промышленность, сельское хозяйство, торговля, по­вышался культурный уровень населения. Строительство Транссиба имело также большое геополитическое и оборонное значение.

16 (28) августа 1898 года в Иркутск пришёл первый поезд.

После революции железнодорожная сеть практически не развивалась. Только к концу 1920-х гг. были завершены работы по восстановлению разрушенного гражданской войной железнодорожного хозяйства, а в 1930-х гг. приступили к реконструкции существующей магистрали и дальнейшему повышению ее пропускной способности. Перед началом Великой Отечественной войны от Тайшета началось строительство БАМа. 

За годы первых пятилеток (1929—41) было введено в эксплуатацию 13,4 тыс. км новых железнодорожных линий. Зна­чительно укрепилась материально-техническая база железных дорог. Возникший в начале XX в. проект соединения кратчайшим рельсовым путем Сибири и Туркестана осуществлен в короткий срок (Туркестано-Сибирская железная дорога). Улучши­лась техническая оснащенность железнодорожного транспорта. Отечественная промышленность стала поставлять мощные паровозы и электровозы, которые позволяли намного увеличить вес поездов и ско­рость движения.

В 1947-1958 гг. была проложена дорога Тайшет - Лена, соединившая ибессейны двух рек - Ангары и Лены.  Большое значение для развития экономики Си­бири в послевоенные годы имело строительство Южно-Сибирской магистрали, которая должна была стать кратчайшим путем транспортирования промышленной продукции и сырья из Кузбасса на Алтай и в другие районы. В 1947 началось строительство 2 участков этой дороги — Барнаул—Кулунда и Артышта—Алтайская, с начала 1950-х гг. стала осуществляться их эксплуатация. Они соединили лесные массивы Восточной Сибири с Кузбассом, Казахстаном и южными районами Средней Азии. В эти же годы велось строительство Среднесибирской железнодорожной магистрали Омск—Карасук—Камень-на-Оби—Алтайская. Эта дорога открыла выход грузопотокам из Кузбасса и с Алтая на Урал, минуя Транссиб.

После сооружения в 1950-х гг. Иркутской ГЭС участок Транссибирской магистрали от Иркутска до ст. Байкал попал в зону затопления водохранилищем. К этому времени сдали в эксплуатацию новую электрифицированную линию Иркутск - Слюдянка (126 км), заменившую Кругобайкальский обход. 

В середине 1960-х гг. в Иркутскую область пришла железнодорожная линия Абакан - Тайшет, являющаяся Восточным участком Южно-Сибирской магистрали. 

В 1970-х гг. проложена магистраль Хребтовая - Усть-Илимск, открывшая доступ к месту строительства Усть-Илимской ГЭС и нового лесопромышленного комплекса. 

После 1992 железнодорожный транспорт под управлением Министерства путей сообщения России находился в федеральной собственности и продолжал работать относительно стабильно, несмотря на общее тяжелое экономическое положение в стране, сокраще­ние объема перевозок, снижение капиталовложений. В этот период проводилась реорганизация управления, были осуществлены многие мероприятия, направленные на по­вышение эффективности работы железнодорожного транспорта в ры­ночных условиях, в том числе создание системы фирменного транспортного обслуживания, развитие конкурентоспособ­ного сектора в системе перевозок, укрупнения предпри­ятий, внедрения информационных и ресурсосберегающих тех­нологий, приведение численности работающих в соответствии с объ­емами работ, реорганизация контейнерного сервиса и т. д. Основой для формирования правовой базы отрасли в новых экономических условиях стал принятый в 1995 Закон «О федеральном железнодорожном транспорте».

С 1998 наблюдается тенденция роста перевозок, по­вышения эффективности и качества работы отрасли. В мае 2001 Правительством РФ принято постановление «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспор­те». Программа рассчитана на 10 лет до конца 2010 с постепенным и поэтапным осуществлением предусмот­ренных мероприятий. В сентябре 2003 создано государственное. акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО РЖД). В рамках Сибири оно представлено 5 железных дорог (Западно-Си­бирская, Красноярская, Восточно-Сибирская, Забай­кальская и Дальневосточная).

В 2001 году завершены основные работы по строительству Северомуйского тоннеля. Через тоннель пропущен первый поезд.

С 1 октября 2003 г. ВСЖД стала филиалом ОАО "Российские железные дороги". 4 октября – в Иркутске восстановлен памятник основателю Транссибирской магистрали императору Александру III. 5 декабря был официально открыт Северомуйский тоннель.

2004 год для ВСЖД был ознаменован открытием новых современных вокзальных комплексов на станциях Нижнеудинск и Тулун.

В марте 2005 запущен новый фирменный поезд "Баргузин". В сентябре того же года начальник ВСЖД А.Г. Тишанин становится губернатором Иркутской области. Его обязанности в ВСЖД берет на себя Алексей Воротилкин.

В 2008 г. по указу Президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина на пост вице-президента ОАО "РЖД" назначен Алексей Воротилкин. Начальником ВСЖД назначен бывший первый заместитель начальника Октябрьской железной дороги Анатолий Краснощек.

Восточно-Сибиркая железная дорога занимает первое место по итогам I полугодия 2009 года среди 17 железных дорог России.

В 2011 начальником ВСЖД назначен Василий Фролов. В 2012 Северомуйскому тоннелю присвоено имя Героя Социалистического труда Владимира Бессолова.

С 1 октября 2012 Восточно-Сибирская железная дорога получила статус Регионального Центра корпоративного управления (РЦКУ).

Магистрали

Основной железнодорожной магистралью области является Восточно-Сибирская железная дорога (ВСЖД), построенная в 1898—1905 гг., грузооборот которой составляет – около 88 млрд. т-км., а пассажирооборот –4,6 млрд. пас.-км. От станции Тайшет начинается и проходит через Усть-Кут Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Она является частью Транссибирской магистрали, связывающей европейскую часть страны с Сибирью и Дальним Востоком. 

Большое международное значение имеют линии Улан-Удэ – Наушки – граница с Монголией, Карымская – Забайкальск – граница с Китаем, Борзя – Соловьевск – граница с Монголией. Представлены также следующие тупиковые ответвления от транзитных железнодорожных магистралей: Хребтовая – Усть-Илимск, Черемхово – Свирск, Слюдянка – порт Байкал, Харанор – Приаргунск, Куэнга – Сретенск, Чернышевск – Букачача. Кроме того, по территории региона проходят небольшой участок магистрали Абакан – Тайшет и частично ветка Решоты – Карабула.

Перспективы развития

Перспективы развития транспорта и транспортной сети Байкальского региона связаны как с более полным использованием возможностей его транзитного положения между Западной Европой и Восточной Азией на основе действующих железнодорожных магистралей, так и со строительством новых железных дорог. На базе реконструированного и расширенного Транссиба (и отчасти БАМа) предполагается организация трансконтинентального евразийского транспортного коридора, который позволит не только резко увеличить объем транзитных международных перевозок (в первую очередь контейнерных), но и экономически «приблизить» ультраконтинентальный глубинный Байкальский регион (и Сибирь в целом) к ведущим центрам страны и мира, морским и океаническим портам.

Согласно «Транспортной стратегии РФ до 2030 г.», в регионе планируется строительство следующих железных дорог: восточного участка стратегической Северо-Сибирской магистрали Усть-Илимск – Лесисибирск – Нижневартовск, линий Усть-Кут – Киренск – Непа – Лена, Новый Уоян – Могзон, Нарын – Лугокан, Приаргунск – Березовское. 

Читайте также

Литература

  1. Винокуров, Михаил Алексеевич. Экономика Иркутской области [Текст] : Науч.-попул. и учеб.-справ. изд. Т. 3 / М. А. Винокуров, А. П. Суходолов; Байкал. гос. ун-т экономики и права. (ИГЭА), 2002. - 430 с

  2. Восточно-Сибирская железнодорожная магистраль. Путь в 100 лет (1898-1998) / под общ. ред. В. Г. Третьякова. – Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1998.

  3. Транспорт и связь Иркутской области 2012: стат. сб. / Иркутскстат. – Иркутск, 2013.

Ссылки

  1. Железнодорожный транспорт в России // Русская Википедия

  2. Елена Лисовская Пути интеграции. Развитие транспортной сети в Приангарье отвечает интересам сразу четырех регионов // Российская газета. 05.09.2008

  3. Алена Махнева Крупная добыча// Восточно-Сибирская правда: газета. -  21 декабря 2012

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Составление Иркипедии | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 29 марта 2015

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Библиотека по теме "Экономика"