В послевоенные годы большое внимание было уделено реконструкции дорожной сети. На многих дорогах расширены земляное полотно и проезжая часть, построены мосты через реки и водотоки, появились первые километры дорог с усовершенствованным асфальтобетонным покрытием. В 70-х годах ХХ века на месте заброшенного Кругобайкальского участка бывшего Московского тракта была построена автодорога. Также проложены автодороги Улан-Удэ – Баргузин – Курумкан, Кабанск – Посольское, на Байкало-Кудару и др. С начала 90-х гг. в Бурятии, в том числе в Прибайкалье, наблюдается некоторое сокращение дорог с твердым покрытием: в 1994 г. – 10376 км, в 1997 г. – 8670 км, в 2005 г. – 8495 км. В том числе дорог общего пользования в Республике Бурятия в 1995 г. было 5881 км, что составляет 16,7 км на 1000 км2, в 1999 г. – 6149 км (17,5 км), а в 2003 г. – 6292 км (17,9 км). Общая протяженность на конец 2005 г. составила 4562 км, из них 4283 км (93,9%) – дороги с твердым покрытием. Средняя плотность автодорог республики равна 13,0 км на 1 тыс. кв. км территории. Уменьшение данных показателей по сравнению с предыдущими годами произошло за счет передачи части дорог республиканского значения в собственность муниципальным образованиям в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления. Эти меры пока не способствуют улучшению качества автодорог в целом, так как местные органы власти не способны содержать дороги в соответствующем техническом состоянии из-за отсутствия средств, техники и кадров.
Количественное и качественное состояние автодорожной сети отстает от потребностей народного хозяйства и населения. Об этом свидетельствует сравнение темпов роста грузооборота и протяженности автодорог. Так, за 1950–1990 гг. грузооборот автотранспорта увеличился в 20 раз, а протяженность автодорог с твердым покрытием выросла лишь в 4 раза. Только в конце XX века эта разница несколько сократилась.
В настоящее время в Бурятии текущим ремонтом и эксплуатацией дорог занимается Бурятское государственное проектно-ремонтно-строительное объединение «Бурятавтодор». Его мощность небольшая, техническая оснащенность слабая, впрочем, в последние годы положение начало поправляться. Наиболее высокое качество имеют дороги федерального значения. К ним относятся Кяхтинский и Тункинский тракты, автодорога Иркутск – Улан-Удэ – Мухоршибирь – Чита. Идет реконструкция автодороги Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан. С ее окончанием и возможным строительством автодороги Курумкан – Уоян, окончанием в 2007 г. строительства моста через реку Селенгу, реконструкции автодороги Покровка – Шергино и строительством автодорог в Иркутской области появится возможность формирования в будущем Кругобайкальской автомагистрали. Качественные автодороги – это повышение эффективности экономики, качества жизни населения, охраны окружающей среды за счет снижения удельных загрязняющих выбросов.
Источник: Байкал: природа и люди : энциклопедический справочник / Байкальский институт природопользования СО РАН ; [отв. ред. чл.-корр. А. К. Тулохонов] – Улан-Удэ : ЭКОС : Издательство БНЦ СО РАН, 2009. – 608 с.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей