Оглавление
- 1. 679. Когда по льду Байкала строили железную дорогу?
- 2. 680. Как осуществлялась связь между восточным и западным участками Кругобайкальской железной дороги?
- 3. 681. Когда завершилось строительство Кругобайкальского участка железной дороги?
- 4. 682. Какова длина Кругобайкальского участка железной дороги?
- 5. 683. Сколько было построено тоннелей на байкальском участке дороги?
- 6. 684. Какой из тоннелей на байкальском участке Транссибирской железной дороги самый длинный?
- 7. Другие главы из книги Г.И. Галазия "Байкал в вопросах и ответах"
Материал воспроизводит главу из книги академика Галазия Г. И. "Байкал в вопросах и ответах" (1989). Сквозная нумерация вопросов по книге сохранена.
679. Когда по льду Байкала строили железную дорогу?
Железная дорога протяженностью 40 км прокладывалась в январе—феврале 1904 г. по льду Байкала до ст. Танхой. Она сыграла большую роль в снабжении Восточного фронта различными грузами и боеприпасами, а самое главное — обеспечила участок Транссибирской железной дороги от Байкала до Владивостока подвижным составом (вагонами и паровозами) в период русско-японской войны. По железной дороге через Байкал от пристани Малый Баранчик (ныне порт Байкал) до ст. Танхой было перегнано 1000 вагонов и 65 паровозов. Вес паровозов лед не выдерживал, поэтому их перевозили в разобранном виде. Это был выдающийся подвиг русских инженеров. Подобного сооружения за столь короткий срок мировая практика железнодорожного строительства не знает.
680. Как осуществлялась связь между восточным и западным участками Кругобайкальской железной дороги?
До смыкания восточного и западного участков с помощью ледокола-парома «Байкал». «Байкал» принимал па себя целиком железнодорожный состав, прямо с магистральных путей. На противоположной стороне, на восточном берегу озера, были устроены подъездные пути на ст. Мысовая и Танхой. В зимнее время переправа работала до Танхоя, а летом — до Мысовой.
681. Когда завершилось строительство Кругобайкальского участка железной дороги?
Транссибирская железная дорога подошла к Байкалу у истока Ангары в 1900 г. Строительство Кругобайкальского участка завершилось в 1904 г., постоянное движение поездов началось в 1905 г. В связи с тем, что Кругобайкальский участок дороги от ст. Байкал до ст. Култук имеет довольно сложный профиль и множество тоннелей, движение поездов часто прерывалось. Поэтому паромная переправа действовала как резервная и вспомогательная еще в течение многих лет до первой мировой войны и позже, до того времени, как ледокол-паром «Байкал» пострадал от пожара в 1918 г.
682. Какова длина Кругобайкальского участка железной дороги?
От ст. Байкал до ст. Посольская, где железная дорога отходит от Байкала и поворачивает на восток, — более 300 км. В настоящее время она стала короче почти на сотню километров, так как ее участок от ст. Байкал до ст. Култук и даже несколько дальше остался тупиком после строительства плотины Иркутской ГЭС и затопления участка дороги вдоль Ангары от Иркутска до Байкала. Новая дорога прошла по долинам pp. Иркут и Олхи до ст. Слюдянка.
683. Сколько было построено тоннелей на байкальском участке дороги?
При однопутной дороге более трех десятков тоннелей (39). После постройки второго пути количество тоннелей и различных инженерных переходов достигло 83. Общая длина всех тоннелей около 6,5 км. В настоящее время на этом участке сохранен только один путь, и дорога работает с очень малой нагрузкой. Между тем, с точки зрения специалистов, она представляет собой уникальное сочетание практически всех видов путевых инженерных сооружений. Этот участок мог бы служить прекрасным учебно-практическим пособием для студентов железнодорожных вузов и музеем инженерно-строительного искусства. Здесь много живописных уголков и пустующих зданий, где можно разместить туристические базы, зоны отдыха и спорта и т. п. Но все это в запустении. Интересно напомнить, на всем протяжении БАМа (более 3 тыс. км) всего 8 тоннелей общей протяженностью около 30 км. Самый длинный из них Северомуйский, протяженностью около 15 км.
684. Какой из тоннелей на байкальском участке Транссибирской железной дороги самый длинный?
Самый длинный тоннель прорезает мыс Половинный. Его длина около 800 м (на северо-западном берегу Байкала один из мысовых тоннелей БАМа имеет длину около 1700 м).
Другие главы из книги Г.И. Галазия "Байкал в вопросах и ответах"
- Байкал: любопытные факты
- Вода Байкала: все, что нужно знать
- Байкал: волны, течения, водообмен
- Рельеф дна и глубина Байкала
- Байкал. Геология
- Климат Байкала
- Геоморфология Байкала
- Гидробиология Байкала
- Гидрофизика Байкала
- Жизнь на дне Байкала
- Промысловые организмы Байкала
- Байкал. Растительный мир
- Навигация и судоходство на Байкале
- Байкал: промысел и разведение рыб
- Байкал: человек под водой
- Байкал: памятники природы и истории науки
- Температурный режим на Байкале
- Легенды и гипотезы Байкала
- Уровень Байкала
- Крупнейшие озера мира
- Ледовый режим Байкала
- Гидрохимия Байкала
- Научные методы исследования Байкала
- Байкал: волны, течения, водообмен
- Байкал: жизнь в толще вод
- Байкал: памятники природы и истории науки
- Человек на Байкале
- Чем человек вреден для Байкала
- Ангара