Новости

История формирования машиностроительного комплекса и металлообработки // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Автор: Не известен
Автор: Не известен

Машиностроение и металлообработка как самостоятельная отрасль промышленности начала формироваться в Иркутской губернии со второй половины XIX в., когда возникла потребность в обслуживании таких быстро развивающихся и базовых для региона отраслей, как горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство и транспорт.

В те годы отрасль была представлена небольшими судостроительными верфями и ремонтными мастерскими, созданными в некоторых городах и вблизи горнопромышленных районов.

Небольшие цехи, производящие несложное оборудование, имелись на Николаевском железоделательном заводе. Они выпускали детали для пароходов и паровых машин, плавающих по Ангаре, Байкалу, Амуру. На заводе в разное время работало 700-3000 рабочих, в том числе прибывших с уральских заводов. В конце XIX в. во время строительства Транссибирской железнодорожной магистрали завод выполнял большой заказ на изготовление рельсов и оборудования для путевого железнодорожного хозяйства на общую сумму 3 млн. руб. золотом (очень большая по тем временам сумма). В это же время был построен второй металлургический завод — Лучихинский, где также производили несложное оборудование, в основном для горнорудной промышленности региона, в первую очередь для быстро развивающейся в те годы золотодобычи.

После строительства Транссибирской железнодорожной магистрали возникла необходимость ремонта подвижного состава. В некоторых депо были созданы довольно крупные железнодорожные мастерские. Для ремонта подвижного состава войсковых частей сибирских округов в 1907-1908 гг. на северной окраине Иркутска построили обозные мастерские.

Впоследствии на базе подобных цехов и мастерских были организованы более крупные производства. Например, иркутские обозные мастерские вскоре начали выпускать сельскохозяйственный инвентарь. Полукустарные механические мастерские в Черемхове, первоначально обслуживающие местные угледобывающие артели, постепенно переросли в машиностроительный завод по производству горнопроходческого оборудования, применяемого на угольных разрезах Иркутского угленосного бассейна и Забайкалья. Здесь же стали изготовлять оборудование для строительных и дорожных работ. На базе учебных механических мастерских, открытых еще в 1866 г. при Иркутском промышленном училище, построили механический завод — одно из старейших машиностроительных предприятий Восточной Сибири. Уже в наше время он выпускал запасные части для сельскохозяйственных машин, токарно-винторезные и металлорежущие станки, которые вывозились за пределы Иркутской области, на Дальний Восток и даже в европейскую часть страны.

Однако первые машиностроительные производства в Иркутской губернии являлись небольшими и ориентировались в основном на удовлетворение потребностей региона. Развивались они благодаря спросу на те или иные виды оборудования со стороны быстро растущих базовых отраслей хозяйства и потребительскому спросу на изделия, завозить которые с Урала или из Европейской России было очень невыгодно.

Новый импульс развитие машиностроения в регионе получило в период социалистической реконструкции народного хозяйства. В то время были построены Черемховский машиностроительный завод и Иркутский завод тяжелого машиностроения, освоено такое новое для региона производство, как прокат металла. Начали создаваться узкоспециализированные производства, ориентированные на удовлетворение не только региональных, но и общесоюзных потребностей конкретных отраслей промышленности.

Иркутский завод стал первенцем тяжелого машиностроения в Восточной Сибири. Организовали его в 1930-х гг. в окрестностях Иркутска, на левом берегу р. Ушаковки, при впадении ее в Ангару, в помещениях бывших обозных мастерских. Заводу присвоили имя Н.Куйбышева, отбывавшего до революции ссылку в Иркутской губернии. На предприятии построили небольшую мартеновскую печь и наладили выпуск горнопроходческого оборудования (который прервался после революции в результате закрытия Николаевского завода). После возведения постоянного моста через Ангару завод связали узкоколейной линией (4 км) с Транссибирской железнодорожной магистралью. В годы войны, выполняя заказы фронта, Иркутский завод тяжелого машиностроения в 1,5 раза увеличил объемы производства. В тот тяжелый период здесь освоили выпуск металлургического и шахтного оборудования, а коллектив предприятия был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Перед войной началось строительство Иркутского авиационного завода. Его появление в далекой Сибири в то время обосновывалось растущей угрозой со стороны империалистической Японии. Боевыс действия на р. Халхин-Гол и участие в них авиации подтвердили необходимость скорейшего создания крупного авиастроительного предприятия на востоке страны.

Благодаря развитию отрасли структура промышленного производства Иркутской области в 1913-1940 гг. существенно изменилась. Удельный вес горнодобывающего комплекса в валовой промышленной продукции сократился с 85 до 44 %, зато доля машиностроения и металлообработки возросла с 4 до 28 %. В годы Великой Отечественной войны в Иркутскую область из европейской части страны было эвакуировано оборудование некоторых машиностроительных и металлообрабатывающих производств. Использовали его для создания новых и расширения уже существующих предприятий. Например, был существенно расширен и модернизирован Иркутский авиационный завод, на заводе им. Куйбышева установили оборудование из Краматорска, а в Черемхове разместили машиностроительное предприятие из Луганской области. Это позволило быстро наладить выпуск десятков наименований вооружения и боеприпасов.

За годы послевоенных пятилеток промышленность перешла на мирные рельсы. Освоили производство новых видов изделий для металлургической, угледобывающей и золотодобывающей промышленности. С возведением Ангарского нефтехимического комбината начали выпуск нефтеаппаратуры. Для лесоперерабатывающих предприятий региона изготовляли лесопильные рамы, для потребительского рынка — стиральные машины, кровати, посуду, хозяйственный инвентарь и т.д.

В середине 1950-х гг. дал продукцию Усольский завод горного оборудования. Он стал выпускать мощное горнопроходческое и шахтное оборудование, крупные шахтные вентиляторы, станки, башенные краны, погрузочные машины и другие сложные изделия. Здесь был открыт крупнейший в Приангарье литейный цех.

К началу 1970-х гг. в области сформировались достаточно крупные предприятия тяжелого машиностроения и станкостроения. Среди них завод им. Куйбышева, станкостроительный завод, заводы горного оборудования, ремонтно-механический им. К. Маркса и др. Освоили производство новой продукции — сталеплавильного, доменного и прокатного оборудования, драг, оборудования для горной промышленности, центробежных насосов, речных судов, боевых самолетов и многой другой.

Дальнейшее развитие получили производства так называемой общесоюзной специализации, имеющие обширные связи и поставляющие свою продукцию в различные районы страны. Например, из общего количества выпускаемых в те годы в Иркутской области металлорежущих станков в регионе потреблялось не более 5-7 %, остальное вывозилось, в том числе экспортировалось.

В «доперестроечный» период сравнительно новыми и быстро развивающимися отраслями машиностроительного производства были электротехническая и радиотехническая промышленность. Предприятия данных отраслей выпускали различные радиодетали, электронные устройства, средства коммуникации и радиосвязи. Эта продукция пеметаллоемкая, но требует значительных затрат квалифицированного труда. Она почти вся вывозилась за пределы области, в том числе экспортировалась.

Еще до революции в губернии имелись судостроительные верфи. В советское время на их базе создали предприятия по строительству и ремонту речных судов; на р. Ангаре (Иркутск), р. Лене (Качуг, Жигалово, Усть-Кут, Киренск) и оз. Байкал (Листвянка).

На крупных железнодорожных станциях (Иркутск-Сортировочный, Зима, Нижнеудинск) основаны мощные предприятия по ремонту подвижного состава. В областном центре развито крупное авиаремонтное производство.

Машиностроение в Иркутской области. Читайте в Иркипедии:

  1. Общие сведения о машиностроении и металлообработке
  2. Машиностроение и металлообработка
  3. Некоторые машиностроительные предприятия Приангарья
  4. Промышленность Байкальского региона
  5. Металлургический комплекс в пределах Иркутской области

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Винокуров М. А. Суходолов А. П. | Источник(и): Экономика Иркутской области: В 4 т. — Иркутск: Изд-во: БГУЭП, 1999 | Том 2 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1999 | Дата последней редакции в Иркипедии: 05 августа 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Книги | Экономика Иркутской области | Библиотека по теме "Экономика"