Новости

Транспорт байкальской природной территории. Железнодорожный транспорт

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Начата реконструкция Транссибирской магистрали для перевода ее на тепловозную тягу, продолжено строительство железнодорожной линии Улан-Удэ – Наушки до Улан-Батора (1950 г.) и Пекина (1965 г.). В 1962 г. Транссибирская магистраль полностью переведена на тепловозную тягу, а с 1971 г. сквозное движение по ней начали электровозы.

Несмотря на неизменность протяженности железных дорог (646 км), объемы перевозок грузов резко возрастали. Отправление грузов в 1970 г. по сравнению с 1940 г. возросло в 4,8 раза, прибытие – в 5,9, перевозки пассажиров – в 2,4 раза. Самыми крупными станциями на берегу Байкала стали Слюдянка, Мысовая, Байкал, Селенга.

Главным событием периода 80-х гг. в развитии транспорта не только северного Прибайкалья, но и всего востока страны стало строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМа). Ее протяженность на территории Бурятии составляет 524 км. Со сдачей в эксплуатацию магистрали (01.01.1990 г.) протяженность железных дорог республики увеличилась почти в 2 раза. Строительство положило начало хозяйственному освоению северного Прибайкалья. На всем своем протяжении по территории Бурятии БАМ имеет электрифицированную тягу. Станции Таксимо и Уоян могут стать крупными транспортными узлами, ибо от Таксимо построена автомобильная дорога на Бодайбо – центр золотодобывающей промышленности Иркутской области – и намечено продолжение ее на юг, в Баунтовский район. Со ст. Уоян была построена по временной схеме автодорога в Баргузинскую долину, которая, к сожалению, не была перестроена в постоянную дорогу и разрушена паводками и другими природными процессами.

До сих пор обсуждается вопрос о проектировании и строительстве железнодорожной линии Уоян – Озерное – Могзон, соединяющей Транссиб с БАМом, в целях повышения маневренности сети востока страны и освоения природных ресурсов межмагистральной территории. В 2003 г. на севере Бурятии сдан в эксплуатацию самый длинный в России Северо-Муйский тоннель (15 км), что значительно повысило пропускную способность БАМа.

В общем объеме перевозок грузов в регионе всеми видами транспорта за 1992–2005 гг. заметно увеличилась доля железнодорожного транспорта – с 6% в 1992 г. до 20% в 2002 г.

В период реформ 90-х годов из-за неравномерного роста тарифов произошли изменения в структуре пассажирских перевозок. Существенный рост стоимости авиабилетов привел к переключению пассажиров на относительно дешевый железнодорожный транспорт. В общем пассажирообороте доля железнодорожного транспорта составляет 73%. С 1994 г. по 2002 г. наблюдалось некоторое снижение пассажирооборота, но в последующие годы вновь начался подъем.

Влияние железнодорожного транспорта на экосистему озера Байкал несравненно ниже, чем других отраслей хозяйства, хотя его общая эксплуатационная длина по БПТ составляет 1432 км, в том числе по Центральной экологической зоне – 327 км, Буферной зоне – 714 км. Объем выбросов железнодорожного транспорта в Центральной экологической зоне колеблется в пределах 4 тыс. т, в Буферной – 2 тыс. т. Объем отходов в зонах соответственно составляет 26 и 120 тыс. тонн в год. Выбросы и отходы формируются в основном от стационарных источников.

Источник: Байкал: природа и люди : энциклопедический справочник / Байкальский институт природопользования СО РАН ; [отв. ред. чл.-корр. А. К. Тулохонов] – Улан-Удэ : ЭКОС : Издательство БНЦ СО РАН, 2009. – 608 с.: цв. ил.

Читайте в Иркипедии

Термины

  1. Автодорожная сеть
  2. Водный транспорт
  3. Воздушный транспорт
  4. Железнодорожный транспорт
  5. Связь
  6. Туризм
  7. Туризм в Руспублике Бурятия
  8. Туризм в Иркутской области

Другие ресурсы

  1. Транспорт и транспортные сети Байкальского региона
  2. История автомобильного транспорта в Сибири
  3. Автомобильный транспорт Иркутской области
  4. Железнодорожный транспорт Иркутской области
  5. Водный транспорт Иркутской области

Литература

  1. Новоселов В. Нам 75 лет // Связист. - 1968. - 25 янв.    75 лет работы Иркут. телефон. станции.
  2. Петренко В. Дорога в XXI век // Вост.- Экспресс. - 1992. - Июль-авг. (№32). - С.12.    О проекте стр-ва автомобильной супермагистрали “ЕРАА” (ЕВРОПА - РОССИЯ - АЗИЯ - АМЕРИКА).
  3. Самаруха В.И. Формирование и развитие финансового механизма автотранспортных предприятий: на примере “Иркутскавтотранс”. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1990. - 152 с.
  4. Сапронов Г. Перед дорогой // Комс. правда. - 1988. - 18 июня.    Об истории стр-ва БАМа, в т. ч. иркут. участка.
  5. Транспорт и связь Иркутской области: Стат. сб. / Госкомстат РФ; Иркут. обл. гос. статистики. - Иркутск, 1999. - 46 с.
  6. Транспорт и связь общего пользования Иркутской области в янв.-дек. 1994 г.: Стат. бюл. - Иркутск, 1995. - 41 с.

Ссылки

  1. История дороги | Восточно-Сибирская ЖД
  2. Хандагатайская узкоколейная железная дорога
  3. О районе. Информация на официальном сервере органов государственной власти Республики Бурятия
  4. Центр общественного доступа к открытым информационным системам Прибайкальской районной библиотеки Республики Бурятия
  5. Инвестиционный паспорт Республики Бурятия
  6. Туристский путеводитель «Байкал». — М.: издательство VIZA, 2009. стр. 82—86
  7. Буянтуев Б. Проблемы комплексного использования богатств Байкала и Прибайкалья // Свет над Байкалом. - 1956. - № 6. - С.127-131.
  8. Прибайкалье - Восточная Сибирь. Ресурсы, население  // www.vostok-sibir.ru: сайт
  9. История прибайкалья // Информационный портал
  10. Прибайкалье - центр Азии // Байкальский край: baikalarea.r

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Экономика байкальской природной территории