Новости

Генеральный план развития Иркутска

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Иркутск на картах разных лет

Чертеж земли Иркутского города. Фрагмент из «Чертежной книги Сибири» С. Ремезова, 1701 г.
Чертеж земли Иркутского города. Фрагмент из «Чертежной книги Сибири» С. Ремезова, 1701 г.
Автор: Не известен
Источник: maxknow.ru
План Иркутска 1729 г., составленный М. Зиновьевым. Из книги «Первое столетие Иркутска».
План Иркутска 1729 г., составленный М. Зиновьевым. Из книги «Первое столетие Иркутска».
Автор: М. Зиновьев
Источник: maxknow.ru
План Иркутска 1767 г. (фрагмент). Собрание Российского государственного архива ВМФ, С.-Петербург
План Иркутска 1767 г. (фрагмент). Собрание Российского государственного архива ВМФ, С.-Петербург
Автор: Не известен
«План губернскому городу Иркутску» 1792 г. (фрагмент). РГИА, ф. 1399, оп. 1, д. 354
«План губернскому городу Иркутску» 1792 г. (фрагмент). РГИА, ф. 1399, оп. 1, д. 354
Автор: Не известен
Источник: maxknow.ru
План города Иркутска 1849 г. (фрагмент). Собрание РНБ С.-Петербург
План города Иркутска 1849 г. (фрагмент). Собрание РНБ С.-Петербург
Автор: Не известен
Источник: maxknow.ru
План города Иркутска 1930 г. (фрагмент). Собрание С. И. Медведева
План города Иркутска 1930 г. (фрагмент). Собрание С. И. Медведева
Автор: Не известен
Источник: maxknow.ru
В октябре 2007 года Фонд регионального развития Иркутской области (ФРРИО) заказал ОАО ИркутскгипродорНИИ разработку концептуального проекта высокоскоростной пассажирской рельсовой линии Ангарск — Иркутск, которую предполагается построить для того, чтобы житель будущей агломерации мог добраться из любой ее точки до административного центра, расположенного в Иркутске, не более чем за 60 минут.
В октябре 2007 года Фонд регионального развития Иркутской области (ФРРИО) заказал ОАО ИркутскгипродорНИИ разработку концептуального проекта высокоскоростной пассажирской рельсовой линии Ангарск — Иркутск, которую предполагается построить для того, чтобы житель будущей агломерации мог добраться из любой ее точки до административного центра, расположенного в Иркутске, не более чем за 60 минут.
Автор: Не известен

Застройка города Иркутска происходила стихийно, а первые улицы представляли собой довольно сложную систему улиц, тупиков, переулков. За историю города были реализованы (но не полностью) несколько генеральных планов и проектов развития Иркутска. Однако в отличие от других крупных сибирских городов (Новосибирска, Красноярска), Иркутску удалось в основном сохранить свой исторический облик, архитектуру, первоначальную планировку.

Первые попытки формирования города

Иркутский острог, основанный в 1661 как форпост продвижения русских землепроходцев в Приангарье, благодаря выгодности своего географического положения скоро перестал быть только оборонительным сооружением. Возникает посад, давший начало кварталам будущего города. Что же касается самого острога, то он, по мере роста влияния в регионе, дважды (в 1669 и 1693 гг.) полностью перестраивался, расширяясь в размерах. Иркутск начала XVIII в. делился на две части: «малый город», или собственно острог, и «большой город». Первый начинался от берега Ангары и представлял собой деревянную крепость с примыкавшими к ней постройками. В «большом городе» сосредотачивалась торгово-экономическая жизнь Иркутска. Возникший в условиях полного отсутствия административного регулирования ранний Иркутск застраивался только исходя из соображений целесообразности, определяемой домовладельцами. Дворы располагались на удобных участках, улиц первоначально не было вовсе, постройки подходили к проездам случайными поворотами и лишь при последующих переделках разворачивались лицевыми фасадами. До сих пор в расположении центральных улиц, кривизне, несоразмерности образованных ими кварталов считывается происходивший когда-то полустихийный процесс их образования. Особенно заметно это на примере Баснинской улицы (ныне ул. Свердлова), которую пробовали спрямить при каждой новой попытке упорядочения застройки.

В 1764 первым иркутским губернатором стал Карл Львович Фрауендорф, который сразу предпринял меры по урегулированию городской застройки: «...в городе Иркутске по плану собственных его, губернатора, трудов, при его же присутствии, разбиты были кварталы и провешаны прямолинейные улицы, которым и расписаны были названия на досках с рукою, путь показывающею, кои и были прибиты на всех улицах». Однако, единственными прямыми улицами в то время оставались лишь Луговая (ул. Марата) и Прешпективная (ул. К. Маркса). В 1768 создается опорный план, предусматривавший выпрямление и расширение улиц, разбивку площадей, строительство общественных зданий. Пожар 1775 уничтожил центральную часть города.

Первый генеральный план Иркутска

Сложность урегулирования существующей планировки заключалась, очевидно, в необходимости проведения дорогостоящего сноса, требующего значительных материальных затрат. Это обстоятельство учитывалось при разработке первого генерального плана Иркутска, утвержденного в 1792 План предполагал упорядочение строительства, расширение и выпрямление существующих улиц, применение принципа регулярности в разбивке новых кварталов. Однако он не смог разрешить основных проблем, накопившихся к тому времени: отсутствие четкой связи улиц с центром и полное несоответствие осей старого города с новой застройкой, сложившейся за палисадом. Тем не менее, принятый впервые в истории Иркутска генеральный план стал важным градостроительным мероприятием, способствовавшее урегулированию многих вопросов, улучшению качества архитектуры и проведению мероприятий по благоустройству.

После пожара 1879 года

Эволюция застройки прервалась грандиозным пожаром 1879, когда выгорела большая и лучшая часть города. В нем были уничтожены 75 кварталов, в которых было 918 дворов с 105 каменными и 3418 деревянными постройками. Сразу после пожара Иркутск получил реальную возможность провести регулярную планировку своей центральной части, которую раньше ограничивала уже сложившаяся градостроительная схема. Однако из-за нерасторопности властей с составлением нового проектного плана, с одной стороны, и быстрым восстановлением города, с другой, когда владельцы строили дома на своих участках, ориентируясь на прежние границы, ситуация была выпущена из-под контроля, и реальное влияние на образование новой планировочной структуры было сведено к минимуму. Новый генеральный план Иркутска, утвержденный в 1899, фактически узаконил создавшееся к тому времени положение центральные кварталы, повторив исторически сложившуюся планировочную сетку, оставались в прежних границах, улицы, за небольшим исключением, были расширены до минимальной (10 саженей) ширины.

Планировка Иркутска в советское время

В 1934 был сделан эскизный проект планировки города, представленный инженером Н. Н. Колоссовским. Одной из его основных задач являлось размещение будущих промышленных предприятий и связанное с этим изменение градостроительной ситуации. Первоначально на левом берегу Ангары предполагалось строительство машиностроительного, сборочного (на ст. Иннокентьевской) и алюминиевого (в районе Кузьмихи) заводов. Территория Иркутска значительно расширялась, и главный акцент делался на западное (от Ново-Ленино) и юго-восточное (по Амурскому тракту) направления. При этом рассматривалась возможность развития города по долине реки Иркут, протяженностью в 30 км. Однако от последней идеи разработчики отказались из-за неудобств, связанных с транспортным сообщением.

В 1961 Иркутским отделением Горстройпроекта был разработан проект застройки исторической части города. Он интересен как вариант подхода радикального изменения существующей ситуации. Территория, до ул. Тимирязева, разделена на 7 микрорайонов, каждый из которых развивается самостоятельно, имея собственную сеть магазинов, детских садов, школ, спортивных сооружений. Такой принцип повлек за собой изменение планировочной структуры, по сути, она была «перекроена» заново кварталы значительно укрупнялись, при этом многие улицы меняли свое направление, а зачастую просто переставали существовать. Проект, к счастью, оказался нереализованным. Город стал расти, расширяясь по окраинам. Вокруг возникали новые современные микрорайоны.

Генеральный план 2007 года

Генеральным планом развития города Иркутска, утвержденном в 2007 году, предполагалось появление скоростного внеуличного рельсового вида общественного транспорта — скоростного трамвая или легкого метро. Проектом предлагалась следующая схема скоростного транспорта: — от Ангарска вдоль Транссиба до станции Иркутск-Сортировочный, далее с выходом на перспективный мостовой переход через р. Ангару, по окружной магистрали Октябрьского округа с выходом на Байкальский тракт с возможностью достройки до Листвянки; — от станции Иркутск-Сортировочный вдоль обходной дороги Восточно-Сибирской железнодорожной магистрали с выходами на перспективный аэропорт и в Шелехов.

Изменения в генеральном плане 2011 года

(ТЕКСТ РАЗДЕЛА ГОТОВИТСЯ)

Изменения в генеральном плане 2015 года

(ТЕКСТ РАЗДЕЛА ГОТОВИТСЯ)

Материалы генплана Иркутска на конец 2015 года

Состав авторского коллектива

Введение

Раздел 1

Сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития

Раздел 2

Анализ использования территории городского округа

2.1 Природные условия

2.1.1 Климат

2.1.2 Рельеф

2.1.3 Почвы и растительность

2.1.4. Геологическое строение

2.1.5 Гидрологические условия

2.1.6 Ландшафты

2.1.7 Сейсмичность территории

2.1.8 Природная радиация

2.2 Ресурсы территории

2.2.1 Минерально-сырьевые ресурсы

2.2.2 Рекреационные ресурсы

2.3 Особо охраняемые территории и объекты

2.3.1 Особо охраняемые природные территории

2.3.2 Территории и объекты культурного наследия

2.4 Комплексная оценка и информация об основных проблемах развития территории

2.4.1 Положение территории в системе расселения, административно-территориальное устройство

2.4.2 Производственные территории и объекты

2.4.3 Транспортная инфраструктура

2.4.4 Инженерная инфраструктура

Раздел 3

Обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения городского округа на основе анализа использования территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования

3.1 Экономическая база развития города

3.1.1 Население

3.1.2 Использование территории

3.1.3 Жилищное строительство

3.1.4 Культурно-бытовое строительство

3.1.5 Озелененные территории общего пользования

3.1.6 Спортивные сооружения

3.2 Градостроительные и архитектурно-планировочные решения

3.2.1 Планируемое функциональное зонирование территории

3.2.2 Планируемое развитие территории

3.2.3 Формирование природно-экологического каркаса

3.2.4 Производственные территории и объекты

3.2.5 Транспортная инфраструктура

3.2.6 Инженерная инфраструктура

3.3 Особо охраняемые территории и объекты

3.3.1 Особо охраняемые природные территории и объекты

3.3.2 Территории и объекты культурного наследия

3.4 Характеристики зон с особыми условиями использования территории, установленные в связи с размещением объектов местного значения городского округа

3.4.1 Охранные зоны объектов инженерной и транспортной инфраструктуры

3.4.2 Санитарно-защитные зоны и санитарные разрывы

3.4.3 Охранные зоны водных объектов

3.4.4 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения

3.5 Охрана окружающей среды

3.5.1 Мероприятия по охране атмосферного воздуха

3.5.2 Мероприятия по охране подземных и поверхностных вод

3.5.3 Мероприятия по охране населения от физических факторов окружающей среды

3.5.4 Мероприятия по охране почв

3.5.5 Охрана зеленого фонда

3.6 Основные технико-экономические показатели

Раздел 4. Утвержденные документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территориях городского округа объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования (читать)

Раздел 5. Перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а так же мероприятий по предупреждению и минимизации их последствий

5.1 Перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций

5.1.1 Перечень возможных источников ЧС техногенного характера

5.1.2 Перечень возможных источников ЧС природного характера

5.2 Инженерно-технические мероприятия по предупреждению ЧС и минимизации их последствий

5.2.1 Мероприятия по предупреждению и минимизации последствий ЧС техногенного характера

5.2.2 Мероприятия по предупреждению и минимизации ЧС природного характера

5.2.3 Пункты, разворачиваемые при возникновении чрезвычайных ситуаций

5.2.4 Обеспечение пожарной безопасности

5.2.5 Оповещение населения

5.2.6 Базы уборочных машин

5.2.7 Пункты мониторинга ЧС

Приложения.

Книга 1.  Положения о территориальном планированииСостав проектной документации

  1. Карта границ населенных пунктов входящих в состав городского округа. Карта функциональных зон городского округа, с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (смотреть карту)
  2. Карта планируемого размещения объектов местного значения городского округа. Автомобильные дороги местного значения (смотреть карту)
  3. Карта планируемого размещения объектов местного значения городского округа. Физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, иные области в связи с решением вопросов местного значения городского округа (смотреть карту)
  4. Карта планируемого размещения объектов местного значения городского округа. Электроснабжение. Сети связи (смотреть карту)
  5. Карта планируемого размещения объектов местного значения городского округа. Теплоснабжение (смотреть карту)
  6. Карта планируемого размещения объектов местного значения городского округа. Газоснабжение (смотреть карту)
  7. Карта планируемого размещения объектов местного значения городского округа. Водоснабжение населения 
  8. Карта планируемого размещения объектов местного значения городского округа. Водоотведение (смотреть карту)
  9. Карта планируемого размещения объектов местного значения городского округа. Ливневая канализация и инженерное благоустройство территории (смотреть карту)

Книга 2.  Материалы по обоснованию

  1. Карта использования территории  городского округа. (смотреть карту)
  2. Карта расположения объектов местного значения городского округа (смотреть карту)
  3. Карта транспортной инфраструктуры (смотреть карту)
  4. Карта инженерной инфраструктуры и инженерного благоустройства территорий (смотреть карту
  5. Карта инженерной инфраструктуры и инженерного благоустройства территорий. Сети водоснабжения 
  6. Карта анализа комплексного развития территории (смотреть карту)
  7. ИТМ ЧС. Территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (смотреть карту)
 

Литература

  1. Бубис Н. Возникновение и основные этапы развития Иркутска. — Земля Иркутская, 2001. — № 15. — С. 2-7

Ссылки

  1. Иркутский скоростной трамвай // Русская Википедия
  2. Основные положения генерального плана Иркутска
  3. Сайт Администрации города Иркутска
  4. Бубис Н. Возникновение и основные этапы развития Иркутска

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 31 декабря 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркипедия | Иркутск