Новости

Якутский (Приленский) тракт

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Якутский (Приленский) тракт — главный почтовый тракт от Иркутска до Якутска. Проложен в течение XVII – 1-й половины XVIII. Общая протяженность в начале ХХ составляла 2766 верст, а по территории Иркутской губернии – 1772 версты.

Якутский (Приленский) тракт: энциклопедическая справка

Основные почтовые, грузовые и пассажирские перевозки происходили на грунтовой дороге ИркутскКачуг (236 верст), реже в направлении КачугЖигалово (140 верст). От Жигалово основное сообщение осуществлялось по воде (р. Лена), а в зимнее время по льду реки. В середине XIX – начале XX в границах Иркутской губрении на Якутском тракте было устроено около 80 почтовых станций, из них 15 на перегоне Иркутск – Жигалово: Хомутовская, Жердовская, Усть-Ордынская, Ользоновская, Баяндаевская, Хоготовская, Манзурская, Хорбатовская, Качугская, Верхоленская, Тюменцевская, Коркинская, Петровская, Пономаревская, Жигаловская. Они находились на расстоянии от 16 до 35 верст друг от друга.

В 60-е XIX почту по Якутскому тракту перевозили 2 раза в неделю. С 90-х XIX условия почтово-пассажирских перевозок на Якутскому тракту определялись особым документом – «Кондициями на содержание казенных почтовых станций Приленского тракта». В 1865 в почтово-пассажирских перевозках от Иркутска до Жигалово было занято 120 лошадей, в 1889 – 150, в 1907 – 420. По Якутскому тракту в Приленский крае (на прииски, в Киренский округ, Якутскую область) следовали большие партии грузов. В конце XIX – начале XX в сторону Качуга ежегодно перевозилось 350-470 пуд. тяжестей. В 1910 по Якутскому тракту в сторону Качугской пристани перевезли 1270 тыс. пуд. грузов (в т. ч. хлеба 316 тыс. пуд.). Прогоняли также большие партии скота. Из Качуга в Иркутск привозили пушнину, мамонтовую кость, кожу, конский волос, соль, рыбу (до 6 тыс. пуд. ежегодно). По Якутскому тракту проходили приисковые и арестантские партии.

В начале ХХ стоимость провоза пуда груза по Якутскому тракту летом составляла 60-70 коп., а зимой 30-40 коп. Пассажирские тарифы от Иркутска до Качуга составляли 63-94,5 коп. за перегон. В 1910 стоимость версты пути от Иркутска до Качуга устанавливалась в размере 3 коп.

Все работы на Якутском тракте выполнялись местным населением.

Читайте в Иркипедии:

  1. Иркутско-Якутский почтовый тракт: история становления (формат PDF)
  2. Московский (Главный Сибирский) тракт
  3. Александровский (Заангарский) тракт
  4. Байкальский тракт (трасса М55Л)
  5. Кругобайкальский (Кругоморский) тракт

Литература

  1. Гузенков С. В. Очерки истории транспортного освоения Лено-Витимского района: 60-е гг. XIX в. – 1917. — Иркутск, 2001.
  2. Лазаренко В. В., Шабуров С. С. Твои дороги, Приангарье. — Иркутск, 1997.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркутск. Историко-краеведческий словарь. - Иркутск, 2011 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историко-краеведческий словарь | Иркутск | Транспортный комплекс