Иркутск является столицей одного из наиболее важных по своему экономическому и геополитическому значению регионов Сибири. Ключевыми факторами развития Иркутска являются его выгодное транспортно-географическое положение и функции областного центра.
Город имеет достаточно выгодное макрогеографическое положение. Он является крупным транспортным центром регионального и российского значения, располагаясь в центре Восточной Сибири на Транссибирской магистрали и на автомобильной дороге федерального значения. Развитию международных связей города способствует его почти приграничное расположение по отношению к Китаю и Монголии, а также положение регионального центра на путях экономической интеграции восточных районов России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Он играет роль транзитного пункта, своеобразного моста между Европой и Азией. В то же время возможности использования преимуществ макро положения снижаются из-за большой удаленности города от мировых и российских центров экономической активности и сосредоточения населения, ограниченности водного сообщения региональными рамками и ограниченными возможностями развития существующего аэропорта.
Мезогеографическое положение Иркутска также весьма выгодно. Город является центром групповой системы населенных мест, где сосредоточено более половины городского населения области. Иркутск играет роль межрайонного центра для всех городов и районов юга области, с которыми он связан сетью автомобильных дорог. Близость к объекту мирового наследия – озеру Байкал определяет возможности развития города как центра туризма.
Микрогеографическое положение города представляется менее выгодным. В ближайших окрестностях города мало пригодных для освоения площадок, а подготовка имеющихся требует больших затрат. В то же время ограниченные возможности экстенсивного развития служат побудительным мотивом интенсификации использования городской территории. Однако и эти возможности близки к исчерпанию.
Одним из важнейших факторов развития Иркутска является выполнение функций центра области и групповой системы населенных мест. Здесь размещается подавляющее большинство региональных органов государственной власти и территориальных подразделений федеральных учреждений, располагается большинство объектов здравоохранения, образования и культуры областного значения.
С постройкой Великого Сибирского железнодорожного пути были созданы предпосылки формирования в Иркутске транспортного центра. В городе имеется развитое железнодорожное хозяйство, действует крупный аэропорт, работает речной порт. На всем верхнем течении Ангары только через Иркутск осуществляется постоянное круглогодичное сообщение между правым и левым берегами реки.
В середине ХХ века город вступил в период ускоренной индустриализации, продолжавшейся до конца 80-х годов. В этот период промышленное производство играло ведущую роль в функциональной специализации города, однако к настоящему времени оно утратило свое первостепенное значение. В 60-е–80-е годы прошлого века значительное развитие получили научно-исследовательские и проектные учреждения и организации, что было связано, прежде всего, с формированием Иркутского научного центра СО АН СССР и развитием отраслевой прикладной науки.
За 1959-1986 гг. численность занятых в промышленности выросла почти на 80%, однако их удельный вес в структуре градообразующих кадров несколько сократился. Это было связано прежде всего с опережающим развитием учреждений науки, проектирования, специального и профессионального образования. За тот же период численность их кадров увеличилось более чем в 7 раз. Одновременно снизилась доля работников внешнего транспорта при некотором росте абсолютной численности. Существенное развитие получили функции организационно-хозяйственного центра; численность работников организаций и учреждений управления и инфраструктуры внегородского значения выросла в 2,6 раза (см. таблицу 3.1.1). К 1986 г. в структуре градообразующих кадров лидирующая роль сохранялась за промышленностью (40,7%) при примерно одинаковом удельном весе строительства, внешнего транспорта, научных и проектных организаций и учреждений внегородского значения.
Таблица 3.1.1 – Динамика численности градообразующих кадров за 1986-2012 гг. тыс. чел.
Градообразующие виды деятельности |
1986 г. |
2000 г. |
2012 г. |
Промышленность |
86,7 |
41,1 |
34,4 |
Строительство |
27,5 |
18,2 |
15,7 |
Транспорт и связь |
27,2 |
26,7 |
26,3 |
Научно-исследовательские и проектные организации |
24,8 |
11,1 |
… |
Специальное и профессиональное образование |
17,8 |
16,6 |
… |
Прочие (организации и учреждения управления и инфраструктуры внегородского значения) |
29,0 |
44,6 |
… |
Итого |
213,0 |
158,3 |
|
За годы реформ к 2001 г. градообразующая база Иркутска трансформировалась существенным образом. Численность промышленных, а также научных и проектных кадров сократилась более чем в два раза, количество занятых в отраслях транспорта и связи, а также преподавательского и обслуживающего персонала высших и средних специальных учебных заведений сократилось незначительно. Численность строительных кадров уменьшилась в 1,5 раза. В то же время существенно усилились функции города как административного, торгового и финансово-делового центра. Наибольшее развитие в Иркутске получили виды деятельности по обслуживанию рынка (оптовая торговля, посредничество, маркетинг, реклама; финансы, кредит и страхование), а также федеральные и региональные учреждения управления.
В связи с изменением правил учета и предоставления статистической информации охарактеризовать динамику изменения градообразующей базы развития города в начале XXI века не представляется возможным. Тем не менее, в целом тенденции, сложившиеся в конце прошлого века, получили дальнейшее развитие. Продолжилось, хотя и гораздо более медленными темпами, сокращение численности промышленных кадров (за 2000-2012 гг. – на 16,3%). Численность занятых в строительстве за тот же период уменьшилась на 13,7%. Количество работников отраслей транспорта и связи почти не изменилось (сокращение составило 1,5%).
По видам деятельности, связанным с предоставлением различного рода услуг, в настоящее время выделить численность градообразующих кадров не представляется возможным. Между тем именно эти сферы деятельности в Иркутске развивались наиболее интенсивно. В целом численность работников предприятий, учреждений и организации, занятых предоставлением услуг как градообразующего, так и градообслуживающего характера, за период 2000-2012 гг. выросла на 16,3% (см. таблицу 3.1.2).
Население Иркутска отличается достаточно высоким уровнем доходов. Средняя заработная плата по городу на 15% превышает средний уровень по области, а по отдельным муниципальным образованиям - вдвое. Это создает благоприятные условия для развития сферы обслуживания. В городе также сложилась значительная группа экономически активного населения, занятая индивидуальной трудовой деятельностью, которая также вносит свой вклад в развитие рынка услуг.
В последние годы все более значительную роль в развитии города играют ежедневные трудовые связи – маятниковая миграция. Резкий рост уровня автомобилизации, совершенствование транспортной инфраструктуры все более раздвигают границы зоны приемлемой транспортной доступности для ежедневных поездок жителей пригородов на работу в город. Предоставляя наиболее широкие в регионе возможности для занятия различными видами трудовой деятельности, Иркутск во все возрастающей мере становится центром притяжения жителей тяготеющей к нему пригородной зоны, включающий как поселки, села и деревни Иркутского муниципального района, так и города Ангарск, Шелехов и другие населенные пункты Ангарского и Шелеховского районов. Разумеется, существует и поток в обратном направлении – многие жители Иркутска работают на ИркАЗе (г. Шелехов), в отелях, учебных и лечебно-профилактических учреждениях на территории Иркутского района. Тем не менее, пассивный баланс трудовой маятниковой миграции (т.е. превышение численности приезжающих на работу над выезжающими за пределы города) для г. Иркутска составляет ориентировочно 28 тыс. чел.
Таким образом, к настоящему времени Иркутск сформировался как многофункциональный центр, выполняющий разнообразные промышленные, транспортные, административные, торгово-распределительные, научные и культурно-образовательные функции. В силу выгод своего положения город преодолел опасность монофункционального профиля и развивается как полноценный сбалансированный организм, предоставляя более широкие возможности для самореализации личности, чем другие города региона, в большинстве отличающиеся промышленным профилем. На перспективу многофункциональный профиль Иркутска сохраняется.
Город Иркутск является крупным промышленным центром. Производством и отгрузкой товаров собственного производства, выполнением работ и услуг в городе Иркутске занимаются 70 крупных и средних предприятий промышленности.
Общая численность занятых в промышленных видах деятельности составляет 34,4 тыс. чел. Структура промышленного производства г. Иркутска отличается динамичностью. За годы реформ она существенно изменилась: в 90-е годы резко сократились объем производства и численность занятых в машиностроении и металлообработке, ранее доминировавших в структуре промышленности, и увеличился удельный вес предприятий, ориентированных на производство потребительской продукции, прежде всего пищевой промышленности. Однако на рубеже веков предприятия машиностроения отчасти восстановили прежние позиции и в последние годы снова лидируют в структуре промышленного производства, обеспечивая около 2/3 его объема. В структуре промышленных кадров на них приходится около 49% (см. таблицу 3.2).
Среди предприятий машиностроения и металлообработки наиболее значительным является Иркутский авиационный завод - филиал ОАО «Корпорация «Иркут». Он производит боевые самолеты, компоненты авиационной техники для концерна Airbus, начато развертывание программы производства пассажирского самолета МС-21. В городе работают также ОАО ПО «Иркутский завод тяжелого машиностроения» (ИЗТМ) производящий оборудование для золотодобывающей и металлургической промышленности, ОАО «Иркутский релейный завод», ЗАО «Энерпред», Группа компаний «Иркутское литье» и ряд других предприятий.
На пищевую промышленность в 2000 г. приходилось около 1/3 объема промышленного производства, к настоящему времени ее доля сократилась до 11-13%. В состав отрасли входят молоко- и мясоперерабатывающее, масложировое, кондитерское, хлебопекарное и ряд других производств. Наиболее значительными предприятиями являются ОАО «Иркутский масложиркомбинат», ОАО «Мясокомбинат «Иркутский», ЗАО «Иркутский хлебозавод», ООО «Кондитерская фабрика «Ангара».
Важнейшими предприятиями по производству и распределению электроэнергии, газа и воды являются Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации («Иркутскэнерго»), ОГУЭП «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго», ООО «Иркутская городская теплосбытовая компания», МУП «Водоканал» г. Иркутска.
В городе имеются также предприятия легкой, фармацевтической и полиграфической промышленности, промышленности строительных материалов и ряда других отраслей. Отраслевой состав промышленных кадров представлен в таблице 3.1.2.
Таблица 3.1.2 - Структура промышленных кадров
Промышленные виды деятельности |
1986 г. |
2000 г. |
2012 г. |
|||
тыс. чел |
% |
тыс. чел |
% |
тыс. чел |
% |
|
Производство машин и оборудования, готовых металлических изделий, металлургическое производство |
53,0 |
61,1 |
18,9 |
46,0 |
16,7 |
48,5 |
Производство пищевых продуктов |
9,3 |
10,7 |
7,3 |
17,8 |
4,4 |
12,8 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды* |
3,3 |
3,8 |
8,3 |
20,2 |
6,9 |
20,1 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева |
1,8 |
2,1 |
3,4 |
8,3 |
0,5 |
1,4 |
Текстильное и швейное производство, производство обуви и изделий из кожи |
6,8 |
7,9 |
1,7 |
4,1 |
0,9 |
2,6 |
Издательская и полиграфическая деятельность |
1,0 |
1,1 |
0,7 |
1,7 |
1,3 |
3,8 |
прочие |
11,5 |
13,3 |
0,8 |
1,9 |
3,7 |
10,8 |
Всего |
86,7 |
100,0 |
41,1 |
100,0 |
34,4 |
100,0 |
* в 1986 г. – только производство электроэнергии
На перспективу существующая структура промышленности города в целом сохранится, хотя возможны изменения удельного веса отдельных отраслей. Основу развития промышленности составит реконструкция действующих производств. Кроме того, Иркутск располагает благоприятными условиями для развития новых высокотехнологичных наукоемких производств (высококвалифицированные научно-технические и инженерные кадры, развитая инженерная и транспортная инфраструктура, свободные производственные площади). Тем не менее, в связи с ростом производительности труда увеличение численности промышленных кадров до расчетного срока генерального плана не ожидается (см. таблицу 3.1.3).
В результате децентрализации и приватизации предприятий отрасли состав строительно-монтажных организаций Иркутска за годы реформ существенно изменился. В середине 80-х годов в городе действовал Главвостоксибстрой Министерства строительства в районах Дальнего Востока и Забайкалья, объединявший 9 трестов, и еще около 70 строительных организаций различных министерств и ведомств. На рубеже веков в составе отрасли насчитывалось 45 крупных и средних предприятий различных форм собственности (важнейшие - ООО фирма «Агродорспецстрой», ГУП Дорожно-строительный трест ВСЖД МПС РФ, ЗАО «Иркутскжилстрой» и ЗАО «Иркутскпромстрой»; два последних – бывшие тресты Главвостоксибстроя).
В настоящее время зарегистрировано 34 крупных и средних предприятия строительного профиля. В апреле 2011 г. группой строительных компаний - ОАО «ФСК «Новый город», ОАО «Сибавиастрой», ЗАО «Восток Центр Иркутск» - было принято решение о создании Закрытого акционерного общества «Ассоциация застройщиков города Иркутска» (ЗАО «АЗГИ»), целью которого является консолидация усилий для реализации крупных проектов в области строительства в городе. Значительными предприятиями являются также ООО СК «ВостСибСтрой», ОАО ЗАО «Иркутскпромстрой»; в последнее время к ним добавились ФСК «ДомСтрой» и СК «Гранд-Строй». На перспективу до расчетного срока ожидается стабилизация численности занятых в строительстве на уровне 16 тыс. чел.
Иркутск является крупным транспортным центром Восточной Сибири. Здесь находятся центр управления Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», международный аэропорт «Иркутск», Восточно-Сибирское речное пароходство и речной порт, крупные предприятия внешнего автомобильного транспорта. Он является узлом автомобильных дорог и пунктом перевалки грузов между различными видами транспорта. В последние годы Иркутск превратился в значительный центр телекоммуникаций, существенное развитие получила отрасль связи, в т. ч. такие ее виды, как сотовая и волоконно-оптическая. На перспективу город сохранит функции крупного транспортно-телекоммуникационного центра. Их развитие связывается в первую очередь с развитием железнодорожного транспорта и транспортно-логистического центра, включающего новые складские и перегрузочные мощности.
В связи со сложностями при выборе площадки и неопределенностью источников финансирования размещение в окрестностях Иркутска нового международного аэропорта до конца расчетного срока представляется маловероятным.
Существенного развития автомобильного и водного транспорта не предполагается. Поскольку развитие транспортного комплекса будет сопровождаться повышением производительности труда и внутриотраслевым перераспределением работников, на перспективу численность кадров внешнего транспорта и связи стабилизируется на уровне 27 тыс. чел.
Исторически Иркутск формировался, прежде всего, как административный, торговый и культурно-образовательный центр. После ускоренной индустриализации в середине прошлого века во второй его половине преимущественно развивались функции организационно-хозяйственного и научно-образовательного центра, т.е., в современном понимании, производство услуг (см. таблицу 3.1.3). В пореформенный период эта сфера стала преобладающей в экономике города, эта тенденция сохраняется и на перспективу до расчетного срока генерального плана.
В Иркутске, являющемся административным, деловым и общественно-культурным центром области, межрегиональным центром межселенного обслуживания, сосредоточено большое количество учреждений и организаций управления, финансирования, науки, образования, торговли, здравоохранения и других обслуживающих видов деятельности.
В сфере управления в городе, помимо Правительства Иркутской области, размещаются органы управления Иркутского районного муниципального образования, а также более 50 территориальных подразделений федеральных органов государственной власти (в т.ч. Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского арбитражного округа и Восточно-Сибирская транспортная прокуратура). Численность кадров управления превышает 25 тыс. чел.
Иркутск по праву считается ведущим финансовым центром области. Через него проходит до 80% всех финансовых потоков области, и часть этих средств закономерно «оседает» в городе. Помимо Главного управления Центрального Банка РФ по Иркутской области и Байкальского Банка Сберегательного банка России, здесь имеются местные банки и большое количество филиалов инорегиональных российских банков. В настоящее время финансовой деятельностью занято 8,4 тыс. чел.
В городе активную выставочно-ярмарочную деятельность ведет Иркутский международный выставочный комплекс «Сибэкспоцентр», где ежегодно проходит более 30 универсальных и специализированных выставок-ярмарок международного, российского и регионального значения. Начиная с 2000 г. в Иркутске регулярно проводится Байкальский международный экономический форум (с 2010 г. – ежегодно). «Байкал Бизнес Центр» позволяет проводить конференции и совещания самого высокого уровня. Роль финансового и делового центра относится к числу перспективных функций Иркутска.
Иркутск является вторым по значению после Новосибирска крупным научным и образовательным центром Сибири. Здесь располагается Иркутский научный центр СО РАН в составе 9 институтов, 2 филиалов и 2 других научных подразделений, Восточно-Сибирский центр СО РАМН, НИИСХ Россельхозакадемии, ряд крупных отраслевых научных и проектных институтов. За 1986-2001 гг. численность научных и проектных кадров сократилась в 2,2 раза, что было обусловлено резким сокращением бюджетного финансирования и объемов заказов. Деятельность научных учреждений оказалась слабо связанной с потребностями региона и ориентируется главным образом на федеральное финансирование. К настоящему времени ситуация стабилизировалась, однако на перспективу не следует ожидать существенного количественного роста научных и проектных организаций, их развитие наиболее вероятно по линии качественного совершенствования.
В городе действуют 13 высших учебных заведений и 8 филиалов, к наиболее крупным вузам относятся госуниверситет, технический университет, Байкальский университет экономики и права, университет путей сообщения. В Иркутске размещаются также 25 учреждений среднего профессионального образования. Общее количество учащихся и студентов составляет 106,9 тыс. чел. Функции образовательного центра относятся к числу основных и значимых для Иркутска и сохраняются на перспективу. Всего по городу в сфере образования занято 30,2 тыс. чел.
Иркутск является значительным центром въездного туризма в Сибири. Сам город, особенно его историческая часть, имеет потенциальную туристскую привлекательность. Однако основная его роль заключается в обеспечении транзита туристов на Байкал и в Монголию. В Иркутске действует более 70 туроператоров. Развитие туризма сдерживается недостаточным уровнем как развития инфраструктуры, так и постановки туристического бизнеса (разработка маршрутов, подготовка кадров и т. д.). Город располагает ограниченным кругом гостиниц, способных обеспечить высокий уровень комфорта, но этот перечень постоянно расширяется. В деятельности гостиниц и ресторанов занято 5,2 тыс. чел.
За годы реформ Иркутск превратился в крупный деловой центр. В сфере оптовой и розничной торговли, операций с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении других услуг занято более 50 тыс. чел., и эта сфера приложения труда будет расширяться.
Велико значение Иркутска как центра медицинского обслуживания населения. В городе расположены Областная и городская клинические больницы, онкологический диспансер, перинатальный центр, МНТК «Микрохирургия глаза», учреждения Восточно-Сибирского филиала РАМН и другие объекты здравоохранения, где занято около 25 тыс. чел.
Предоставлением прочих коммунальных и персональных услуг, в т.ч. деятельностью по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта занято 8,2 тыс. чел.
Основой для развития большинства обслуживающих отраслей служит платежеспособный спрос населения. В этом отношении для развития сферы услуг в Иркутске сложились достаточно благоприятные условия, на что указывает сложившийся уровень оплаты труда (см. выше). За 2000-2012 гг. численность занятых предоставлением услуг выросла до 151,1 тыс. чел. – на 21,2 тыс. чел, или более чем на 16%.
Развитие Иркутска как сбалансированного многофункционального центра позволяет прогнозировать рост уровня жизни значительной части населения. Опыт развитых стран свидетельствует, что по мере роста доходов существенно увеличивается объем и удельный вес потребительских расходов на отдых, поддержание здоровья, развлечения, спортивные занятия, бытовые услуги. Эти сферы деятельности становятся все более прибыльными и более привлекательными для бизнеса. Следовательно, на перспективу следует предусматривать ускоренное развитие соответствующих отраслей сферы услуг. В целом по группе занятых предоставлением услуг ожидается рост численности кадров на расчетный срок генплана до 185 тыс. чел.
В пореформенный период сложилась значительная по численности группа экономически активного населения, занятая индивидуальной трудовой деятельностью (ИТД). В настоящее время ее численность (с учетом микропредприятий) составляет 79,8 тыс. чел. Эти лица заняты самыми разнообразными видами производства товаров и услуг, которые не представляется возможным разделить между сферами производства товаров и услуг, хотя в большинстве случаев они работают в сфере обслуживания (прежде всего, в торговле). Они вносят существенный вклад в развитие экономики города, и на перспективу предполагается рост численности данной группы населения до 96 тыс. чел. на расчетный срок генплана (2025 г.).
Общая численность занятых в экономике г. Иркутска составляет к настоящему времени 314,7 тыс. чел. и на перспективу до расчетного срока генерального плана увеличивается до 368 тыс. чел. В этом объеме значительную часть составляют трудовые маятниковые мигранты с прилегающей территории. По данным разработанных документов территориального планирования (с учетом оценочных поправок), в настоящее время их сальдированная численность (т.е. разница между приезжающими на работу в Иркутск и жителями города, работающими за его пределами) составляет ориентировочно 28 тыс. чел.
Таблица 3.1.3 - Структура занятости по г. Иркутску, тыс. чел.
|
2000 г. |
2012 г. |
2025 г. |
Материальное производство |
87,5 |
83,8 |
87,0 |
в т. ч. промышленные виды деятельности |
41,1 |
34,4 |
34,0 |
строительство |
18,2 |
15,7 |
16,0 |
транспорт и связь |
26,7 |
26,3 |
27,0 |
прочие |
1,5 |
7,4 |
10,0 |
Предоставление услуг |
129,9 |
151,1 |
185,0 |
Индивидуальная трудовая деятельность |
30,0 |
79,8 |
96,0 |
Занятые в экономике всего |
247,4 |
314,7 |
368,0 |
в т. ч. приезжающие на работу из других населенных пунктов (сальдо) |
… |
28,0 |
67,0 |
Занятые в экономике - постоянные жители |
247,4 |
286,7 |
301,0 |
Согласно генеральным планам муниципальных образований Иркутского района, там намечено размещение больших объемов жилищного строительства и рост численности населения, при этом новых рабочих мест предусматривается непропорционально мало; предполагается, что подавляющая часть новых жителей будет работать в Иркутске. Соответственно, сальдированная численность трудовых маятниковых мигрантов на расчетные сроки генеральных планов (2025-2032 гг.) составит по Иркутскому муниципальному району 59,7 тыс. чел. (на 2025 г. - по интерполяции, ориентировочно - 51 тыс. чел.), а с учетом приезжающих из Ангарского и Шелеховского районов вместе с их центрами, на 2025 г., - до 67 тыс. чел.
Таким образом, общая численность самодеятельного населения (лиц, занятых в экономике) из числа постоянных жителей Иркутского городского округа на исходный год составила 286,7 тыс. чел. На перспективу до расчетного срока (2025 г.) ожидается рост численности постоянных жителей, занятых в экономике, до 301 тыс. чел. (см. таблицу 3.1.3).
История формирования населения Иркутска неразрывно связана со всем ходом освоения Восточной Сибири. Возникнув как острог, он быстро приобрел роль административного, торгового, а позднее и культурного центра. В момент присвоения Иркутску статуса города в 1686 г. в нем проживало около тысячи человек; к концу XIX века оно превысило 30 тыс. чел.
Новый этап в развитии города связан со строительством Великой Сибирской железной дороги, проложенной в 1898 г. по левому берегу р. Ангары. С проведением железной дороги численность населения стала быстро расти. Этому не могли помешать социально-экономические потрясения начала века – гражданская война, разруха, трудности восстановительного периода. Особенно стремительно город стал расти с началом периода индустриализации. За годы первых пятилеток, в 1926-1939 гг., численность населения увеличилась в 2,3 раза (см. таблицу 3.1.1.1).
Таблица 3.1.1.1– Численность жителей г. Иркутска по данным переписей населения 1926-2010 гг.
Год |
Численность населения (тыс. чел.) |
1926 |
108,21) |
1939 |
250,2 |
1959 |
365,9 |
1970 |
450,9 |
1979 |
550,0 |
1989 |
572,9 2)3) |
2002 |
593,62) |
2010 |
587,92) |
На протяжении почти всего ХХ века население г. Иркутска формировалось в условиях естественного прироста и механического притока, причем роль последнего постепенно снижалась. В 70-е – 80-е годы увеличение численности населения происходило в подавляющей степени за счет естественного прироста. По завышенным официальным данным, к 1989 г. постоянное население Иркутска составило 622,3 тыс. чел. (фактически – 572,9 тыс. чел., см. таблицу 3.4). В конце 80-х годов было отмечено сокращение рождаемости, связанное с отдаленными последствиями Второй мировой войны и позднее усугубленное социально-экономической нестабильностью и снижением уровня жизни населения.
Одновременно возросла смертность, особенно среди мужчин в трудоспособном возрасте, и с 1992 г. естественный прирост населения сменился естественной убылью, а численность населения стала сокращаться. Если в 1990 г. при рождаемости 14,1 чел. (на 1000 жителей) и смертности 9,7 чел естественный прирост составил 4,4 чел. на 1000 жителей, то к 1995 г. рождаемость сократилась до 10,7 чел. на 1000 жителей, смертность увеличилась до 15,4 чел., а убыль составила 4,7 чел. на 1000 жителей. Правда, за 1994-1998 гг. естественная убыль компенсировалась механическим притоком населения, прежде всего из северных районов области и из стран ближнего зарубежья. Население Иркутска выросло к началу 1999 г. до 603,0 тыс. чел. Начиная с 1999 г., естественная убыль населения увеличилась, миграционный приток сменился оттоком, в результате численность жителей сократилась к началу 2008 г. до минимального за последнюю четверть века уровня в 575,8 тыс. чел. (см. таблицу 3.1.1.2).
Таблица 3.1.1.2 – Динамика численности населения г. Иркутска по данным текущего статистического учета
год |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Численность постоянного населения на конец года*, тыс. чел. |
582,5 |
578,1 |
575,9 |
575,8 |
579,3 |
585,8 |
589,9 |
597,8 |
606,1 |
613,0 |
Родилось чел. |
7327 |
6985 |
7061 |
7773 |
8331 |
8588 |
8363 |
8873 |
9167 |
9297 |
Рождаемость (на 1000 жит.) |
12,5 |
12 |
12,2 |
13,5 |
14,4 |
14,8 |
14,2 |
14,9 |
15,2 |
15,3 |
Умерло чел. |
8956 |
8826 |
7937 |
7266 |
7361 |
7459 |
7355 |
7094 |
7154 |
7142 |
Смертность (на 1000 жит.) |
15,3 |
15,2 |
13,7 |
12,6 |
12,7 |
12,9 |
12,5 |
11,9 |
11,9 |
11,7 |
Естественный прирост (убыль) чел. |
-1629 |
-1841 |
-876 |
507 |
970 |
1129 |
1008 |
1779 |
2013 |
2155 |
Естественный прирост (убыль) на 1000 жит. |
-2,8 |
-3,2 |
-1,5 |
0,9 |
1,7 |
1,9 |
1,7 |
3,0 |
3,3 |
3,6 |
Прибыло чел. |
7644 |
6696 |
7405 |
7406 |
9926 |
6965 |
10685 |
16852 |
19510 |
19641 |
Выбыло чел. |
9582 |
9329 |
8488 |
7965 |
7445 |
6654 |
7503 |
10733 |
13232 |
14960 |
Механический прирост (убыль) чел. |
-1938 |
-2633 |
-1043 |
-559 |
2481 |
311 |
3182 |
6119 |
6278 |
4681 |
Примечание: * – за 2010-2011 гг.- расчетные данные на основании итогов переписи населения 2010 г.
В начале XXI века рождаемость постепенно стала расти, что было связано с вступлением в активный репродуктивный возраст сравнительно многочисленных возрастных групп 80-х годов рождения, а также с повышением уровня жизни и стабилизацией социально-экономического положения. Значительную роль сыграла государственная политика поддержки семьи, в частности, начисление материнского (семейного) капитала с 2007 г. В итоге рождаемость по г. Иркутску выросла с 9,8 чел. на 1000 жителей (1999 г., минимальный уровень) до 15,3 чел. на 1000 жителей за 2013 г., т.е. более, чем в 1,5 раза.
Рост уровня смертности, характерный для 90-х – начала 2000-х годов, к настоящему времени, несмотря на старение населения, преодолен. Начиная с 2006 г., смертность стала снижаться, и по сравнению с максимальным уровнем 2003 г. (15,7 чел. на 1000 жителей) уменьшилась на 1/4, составив в 2013 г. 11,7 чел. на 1000 жителей. Это было связано со стабилизацией социально-экономического положения, а также с повышением уровня медицинского обслуживания населения. В результате благоприятного изменения характера демографических процессов с 2007 г. по г. Иркутску был отмечен естественный прирост населения, сначала небольшой, но к 2013 г. выросший до 3,6 чел. на 1000 жителей.
На перспективу до 2025 г. ожидается некоторое снижение уровня рождаемости, поскольку в активный репродуктивный возраст будут вступать малочисленные поколения, родившиеся в 90-е годы ХХ века. Однако этот процесс будет смягчен за счет тенденции рождения вторых и третьих детей, и не только в возрасте родителей 20-30 лет, но и 30-40 лет, а также за счет ожидаемого притока мигрантов, среди которых преобладают молодые люди в трудоспособном возрасте. Смертность скорее всего сохранится на современном уровне – развитие здравоохранения и рост продолжительности жизни будут компенсироваться ускоренным старением населения. В итоге на ближайшую перспективу по г. Иркутску сохранится небольшой естественный прирост населения на уровне 3-4 чел. на 1000 жителей.
Иркутск сохраняет достаточно высокую потенциальную привлекательность для мигрантов. Население города характеризуется более высоким уровнем жизни, чем в среднем по области. Средний уровень оплаты труда (по данным за 2011 г.) по г. Иркутску превысил средний суммарный показатель по другим территориям области на 24%, а по некоторым муниципальным районам – более чем вдвое. Уровень зарегистрированной безработицы по состоянию на январь 2013 г. составил менее 0,5% (в среднем по области – 1,5%). Как и всякий крупный город, областной центр предоставляет значительное разнообразие мест приложения труда и широкие возможности самореализации личности. Следует также учитывать, что в Иркутске ежегодно около 25 тыс. молодых людей заканчивает высшие и средние специальные учебные заведения, и большинство иногородних выпускников стремится трудоустроиться в городе. Это позволяет «рекрутировать» на постоянное жительство энергичные образованные кадры, способные внести значительный вклад в развитие города.
В первые годы XXI века в качестве фактора, ограничивающего возможности реализации потенциальной миграционной привлекательности Иркутска, выступил резкий рост стоимости жилья. В I полугодии 2002 г. рыночная стоимость 1 кв. м общей площади квартир выросла по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года не менее чем в 1,5 раза. Цены на жилье в г. Иркутске в полтора-два раза превысили уровень областных центров средней полосы Европейской России и были сравнимы с ценами в г. Санкт-Петербурге. Такое положение, с одной стороны, стимулировало выбытие жителей города в районы с более благоприятными климатическими условиями, а с другой – препятствовало притоку потенциальных мигрантов в Иркутск на постоянное жительство. В результате, в отличие от предшествующего периода, миграционная убыль населения по г. Иркутску существенно выросла, до 2,8 тыс. чел. за 2003 г., и сохранялась до 2007 г.
Резкий рост цен на жилье отразил существенное превышение спроса над предложением на рынке жилья, что было следствием недостаточных объемов жилищного строительства в городе. В 2001 г. объем ввода жилья составил всего 76,5 тыс. м2 (для сравнения, в 1985 г. – 227,5 тыс. м2, 1990 г. – 249,6 тыс. м2, в 1994 г. – 154,9 тыс. м2). В последующий период жилищное строительство в городе постепенно росло, и в 2006 г. было введено 212,1 тыс. м2 общей площади. Переломным стал 2007 г., когда объем ввода жилья вырос почти в 1,5 раза (см. таблицу 3.1.1.3) и превысил показатели советского периода. В том же году впервые с 1991 г. был отмечен естественный прирост населения, а с 2008 г. миграционная убыль сменилась притоком жителей, и эти тенденции сохраняются до настоящего времени. Положительная динамика объемов жилищного строительства, повышение доступности жилья являются необходимыми условиями реализации потенциальных возможностей развития города.
Таблица 3.1.1.3 – Ввод жилищного фонда по г. Иркутску в 2002-2013 гг.
год |
тыс. м2 общей площади |
---|---|
2002 |
124,8 |
2003 |
114,4 |
2004 |
126,8 |
2005 |
168,7 |
2006 |
212,1 |
2007 |
315,3 |
2008 |
334,9 |
2009 |
380,1 |
2010 |
341,5 |
2011 |
412,8 |
2012 |
482,3 |
2013 |
455,1 |
В последние годы при росте миграционного оборота статистически отмечен существенный миграционный приток населения в город (до 6,3 тыс. чел. в 2012 г.). Отчасти это связано с изменениями правил миграционного учета; тем не менее, реализация потенциальной миграционной привлекательности Иркутска налицо, и эта тенденция сохранится на ближайшую перспективу.
Последние годы отмечены ростом миграционной подвижности населения. Объем миграционного оборота (сумма численности прибывших и выбывших) в 2013 г. составил 34,6 тыс. чел. при среднем уровне за 2000-2013 гг. в 20,2 тыс. чел. и минимальном 13,6 тыс. чел. (в 2009 г.). Это говорит о наличии разнонаправленных миграционных потоков: из Иркутска – прежде всего в пригородную зону и в западные регионы РФ; в Иркутск – главным образом из других городов и районов области и сопредельных регионов.
Тенденция оттока постоянных жителей г. Иркутска на пригородные территории, прежде всего Иркутского муниципального района, приобретает все более широкий характер. Городские жители переселяются в пригородные села и поселки, сочетая занятость в городе с преимуществами сельского образа жизни в благоприятных экологических условиях. За последнее десятилетие население района выросло в 1,6 раза, в значительной степени за счет механического притока (в 2000-2012 гг. миграция обеспечила 60% общего объема прироста населения по району).
Документами территориального планирования, разработанными на пригородные территории, предусматривается значительное расширение жилых территорий и, соответственно, существенный рост численности населения, а размещение новых мест приложения труда предлагается в сравнительно небольших объемах. Предполагается, что это приведет к оттоку постоянных жителей из Иркутска при сохранении их занятости в городе. Соответственно, на перспективу не следует ожидать существенных объемов механического притока населения в город при сохранении положительного сальдо миграционного баланса на период до 2025 г.
Особенности формирования населения отразились на его демографической структуре. Главными тенденциями динамики возрастного состава населения за последние четверть века стали сокращение численности и доли детей и подростков, а также старение населения.
За межпереписной период 1989-2010 гг. удельный вес в населении возрастной группы 0-15 лет сократился с 24,8% до 16,8%, а ее абсолютная численность уменьшилась на 30,3%. Рост рождаемости в последние годы привел к увеличению удельного веса детей и подростков к 2013 г. до 17,3% общей численности населения. В связи с прогнозом снижения рождаемости доля данной возрастной группы в населении несколько сократится.
За 1989-2010 гг. удельный вес населения в трудоспособном возрасте увеличился на четыре процентных пункта за счет вступления в него многочисленных возрастов, родившихся в 70-е -80-е годы прошлого века. К настоящему времени наблюдается тенденция его медленного сокращения. На перспективу до 2025 г. доля в населении лиц в трудоспособном возрасте предполагается относительно стабильной с некоторым снижением. В результате процессов естественного движения населения численность трудоспособных возрастов будет сокращаться, поскольку ее покидают многочисленные послевоенные поколения, а вступают малочисленные контингенты, родившиеся в 90-е годы и в начале XXI века. В то же время предполагается пополнение этой категории за счет притока мигрантов.
В 1989 г. удельный вес пенсионных возрастов в населении составлял 15,2%; к 2010 г. он увеличился до 19,2%, а абсолютная численность старшей возрастной группы выросла на 29,5%. В целом структура населения г. Иркутска по основным возрастным группам по данным переписи 2010 г. была близка к средним показателям по городскому населению области. В последующие годы старение населения продолжалось, на 2013 г. жители пенсионного возраста составили 19,5% населения города. На ближайшую перспективу процесс старения населения, выражающийся в росте удельного веса пенсионных возрастов, сохранится, поскольку из трудоспособного возраста продолжат выходить многочисленные поколения, появившиеся на свет в период послевоенного пика рождаемости. Прогноз возрастной структуры населения представлен в таблице 3.1.1.4.
Таблица 3.1.1.4 – Возрастная структура населения (в % к общей численности)
Возрастные группы |
по данным переписей населения |
по данным текущего учета на начало года |
прогноз |
||
1989 г. |
2002 г. |
2010 г. |
2013 г. |
2025 г. |
|
лица моложе трудоспособного возраста (0-15 лет) |
24,8 |
18,3 |
16,8 |
17,3 |
16 |
лица в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет; женщины 16-54 года) |
60,0 |
64,9 |
64,0 |
63,2 |
60 |
лица старше трудоспособного возраста (мужчины 60 лет и старше; женщины 55 лет и старше) |
15,2 |
16,8 |
19,2 |
19,5 |
24 |
Итого |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
В состав трудовых ресурсов включаются лица в трудоспособном возрасте и работающие пенсионеры. По состоянию на начало 2013 г. их численность составила 444,7 тыс. чел., или 73,3% населения, из них 47,3% (286,7 тыс. чел.) занято в экономике.
На основании прогноза возрастной структуры населения, анализа современного баланса трудовых ресурсов и перспектив развития экономики города составлен расчет трудовых ресурсов на 2025 г. (см. таблицу 3.1.1.5) В связи с прогнозом размещения новых рабочих мест, механическим и естественным приростом населения ожидается рост численности трудовых ресурсов и занятых в экономике. Численность работающих пенсионеров принимается в размере до 55% возрастной группы (в настоящее время – 52,1%), что обусловлено с тенденцией продолжения трудовой деятельности по достижении пенсионного возраста, а также с прогнозом дефицита квалифицированных трудовых ресурсов.
Сокращение численности и удельного веса неработающих инвалидов и пенсионеров в трудоспособном возрасте связано с отсутствием вредных производств и с повышением уровня медицинского обслуживания населения.
В число лиц, занятых в экономике (самодеятельное население), входят кадры градообразующих отраслей, предприятий и учреждений обслуживания, а также лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью. На перспективу ожидается увеличение численности самодеятельного населения за счет занятых производством услуг и индивидуальной трудовой деятельностью; предполагается стабилизация удельного веса занятых в экономике (см. таблицу 3.1.1.6); их абсолютная численность соответствует прогнозным показателям, обоснованным в разделе 1 (см. таблицу 3.1.3).
Таблица 3.1.1.5 – Расчет трудовых ресурсов
|
2000 г. |
Исходный год (2013 г.) |
Расчетный срок (2025 г.) |
|||
тыс. чел. |
% |
тыс. чел. |
% |
тыс. чел. |
% |
|
Население на начало года всего |
601,4 |
100,0 |
606,1 |
100,0 |
640,0 |
100,0 |
Трудовые ресурсы всего |
414,4 |
68,9 |
444,7 |
73,3 |
468,5 |
73,2 |
в т. ч. население в трудоспособном возрасте |
376,5 |
62,6 |
383,2 |
63,2 |
384,0 |
60,0 |
работающие лица старше трудоспособного возраста |
37,9 |
6,3 |
61,5 |
10,1 |
84,5 |
13,2 |
Распределение трудовых ресурсов |
|
|
|
|
|
|
Занятые в экономике |
247,4 |
41,1 |
286,7 |
47,3 |
301,0 |
47,0 |
Неработающие учащиеся в трудоспособном возрасте |
63,8 |
10,6 |
69,9 |
11,5 |
76,8 |
12,0 |
Трудоспособные лица, не занятые в экономике* |
84,0 |
14,0 |
75,4 |
12,4 |
77,9 |
12,2 |
Неработающие инвалиды и пенсионеры в трудоспособном возрасте |
19,2 |
3,2 |
12,7 |
2,1 |
12,8 |
2,0 |
* включают военнослужащих, безработных, лиц, занятых в домашнем, личном подсобном хозяйстве и др.
Таблица 3.1.1.6 - Трудовая структура населения (на начало года)
|
2000 г. |
2013 г. |
Расчетный срок 2025 г. |
|||
тыс. чел. |
% |
тыс. чел. |
% |
тыс. чел. |
% |
|
Занятые в экономике |
247,4 |
41,1 |
286,7 |
47,3 |
301,0 |
47,0 |
Не занятые в экономике |
354,0 |
58,9 |
319,4 |
52,7 |
339,0 |
53,0 |
Население всего |
601,4 |
100,0 |
606,1 |
100,0 |
640,0 |
100,0 |
Действующим Генеральным планом (с внесенными изменениями) был намечен рост численности населения города. Предполагалось что к расчетному сроку (2020 г.) она достигнет 617 тыс. чел. Несмотря на сокращение численности жителей в период 2000-2007 гг., с учетом существующих тенденций естественного и механического движения населения представляется вероятным превышение к 2020 г. проектного параметра. Программой комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2008 - 2019 годы намечено достижение в 2019 г. уровня численности жителей г. Иркутска в 628,8 тыс. чел.
Оценка перспектив естественного и механического движения населения при условии сохранения благоприятных социально-экономических условий позволяет прогнозировать рост его численности до 640 тыс. чел. на 2025 г., что подтверждается расчетами по методу трудового баланса с учетом динамики структуры населения.
Территория г. Иркутска в границах городского округа, определенных законом Иркутской области от 16.12.2004 г. № 88-оз (с последующей корректировкой), составляет 27 735,6 га. Генеральный план предусматривает существенную реструктуризацию землепользования в границах города, намечено изменение типа использования значительных по площади территорий. Площадь земель городской застройки (без учета санитарно-защитных зон) составит по проекту 13 381,8 га, или 48,2% территории города.
Зона жилой застройки по проекту претерпевает существенную реконструкцию. Суммарная территория жилых кварталов и микрорайонов увеличивается на 115,5 га, или на 2,3%, главным образом за счет строительства на свободной площадке Чертугеевского жилого района и в Свердловском округе, завершения формирования жилых микрорайонов в северо-западной части Ново-Ленино, размещения усадебной застройки на окраинах города. Кроме того, в категорию жилой застройки переводится часть садоводств. В то же время территория малоэтажной застройки (как усадебной, так и секционной) существенно сокращается - на 531,6 га, или на 14,7% - за счет сноса по ветхости, в связи с реконструкцией застроенных территорий и под транспортное строительство. В связи с тенденцией повышения интенсивности использования городской территории зона многоэтажной застройки расширяется на 506,4 га, или почти в 2,4 раза; зона жилых домов средней этажности (5-8 эт.) увеличивается на 140,7 га, или 13,9%.
Таблица 3.1.2.1 – Использование территории
Территории |
современное |
проектное |
||
---|---|---|---|---|
га |
га |
% |
м2/чел |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Общая площадь земель |
27 735,6 |
27 735,6 |
100,0 |
433,3 |
в т. ч. территории жилых зон |
6 108,6 |
6 048,1 |
21,8 |
94,5 |
из них многоэтажная застройка |
365,1 |
871,5 |
3,1 |
|
среднеэтажная застройка |
1 014,7 |
1 155,4 |
4,2 |
|
малоэтажная застройка |
3 625,5 |
3 093,9 |
11,2 |
|
в т. ч. индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками |
2 787,7 |
2 406,0 |
8,7 |
|
прочие малоэтажные жилые дома |
837,8 |
687,9 |
2,5 |
|
садоводства |
1 103,3 |
927,3 |
3,3 |
|
общественно-деловая зона |
1 370,8 |
1 909,7 |
6,9 |
29,8 |
в т. ч. научно-исследовательские учреждения, высшие и средние специальные учебные заведения |
307,0 |
335,0 |
1,2 |
5,2 |
производственная зона |
2 088,8 |
2 632,2 |
9,5 |
41,1 |
в т. ч. санитарно-защитные зоны |
- |
272,3 |
1,0 |
4,2 |
зона инженерной и транспортной инфраструктуры |
2 248,0 |
2 410,4 |
8,7 |
37,7 |
рекреационная зона |
14 536,5 |
13 654,3 |
49,2 |
213,3 |
в т. ч. парки, скверы, бульвары |
287,3 |
905,7 |
3,3 |
14,2 |
спортивные сооружения |
148,1 |
366,6 |
1,3 |
5,7 |
леса |
6 453,8 |
6 129,6 |
22,1 |
95,8 |
водные объекты |
2 992,1 |
2 906,0 |
10,5 |
45,4 |
природные ландшафты |
4 413,7 |
2 363,6 |
8,5 |
36,9 |
особо охраняемые природные территории |
199,1 |
515,3 |
1,8 |
8,0 |
территории отдыха и туризма |
42,4 |
467,5 |
1,7 |
7,3 |
зона сельскохозяйственных угодий |
521,7 |
217,3 |
0,8 |
3,4 |
зона специального назначения |
210,5 |
209,9 |
0,7 |
3,3 |
зона режимных объектов |
650,7 |
653,7 |
2,4 |
10,2 |
Если средняя плотность жилой застройки (без учета территории садоводств) к расчетному сроку повышается на 36,8% (с 2 924,2 м2 общей площади/га до 4 001,0 м2/га), то средняя плотность населения в границах жилых кварталов и микрорайонов к расчетному сроку увеличивается незначительно - на 2%. Это связано прежде всего с существенным повышением проектной средней жилищной обеспеченности населения по сравнению с существующей (с 23,9 м2/чел. до 32 м2/чел.).
Генеральным планом предлагается значительное расширение общественно-деловых зон, включающих участки под учреждения и предприятия обслуживания, научно-исследовательские учреждения и специальные учебные заведения. Их суммарная площадь увеличивается почти на 40%, главным образом за счет формирования новых общественных центров (Парковый, Трактовый, Академгородок, Чертугеевский и др., см. раздел 3.5)
Площадь внемикрорайонных озелененных территорий общего пользования увеличивается по сравнению с исходным годом разработки генерального плана в 3 раза (см. раздел 3.6), прежде всего за счет разбивки новых парков и устройства скверов и бульваров, площадь которых увеличивается более чем втрое. Территория спортивных сооружений по проекту увеличивается почти в 2,5 раза, предлагается обустройство пляжей, зон отдыха горожан и других территорий рекреационного назначения. Площадь территорий, предназначенных для отдыха и туризма, составит 467,5 га.
Общая территория рекреационных зон сокращается на 6,1%, главным образом за счет использования природных территорий под строительство. В то же время в границах города в 2,6 раза расширяются особо охраняемые природные территории (озерно-болотный комплекс в Ленинском административном округе).
Проектом предлагаются существенные изменения структуры функционального использования внеселитебных земель. Площадь производственных территорий увеличивается на 543,4 га, или на 26%, главным образом за счет размещения коммунально-складских и логистических объектов и формирования санитарно-защитных зон. Предусматривается перераспределение территории между зонами промышленного и коммунально-складского использования. За счет намечаемого дорожного строительства зона инженерной и транспортной инфраструктуры расширяется на 7,2%.
Проектное использование территории г. Иркутска на расчетный срок генерального плана (2025 г.) приведено в таблице 3.1.2.1.
Генеральным планом г. Иркутска, разработанным в 2006 г. и утвержденным в 2007 г., предусматривался рост средней обеспеченности населения г. Иркутска общей площадью жилищного фонда до 26 м2 на одного жителя. Проектные предложения основывались на повышении темпов жилищного строительства в городе за 2001-2005 гг. до 118,5 тыс. м2 общей площади в среднем за год, или в 1,5 раза по сравнению с предшествовавшим периодом (в 1996-2000 гг. – в среднем 79,3 тыс. м2 общей площади в год) с перспективой последующего роста. В последующие годы наблюдался существенный рост объемов ввода жилья За 2008-2010 гг. он составил в среднем 352,2 тыс. м2 общей площади, а за 2011-2013 гг. – 450,1 тыс. м2. Учитывая темпы роста жилищного строительства, разработанные на территорию города проекты планировки, перспективы развития застроенных территорий а также реализацию национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", при внесении изменений в генеральный план был принят уровень средней жилищной обеспеченности населения 32 м2 общей площади на одного жителя. При этом среднегодовой объем ввода жилищного фонда за 2014-2025 гг. составит 607,7 тыс. м2 общей площади, а необходимый жилищный фонд для г. Иркутска на перспективу до 2025 г. для населения 640 тыс. чел. - 20 480,0 тыс. м2 общей площади.
Существующий жилищный фонд г. Иркутска на 01.01.2014 г. составляет 14 636,6 тыс. м2 общей площади, в целом отличается достаточно хорошим техническим состоянием и в подавляющей части подлежит сохранению на расчетный срок в качестве опорного.
К сносу по техническому состоянию предлагаются главным образом некапитальные 1-2-этажные жилые дома, уровень физического износа которых превысил нормативный уровень к исходному году разработки проекта. Кроме того, предусматривается снос пригодных в настоящее время для проживания, но морально устаревших жилых домов под размещение новой жилой застройки, центров обслуживания городского и районного значения и под прокладку магистральных улиц и дорог. Предлагается также осуществление в небольшом объеме сноса и переоборудования жилых домов при организации санитарно-защитных зон и выносе жилой застройки с территории, затапливаемой с вероятностью 1%. Следует учитывать, что подавляющая часть предлагаемого к сносу жилищного фонда, пригодного для проживания в настоящее время, к расчетному сроку достигнет сверхнормативного уровня износа.
Общий объем убыли жилищного фонда к расчетному сроку генплана (2025 г.) составит 832,9 тыс. м2 общей площади (см. таблицу 3.1.3.1), или 5,6% существующего жилищного фонда. Убыль пригодного в настоящее время для проживания жилья составит 613,0 тыс. м2 общей площади, или 4,2% существующего жилищного фонда (73,6% общего объема убыли жилья). Проектная убыль одноэтажного фонда составит 416,4 тыс. м2 общей площади (50% общего объема убыли), двухэтажного – 401,6 тыс. м2 (48,2%), трехэтажного - 14,9 тыс. м2 (1,8%)
Сохраняемый опорный жилищный фонд на расчетный срок генплана составит 13 803,7 тыс. м2 общей площади, его размещение по территории города отражено в таблице 3.1.2.1. Дополнительная потребность в жилищном фонде к расчетному сроку составит 6 484,3 тыс. м2 общей площади.
Проектное решение предусматривает размещение нового строительства как на свободной от застройки территории, так и в зоне реконструкции. К основным мероприятиям по обеспечению населения жильем в объеме дополнительной потребности на расчетный срок генерального плана относятся:
в Правобережном округе:
в Октябрьском округе:
в Свердловском округе:
в Ленинском округе:
Проектное решение по внесению изменений в генеральный план предусматривает размещение нового жилищного фонда в объеме 6 684,6 тыс. м2 общей площади при следующей структуре застройки:
в многоэтажных жилых домах (9 и более этажей) - 5 446,5 тыс. м2 – 81,5%;
в среднеэтажных жилых домах (5-8 этажей) - 776,0 тыс. м2 – 11,6%;
в малоэтажных жилых домах (1-4 этажа) - 462,1 тыс. м2 – 6,9%.
Мероприятия по реконструкции жилой застройки предусматривают как уплотнение застройки с использованием свободных участков (пустырей), так и размещение нового жилищного строительства (как правило, в многоэтажном исполнении) на территории, высвобождаемой при сносе малоценного изношенного малоэтажного жилищного фонда.
Предлагаемая структура застройки отвечает потребностям г. Иркутска. В условиях дефицита свободных территорий, пригодных под застройку без больших затрат на подготовку территории, представляется оправданным преимущественное применение многоэтажной застройки, что также позволит повысить эффективность использования городской территории.
В то же время генпланом предусматривается строительство малоэтажных блокированных жилых домов, что будет способствовать созданию высококомфортной городской среды. Размещение малоэтажных жилых домов в усадебной застройке также соответствует спросу со стороны широких слоев населения.
Проектом предусматривается на расчетный срок генерального плана (2025 г.) довести жилищный фонд г. Иркутска до 20 488,3 тыс. м2 общей площади при следующей структуре застройки:
в многоэтажных жилых домах - 9 316,6 тыс. м2 общей площади – 45,5%;
в среднеэтажных жилых домах - 7 327,8 тыс. м2 общей площади – 35,8%;
в малоэтажных жилых домах - 3 843,9 тыс. м2 общей площади – 18,7%.
Размещение опорного и проектируемого жилищного фонда на расчетный срок по административным округам приведено в таблице 3.1.3.2.
Средняя плотность населения в жилой застройке (без учета территории садоводств) по проекту составит 125 чел./га. Такой уровень плотности обусловлен тем, что более 60% жилой территории приходится на малоэтажную застройку, где средняя плотность населения при расчетной жилищной обеспеченности составит около 39 чел./га. Плотность населения в секционной жилой застройке высотою 5 и более этажей составит 256,5 чел/га. Низкий уровень плотности населения обусловлен также значительным повышением по проекту средней жилищной обеспеченности населения (с 23,9 м2/чел. в настоящее время до 32,0 м2/чел. к 2025 г., или более чем на 1/3).
Таблица 3.1.3.1 - Распределение выбывающего жилищного фонда по планировочным районам, причинам сноса и этажности тыс. м2 общей площади (нажать для увеличения)
Таблица 3.1.3.2 - Распределение жилищного фонда на расчетный срок генплана по планировочным районам и административным округам тыс. м2 общей площади (нажать для увеличения)
Для оценки перспектив развития сети объектов культурно-бытового обслуживания следует пользоваться Местными нормативами градостроительного проектирования г. Иркутска, утвержденными постановлением Администрации города Иркутска от 15.07.2011 г. № 031-06-1287/11, рекомендательными нормативами СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*), приложение Ж, а также Социальными нормативами и нормами, одобренными распоряжением Правительства РФ от 3 июня 1996 г. № 1063-р и рекомендованными Главгосэкспертизой. Однако следует учитывать, что в современных условиях можно достаточно обоснованно предлагать размещение только тех учреждений обслуживания, строительство и содержание которых осуществляется в рамках полномочий региональных органов власти и местного самоуправления (учреждения здравоохранения, образования и ряд других). Основной вклад в совершенствование объектов обслуживания (учреждения торговли, бытового обслуживания, зрелищные и др.) вносит рыночный сектор экономики, развитие которого можно только прогнозировать. При этом в качестве ориентира может быть использована расчетная потребность в учреждениях и предприятиях обслуживания, определенная на основании вышеперечисленных нормативов.
При расчете не учитывались некоторые виды объектов, предусмотренные СП, но на которые в сложившейся рыночной ситуации отсутствует спрос (предприятия централизованного выполнения заказов, фабрики-прачечные, фабрики-химчистки и др.).
Расчет нормативной потребности производился по двум ступеням, между которыми объекты сферы услуг распределены в зависимости от их места в системе обслуживания:
- объекты внутриселенного значения – обслуживающие население г. Иркутска (см. таблицу 3.1.4.1);
- объекты межселенного значения – обслуживающие население области (см. таблицу 3.1.4.2).
Иркутск является областным центром, и по ряду видов обслуживания в его зону влияния входит вся Иркутская область. Кроме того, Иркутск является также районным центром обслуживания, и в настоящее время при отсутствии в границах района других значительных обслуживающих центров выполняет функции кустового центра культурно-бытового обслуживания. На перспективу население Иркутского муниципального района обеспечивается полным набором объектов социального и культурно-бытового обслуживания в соответствии с разработанной Схемой территориального планирования. Вместимость (пропускная способность) объектов межселенного значения определяется с учетом потребностей жителей городских и сельских населенных пунктов области с применением усеченных нормативов, которые применяются для расчета потребности в тех видах услуг, которые население должно в значительной степени получать по месту жительства.
Численность постоянного населения Иркутской области имеет тенденцию к сокращению. К началу 1990 г. она составляла 2 794,9 тыс. чел., 2000 г. – 2 644,0 тыс. чел., 2010 г. – 2 431,6 тыс. чел., а к 2014 г. – 2 418,3 тыс. чел. С учетом тенденции снижения темпов сокращения численности и стабилизации населения представляется обоснованным принять численность населения области к 2025 г. в размере 2 400 тыс. чел. (в т. ч. 640 тыс. чел. – г. Иркутск).
На основании расчета нормативной потребности и с учетом существующих опорных объектов, сохраняемых на расчетный срок генерального плана, определяется дополнительная потребность в объектах культурно-бытового обслуживания.
Поскольку реально не представляется возможным разделить объекты, выполняющие межселенные и внутриселенные функции, общая потребность в них приведена в таблице 3.1.4.1.
Генеральным планом предусматривается развитие системы общественных центров, в составе которых размещаются новые объекты городского и районного значения.
В Правобережном округе расширяются и обогащаются новыми функциями общественно-деловые центры городского значения в районе Центрального рынка («Центральный») и на бывшей территории ИЗТМ («Фортуна»), вновь формируются центры «Предмостный» (у въезда на старый Ангарский мост) и «Маратовский» (по ул. Сурнова). В округе также предусмотрено формирование трех центров районного значения – «Култукского», «Баррикадного» и «Знаменского».
На территории Октябрьского округа формируются новые общественные центры на левобережном подходе к новому Ангарскому мосту («Парковый») и в новом жилом районе – «Чертугеевский», развивается «БайкалБизнесцентр». В систему общественных районных центров округа войдут «Восточный», «Лисихинский» и «Солнечный».
В Свердловском округе формируется новый общественный центр на территории Академгородка (правобережный подход к новому Ангарскому мосту), у впадения р. Иркут в р. Ангару («Стрелка»), на освобождаемой от промышленных функций площадке в западной части округа («Радиозавод»), а также на выезде из города в сторону Пади Мельничной («Юбилейный» и «Госпитальный»). Размещение больших объемов нового жилищного строительства потребует формирования развитой сети общественных центров районного значения; проектом предусматриваются «Свердловский», «Звездочка», «Университетский», «Помяловского», «Майский», «Южный» и «Мухиной».
Общественные центры Ленинского округа, имеющие городское значение, располагаются на пересечении магистралей городского значения («Трактовая»), по ул. Розы Люксембург («Иннокентьевский», «Меридиан») и на выезде из города («Северо-западный»). В Ново-Ленино формируются центры районного значения «Баумана», «Спортивный» и «Сортировочный», В Иркутске-II – «Авиастроителей», «Боковский», «Мира» и «Ленинградский».
Предлагаемый в соответствии с разработанными проектами планировки состав общественных центров районного значения представлен в таблице 3.1.4.3, центров городского значения – в таблице 3.1.4.4.
Анализ динамики количества мест в различных культурно-зрелищных объектах (театры, клубы, досуговые центры, кинотеатры и др.) с момента разработки генерального плана показал, что такие объекты часто переходят из одной категории в другую без существенного изменения вместимости. В связи с этим, хотя расчет общей потребности ведется на основании нормативов СП и МНГП, предложения по размещению даются в таблице 3.1.4.1 без разделения по категориям объектов.
Объекты, обслуживающие жилую зону, размещаются непосредственно в жилой застройке. Там же, а также в составе подцентров обслуживания, располагается ряд объектов городского и районного значения.
Для обеспечения необходимого уровня первичного обслуживания жилой зоны в соответствии с нормативной доступностью произведен расчет потребности в основных объектах микрорайонного значения по административным округам (см. таблицы 3.1.4.3 – 3.1.4.6). Расчетное население по каждому району определено исходя из средней жилищной обеспеченности на расчетный срок (32 м2 общей площади/чел.) и проектного размещения жилищного фонда. Предложения по размещению объектов обслуживания сформированы на основании проектных решений проектов планировки, охватывающих всю территорию города, где детально учтены особенности размещения жилищного строительства и проектного расселения жителей по территории города. В связи с этим, с учетом необходимости обеспечения нормативной доступности учреждений и предприятий обслуживания, по некоторым объектам (общеобразовательные школы, дошкольные образовательные учреждения, отделения связи и др.) объем предложений по размещению превышает расчетный объем дополнительной потребности. Кроме того, учтены предложения коммерческих структур по развитию торговых площадей, офисных помещений и ряда других объектов обслуживания.
(нажать фототаблицы для увеличения)
Таблица 3.1.4.3 - Расчет основных объектов культурно-бытового обслуживания микрорайонного значения Правобережного округа
Таблица 3.1.4.4 - Расчет основных объектов культурно-бытового обслуживания микрорайонного значения Октябрьского округа
Таблица 3.1.4.5 - Расчет основных объектов культурно-бытового обслуживания микрорайонного значения Свердловского округа
В соответствии с п. 5.2.1.1 МНГП г. Иркутска, в состав озелененных территорий общего пользования объектов градостроительного нормирования - входят парки, сады, скверы, бульвары, а также территории зеленых насаждений в составе участков для отдыха, туризма и занятий спортом.
Необходимая площадь озелененных территорий внемикрорайонного значения на расчетный срок определяется согласно СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*), п.9.13, табл. 4, и для населения 640 тыс. чел. составляет 1 024,0 га при нормативной обеспеченности 16 м2/чел.
Озелененные территории общего пользования (кроме микрорайонных) на исходный год разработки генерального плана занимали территорию в 384,0 га. Важнейшими участками озелененной рекреационной территории являются о-ва Юность и Конный, Центральный парк, сад им. Парижской Коммуны, роща «Звездочка», зеленая зона Академгородка, парки в районе Сибэкспоцентра, при железнодорожной станции Иркутск-Сортировочный и в Иркутске-II («Авиаторов»).
Иркутск располагает значительными резервами для организации рекреационных зеленых насаждений общего пользования в виде участков леса, прилегающих к селитебной территории в районах Академгородка, Синюшиной горы, курорта «Ангара», Кайской горы, плотины ГЭС и других.
Проектом предусматривается создание новых и обустройство существующих озелененных территорий общего пользования с доведением уровня обеспеченности населения до нормативных значений. При этом по каждому из административных округов средний уровень обеспеченности превышает нормативный для жилых районов в размере 10,5 м2/чел. в соответствии с п. 2.1.3, табл. 2.4, МНГП г. Иркутска (см. таблицу 3.1.5.1). Озелененные территории размещаются по берегам р. Ушаковки, р. Ангары, Иркутского водохранилища (планировочный район Чертугеевский), благоустраивается парк в центральной части Ново-Ленино.
Таблица 3.1.5.1 – Проектное размещение озелененных территорий общего пользования по административным округам
Административный округ |
Население, тыс. чел. |
Нормативная потребность в зеленых насаждениях районного значения, га |
Размещается по проекту* га |
1. Правобережный |
114,8 |
120,5 |
205,0 |
2. Октябрьский |
188,0 |
197,4 |
292,1 |
3. Свердловский |
209,1 |
219,6 |
264,5 |
4. Ленинский |
128,1 |
134,5 |
377,8 |
Всего по городу |
640,0 |
672,0 |
1 139,4 |
Примечание: * – с учетом озелененных территорий городского значения и зеленых насаждений на территориях, предназначенных для отдыха и туризма
В состав озелененных территорий общего пользования войдут парки, скверы, бульвары, а также зеленые насаждения, размещаемые на территориях, предназначенных для отдыха и туризма (из расчета озеленения 50% из площади). Общая площадь сохраняемых и размещаемых по проекту внемикрорайонных озелененных территорий общего пользования составит к расчетному сроку 1 139,4 га (см. таблицу 3.1.5.1), или 17,8 м2 на одного жителя, что выше уровня нормативной потребности.
В задачи генерального плана не входит внутренняя планировка жилых кварталов и микрорайонов. Проектом принимается, что площадь озелененной территории участков жилой застройки и микрорайонов (включая участки школ и дошкольных образовательных учреждений) в соответствии с п.2.1.3 МНГП г. Иркутска (таблица 2.4) составит 7,4-12,86 м2/чел.
Нормативная территория физкультурно-спортивных сооружений общего пользования определяется в соответствии с рекомендациями СП 42.13330.2011 (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*), приложение Ж, на уровне 0,7-0,9 га на 1 тыс. жителей и на расчетный срок для населения 640 тыс. чел. составляет не менее 448 га.
Проектом предусматривается сохранение существующих спортивных комплексов («Труд», «Локомотив», «Динамо»), других физкультурно-спортивных объектов, реконструкция стадиона «Автомобилист», строительство плоскостных спортивных сооружений в новых жилых районах (Чертугеевский) и в составе рекреационной зоны Спортивные залы и крытые бассейны предлагается разместить в составе общественных центров.
Намечено выделение территории под плоскостные спортивные сооружения на о. Юность, полуострове в р-не пос. Кирова, на берегу Иркута у п. Горького, в Ново-Ленино, п. Боково. Комплексы спортивно-тренажерных залов и аквапарков предлагается разместить у м-на «Солнечный», на о. Юности, в прибрежной зоне Академгородка. Спортивные комплексы предусматриваются также в районе ИрГУПС, Ершовского залива, в общественной зоне Академгородка, в предместье Рабочее.
Общая площадь спортивных сооружений г. Иркутска в границах селитебной территории, предусмотренных к размещению разработанными проектами планировки, к расчетному сроку составит 366,5 га, что превышает уровень нормативной потребности для жилых районов (35% общей нормы). Недостающие площади территории физкультурно-спортивных сооружений (не менее 81,5 га) проектом предлагается разместить в пределах зоны, предназначенной для отдыха и туризма (ее площадь составляет 467,5 га).
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей