Московский (Главный Сибирский) тракт

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Московский тракт

Автор: Ahnode
Автор: Николай Добровольский
Гостиные дворы на Тихвинской площади Иркутска. Фото XIХ в.
Гостиные дворы на Тихвинской площади Иркутска. Фото XIХ в.
Автор: А. К. Гофман
Московские ворота в Иркутске, на въезде в город у переправы через Ангару по маршруту Московского тракта. Открытка. Конец XIX в.
Московские ворота в Иркутске, на въезде в город у переправы через Ангару по маршруту Московского тракта. Открытка. Конец XIX в.

Московский (Главный Сибирский) тракт (также Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Великий тракт, Большой тракт) — старинный сухопутный маршрут из европейской части России через Сибирь к границам Китая.

Московский (Главный Сибирский) тракт: энциклопедическая справка

Московский (Главный Сибирский) тракт проложен в 30–60-е XVIII. Протяженность Московского тракта по Восточной Сибири составляла 2529 верст, а по Иркутской губернии – 667,5. В 60-е XIX общая длина Московского тракта определялась в 640,5 верст. В границах Иркутской губернии он проходил по территории Иркутского (108 верст), Балаганского (123 версты) и Нижнеудинского округов (409,5 версты).

Почтовые станции были построены к 1741. С середины 50-х XVIII Московский тракт усиленно обустраивался и заселялся. В 60-е XIX на Московском тракте в пределах Иркутской губернии было 28 почтовых станций на расстоянии 12,5–30 верст друг от друга. В конце XIX – начале ХХ почту по тракту перевозили ежедневно. В 60-е XIX в почтовых перевозках на тракте в Иркутской губернии было занято 560–890 лошадей.

Грузовое движение по Московскому тракту было интенсивным. На участке Томск – Иркутск в XVIII–XIX по тележному и санному пути ежегодно проходило 4 млн пудов грузов, от 80 до 100 тыс. подвод. В перевозках участвовало до 20 тыс. «возчиков». Средняя скорость передвижения обоза по тракту составляла 35–45 верст в сутки.

Московский тракт традиционно использовался для передвижения арестантских партий. С 1882 по 1885 в Иркутск прибыли 17 341 арестант.

Поскольку Московский тракт имел важное государственное значение, на нем была организована дорожная служба. От Иркутска до Ачинска он был разделен на 7 дорожных участков, которые делились на околотки. В пределах округов, через которые пролегал тракт, была утверждена должность участкового инженера. Участком руководил техник, а околотком – дорожный мастер. Участковые инженеры, техники и мастера контролировали строительные и ремонтные работы, выполнявшиеся местным крестьянским населением, техническое состояние тракта. В январе 1891 были утверждены «Правила о порядке следования обозов по Главному Сибирскому почтовому тракту между г. Иркутском и Томском». Контроль за их исполнением возлагался на дорожных инженеров и техников. Неудовлетворительное состояние Московского тракта побудило правительство установить с 1887 по 1889 повозный сбор. Он устанавливался на перегоне Иркутск – Ачинск и взимался с каждой повозки. От уплаты освобождались войсковые обозы, рекрутские и арестантские повозки, повозки, везущие материалы и груз исключительно для нужд Московского тракта, а также крестьяне, перевозившие груз «в своей окрестности» для продажи на рынок. Повозный сбор взимался на установленных по Московскому тракту заставах (в Иркутске, Кимильтее, Тулуне, Канске, Ачинске). В 1888–1889 размер его составил ок. 293 тыс. р.

В период строительства Транссиба Московский тракт использовался для перевозки большого количества строительных материалов. Вследствие значительных нагрузок он был сильно разрушен. С пуском Сибирской железной дороги в эксплуатацию Московский тракт потерял свое былое значение.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. — Иркутск : Сиб. книга, 2011

История Московского тракта

Из-за отсутствия дорог сообщение европейской части России с Сибирью долгое время осуществлялось по речным путям. Из сухопутных путей существовала Бабиновская дорога, заменившая собой дорогу Чердынскую. Из Казани через Елабугу на Соликамск была проложена Арская дорога. В 1689 году был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор, положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем. Торговые потребности поставили ребром вопрос о создании полноценного транспортного коридора между странами. 12 (22) ноября 1689 вышел царский указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью, однако на протяжении 40 лет это решение оставалось на бумаге.

При Петре I путь из Европы в Азию по-прежнему состоял из множества сухопутных дорог, волоков, водных путей. Путешествие этим маршрутом описано протопопом Аввакумом в «Житии» и во второй части «Робинзона Крузо».

В 1725 году в Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Рагузинским-Владиславичем. В результате двухлетних переговоров в 1727 году был подписан Буринский договор об установлении границы вблизи будущего города Кяхта, а также Кяхтинский договор, определивший политические и торговые отношения между Россией и Китаем. Три года спустя правительство принялось наконец за обустройство Сибирского тракта; закончено оно было только в середине XIX века.

Сибирский тракт шёл из Москвы через Муром, Арзамас, Козьмодемьянск, Казань, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем). Далее чаеторговцы пересекали степи Внутренней Монголии и прибывали в Калган — крупную заставу на Великой Китайской стене, считавшуюся воротами в Китай.

В начале XIX века путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шёл через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее как ранее.

В конце XIX века Сибирский тракт уже не мог удовлетворить транспортные потребности российской экономики, что стало причиной сооружения железнодорожной Транссибирской магистрали.

Караванная торговля чаем

Восточная часть тракта — от Сибири до Калгана — по аналогии с Великим шёлковым путём получила в новейшей историографии название «великий чайный путь». По нему из Китая везли в Россию караванами чай.

После подписания Буринского договора на русско-китайской границе началось строительство города Троицкославска, рядом с которым образовалась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. Это положило начало интенсивному торговому обмену между странами, который продолжался почти 300 лет. В 1787 году в России была основана первая чаеторгующая компания «Перлов с сыновьями». Несколько позже появляется обособленный клан торговцев чаем — «чайники». С этого времени чай начинают продавать не только в столицах и близких к ним городам, но и в других регионах России.

Путь начинался в городе Ухань и разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов, которые проходили через более чем 150 городов трех стран. Наиболее значимые пункты сухопутного пути: Тяньмынь, Юэкоу, Цзинчжоу, Шаян, Тайгу, Синьсянь, Шаньин, Датун, Калган (ныне Чжанцзянкоу), Пекин, Чжанбэй, Ундерхаан, Мурен, Хух-Хото, Улан-Хуа, Замын-Уула, Эрдэнэ, Урген, Айраг, Чойр, Баян, Налайх, Урга (ныне Улан-Батор), Дархан, Маймачен (ныне Алтан-Булак), Троицкосавск (ныне Кяхта), Новоселенгинск, Гусиноозерск, Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Кабанск, Мысовая (ныне Бабушкин), Слюдянка, Иркутск, Нижнеудинск, Илимск, Енисейск, Канск.

Водно-сухопутный маршрут шел по реке Янцзы до Шанхая, далее — через Хуанши, Цзюйцзян, Чичжоу, Жэньцзян, Порт-Артур (ныне Люйшунь), Тянь-цзин, Вафандянь, Гайчжоу, Дашицяо, Хайчэн, Ляоян, Мукден (ныне Шэньян), Телин, Сыпин, Чанчунь, Харбин, Чжаодун, Дацин, Лунцзян, Хайлар, Манчжурия, Нерчинск. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) оба маршрута соединялись. Из Иркутска вдоль реки Лена, через Якутск шла наиболее крупная ветвь пути на Аляску. В районе Байкала действовали сухопутные пути через хребет Хамар-Дабан (Удунгинский, Ивановский, Хамар-Дабанский, Игумновский тракты, Кругобайкальский тракт), а также водные пути через Байкал и по Селенге.

Существовали и альтернативные пути доставки чая из Китая. Некоторое количество товара поступало по древнему маршруту Великого шёлкового пути — через Среднюю Азию. Позже часть чая стали переправлять в Россию морским путём через Суэцкий канал и Одессу. В Приморье чай доставляли через Владивосток. В другие страны чай попадал морским путём. Из Шанхая маршруты шли в Лондон, Ливерпуль, Бостон.

Очень важным для русской чайной истории стал 1903 год — завершилось строительство Транссибирской магистрали, что положило конец караванной торговле. Вместе с тем благодаря скорости доставки, чай в России значительно дешевеет, а его употребление становится массовым.

Читайте в Иркипедии:

  1. Александровский (Заангарский) тракт
  2. Байкальский тракт (трасса М55Л)
  3. Кругобайкальский (Кругоморский) тракт
  4. Якутский (Приленский) тракт
  5. Иркутско-Якутский почтовый тракт: история становления

Литература

  1. Лазаренко В. В., Шабуров С. С. Твои дороги, Приангарье. — Иркутск, 1997.
  2. Катионов О. Н. Московско-Сибирский тракт и его жители в XVII – XIX вв. — Новосибирск, 2004.
  3. Ефремов В.А. Сибирский тракт, ямщик и колокольчик //Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции «Словцовские чтения-95». Тюмень, 1996. С. 85-86.
  4. Миненко Н. А. По старому Московскому тракту. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1990.
  5. Катионов О.Н. Московско-Сибирский тракт и его жители в XVII-XIX в. Новосибирск, 2004. 568 с.
  6. История Бурятии: с древнейших времен до начала XX века. Ч.1. — Улан-Удэ, 2009
  7. Чайный путь. — Иркутск: агентства по туризму Республики Бурятия и администрации Иркутской области, 2008
  8. Старицкий А.К. Река Селенга в Забайкальской области. — СПб, 1913

Ссылки

  1. Сибирский тракт // Википедия
  2. Андреева Е. А. Езда по Большому сибирскому тракту в XIX в.
  3. Небольшой фрагмент истории тракта на сайте первоуральского региона
  4. Андрей Мартынов. Живописное путешествие от Москвы до китайской границы. 1816 год.
  5. Иван Носков. Кяхта. 1861 год.
  6. Дмитрий Стахеев. Кяхта. 1865 год.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Составление Иркипедии | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Русская Википедия | Имперский период (1721-1917) | Иркутск | Транспортный комплекс
Загрузка...