Начата реконструкция Транссибирской магистрали для перевода ее на тепловозную тягу, продолжено строительство железнодорожной линии Улан-Удэ – Наушки до Улан-Батора (1950 г.) и Пекина (1965 г.). В 1962 г. Транссибирская магистраль полностью переведена на тепловозную тягу, а с 1971 г. сквозное движение по ней начали электровозы.
Несмотря на неизменность протяженности железных дорог (646 км), объемы перевозок грузов резко возрастали. Отправление грузов в 1970 г. по сравнению с 1940 г. возросло в 4,8 раза, прибытие – в 5,9, перевозки пассажиров – в 2,4 раза. Самыми крупными станциями на берегу Байкала стали Слюдянка, Мысовая, Байкал, Селенга.
Главным событием периода 80-х гг. в развитии транспорта не только северного Прибайкалья, но и всего востока страны стало строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМа). Ее протяженность на территории Бурятии составляет 524 км. Со сдачей в эксплуатацию магистрали (01.01.1990 г.) протяженность железных дорог республики увеличилась почти в 2 раза. Строительство положило начало хозяйственному освоению северного Прибайкалья. На всем своем протяжении по территории Бурятии БАМ имеет электрифицированную тягу. Станции Таксимо и Уоян могут стать крупными транспортными узлами, ибо от Таксимо построена автомобильная дорога на Бодайбо – центр золотодобывающей промышленности Иркутской области – и намечено продолжение ее на юг, в Баунтовский район. Со ст. Уоян была построена по временной схеме автодорога в Баргузинскую долину, которая, к сожалению, не была перестроена в постоянную дорогу и разрушена паводками и другими природными процессами.
До сих пор обсуждается вопрос о проектировании и строительстве железнодорожной линии Уоян – Озерное – Могзон, соединяющей Транссиб с БАМом, в целях повышения маневренности сети востока страны и освоения природных ресурсов межмагистральной территории. В 2003 г. на севере Бурятии сдан в эксплуатацию самый длинный в России Северо-Муйский тоннель (15 км), что значительно повысило пропускную способность БАМа.
В общем объеме перевозок грузов в регионе всеми видами транспорта за 1992–2005 гг. заметно увеличилась доля железнодорожного транспорта – с 6% в 1992 г. до 20% в 2002 г.
В период реформ 90-х годов из-за неравномерного роста тарифов произошли изменения в структуре пассажирских перевозок. Существенный рост стоимости авиабилетов привел к переключению пассажиров на относительно дешевый железнодорожный транспорт. В общем пассажирообороте доля железнодорожного транспорта составляет 73%. С 1994 г. по 2002 г. наблюдалось некоторое снижение пассажирооборота, но в последующие годы вновь начался подъем.
Влияние железнодорожного транспорта на экосистему озера Байкал несравненно ниже, чем других отраслей хозяйства, хотя его общая эксплуатационная длина по БПТ составляет 1432 км, в том числе по Центральной экологической зоне – 327 км, Буферной зоне – 714 км. Объем выбросов железнодорожного транспорта в Центральной экологической зоне колеблется в пределах 4 тыс. т, в Буферной – 2 тыс. т. Объем отходов в зонах соответственно составляет 26 и 120 тыс. тонн в год. Выбросы и отходы формируются в основном от стационарных источников.
Источник: Байкал: природа и люди : энциклопедический справочник / Байкальский институт природопользования СО РАН ; [отв. ред. чл.-корр. А. К. Тулохонов] – Улан-Удэ : ЭКОС : Издательство БНЦ СО РАН, 2009. – 608 с.: цв. ил.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей