Байкальский тракт (трасса М55Л)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Транспорт и транспортные сети Байкальского региона

Автор: Авторский коллектив

Байкальский тракт

Автор: kistenj
Автор: Валерьян Степанович Житенёв
Автор: Валерьян Степанович Житенёв

Байкальский тракт (старое название Заморский тракт) — автомобильная дорога в Иркутской области, связывающая Иркутск и посёлок Листвянка на Байкале (у истока реки Ангары). Является частью федеральной трассы М55 под обозначением М55Л. Протяжённость — 68 км.

Населённые пункты

Непосредственно примыкают к Байкальскому тракту следующие населённые пункты (по направлению из Иркутска в Листвянку): Иркутск, Новая Лисиха, БурдаковкаБольшая речка, Ангарские хутораНиколаЛиствянка. На 15, 16, 17, 21 и 28 километрах к тракту примыкают дачные массивы.

История

Байкальский (Заморский) тракт проложен в XVIII веке. Он соединял Иркутскую губернию и Забайкальскую область. Начинаясь в черте Иркутска, тракт проходил через селения Разводная, Тальцинское, Никольское, Лиственичное. В летнее время путь продолжался через озеро Байкал в Забайкалье на пароходах. Зимой (с середины января) устанавливалась «ледяная дорога» по Байкалу.

По Байкальскому тракту перевозили грузы, почту, пассажиров, проходили арестантские партии. В 1890-е почту по Байкальскому тракту перевозили еженедельно по четвергам. В границах Иркутской губернии на Байкальский тракт были устроены 3 почтовые станции: Патроновская, Тальцинская, Лиственичная. Расстояние между ними в среднем составляло 20,3 версты. В 1860-е на почтовых станциях Байкальского тракта для почтово-пассажирских перевозок находилось по 9 пар почтовых лошадей, 2 пары обывательских (на каждой станции) и 1 этапная (4 пары лошадей). В 1889 – 54 лошади (по 18 лошадей на каждой станции). В 1889 казна за содержание почтовых лошадей на Байкальском тракте заплатила их владельцам 38 322 р. Путешествие по Байкальскому тракту от г. Иркутска до станции Лиственичная стоило путнику в конце XIX – нач. ХХ 1 рубль 83 копейки. Плата взималась за один перегон; определялась расстоянием между станциями. Стоимость версты пути устанавливалась в размере 3 копейки. Перевозки, содержание почтовых станций, ремонтные работы на Байкальском тракте выполняли крестьяне прибайкальских селений Иркутской губернии и Забайкальской области.[1]

Байкальский тракт стал автодорогой с современным дорожным покрытием в начале 1960-х, к приезду правительственной делегации, возглавляемой президентом США Эйзенхауэром. Визит сорвался, но тракт закрепил за собой значение VIP-магистрали, по которой считали необходимым прокатить делегации самого разного уровня. Некогда утомительный путь превратился в приятную часовую прогулку на автомобиле[2].

В настоящее время на этой трассе существует ряд проблем, одна из которых — автомобильные пробки. Самый напряженный участок — с нулевого по 28-й километр, где находится большое количество садоводств и отсутствует развязка у таких населенных пунктов, как Молодежный и Новоразводная, численность населения которых достигла уже 15 тысяч человек. Поэтому реконструкция Байкальского тракта крайне необходима. В ближайшее время, говорят в администрации Иркутского района, работы начнутся на самом проблемном участке трассы: от Иркутска до поселка Новая Лисиха. Все вышеперечисленное, по мнению региональных и районных властей, значительно разгрузит транспортный поток и положительно скажется на имидже не только Иркутского района, но и всей области в целом, так как поселок Листвянка является своего рода визитной карточкой Приангарья и привлекает туристов со всего мира [2].

Читайте в Иркипедии

  1. Московский тракт — главная транспортная артерия России
  2. Александровский (Заангарский) тракт
  3. Иркутский тракт
  4. Якутский (Приленский) тракт
  5. Байкал (автодорога М51, М53, М55)
  6. Обход города Иркутска (автодорога)
  7. Вилюй (автодорога Р419)
  8. Транспорт и транспортные сети Байкальского региона

Примечания

  1. Иркутск. Историко-краеведческий словарь / редкол. Н. В. Бурдонова [и др.] ; ред.-конс. А. В. Иоффе. — Иркутск : Сиб. книга, 2011. — 594 с.
  2. Станет шире // Пятница : газета. — 4 декабря 2010.

Ссылки

  1. Байкальский Тракт

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Байкал | Иркипедия | Иркутский район | Транспортный комплекс