Автомобильный транспорт Иркутской области

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Автомобильный транспорт в Иркутской области является наиболее массовым и доступным. Он осуществляет местные и межрегиональные грузовые и пассажирские перевозки, обслуживает все отрасли хозяйства и является наиболее динамично развивающимся. Наиболее велико его значение в транспортном обслуживании промышленного и сельскохозяйственного производства, строительного комплекса, торговой сети. По данным Иркутскстата, на 1000 кв. км территории Иркутской области приходится 28 км автомобильных дорог. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием по итогам 2012 г. составляет 21,8 тыс. км или 77,5% их общей протяженности. Значительно увеличилась протяженность дорог, имеющих усовершенствованное покрытие (на 70,3% к 2005 г.).

Характеристика автодорожной системы

По данным Иркутскстата, на начало 2013 г. в собственности юридических лиц и граждан имелось 743,7 тыс. единиц автотранспорта. В областном автопарке насчитывается 607,1 тыс. легковых автомобилей, 101,5 тыс. грузовых, 24,7 тыс. автобусов, из них в собственности граждан - соответственно 98,5%, 86,8%, 80,8% общего наличия. Если в 2005 году на 1000 жителей области приходилось 143 собственных легковых автомобиля, то в 2012 году – 252. 

Автомобильным транспортом всех видов деятельности (включая неформальный сектор) за год перевезено 168,4 млн. тонн грузов с грузооборотом 3,6 млрд. т-км. Общее количество грузовых автомобилей, с учетом находящихся в собственности индивидуальных владельцев, увеличилось на 2% к 2011г., наличие автобусов уменьшилось на 11%. Обеспеченность автобусами общего пользования на 100 тыс. чел. населения снизилась на 31% к 2005г. (в целом по России - на 5%). Автобусами предприятий, осуществляющими перевозку пассажиров на коммерческой основе, перевезено 93,7 млн. человек, пассажирооборот составил 1408 млн. пасс-км.

Однако доставка грузов не возможна без разветвленной дорожной сети автомобильных дорог. Протяженность автомобильных дорог общего пользования и ведомственных с твердым покрытием составляет 19393 км это 15,3% общей протяженности автодорог в СФО. По протяженности автодорог Иркутская область занимает 2-е место в СФО. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 16 км на 1000 км2 (по СФО — 17 км; по России — 31 км).

Основу автодорожной сети области составляют три федеральные автомобильные дороги: М-53 «Байкал» (Иркутск–Красноярск) протяженностью 749 км, М-55 (Выдрино–Иркутск) протяженностью 186 км, 1Р-418 (Иркутск–Усть-Орда) протяжѐнностью — 59 км. Автодороги федерального значения Иркутской области находятся в ведении Федерального государственного управления (ФГУ) автомобильной магистрали «Красноярск-Иркутск». Основная транспортная магистраль Иркутской области — федеральная автомобильная дорога «Байкал» (М-53) на участке от границы с Красноярским краем до Иркутска, которая проходит параллельно участку Транссибирской железной дороги по наиболее освоенной территории региона. Продолжением ее является М-55 на участке от Иркутска до границы Республики Бурятия. По ней осуществляются грузовые и пассажирские перевозки, обеспечивается доступ в наиболее туристически ориентированный район на юго-западном побережье озера Байкал. На эти автомобильные дороги приходится наибольший грузовой и пассажирский поток, по ним осуществляется почти половина всей транспортной работы, выполняемой предприятиями, организациями и населением.

В структуре перевозки грузов автомобильный транспорт занимает втрое место, уступая железнодорожному, но является лидером в перевозке пассажиров. Автомобильный транспорт перевозит в 2–4 раза больше грузов, чем все остальные виды транспорта. В 2008 году автомобильный транспорт области перевез 14,8 млн т грузов и более 170 млн человек.

Большая часть внутриобластного грузооборота приходится на внутрирайонные и внутригородские перевозки, особенно на участок автодороги Иркутск–Ангарск–Черемхово–Зима. Наибольший поток транзитных грузов, перевозимых автомобильным транспортом, приходится на участок автомобильной дороги федерального значения Красноярск–Иркутск–Улан-Удэ (Московский тракт). 

География автомобильных дорог

Основная дорожная сеть сконцентрирована у крупных городов, особенно в южных промышленно освоенных районах области, а также вдоль транссибирской железнодорожной магистрали.

Наиболее крупный транспортный узел сформировался в районе крупных городов: Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Черемхово и Шелехов. Именно через эти города проходит Московский тракт, начинаются дороги на Байкал и верхнюю Лену, а также предгорные районы Восточного Саяна. 

Для разгрузки Ангарска и Иркутска от большого потока автомашин вокруг этих городов строятся объездные дороги, позволяющие транзитному автотранспорту, минуя город, попадать с одного шоссе на другое.

Плотность сети

Наибольшая густота дорожной сети отмечена в Западной Европе, где плотность дорог с твердым покрытием в 5-10 раз выше, чем в России. По сибирским меркам, вся Европа покрыта асфальтом. 

Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в отдельных регионах России (в расчете на 1000 кв. км территории; км)


 

2005

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Российская Федерация

31

37

37

38

39

43

54

Сибирский
федеральный округ

17

28

28

21

21

28

33

Республика Алтай

31

32

32

32

32

33

44

Республика Бурятия

11

18

18

18

20

20

23

Республика Тыва

12

18

18

18

17

17

15

Республика Хакасия

43

43

45

46

46

46

75

Алтайский край

86

103

94

91

91

208

221

Забайкальский край

24

37

37

36

36

34

34

Красноярский край

5,5

5,6

5,6

6,2

6,4

11

11

Иркутская область

16

16

16

16

16

20

28

Кемеровская область

61

83

87

87

90

96

145

Новосибирская область

56

60

60

61

65

66

90

Омская область

57

80

80

77

75

76

97

Томская область

10

13

13

13

13

14

22

В Иркутской области из-за наличия на ее территории обширных неосвоенных районов средняя плотность автомобильных дорог здесь вдвое ниже, чем в целом в России. Дорожная сеть более развита в промышленно освоенных районах и вблизи крупных городов. 

Крупнейшим узлом автодорог является Иркутск. От него лучами отходят магистрали в сторону Москвы (Иркутск - Красноярск), Владивостока (Иркутск - Улан-Удэ), в район Верхней Лены (Иркутск - Качуг - Жигалово), в Монголию (Иркутск - Култук - Монды). 

Основные тракты Иркутской области

Приленские тракты

К ним относятся Качугский (Иркутск - Качуг - Жигалово), Ангаро-Ленский (Братск - Усть-Кут), Шалашниковский (Тыреть - Жигалово) тракты. По этим трактам грузы доставлялись в северные районы Иркутской губернии и Якутию. 

Качугский (Ленский) тракт. Этот старинный тракт имеет протяженность 256 км. Он соединяет Московский тракт с Ленской водной магистралью. Это направление до 1950-х гг. являлось основным путем следования грузового потока для снабжения Якутии и золотодобывающей промышленности. Недостатком тракта являлось то, что он выходил лишь в верховья Лены, откуда грузы могли сплавлялться только на мелкосидящих и малотоннажных судах. 

Ангаро-Ленский тракт. Сейчас он соединяет Братск и Усть-Кут (670 км). До образования Братского водохранилища этот тракт соединял пристань Заярскую (на Ангаре, в 650 км от Иркутск) с пристанью Осетрово (на Лене). Протяженность его была 273 км, а направление (в средней части между Илимком и пос. Мукой) совпадало со старинным Илимским волоком, проложенным в первой половине XVII в. для связи Ангарского бассейна с Ленским. 

Развитие этого тракта началось с 1880-х гг., одновременно с промышленным освоением Лено-Витимского золотоносного района. Да этого здесь имелась только вьючная тропа. Затем на средства золотопромышленника Сибирякова по этой дороге был проложен колесный путь. 

В начале XX в. делались попвтки построить наромальный колесный путь между Б.Мамырью (на Ангаре) и Усть-Кутом (на Лене). Но эти попытки остались неосуществленными. Лишь в 1930-х гг. был сооружен автогужевой путь. Но он все равно был труднопоходимым для автомобилей. 

После прокладки железной дороги от Тайшета до Усть-Кута значимость старинной дороги снизилась. а после формирования Братского водохранилища был проложен тракт Братск - Усть-Кут, который прошел в другом месте.

Шалашниковский (Тыреть-Жигаловский) тракт. Построен в первой половине XIX в. Имел длину 275 км. Связывал железнодорожную станцию Тыреть с пристанью Жигалово на Лене.

Тракт начинался в пос. Тыреть, сейчас -  в пос. Залари. Затем он проходит через районный центр Балаганск, далее идет паромная переправа через Ангару, затем следует перевал через Березовый хребет и пересечение сплавной реки Илги. Условно тракт делится на три участка: 1. - Тыреть - Балаганск, 2 - Балаганск - Чичканово, 3 - Чичканово - Жигалово. До 1960-х гг. техническое сосотояние тракта, а также наличие крутых затяжных подъемов и опасныъ обрывистых мест затрудняли гужевые и автомобильные перевозки. В связи с этим основной объем грузов перевозился в зимний период. Сейчас тракт обустраивается, на большей его части проложен асфальт.

 Московский тракт

Начинается от границы с Красноярским краем и проходит возле Транссибирской железнодорожной мгистрали д о Байкала. Протяженность его в пределах Иркутской области - 785 км.

Тракт проходит по наиболее населенным и хозяйственно освоенным районам и существенно разгружает Восточно-Сибирскую железную дорогу от короткопробежных грузов, особенно на участке Иркутск - Черемхово - Зима. Кроме того, по нему следуют транзитные грузы, перевозимые автомобильным транспортом через территорию Иркутской области в западном и восточном направлениях. 

С севера и юга к Москвоскому тракту примыкают важнейшие дороги, связывающие его с большей частью районов области. 

Братский тракт (Братск - Тулун)

Имеет протяженность 328 км. Проложен в виде грунтовой дороги еще в 1898 г. С тех пор и до строительства Ленской железной дороги (Тайшет - Братск - Усть-Кут) он являлся основной автогужевой магистралью, связывающей Братск с Московским трактом, а впомледствии - с Транссибирской железнодорожной магистралью. По нему вывозились сельскохозяйственные продукты к железной дороге, а также к Большеокинской и Заярской пристаням. До создания Братского водохранилища он связывал с железной дорогой Ангаро-Ленский тракт у пристани Заярской на ангаре. по тракту перевозилась северная почта, а на время закрытия навигации по ангаре  - срочные грузы для снабжения населения северных районов. Сейчас тракт утратил свое значение и используется в основном для сокращения автомобильного пробега при поездках по маршрурту Иркутск - Братск. 

Тунскинский тракт (Култук - Монды)

Начинается от пос. Култук и проходит по Тункинской долине в Монголию. Тракт активно действовал в пределах Иркутской губернии с XIX в. После административно-территориального переустройства и сохдания в 1938 г. Иркутской области в ее пределах остался только головной участок тракта (Култук - Быстрое - Тибельти) протяженностью около 40 км, остальная часть тракта оказалась на территории Республики Бурятии. 

Байкальский тракт

Такое название получила автомобильная дорога от иркутска в сторону Байкала, к устью Ангары (Иркутск - Листвянка), протяженностью 63 км. Дорога асфальтирована, проходит по живописной местности вдоль правого берега Иркутского водохранилища. По ней проезжает много туристов и гостей Иркутска, желающих увидеть озеро Байкал и исток Ангары, посетить Лимнологический музей. 

Автомобильный пассажирский транспорт

Автомобильные перевозки пассажиров осуществляются 111 лицензиатами автомобильного транспорта, из которых 73% зарегистрированных перевозчиков являются индивидуальными предпринимателями, 17% являются юридическими лицами. В пригородном и межмуниципальном пассажирском сообщении перевозки осуществляются по 214 маршрутам, в межрегиональном автомобильном сообщении - по 16 маршрутам.

Список предприятий автомобильного транспорта 

Маршрутная сеть области сформирована таким образом, чтобы обеспечивать связь районных центров Иркутской области с поселениями, входящими в соответствующий район Иркутской области, а также связь районных центров с административным центром Иркутской области. Автобусным сообщением с административным центром Иркутской области охвачены 20 районных центров. Наиболее плотной транспортной сетью маршрутов пассажирских межмуниципальных перевозок в области характеризуется Иркутский район, Усольский район, Усть-Ордынский Бурятский округ. В северной части Иркутской области (Катангский район, Мамско-Чуйский, Бодайбинский, Киренский районы) слабо развита сеть автомобильных дорог, в связи с этим транспортное сообщение с административным центром Иркутской области осуществляется только авиационным транспортом.

За последние несколько лет наблюдается снижение объемов перевозок пассажиров на автомобильном транспорте, связанное с ростом количества транспорта в личном пользовании граждан, уменьшением количества подвижного состава средней и большой вместимости, снижением пассажиропотока по регулярным маршрутам. Серьезную проблему для развития транспортного комплекса Иркутской области представляет существенный износ основных фондов организаций транспорта. Особенно остро данная проблема стоит для автомобильного пассажирского транспорта (степень износа в 2009 году - 67,3%).

По состоянию на 1 января 2011 года на территории Иркутской области функционирует 1 автовокзал в городе Иркутске, 12 пассажирских автостанций. Для приведения в соответствие современным показателям качества обслуживания населения требуются реконструкция и строительство автовокзала и автостанций в городах и районных центрах Иркутской области.

Актуальные проблемы пассажирского транспорта Иркутской области

За последние годы экономический кризис отразился на работе пассажирского транспорта. Следствием этого стало уменьшение финансирования отрасли, старение и сокращение подвижного состава, снижение объемов выполненной работы. 

Численность автобусов общего пользования по сравнению с 2005 г. увеличилась на 26,2 %, объем перевезенных пассажиров – почти без изменений, пассажирооборот уменьшился на 21%. Преобладающими факторами, существенно ограничивающими деятельность автотранспортных организаций, осуществляющих пассажирские перевозки, являлись: недостаток финансовых средств, высокий уровень налогов, недостаточный платежеспособный спрос, неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств и их высокая стоимость, высокий уровень конкуренции и цен на топливо. 


Пассажирский подвижной состав (количество, штук)
Автобусы
23476
26908
28382
28094
27319
27697
24703
в том числе:
 
 
 
 
 
 
 
предприятий
автотранспорта
1449
1073
970
1248
1404
1226
1179
в собственности
граждан
18181
21892
23513
23248
22481
22909
19965
Легковые служебные
автомобили
8540
9116
9062
8804
8838
101822
101141
Легковые автомобили
в личной собственности
356224
413537
460711
463156
491364
542660
598056
Специальные автомобили
8410
8087
9147
9314
10532
12082
9671
в том числе в личной
собственности граждан
407
464
1455
1729
2676
4278
2578
Пикапы и легковые
фургоны

826

761

586

569

600

701

716

Цены на автобусные услуги пригородного сообщения с 2005 по 2013 гг. выросли на 57,9 %, в 2008 г. наблюдался самый сильный скачок. Цены на внутригородской автомобильный транспорт выросли почти в 2 раза по сравнению с 2005 г.

Однако не только цена играет существенную роль. При выборе вида транспорта пассажира интересует ряд параметров перевозки - комфортность, безопасность, близость к месту жительства и работы или к местам пересадки на городской транспорт, время движения. 

Рассмотрим среднюю дальность поездок, которую может совершить житель города, поскольку она «служит показателем возможностей транспортной системы. Для этого проведем исследование по видам пассажирских транспортных услуг оказываемых в Иркутской области.


Среднее расстояние поездки, км

Всего

10

11

11

11

14

15

15

внутригородское
сообщение

7

7

8

8

13

14

13

пригородное
сообщение

23

20

19

21

22

24

21

междугородное
сообщение

84

113

137

190

101

204

143

Согласно представленной информации, произошло увеличение средней дальности поездки пассажиров по автобусам внутреннего сообщения до 13 км (на 23%), среднее расстояние пригородного сообщения уменьшилось до 21 км (на 8%). Дальность поездки в междугородных автобусах увеличилась почти в 2 раза до 143 км. По данной тенденции, на наш взгляд, можно говорить о серьезной конкурентной борьбе между автобусным и железнодорожным транспортом. 

Еще один показатель – скорость сообщения. Правилами дорожного движения РФ установлено ограничение для междугородных автобусов пределом 90 км/ч. По сложившейся эксплуатационной практике при скорости свыше 50 км/ч междугородный маршрут считают скоростным, а свыше 55 км/ч - экспрессным. 

Подводя итог можно сказать, что, несмотря на передовые позиции отечественной прикладной науки, практические вопросы организации перевозок пассажирским транспортом, как правило, отстают от современных требований. Причинами этого являются объективные и субъективные обстоятельства. К ним относится недостаточное внимание к проблемам технического перевооружения транспорта, обеспечения его производственно-технической базы, недостаточный платежеспособный спрос и пр. Во многом преодоление возникшего отставания должно обеспечиваться проводимой реформой социально-экономических отношений в областном хозяйстве. Однако, работа органов управления, непосредственно отвечающих за общественный пассажирский транспорт, не носила системного, последовательного характера и не выполняла в полной мере возложенных на нее функций по социальной защите населения. Таким образом, сложившаяся в сфере пассажирских перевозок ситуация, является нестабильной и требует существенных изменений.

Литература

  1. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 – Стр. 233 

  2. Шештокас В. В. Город и транспорт. – М.: Стройиздат, 1984 – С. 9

  3. Транспорт и связь Иркутской области за 2012 г. Статистический сборник. Иркутскстат. Иркутск. 2013 – С. 39 

  4. Винокуров, Михаил Алексеевич. Экономика Иркутской области [Текст] : Науч.-попул. и учеб.-справ. изд. Т. 3 / М. А. Винокуров, А. П. Суходолов; Байкал. гос. ун-т экономики и права. (ИГЭА), 2002. - 430 с

  5. ​Ипполитова Н.А. Транспорт Иркутской области // Население и хозяйство Иркутской области "Вестник кафедры географии ВСГАО". 2011. № 4 (5)

  6. Преловская А.В. Актуальные проблемы работы пассажирского транспорта Иркутской области

  7. Выдержки из  государственной программы Иркутской области "Развитие транспортного комплекса Иркутской области" на 2014-2018. Иркутск , 2013

Ссылки

  1. Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области. Автомобильный пассажирский транспорт

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Составление Иркипедии | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 29 марта 2015

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркутская область | Библиотека по теме "Экономика"