Новости

Вилюй (автодорога)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Автомобильная дорога А-331 «Вилюй» — проектируемая автомобильная дорога федерального значения, которая должна соединить северные районы Иркутской области и Якутию. Предполагается, что маршрут трассы будет проходить из Тулуна через Братск, Усть-Кут, Мирный с конечной точкой в Якутске. Длина трассы составит до 3 тыс. км. В настоящее время существуют участки будущей трассы от Тулуна до Усть-Кута (бывшая Р-419), от Мирного до Якутска, остальные участки — преимущественно по автозимникам.

История

В течение XVII – 1-й половины XVIII веков между Иркутском и Якутском был проложен почтовый Якутский (Приленский) тракт. Общая протяженность его в начале ХХ века составляла 2766 верст.

Участок Якутского тракта от Якутска до Вилюйска назывался Вилюйским трактом. После революции было решено привести Вилюйский тракт в приемлемое для проезда состояние, однако из-за отсутствия средств осуществить это не удалось.

В 1936 был осуществлен первый пробный автопробег Якутск – Вилюйск, чтобы определить пригодность прежнего Вилюйского тракта к автомобильному движению.

С тех пор на будущей трассе появились автозимники — автомобильные дороги, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре.

Позднее трасса строилась с переменным успехом. Первая ее часть — 1184 километра шоссе «Вилюй» от Мирного до Якутска сданы в круглогодичную эксплуатацию в октябре 2005. Но скоро дорога вновь пришла в упадок и сейчас движение возможно частично (хотя на многих участках существует даже автобусное движение).

Маршрут

В Иркутской области по состоянию на 2009 точно определён только начальный отрезок Тулун — Братск — Усть-Кут — Верхнемарково, на котором уже существуют региональная и местная автодороги. Существует шесть возможных вариантов маршрута (нумерация не совпадает с официальной):

  1. от Верхнемаркова на северо-восток полностью вдоль русла Лены с пересечением границы Якутии в районе посёлка Витима, далее через Ленск и Мирный;
  2. от Верхнемаркова по руслу Лены — до района реки Ичеры (Мамско-Чуйский район) — село Преображенка Катангского района — Ербогачён — далее на восток до Мирного;
  3. от Верхнемаркова вдоль Восточного нефтепровода (чуть севернее) без заездов в населённые пункты до пересечения границы с Якутией в районе посёлка Витима, далее через Ленск и Мирный;
  4. от Верхнемаркова по направлению маршрута № 3 с петлёй — заездом в посёлок Непа;
  5. по маршруту существующего зимника Усть-Кут — Мирный: Верхнемарково — Бур — Непа — Преображенка — граница с Якутией — далее на восток до Мирного;
  6. Верхнемарково — Бур — Непа — Преображенка — Ербогачён — граница с Якутией — далее на восток через Тас-Юрях до Мирного.

По территории Якутии дорога будет идти вдоль реки Вилюй — отсюда название трассы, по маршруту существовавшей ранее региональной трассы «Вилюй»: Мирный — Якутск.

Строительство

Автодорога «Вилюй» — совместный проект Якутии и Иркутской области. Администрациями обоих регионов лоббируется включение проекта в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России в 2010—2015 годах». Предполагается, что строительство и реконструкция будут финансироваться из федерального бюджета. В частности, действующие участки местных автодорог уже переданы в федеральную собственность.

До 2014 года на участке от Тулуна до Верхнемаркова планируется перестроить несколько мостов для повышения их грузоподъёмности.

Существующие участки

Ныне существующие участки трассы находятся на отрезках:

  • Тулун — Усть-Кут (бывшая Р-419);
  • Усть-Кут — Верхнемарково (местная дорога);
  • Мирный — Якутск (движение возможно при благоприятных погодных условиях).

Зимой движение между Верхнемарковом и Мирным возможно по зимнику Усть-Кут — Мирный (соответствует приоритетному варианту новой трассы), в летнее время между Усть-Кутом (порт Осетрово) и Ленском действуют паромы.

Тулун — Усть-Кут

Автодорога начинается в Тулуне, выездом в северном направлении. На участке от Тулуна до деревни Александровки Братского района дорога двухполосная, асфальтированная. Через несколько километров после Александровки до Братска проложены две независимые полосы по два ряда каждая, асфальтированы. От Братска до Усть-Кута дорога двухполосная, имеет по одному ряду в каждом направлении.

Неасфальтированные участки с гравийным покрытием:

  • 34 км — на участке между г. Братском и пос. Видимом Нижнеилимского района;
  • 18 км — на участке между пос. Видимом и мостом через реку Илим;
  • ок. 100 км — на участке между пос. Семигорском Нижнеилимского района и г. Усть-Кутом.

Сервисная инфраструктура слабо развита. Автозаправочные станции находятся в каждом населённом пункте, однако на участке Братск — Усть-Кут они встречаются редко. Крупный ремонт на станциях техобслуживания возможен только в Тулуне, Братске, Железногорске-Илимском (15 км от трассы; отворот от Хребтовой), Усть-Куте.

Населённые пункты, географические объекты

Тулунский район:

0 км — Тулун

Выезд с магистрали М-53 «Байкал» в северном направлении

Братский район:

194 км — поворот на Вихоревку; возможно в перспективе — на Чунский и Тайшет

225 км — Братск

Трасса в обход большинства районов города

Поворот на Усть-Илимск и Кодинск.

244 км — Падун, Гидростроитель (районы Братска)

Плотина Братского водохранилища (река Ангара)

254 км — Осиновка (район Братска)

Нижнеилимский район:

364 км — Видим

410 км — мост через реку Илим (Усть-Илимское водохранилище)

454 км — Хребтовая

повороты на Железногорск-Илимский (Ю), Новую Игирму, Рудногорск (С)

480 км — Семигорск

Усть-Кутский район:

Опасный участок — единственный на трассе «тёщин язык» через несколько километров после границы района.

520 км — Ручей

530 км — Янталь

578 км — Усть-Кут

Существует объездная трасса в обход большинства районов города

Поворот на Звёздный; возможно в перспективе — до Киренска (через Небель) и Северобайкальска

Усть-Кут — Верхнемарково

Участок начинается в Усть-Куте выездом в северо-восточном направлении (вдоль русла Лены). Имеет гравийное покрытие.

Станции техобслуживания, гостиницы, иной сервис — только в Усть-Куте. АЗС во всех населённых пунктах.

Населённые пункты

  • 0 км — Усть-Кут
  • 32 км — Подымахино, Казарки
  • 138 км — Верхнемарково

Верхнемарково — Мирный

На 2009 год участок является зимником. Начинается в Верхнемаркове выездом на север, проходит через Катангский район Иркутской области и завершается в Мирном.

Сервисная инфраструктура практически неразвита. АЗС на большем протяжении участка отсутствуют. Населённые пункты очень редки.

Населённые пункты

Иркутская область:

  • Верхнемарково (выезд в северном направлении)
  • Бур
  • Непа
  • Преображенка
  • Тас-Юрях
  • Мирный
  • на север — Удачный (630 км) и Полярный (640 км)
  • на восток — Алмазный (5 км), далее до Сунтара, Вилюйска, Якутска
  • на юг — Ленск (220 км)

Мирный — Якутск

Участок начинается на развилке дорог в 16 км к юго-востоку от Мирного, выездом в восточном направлении в сторону Алмазного. Проходит через Сунтар, Верхневилюйск, Вилюйск, Бердигестях и заканчивается в Якутске. Круглогодичное сообщение на участке возможно только условно, в некоторых местах во время проливных дождей полотно дороги (как и в случае с автодорогой «Лена») превращается в болото.[4].

Другое традиционное название дороги — Вилюйский тракт. В 2007 дорога передана в федеральное управление и образовано ФГУ «Упрдор "Вилюй"».

Населённые пункты, географические объекты

20 км — Алмазный

115 км — Крестях

пересечение Вилюя

208 км — Сунтар

пересечение Вилюя

259 км — Эльгяй

304 км — Шея

370 км — Нюрба

пересечение Вилюя

418 км — Маар

490 км — Хоро (ранее под названием Булгунняхтах)

508 км — Верхневилюйск

пересечение Вилюя

594 км — Вилюйск

669 км — Хампа

864 км — Орто-Сурт

956 км — Асыма

986 км — Бердигестях

975 км — Магарас

1072 км — Якутск

Читайте в Иркипедии:

  1. Якутский (Приленский) тракт
  2. Иркутско-Якутский почтовый тракт: история становления (формат PDF)
  3. Байкал (автодорога Р-258)
  4. Сибирь (автодорога Р-255)
  5. Обход города Иркутска (автодорога)
  6. Байкальский тракт (трасса М55Л)
  7. Московский (Главный Сибирский) тракт
  8. Александровский (Заангарский) тракт
  9. Кругобайкальский (Кругоморский) тракт

Ссылки

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия / Русская Википедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркутская область | Русская Википедия | Транспортный комплекс