Застройка города Иркутска происходила стихийно, а первые улицы представляли собой довольно сложную систему улиц, тупиков, переулков. За историю города были реализованы (но не полностью) несколько генеральных планов и проектов развития Иркутска. Однако в отличие от других крупных сибирских городов (Новосибирска, Красноярска), Иркутску удалось в основном сохранить свой исторический облик, архитектуру, первоначальную планировку.
Иркутский острог, основанный в 1661 как форпост продвижения русских землепроходцев в Приангарье, благодаря выгодности своего географического положения скоро перестал быть только оборонительным сооружением. Возникает посад, давший начало кварталам будущего города. Что же касается самого острога, то он, по мере роста влияния в регионе, дважды (в 1669 и 1693 гг.) полностью перестраивался, расширяясь в размерах. Иркутск начала XVIII в. делился на две части: «малый город», или собственно острог, и «большой город». Первый начинался от берега Ангары и представлял собой деревянную крепость с примыкавшими к ней постройками. В «большом городе» сосредотачивалась торгово-экономическая жизнь Иркутска. Возникший в условиях полного отсутствия административного регулирования ранний Иркутск застраивался только исходя из соображений целесообразности, определяемой домовладельцами. Дворы располагались на удобных участках, улиц первоначально не было вовсе, постройки подходили к проездам случайными поворотами и лишь при последующих переделках разворачивались лицевыми фасадами. До сих пор в расположении центральных улиц, кривизне, несоразмерности образованных ими кварталов считывается происходивший когда-то полустихийный процесс их образования. Особенно заметно это на примере Баснинской улицы (ныне ул. Свердлова), которую пробовали спрямить при каждой новой попытке упорядочения застройки.
В 1764 первым иркутским губернатором стал Карл Львович Фрауендорф, который сразу предпринял меры по урегулированию городской застройки: «...в городе Иркутске по плану собственных его, губернатора, трудов, при его же присутствии, разбиты были кварталы и провешаны прямолинейные улицы, которым и расписаны были названия на досках с рукою, путь показывающею, кои и были прибиты на всех улицах». Однако, единственными прямыми улицами в то время оставались лишь Луговая (ул. Марата) и Прешпективная (ул. К. Маркса). В 1768 создается опорный план, предусматривавший выпрямление и расширение улиц, разбивку площадей, строительство общественных зданий. Пожар 1775 уничтожил центральную часть города.
Сложность урегулирования существующей планировки заключалась, очевидно, в необходимости проведения дорогостоящего сноса, требующего значительных материальных затрат. Это обстоятельство учитывалось при разработке первого генерального плана Иркутска, утвержденного в 1792 План предполагал упорядочение строительства, расширение и выпрямление существующих улиц, применение принципа регулярности в разбивке новых кварталов. Однако он не смог разрешить основных проблем, накопившихся к тому времени: отсутствие четкой связи улиц с центром и полное несоответствие осей старого города с новой застройкой, сложившейся за палисадом. Тем не менее, принятый впервые в истории Иркутска генеральный план стал важным градостроительным мероприятием, способствовавшее урегулированию многих вопросов, улучшению качества архитектуры и проведению мероприятий по благоустройству.
Эволюция застройки прервалась грандиозным пожаром 1879, когда выгорела большая и лучшая часть города. В нем были уничтожены 75 кварталов, в которых было 918 дворов с 105 каменными и 3418 деревянными постройками. Сразу после пожара Иркутск получил реальную возможность провести регулярную планировку своей центральной части, которую раньше ограничивала уже сложившаяся градостроительная схема. Однако из-за нерасторопности властей с составлением нового проектного плана, с одной стороны, и быстрым восстановлением города, с другой, когда владельцы строили дома на своих участках, ориентируясь на прежние границы, ситуация была выпущена из-под контроля, и реальное влияние на образование новой планировочной структуры было сведено к минимуму. Новый генеральный план Иркутска, утвержденный в 1899, фактически узаконил создавшееся к тому времени положение центральные кварталы, повторив исторически сложившуюся планировочную сетку, оставались в прежних границах, улицы, за небольшим исключением, были расширены до минимальной (10 саженей) ширины.
В 1934 был сделан эскизный проект планировки города, представленный инженером Н. Н. Колоссовским. Одной из его основных задач являлось размещение будущих промышленных предприятий и связанное с этим изменение градостроительной ситуации. Первоначально на левом берегу Ангары предполагалось строительство машиностроительного, сборочного (на ст. Иннокентьевской) и алюминиевого (в районе Кузьмихи) заводов. Территория Иркутска значительно расширялась, и главный акцент делался на западное (от Ново-Ленино) и юго-восточное (по Амурскому тракту) направления. При этом рассматривалась возможность развития города по долине реки Иркут, протяженностью в 30 км. Однако от последней идеи разработчики отказались из-за неудобств, связанных с транспортным сообщением.
В 1961 Иркутским отделением Горстройпроекта был разработан проект застройки исторической части города. Он интересен как вариант подхода радикального изменения существующей ситуации. Территория, до ул. Тимирязева, разделена на 7 микрорайонов, каждый из которых развивается самостоятельно, имея собственную сеть магазинов, детских садов, школ, спортивных сооружений. Такой принцип повлек за собой изменение планировочной структуры, по сути, она была «перекроена» заново кварталы значительно укрупнялись, при этом многие улицы меняли свое направление, а зачастую просто переставали существовать. Проект, к счастью, оказался нереализованным. Город стал расти, расширяясь по окраинам. Вокруг возникали новые современные микрорайоны.
Генеральным планом развития города Иркутска, утвержденном в 2007 году, предполагалось появление скоростного внеуличного рельсового вида общественного транспорта — скоростного трамвая или легкого метро. Проектом предлагалась следующая схема скоростного транспорта: — от Ангарска вдоль Транссиба до станции Иркутск-Сортировочный, далее с выходом на перспективный мостовой переход через р. Ангару, по окружной магистрали Октябрьского округа с выходом на Байкальский тракт с возможностью достройки до Листвянки; — от станции Иркутск-Сортировочный вдоль обходной дороги Восточно-Сибирской железнодорожной магистрали с выходами на перспективный аэропорт и в Шелехов.
(ТЕКСТ РАЗДЕЛА ГОТОВИТСЯ)
(ТЕКСТ РАЗДЕЛА ГОТОВИТСЯ)
Состав авторского коллектива
Введение
Раздел 1
Сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития
Раздел 2
Анализ использования территории городского округа
2.1.1 Климат
2.1.2 Рельеф
2.1.3 Почвы и растительность
2.1.4. Геологическое строение
2.1.5 Гидрологические условия
2.1.6 Ландшафты
2.1.7 Сейсмичность территории
2.1.8 Природная радиация
2.2.1 Минерально-сырьевые ресурсы
2.2.2 Рекреационные ресурсы
2.3 Особо охраняемые территории и объекты
2.3.1 Особо охраняемые природные территории
2.3.2 Территории и объекты культурного наследия
2.4 Комплексная оценка и информация об основных проблемах развития территории
2.4.1 Положение территории в системе расселения, административно-территориальное устройство
2.4.2 Производственные территории и объекты
2.4.3 Транспортная инфраструктура
2.4.4 Инженерная инфраструктура
Раздел 3
Обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения городского округа на основе анализа использования территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования
3.1 Экономическая база развития города
3.1.1 Население
3.1.2 Использование территории
3.1.3 Жилищное строительство
3.1.4 Культурно-бытовое строительство
3.1.5 Озелененные территории общего пользования
3.1.6 Спортивные сооружения
3.2 Градостроительные и архитектурно-планировочные решения
3.2.1 Планируемое функциональное зонирование территории
3.2.2 Планируемое развитие территории
3.2.3 Формирование природно-экологического каркаса
3.2.4 Производственные территории и объекты
3.2.5 Транспортная инфраструктура
3.2.6 Инженерная инфраструктура
3.3 Особо охраняемые территории и объекты
3.3.1 Особо охраняемые природные территории и объекты
3.3.2 Территории и объекты культурного наследия
3.4.1 Охранные зоны объектов инженерной и транспортной инфраструктуры
3.4.2 Санитарно-защитные зоны и санитарные разрывы
3.4.3 Охранные зоны водных объектов
3.4.4 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения
3.5.1 Мероприятия по охране атмосферного воздуха
3.5.2 Мероприятия по охране подземных и поверхностных вод
3.5.3 Мероприятия по охране населения от физических факторов окружающей среды
3.5.4 Мероприятия по охране почв
3.5.5 Охрана зеленого фонда
3.6 Основные технико-экономические показатели
Раздел 4. Утвержденные документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территориях городского округа объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования (читать)
5.1 Перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций
5.1.1 Перечень возможных источников ЧС техногенного характера
5.1.2 Перечень возможных источников ЧС природного характера
5.2 Инженерно-технические мероприятия по предупреждению ЧС и минимизации их последствий
5.2.1 Мероприятия по предупреждению и минимизации последствий ЧС техногенного характера
5.2.2 Мероприятия по предупреждению и минимизации ЧС природного характера
5.2.3 Пункты, разворачиваемые при возникновении чрезвычайных ситуаций
5.2.4 Обеспечение пожарной безопасности
5.2.5 Оповещение населения
5.2.6 Базы уборочных машин
5.2.7 Пункты мониторинга ЧС
Приложения.
Книга 1. Положения о территориальном планированииСостав проектной документации
Литература
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей