Материал воспроизводит главу из книги академика Галазия Г. И. "Байкал в вопросах и ответах" (1989). Сквозная нумерация вопросов по книге сохранена.
Гидрография изучает форму котловины озера, характер берегов, топографию дна и условия навигации. Интересно образное сравнение Г. В. Дубаха и Р. В. Табера «...сравним океан с ведром воды, тогда можно сказать, что гидрография изучает самое ведро, а океанография — воду в нем». Гидрографы наносят на карты береговую черту водоема, измеряют глубины, рельеф дна, магнитные склонения и наклонения, приливные колебания уровня, течения и метеорологические элементы.
В конце XVIII века на участке от Ангары до Посольского берега, расположенного с юга от дельты Селенги. Гидрографическая съемка всего Байкала выполнена под руководством Ф. К. Дриженко с 1896 по 1902 гг.
Это было сделано гидрографической экспедицией Ф. К. Дриженко в начале нашего века, когда появилась потребность в регулярном судоходстве на Байкале и были построены навигационные маяки, позволяющие контролировать судовой курс.
Меркаторская проекция — это способ изображения сферической поверхности Земли на плоскости (карты). Меркаторская проекция является равноугольной картографической проекцией, то есть сохраняет правильность углов и направлений, но не сохраняет правильности размеров. Недостаток ее в том, что с увеличением широты растет и масштаб. Но есть и неоценимое достоинство — простота построения и нанесения на нее точек и линий. Кроме того, прямая линия, проведенная в произвольном направлении, является линией постоянного курса (пересекает меридианы под одинаковым углом). Именно поэтому меркаторскую проекцию и применяют для навигационных карт. Изобретена Г. Меркатором, фламандским картографом и математиком XVI века.
Навигационная карта Байкала составлена в меркаторской проекции. Карты южной, средней и северной частей озера составлены в масштабе 6 верст в дюйме. Генеральная меркаторская карта составлена в масштабе 14 верст в дюйме гидрографической экспедицией под руководством Ф. К. Дриженко.
Определение положения судна отсчетом пройденного в направлении курса корабля пути от последней хорошо известной точки. Положение судна по счислению определяется в том случае, когда нельзя применить другие, более точные методы.
На Байкале суда ходят по счислению в туманы, когда видимость очень мала, а также в ночные часы при пасмурной погоде. При вождении судов по счислению необходимо очень хорошо знать течения, а также дрейф судна. В настоящее время все крупные суда оснащены радиолокаторами, поэтому пользоваться определением положения судов по счислению приходится все реже. Малые суда, на которых нет радиолокаторов, в трудных условиях отстаиваются в безопасных местах.
В 1908 г. Главным гидрографическим управлением на основании исследований, которые провела специальная экспедиция под руководством Ф. К. Дриженко.
Адмиралтейство в Иркутске было открыто в 1764 г. и просуществовало до 1839 г. Оно осуществляло руководство судоходством и морскими исследованиями не только в Восточной Сибири, но и на Дальнем Востоке. При Адмиралтействе существовала Охотская морская команда, которая наряду с другими работами производила топографическую съемку берегов Байкала. Школа навигации и геодезии была открыта в 1754 г.
На пассажирских и туристических маршрутах около 1200 миль.
Научно-исследовательское судно Лимнологического института СО АН СССР «Г. Ю. Верещагин» оснащено глубоководным якорным устройством, которое позволяет ему становиться на якорь на любой глубине.
Опасна для судна резкая качка (сильный крен и броски). Она вызывается не столько высокими, сколько крутыми волнами. На Байкале штормовые волны всегда крутые, гораздо круче, чем морские.
Район между северной оконечностью острова Ольхон, Ушканьими островами, Нижним изголовьем полуострова Святой Нос и мысом Телегина, а также участок Малого моря против долины (ущелья) р. Сармы, пролив Малые Ольхонские ворота и акватория Байкала, к востоку от этого пролива. В первом районе наиболее высокие крутые и часто неупорядоченные волны — до 5—5,5 м и более; во втором — наиболее свирепый, порывистый ветер из всех, какие бывают на Байкале.
Для пассажирских и грузовых судов обычно с июня по сентябрь. Научно-исследовательские суда начинают навигацию вслед за вскрытием озера ото льда и завершают ее с замерзанием Байкала, то есть с мая по январь.
В 1844 г. были построены два буксирных парохода: один с машиной в 30, а другой 50 л. с. Нередко случалось, что пароходы эти при сильных встречных ветрах бросали буксируемые ими баржи, а потом, когда стихал ветер, на второй или третий день, отыскивали их в озере.
С 1643 года. Первые 7 лет оно было нерегулярным и проводилось только для сбора ясака на кочах и шитиках. С 1650 г. началось постоянное судоходство через Байкал, предназначенное для нужд дипломатических и административных служб.
Осенью 1902 г. в районе Малого моря сильно пострадал пароход «Адмирал Невский», погибли буксируемые им баржи, на которых возвращались с путины рыбаки с семьями. Катастрофа произошла перед мысом Кобылья Голова, при выходе из Малого моря в Малые Ольхонские Ворота. Ветер сарма развился так стремительно и был таким сильным, что пароход вынужден был обрубить буксиры и оставить баржи па произвол судьбы. Одну баржу, что шла последней, выбросило на песчаную отмель, и люди на ней спаслись. А две других баржи выбросило на камни у мыса Кобылья Голова. Было уже холодно, баржи сильно обледенели, и даже те из немногих людей, которым удалось выбраться на берег, погибли от переохлаждения.
Основная же причина катастрофы — недостаточное знание капитаном судна природных особенностей Байкала. Хотя сарма развивается стремительно, но ее природные предвестники, особенно в этом районе, всегда есть. Над вершинами гор собираются неподвижные тучи, и ветер начинается, как только образуется небольшой просвет между вершинами гор и нижней кромкой облаков. Местные жители называют этот просвет воротами. Если ворота открылись — через 20—30 минут начинается ветер. Вот этот промежуток времени уже достаточен, чтобы изготовиться к встрече со стихией. А скопление неподвижных туч, темных, как дождевые облака, начинается за 2—3 часа. Всего этого капитан пострадавшего судна не учел или пренебрег, стремясь быстро обогнуть мыс Кобылья Голова, чтобы укрыться в одной из бухт в проливе. Но просчитался, дорого заплатив за это жизнями людей (погибло 172 человека). Само судно чудом сохранилось, стоя у подветренного берега на двух якорях с двигателем, работающим на полный вперед.
В самом конце прошлого века в Англии фирмой Амстронг, а из частей собраны па судоверфи в пос. Лиственичное. В 1900 г. на воду спущен ледокол «Байкал», а в 1903 г. ледокол «Ангара». Эти ледоколы в тяжелой ледовой обстановке совместными усилиями совершали регулярные рейсы, преодолевая лед толщиной до 50— (10 см; а лед толщиной до 30—40 см сравнительно легко и каждый в отдельности. Предельная толщина льда, которую преодолевали ледоколы, от 60 до 100 см.
Ледокол «Байкал» имел водоизмещение около 4200 т, «Ангара» около 1400 т. «Байкал» был самым мощным паромом ледокольного типа и вторым в мире судном по мощности, водоизмещению и способности взламывать лед (самым мощным был «Ермак», построенный в Англии, по идее и техническому заданию адмирала С. О. Макарова). «Байкал» имел длину 290 футов, ширину 57 футов, три паровых машины общей мощностью 3750 л. с, три гребных винта. На «Байкале» было три палубы, на второй палубе три железнодорожных ветки, он принимал 25 вагонов, кроме того, ледокол имел трюмный груз до 800 т. В каютах верхней палубы размещалось до 300 пассажиров.
Интересно отметить, что первые суда, приспособленные для плавания во льдах, появились, по-видимому, еще в XI—XII вв. у зверопромысловиков в Белом море. Первый ледокол с паровой машиной «Пайлот» совершил плавание в 1864 г. между Кронштадтом и Ораниенбаумом. Этот ледокол явился прототипом многих речных и морских ледоколов как у нас в стране, так и за рубежом.
Ледокол «Байкал» сильно пострадал от пожара во время гражданской войны в августе 1918 г. у пристани Мысовая, затем был разрезан на металлолом. Ледокол «Ангара» сохранился до настоящего времени и передан в ДОСААФ. В нем предполагается организовать музей революционной и боевой славы сибиряков и байкальских моряков — участников революции и гражданской войны.
В настоящее время специальных ледоколов на Байкале нет. Маломощные (до 300 л. с.) рейдово-буксирные теплоходы выполняют ледокольные работы главным образом на акватории портов, да пока лед тонкий, до 103 15 см, перевозят людей от порта Байкал до Листвянки и обратно. А когда лед становится толще, до 20—25 см, от порта Байкал до Лимнологического института и обратно по незамерзающей открытой части озера у истока р. Ангары.
В 1916 г. по инициативе и под руководством В. Ч. Дорогостайского был построен катер «Чайка». Для его постройки использовались средства Академии наук и частные пожертвования. Правда, просуществовал он сравнительно недолго. Но вместо него байкальской экспедицией Академии наук был построен новый катер — его точная копия, — который прослужил около полувека. Для деревянных судов это завидное долголетие. За это время он несколько раз модернизировался и перестраивался.
Судно «Г. Ю. Верещагин» Лимнологического института Сибирского отделения Академии наук СССР, построенное в 1962 г. в Киеве на заводе «Ленинская кузница». На Байкал доставлено в разобранном виде, на судоверфи в пос. Лиственичное собрано и спущено на воду. С 1964 г. на нем начаты исследовательские работы. Его водоизмещение 560 т, длина 43,6 м, ширина палубы 7,8 м. Оно имеет 6 оборудованных лабораторий, в которых одновременно могут работать 15 человек исследователей различных специальностей. Это современное судно оснащено эхолотами, радиолокаторами, судовыми дистанционными метеостанциями, гидрологическими глубоководными лебедками, траловой лебедкой, глубоководным якорным устройством, позволяющим стать на якорь на любой глубине Байкала, и другим экспедиционным и навигационным оборудованием.
По сообщению инспекции Байкалрыбвод, в бассейне Байкала более десяти тысяч лодок.
Вмороженные в лед суда «вымораживают», удаляя лед слой за слоем на определенную глубину вокруг судна. Таким образом, подводная часть судна обнажается, и оно оказывается стоящим на килевой части в ледовой чаще. Далее проводят нужный ремонт. Для того чтобы не затопило водой всю выемку по обводу судна, через определенные расстояния оставляют ледовые перемычки, которые выполняют также роль ледовых кильблоков.
Сначала делают нужных размеров сруб из бревен или бруса (лучше лиственничных) вблизи того места, где причал должен быть установлен. Затем прорубают во льду полынью по размерам причала и в нее сдвигают сруб. А затем постепенно загружают его балластом, обычно каменным. Если сруб недостаточно высок, то по мере погружения его наращивают. Сруб садят на заранее подготовленное дно. Если причал длинный, его делают составным из нескольких затопляемых срубов, которые устанавливают впритык. Когда причал посажен на дно и выведен на нужную высоту, его обустраивают. Деревянные причалы, сделанные из лиственницы, которая в воде практически не гниет, могут служить несколько десятилетий.
Обледенение судов происходит при морозном парении, при выпадении дождя и мокрого снега и от брызг при шторме, когда температура воздуха ниже точки замерзания воды. Капли воды, попадающие на палубу и надстройки судна, должны иметь температуру, близкую к нулю, или быть переохлажденными. В этом случае вода при соприкосновении с твердыми предметами быстро превращается в лед, который покрывает судно сплошной ледяной коркой. Нарастание льда идет обычно очень быстро. Морозное парение состоит из переохлажденных капель воды, часть которых при соприкосновении с твердыми предметами замерзает почти мгновенно, а другие замерзают несколько позже. Самое сильное обледенение происходит при забрызгивании движущегося судна при ветре силой более 5 баллов, температуре воздуха ниже точки замерзания воды, а температура воды близка к точке ее замерзания.
Может, если надводная часть судна станет тяжелее подводной, и центр тяжести переместится выше ватерлинии.
В связи с обледенением судов на Байкале в осенне-зимнее время навигация прекращается довольно рано. Малые исследовательские суда вынуждены ограничивать район экспедиций не далее 20 км от бухт, заливов, других убежищ.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей