Корни сегодняшнего промышленного развития Иркутской области уходят в далекое прошлое. Металлургическая промышленность Иркутской губернии зарождалась в конце XVIII – начале XIX вв. и ее возникновение связано с созданием Николаевского чугунолитейного и железоделательного завода на Братской земле. Найденные природные богатства необходимо было использовать. Экономическое развитие региона требовало их освоения.
Большие залежи железной руды Долоновского, Ермаковского, Кежемского, а позднее и Краснояровского рудников, легкость добывания руды, высокое ее качество, обширные площади леса, судоходность рек – все это явилось одной из причин учреждения государством казенного чугунолитейного и железоделательного завода с целью снабжения жителей Восточной Сибири и, прежде всего, Иркутской губернии, чугуном, железом и железными изделиями.
Завод был заложен в 1845 на реке Долоновке (приток Оки) в 25 километрах от Братска. Строился он 10 лет ссыльнокаторжными в таежной глуши, в суровых климатических условиях.
В 1847 была построена уже первая доменная печь, и завод выдал первую плавку.
Окончание строительства завода относится к 1854. В октябре этого года он стал работать на полную мощность.
В первый год работы завода на рудниках было добыто 137 570 пудов руды, выплавлено чугуна 38080 пудов, отлито чугунной посуды и других изделий 21 688 пудов, выковано железа 4 463 пуда, выделано железных инструментов вещей 986 пудов, вытомлено стали 209 пудов. Выделка железа производилась в основном кричным способом. Выделывалось ежегодно от 6 до 20 тысяч пудов. Изготавливалось по номенклатуре 107 изделий из железа и 73 - из чугуна.
Судьба завода тесно связана с экономической жизнью края. Во второй половине XIX в. завод, как и вся горная промышленность, переживает затяжной кризис, вызванный применением принудительного ручного труда и низкой технической оснащенностью.
Убыточное предприятие из казны переходит в частные руки: с 1864 по 1870 им владеют братья Трапезниковы; с 1870 по 1874 - хозяином завода является нижнеудинский купец 1-й гильдии Н.П. Лаврентьев.
В эти годы увеличен выпуск железа до 60 тысяч пудов в год. Завод производством своих изделий стал приносить значительную пользу для края, предоставляя высокие заработки для местного населения, но он оставался нерентабельным предприятием.
Судьба завода изменилась в 1874, с приходом его в полную собственность «Торгового дома братьев Бутиных». Предприятие было переоборудовано. Старое оборудование заменилось новым. Вносились изменения в технологический процесс. В плавильное производство было введено горячее дутье. Стало применяться мартеновское производство стали. В результате этого значительно повысилась производительность труда. С 1874 по 1893 завод дал 1 436 тысяч рублей чистой прибыли.
В 1877 за превращение убыточного предприятия в прибыльное, хозяин завода М.Д. Бутин был награжден орденом Святой Анны III степени, управляющий Н.Е. Глотов получил за установление упавшего хозяйства медаль «За усердие» на Станиславской ленте от Государя Императора.
Продукция Николаевского завода пользовалась большим спросом в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Она получила признание не только в России, но и за рубежом.
Предприятие изготовляло паровые котлы и небольшие паровые машины, выделывало шинное, листовое и котельное железо, железные и стальные изделия, чугунные отливки для производственных целей и домашнего обихода. Было построено 11 пароходов.
По обширности и разнообразию производства завод представлял образцовое промышленное заведение Сибири и входил в десятку сильнейших металлургических предприятий России.
М.Д. Бутин за развитие промышленности в Сибири был избран действительным членом Парижской национальной академии. В 1881 владелец Николаевского завода был награжден большой Золотой медалью Европейского научного общества. В 1882 на Всероссийской промышленной выставке за разнообразные и высококачественные изделия и постройку 125-сильного парохода «Нерчуган» заводу присужден Государственный герб Российского Государства (высшая награда).
В 1883 Николаевский завод, точнее «виновник торжеств» Н.Е. Глотов, получил Золотую медаль на Станиславской ленте.
В 1894 завод расширяется. Был построен его филиал Новониколаевский (Лучихинский) завод, так как предприятие получило крупный государственный заказ на рельсы для строительства Сибирской железной дороги.
Развившийся кризис капитализма в конце XIX века коснулся и «Торгового дома братьев Бутиных». Финансовые затруднения сказались и на делах завода. Он попал на растерзание к кредиторам и был продан «Обществу восточносибирских чугуноплавильных, железоделательных и механических заводов», которое в свою очередь из-за финансового краха вынуждено было закрыть заводы.
Закрывшись в 1899, Николаевские заводы бездействовали более десяти лет. По существу до 1917 они так и не были запущены на полную мощность, переходя из одних рук в другие.
Попытки восстановить производство Николаевского и Лучихинского заводов, предпринимавшиеся товариществом В. Г. Столль и Ко (1917-1919), а также советскими властями (1921-1923), не увенчались успехами. Всеобщая хозяйственная разруха в годы гражданской войны усугубила положение заводов. К началу 1923 их долги достигли 160 000 рублей. В 1924 заводы были ликвидированы.
Завод исчез и время не оставило от него ничего, – лишь отдельные музейные предметы, да знак, установленный в 1990 напоминает о его былом существовании.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей