Новости

Транспорт Байкала. Железная дорога на Байкале // Галазий Г. И. Байкал в вопросах и ответах

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Материал воспроизводит главу из книги академика Галазия Г. И. "Байкал в вопросах и ответах" (1989). Сквозная нумерация вопросов по книге сохранена.

679. Когда по льду Байкала строили железную дорогу?

Железная дорога протяженностью 40 км прокладыва­лась в январе—феврале 1904 г. по льду Байкала до ст. Танхой. Она сыграла большую роль в снабжении Вос­точного фронта различными грузами и боеприпасами, а самое главное — обеспечила участок Транссибирской же­лезной дороги от Байкала до Владивостока подвижным составом (вагонами и паровозами) в период русско-япон­ской войны. По железной дороге через Байкал от при­стани Малый Баранчик (ныне порт Байкал) до ст. Тан­хой было перегнано 1000 вагонов и 65 паровозов. Вес паровозов лед не выдерживал, поэтому их перевозили в разобранном виде. Это был выдающийся подвиг русских инженеров. Подобного сооружения за столь короткий срок мировая практика железнодорожного строительства не знает.

680. Как осуществлялась связь между восточным и западным участками Кругобайкальской железной дороги?

До смыкания восточного и западного участков с по­мощью ледокола-парома «Байкал». «Байкал» принимал па себя целиком железнодорожный состав, прямо с маги­стральных путей. На противоположной стороне, на вос­точном берегу озера, были устроены подъездные пути на ст. Мысовая и Танхой. В зимнее время переправа рабо­тала до Танхоя, а летом — до Мысовой.

681. Когда завершилось строительство Кругобайкальского участка железной дороги?

Транссибирская железная дорога подошла к Байка­лу у истока Ангары в 1900 г. Строительство Кругобайкальского участка завершилось в 1904 г., постоянное дви­жение поездов началось в 1905 г. В связи с тем, что Кругобайкальский участок дороги от ст. Байкал до ст. Култук имеет довольно сложный профиль и множест­во тоннелей, движение поездов часто прерывалось. По­этому паромная переправа действовала как резервная и вспомогательная еще в течение многих лет до первой ми­ровой войны и позже, до того времени, как ледокол-паром «Байкал» пострадал от пожара в 1918 г.

682. Какова длина Кругобайкальского участка железной дороги?

От ст. Байкал до ст. Посольская, где железная доро­га отходит от Байкала и поворачивает на восток, — более 300 км. В настоящее время она стала короче почти на сотню километров, так как ее участок от ст. Байкал до ст. Култук и даже несколько дальше остался тупиком после строительства плотины Иркутской ГЭС и затопле­ния участка дороги вдоль Ангары от Иркутска до Бай­кала. Новая дорога прошла по долинам pp. Иркут и Олхи до ст. Слюдянка.

683. Сколько было построено тоннелей на байкальском участке дороги?

При однопутной дороге более трех десятков тонне­лей (39). После постройки второго пути количество тоннелей и различных инженерных переходов достигло 83. Общая длина всех тоннелей около 6,5 км. В настоящее время на этом участке сохранен только один путь, и до­рога работает с очень малой нагрузкой. Между тем, с точки зрения специалистов, она представляет собой уникальное сочетание практически всех видов путевых ин­женерных сооружений. Этот участок мог бы служить пре­красным учебно-практическим пособием для студентов железнодорожных вузов и музеем инженерно-строитель­ного искусства. Здесь много живописных уголков и пу­стующих зданий, где можно разместить туристические базы, зоны отдыха и спорта и т. п. Но все это в запусте­нии. Интересно напомнить, на всем протяжении БАМа (более 3 тыс. км) всего 8 тоннелей общей протяженнос­тью около 30 км. Самый длинный из них Северомуйский, протяженностью около 15 км.

684. Какой из тоннелей на байкальском участке Транссибирской железной дороги самый длинный?

Самый длинный тоннель прорезает мыс Половинный. Его длина около 800 м (на северо-западном берегу Бай­кала один из мысовых тоннелей БАМа имеет длину около 1700 м).

Другие главы из книги Г.И. Галазия "Байкал в вопросах и ответах"

  1. Байкал: любопытные факты
  2. Вода Байкала: все, что нужно знать
  3. Байкал: волны, течения, водообмен
  4. Рельеф дна и глубина Байкала
  5. Байкал. Геология
  6. Климат Байкала
  7. Геоморфология Байкала
  8. Гидробиология Байкала
  9. Гидрофизика Байкала
  10. Жизнь на дне Байкала
  11. Промысловые организмы Байкала
  12. Байкал. Растительный мир
  13. Навигация и судоходство на Байкале
  14. Байкал: промысел и разведение рыб
  15. Байкал: человек под водой
  16. Байкал: памятники природы и истории науки
  17. Температурный режим на Байкале
  18. Легенды и гипотезы Байкала
  19. Уровень Байкала
  20. Крупнейшие озера мира
  21. Ледовый режим Байкала
  22. Гидрохимия Байкала
  23. Научные методы исследования Байкала
  24. Байкал: волны, течения, водообмен
  25. Байкал: жизнь в толще вод
  26. Байкал: памятники природы и истории науки
  27. Человек на Байкале
  28. Чем человек вреден для Байкала
  29. Ангара

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Галазий Григорий Иванович | Источник(и): Байкал в вопросах и ответах. - Иркутск, 1989 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1989 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Байкал в вопросах и ответах | Байкал | Библиотека по теме "Байкал"